Конспект урока с использованием здоровьесберегающей технологии «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии
Русский язык УМК «Перспектива»
2 класс
Технологическая карта урока
Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neproiznosimye_soglasnye_.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с использованием здоровьесберегающей технологии
Русский язык УМК «Перспектива»
2 класс
Назаренко Алла Марьяновна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6
Технологическая карта урока
Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»
Цель: 1. Формирование умения правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
2. Развитие умений отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный.
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: проектор, компьютер, неутбуки
Планируемые результаты:
Предметные:
-умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного, обосновывать свой выбор на письме.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
-извлекать информацию, представленную в разных формах;
-представлять информацию в виде схемы (алгоритма).
Регулятивные УУД:
-умение проговаривать последовательность действий на уроке;
-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-высказывать свою версию;
-работать по плану;
-находить и исправлять ошибки самостоятельно;
Коммуникативные универсальные учебные действия
-участвовать в работе группы: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Педагогические технологии
Технология системно-деятельностный подход
Здоровьесберегающая: зрительная гимнастика, релаксация, практическое задание
Личностные:
-умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Ход урока
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия | |
1 | Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин) | - Какие основные правила поведения на уроке необходимо вспомнить? - Прочитайте запись на доске: «Ужасно интересно все то, что неизвестно» - Как вы это понимаете? - Пусть эти слова станут девизом нашего урока. - Какие два этапа учебной деятельности мы должны пройти на уроке? Пальчиковая гимнастика для кистей рук с использованием шишек. У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки, Но еще сильней, чем ельник Нас уколет можжевельник. -Разогрели свои ладони, подарите тепло друг другу и пожелайте успехов. - Я тоже хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке. | Нужно соблюдать порядок на парте; если хочешь спросить, подними руку; не выкрикивай с места; будь внимательным; соблюдай тишину; внимательно слушай учителя и точно выполняй все задания Мы должны понять, что мы не знаем, и постараться самим «открыть» новое знание | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (7-8 мин) | - Какое задание я вам сейчас предложу? -С какой целью? -В нетбуках найдите файл «Задание на пробное действие». Откройте. Прочитайте вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. -Что можете сказать об этих словах? Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия) -Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) -Сформулируйте тему урока. -Какую цель должны достичь на уроке? (Побуждающий к проблеме диалог) В один столбик выпишем слова, в которых «т» произносится, а в другой – где не произносится. | Задание на пробное действие Чтобы понять, чего мы еще не знаем Эти слова однокоренные, но в одних словах «т» произносится, а в других словах нет (осознание противоречия) Почему в некоторых словах «т» не произносится? Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема) Найти способ проверки правописания слов с непроизносимыми согласными и научиться писать слова с этой орфограммой Выписывают два столбиков слов: весть вестник известие известный известно | Познавательные - логические - анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
3 | Выявление причины затруднения (3-4 мин) | - Какое задание вы выполняли? -В чём причина затруднения?
Зрительная гимнастика Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 2 - 3 раза. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 3 - 4 раза. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз. | Задание на пробное действие Мы не знаем правила | Познавательные- постановка и формулирование проблемы. Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин) | -Итак, какие есть гипотезы? -Вы с этой мыслью согласны? (побуждение к проверке) -Все слова второго столбика имеют приставку? (подсказка к контраргументу) - Но слово «вестник» без приставки, а «т» не произносится (контраргумент) -Как проверить эту мысль? (побуждение к проверке) -Как можно поработать со словами каждого столбика? (подсказка к плану) - Подчеркнуте буквы, между которыми стоит «т» в каждом столбике. (сообщение плана проверки) -Что вы наблюдаете? -Сделайте вывод. -Сверьте ваш вывод с учебником. -Вернемся к нашему пробному заданию. Как проверить написание слов с непроизносимой согласной? | «т» не произносится в словах с приставкой: известный, известно. молчат молчат Может, «т» не произносится между двумя согласными? (решающая гипотеза) молчат молчат Подчеркивают. Во всех словах второго столбика «т» стоит между согласными. В первом столбике этого нет (аргумент) Согласный не произносится, когда стоит между двумя согласными. Все верно: из трех согласных звуков подряд средний не произносится. Ответы обучающихся | Регулятивные - целеполагание; планирование, прогнозирование; Познавательные- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5 | Реализация построенного проекта (5-8 мин) | - А сейчас я предлагаю поработать в группах и представить это правило в виде схемы (задание на опорный сигнал). - Вспомним правила работы в группе.
Релаксация На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова: - Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Отдыхают...засыпают... Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются. Все чудесно расслабляется. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело И расслаблено все тело. Губы не напряжены Приоткрыты и теплы. И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Дышится легко, ровно, глубоко. Будто мы лежим на травке Греет солнышко сейчас, Руки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас, Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. Вы полны сил и энергии. Вы многое знаете и умеете. Вы – единая команда. И в вашем единстве – ваша сила. На счет «три» откройте глаза. Один! Два! Три! Встать! | В группе должен быть ответственный; работать должен каждый на общий результат; один говорит, другие слушают; свое несогласие выражай вежливо; если не понял, переспроси). Обучающиеся работают в группах, составляют схемы, от каждой группы схема прикрепляется к доске. Затем сопоставляют их с правильной схемой и делаем вывод, какая группа удачнее всех поработала. | Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логические - анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний. |
6 | Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин) | - Какой следующий шаг мы должны сделать? (Закрепить свои знания) Работа в парею - В нетбуках найдите файл «Работс с текстом». Откройте. Прочитайте. Найдите слова с непроизносимой согласной. Подберите проверочное слово. Без здоровья человек не может быть счастливым. Мы знаем, что его не купишь за деньги. Здоровье надо беречь и укреплять. Ведите здоровый образ жизни! Задание: предложить детям ощупать свои кости, побеседовать об их значении и о том, как сохранить их здоровыми на всю жизнь. – Каждый человек имеет свое имя. Каждая кость скелета имеет свое название. Кости ладони в медицине называют пястными. | Решают типовые задания в паре с проговариванием вслух. Проговаривают слова с непроизносимой согласной и подбирают устно проверочные слова. Счастливым - счастье | Регулятивные - контроль, оценка, коррекция; Познавательные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой (3-5мин) | -Выполните самостоятельно задание. -Подберите к каждому слову однокоренное слово с непроизносимой согласной: место- звезда- капуста- опасен- - Проверьте ответы на слайде с эталоном для самопроверки. - Кто выполнил работу без ошибок, поставьте «+». Сделайте вывод. -Кто допустил в задании ошибку, поставьте «?» Какой сделаете вывод?
| Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. место- местный звезда-звездный капуста-капустный опасен-опасный Нам нужно еще потренироваться | Регулятивные - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные - самоопределение. Познавательные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. |
8 | Включение в систему знаний
| - Выполнить задание (разноуровневое) 2 уровень -Подчеркни буквы, обозначающие непроизносимый согласный в корне слова. -Найди словосочетание, в котором есть орфографическая ошибка. Обведи номер ответа. Объясни правильное написание. 3 уровень -Подчеркни буквы, обозначающие непроизносимый согласный в корне слова. -Найди в тексте ошибки. Запиши правильно слова, в которых допущены ошибки. Рядом объясни правильное написание. -Какую цель урока ставили? -Давайте вернемся к девизу нашего урока. - Есть ли в этом предложении слова с изученной сегодня на уроке орфограммой? | Выполняют задание предложенное учителем. | Регулятивные - контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные - логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
9 | Рефлексия деятельности на уроке (2-3 мин) | -Какова тема урока? -Достигли цель урока? -Какое узнали правило?
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные - смыслообразование, самооценка |
Дома: | -Из учебника по литературному чтению выписать 10 слов с непроизносимым согласным. |
- Используемая литература:
- Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителей.-М., 2002. Мельникова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
конспект урока русского языка 3 класс "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова". Учебние В П Канакина...
Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»
В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...
конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
На этом уроке дети познакомятся с новой орфограммой, научатся правильно определять непроизносимые согласные, подбирая проверочные слова....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными".
Цель:1) совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне;2) отрабатывать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными;3) развивать речь, наблюдательност...
Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
Конспект содержит ссылки на цифровые образовательные ресурсы УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, «Русский язык», 3 класс – М.: Просвещение, 2021. Цель: Научить детей определять в сло...