Конспект урока с использованием здоровьесберегающей технологии «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии

Русский язык УМК «Перспектива»

2 класс

 

Технологическая карта урока

Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neproiznosimye_soglasnye_.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием здоровьесберегающей технологии

Русский язык УМК «Перспектива»

2 класс

Назаренко Алла Марьяновна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 6

Технологическая карта урока

Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Цель: 1. Формирование умения правильно  писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

           2. Развитие умений отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: проектор, компьютер, неутбуки

Планируемые результаты:

Предметные:

-умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного, обосновывать свой выбор на письме. 

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

-представлять информацию в виде схемы (алгоритма). 

Регулятивные УУД: 

-умение проговаривать последовательность действий на уроке;

-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-высказывать свою версию;

-работать по плану;

-находить и исправлять ошибки самостоятельно;

Коммуникативные универсальные учебные действия

-участвовать в работе группы: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Педагогические технологии

Технология системно-деятельностный подход

Здоровьесберегающая:  зрительная гимнастика, релаксация, практическое задание

Личностные: 

-умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Ход урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1

Мотивация к учебной деятельности.

(1-2  мин)

- Какие основные правила поведения на уроке необходимо вспомнить?

- Прочитайте запись на доске:

«Ужасно интересно все то, что неизвестно»

- Как вы это понимаете?

- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

- Какие два этапа учебной деятельности мы должны пройти на уроке?

Пальчиковая гимнастика

для кистей рук с использованием шишек.

        У сосны, у пихты, елки

        Очень колкие иголки,

Но еще сильней, чем ельник

        Нас уколет можжевельник.

-Разогрели свои ладони, подарите тепло друг другу и пожелайте успехов.

- Я тоже хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке.

Нужно соблюдать порядок на парте; если хочешь спросить, подними руку; не выкрикивай с места; будь внимательным; соблюдай тишину; внимательно слушай учителя  и точно выполняй все задания

Мы должны  понять, что мы  не знаем, и постараться самим «открыть» новое  знание

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

 (7-8 мин)

- Какое задание я вам сейчас предложу?    

-С какой целью?

нетбуках найдите файл «Задание на пробное действие». Откройте.

Прочитайте вслух слова:

 весть, известие, вестник, известный, известно.

-Что можете сказать об этих словах? Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

-Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

-Сформулируйте тему урока.

-Какую цель должны достичь на уроке?

(Побуждающий к проблеме диалог)

В один столбик выпишем слова, в которых «т» произносится, а в другой – где не произносится.

Задание на пробное действие

Чтобы понять, чего мы еще не знаем

Эти слова однокоренные, но в одних словах «т» произносится, а в других словах нет (осознание противоречия)

Почему в некоторых словах «т» не произносится?

Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема)

Найти способ проверки правописания слов с непроизносимыми согласными и научиться писать слова с этой орфограммой

Выписывают два столбиков слов:

весть                   вестник

известие             известный

                             известно

Познавательные - логические - анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

3

Выявление причины затруднения 

(3-4 мин)

- Какое задание вы выполняли?

-В чём причина затруднения?

 

Зрительная гимнастика

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 2 - 3 раза.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 3 - 4 раза.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

Задание на пробное действие

Мы не знаем правила

Познавательные- постановка и формулирование проблемы.

 Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4

Построение проекта выхода из затруднения

(4-6 мин)

-Итак, какие есть гипотезы?

-Вы с этой мыслью согласны? (побуждение к проверке)

-Все слова второго столбика имеют приставку? (подсказка к контраргументу)

- Но слово «вестник» без приставки, а  «т» не произносится (контраргумент)

-Как проверить эту мысль? (побуждение к проверке)

-Как можно поработать со словами каждого столбика? (подсказка к плану)

- Подчеркнуте буквы, между которыми стоит «т» в каждом столбике. (сообщение плана проверки)

-Что вы наблюдаете?

-Сделайте вывод.

-Сверьте ваш вывод с учебником.

-Вернемся к нашему пробному заданию. Как проверить написание слов с непроизносимой согласной?

«т» не произносится в словах с приставкой: известный, известно.

молчат

молчат

Может, «т»  не произносится между двумя согласными? (решающая гипотеза)

молчат

молчат

Подчеркивают.

Во всех словах второго столбика «т» стоит между согласными. В первом столбике этого нет (аргумент)

Согласный не произносится, когда стоит между двумя согласными.

Все верно: из трех согласных звуков подряд средний не произносится.

Ответы обучающихся

Регулятивные - целеполагание; планирование, прогнозирование; Познавательные- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5

Реализация построенного проекта

(5-8 мин)

- А сейчас я предлагаю поработать в группах и представить это правило в виде схемы    (задание на опорный сигнал).

- Вспомним правила работы в группе.

   

Релаксация

На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова:

- Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!»

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают.

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают...засыпают...

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело

И расслаблено все тело.

Губы не напряжены

Приоткрыты и теплы.

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Будто мы лежим на травке

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Жарче солнышко сейчас,

Ноги теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Вы полны сил и энергии.

Вы многое знаете и умеете.

Вы – единая команда.

И в вашем единстве – ваша сила.

На счет «три» откройте глаза.

Один! Два! Три! Встать!

В группе должен быть ответственный; работать должен каждый на общий результат; один говорит, другие слушают; свое несогласие выражай вежливо; если не понял, переспроси).  Обучающиеся работают в группах, составляют схемы, от каждой группы схема прикрепляется к доске. Затем сопоставляют их с правильной схемой и делаем вывод, какая группа удачнее всех поработала.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логические - анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний.

6

Первичное закрепление во внешней речи

(4-5 мин)

- Какой следующий шаг мы должны сделать? (Закрепить свои знания)

Работа в парею

- В нетбуках найдите файл «Работс с текстом». Откройте. Прочитайте. Найдите слова с непроизносимой согласной. Подберите проверочное слово.

   Без здоровья человек не может быть счастливым. Мы знаем, что его не купишь за деньги. Здоровье надо беречь и укреплять. Ведите здоровый образ жизни! 

Задание: предложить детям ощупать свои кости, побеседовать об их значении и о том, как сохранить их здоровыми на всю жизнь.

– Каждый человек имеет свое имя. Каждая кость скелета имеет свое название. Кости ладони в медицине называют пястными.

Решают типовые задания в паре с проговариванием вслух. Проговаривают слова с непроизносимой согласной и подбирают устно проверочные слова.

Счастливым - счастье

Регулятивные - контроль, оценка, коррекция; Познавательные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

 (3-5мин)

-Выполните самостоятельно задание. -Подберите к каждому слову однокоренное слово с непроизносимой согласной:

место-

звезда-

капуста-

опасен-

- Проверьте   ответы на слайде с эталоном для самопроверки.

- Кто выполнил работу без ошибок, поставьте «+». Сделайте вывод.

-Кто допустил в задании ошибку,  поставьте «?»  Какой сделаете вывод?

 

Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

место- местный

звезда-звездный

капуста-капустный

опасен-опасный

Нам нужно еще потренироваться

Регулятивные - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные - самоопределение. Познавательные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

8

Включение в систему знаний

  1. мин)

- Выполнить  задание (разноуровневое)

2 уровень

-Подчеркни буквы, обозначающие непроизносимый согласный в корне слова.
Честный, поздний, солнце,грустный

-Найди словосочетание, в котором есть орфографическая ошибка. Обведи номер ответа. Объясни правильное написание.
1) звёзное небо                                          2) капусный листок
3) чудесная песня

3 уровень

-Подчеркни буквы, обозначающие непроизносимый согласный в корне слова.
Мальчишек радостный народ коньками дружно режет лёд. Дуют ветры яростные. Гонят лодки парусные.

-Найди в тексте ошибки. Запиши правильно слова, в которых допущены ошибки. Рядом объясни правильное написание.
В окресностях славного города  жила прекрастная царевна.

-Какую цель урока ставили?

-Давайте вернемся к девизу нашего урока.

- Есть ли в этом предложении слова с изученной сегодня на уроке орфограммой?

Выполняют задание предложенное учителем.

Регулятивные - контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные - логические- анализ объектов с целью выделения признаков

9

Рефлексия деятельности на уроке

(2-3 мин)

-Какова тема урока?

-Достигли цель урока?

-Какое узнали правило?

  • -Кто смог сам сделать открытие? Докажите.
  • -Кто доволен своей работой на уроке? Почему?
  • -Кто еще не очень доволен своими достижениями? Почему? Над чем стоит поработать?
  • -Оцените свою учебную деятельность по лесенке успеха.
  • -Оцените работу класса.
  • -Как вы думаете, нам нужно ещё потренироваться в нахождении и проверке слов с непроизносимой согласной в корне слова? В этом нам поможет домашнее задание, откройте дневники и запишите домашнее задание.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные - смыслообразование, самооценка

Дома:

-Из учебника по литературному чтению выписать 10 слов с непроизносимым согласным.

  • Используемая литература:
  1. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителей.-М., 2002. Мельникова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

конспект урока русского языка 3 класс "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова". Учебние В П Канакина...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...

конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

На этом уроке дети познакомятся с новой орфограммой, научатся правильно определять непроизносимые согласные, подбирая проверочные слова....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными".

Цель:1) совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне;2) отрабатывать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными;3) развивать речь, наблюдательност...

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

Конспект содержит ссылки на цифровые образовательные ресурсы УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, «Русский язык», 3 класс – М.: Просвещение, 2021. Цель: Научить детей определять в сло...