Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках письма
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

В работе рассказывается  о возможностях развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках письма в первом классе через писмо " с секретом" по методике В.А.Илюхиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках письма

                           

                Автор:  учитель начальных классов

                   Макарихина Наталья  Николаевна

        

Балахна

2017-2018

Введение

Какой предмет для начинающего ученика самый трудный? Конечно, письмо! Уж эти палочки-крючочки непослушные - скольких первоклашек заставили они плакать и часами корпеть над тетрадкой в косую узкую линейку

Любому учителю хорошо знакомо чувство огорчения от вида исписанных ужасными детскими каракулями тетрадок. Как оправдать корявый, непонятный почерк у старшеклассников? Не лучше ли своевременно научить ребёнка красивому письму?

Формирование каллиграфического, аккуратного почерка – основная задача начальной школы. В своей работе я использую методику обучения письму по прописям В.А.Илюхиной.

Вера Алексеевна Илюхина предлагает методику обучения письму с проговариванием, анализом и сравнением элементов букв, которая способствует не только формированию графического письма, но и всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации к школе благодаря успехам в обучении, становлению  умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Цель работы – обобщить педагогический опыт по формированию регулятивных универсальных действий через «письмо с открытыми правилами» по методике В.А. Илюхиной.

Задачи:

- раскрыть возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках письма,

- разработать приёмы по формированию регулятивных универсальных действий на основе прописей В.А. Иллюхиной.

Содержание работы

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

К регулятивным действиям  относятся: 

- целеполагание  как постановка учебной задачи;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Система обучения письму Илюхиной называется «письмо с открытыми правилами». Под словосочетанием «открытые правила» подразумевается, с одной стороны, открытие, принятие и осознание детьми правил написания букв и их соединений; с другой стороны, под этим словосочетанием понимается как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде рабочих моментов на математический расчет, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков.

     Вот стержневые линии работы педагога по методике

«Письмо с открытыми правилами»:

1. Снятие психологической перегрузки учащихся в процессеобучения письму.

2. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом.    

3. Установка на эстетичность выполняемой учениками работы.

4. Соблюдение учащимися санитарно-гигиенических норм.

5. Детальный анализ строения букв-знаков, проводимый первоклассниками с помощью учителя или самостоятельно.

6. Осознание обучающимися всех деталей графики письма.

7. Упражнения, тренировки учеников в процессе обучения письму.                      

Методы и приёмы работы педагога по методике «Письмо с открытыми правилами»:

-Наглядность (использование интерактивной программы написания букв).

-Проговаривание алгоритма написания букв.

-Упражнения для развития и совершенствования мелкой моторики рук.

-Сравнение печатной и прописной букв, их анализ.

-Развитие графической зоркости путем анализа неправильно написанных букв.

-Письмо по аналогии.

-Классификация букв, сходных по написанию.

-Управляемое обучение (письмо под проговаривание учителя, а затем самостоятельное).

-Дополнительные образные обозначения элементов букв: «качалочка», «секрет», «ножка балерины», «клюшка», «узелок».

-Графический диктант и др.

Предлагаю приёмы формирования действий целеполагания и планирования.

Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.

«Тема урока письма Заглавная буква «У» Чему будем учиться на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы прописи.

Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и писать новую букву?»

Приёмы организации принятия цели:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения

Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) написания буквы. В букварный период значительное место отводится подробному анализу буквы: обучающиеся находят в изучаемой букве известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими и предыдущими буквами, дают словесное описание. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (а затем самостоятельное) записывать буквы, их соединения. (приложение1)

Для лучшего осознания ребятами написания букв и их алгоритмах используются обозначения ( приложение2)

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной  деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом.

Учителю необходимо выявлять типичные каллиграфические ошибки 

Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка. Учитываю данную классификацию, каждый учитель, оценив работы своих учеников по предложенным критериям, может определить, какой вид ошибок превалирует в его классе, и провести надлежащую работу по их устранению. ( приложение 3)        

Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

В своей работе на данном этапе можно использовать следующие приемы. 

Детям предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

Работа с эталонами  - это основа содержательной оценки учащегося. После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).

Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе становится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу.              Для формирования прогностической оценки предлагаем следующий приём. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

В первом классе можно использовать и другой прием: при проверке тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.

При оценке учебных умений ученики могут использовать лесенку успеха. Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после выполненного задания или  после ответа ученика у доски  учитель должен спрашивать его:

Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить? Удалось ли получить результат? Найдено решение, ответ?

Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)? Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)? Как ты оцениваешь свою работу?

В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.

Выводы:

1.  В методике обучения письму по прописям В.А. Илюхиной заложены большие возможности по формированию регулятивных универсальных учебных  действий.

2. Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться, способствуют саморазвитию и самосовершенствованию личности первоклассника.

           

 Список Интернет-ресурсов и используемой литературы:

  • 1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/05/26/pismo-s-sekretom
  • 2.http://www.docme.ru/doc/110426/v.a.-ilyuhina.-pms._mo-s-sekretom
  • 3.http://www.makeyourtoys.eu/articles_02secret.html
  • 4.http://www.proshkolu.ru/user/anma1927-maan2009/folder/79000
  • 5.http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200301002
  • 6.«Письмо с секретом. Преодоление трудностей» Книга для учителя. Илюхина В. А. Издательство:М.: Просвещение, 2008
  • 7.Методическое пособие к «Чудо прописям» Илюхина В. А. Издательство М.: Просвещение, 2004
  • 8.Первые уроки письма при подготовке к школе: начальное обучение. Илюхина В. А. Издательство Астраль, 2010
  • 9.Газета «Первое сентября. Начальная школа», 2001г. (№13-18).

Приложение 1

Карточка  с алгоритмом строчной буквы  «у».        

Приложение 2

Обозначения элементов букв.

  • Качалочка (44 буквы)
  • Секрет (27 букв)
  • Крышечка сверху (16 букв)
  • Клюшка (15 букв)
  • Петелька (12 букв)
  • Плавный крючок (8 букв)
  • Крышечка снизу (9 букв)
  • Кладём качалочку (7 букву)
  • Перевёрнутая клюшка (5 букв)
  • Длинная наклонная  (3 буквы)
  • Дужка (2 буквы)
  • Бугорок (5 букв)
  • Острый крючок
  • (5 букв)
  • Острый уголок, клювик.  (5 букв)
  • Узелок (6 букв)

Приложение 3

Данная таблица поможет учителю оценить сформированность каллиграфических навыков.

Критерии оценки

Кол-во человек

Правильно

  • Соблюдаются интервалы между буквами в словах, равномерно расставляются слова на строке
  • Соблюдается нужная ширина букв
  • Соблюдается наклон букв
  • Соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е.  соблюдается линейность
  • Выдерживается нужная высота букв
  • Соблюдается стройность письма
  • Соблюдается округлость букв
  • Соблюдается связность букв при письме
  • Полная правильность формирования навыка

Ошибки

  • Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
  • Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко
  • Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
  • Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме
  • Не выдерживается нужная высота букв
  • Обнаруживается ломаность, вычурность письма
  • Имеет место угловатость, «заборность» письма
  • Не соблюдается связность букв при письме
  • Наблюдается полная неразборчивость, «каша»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе

Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили  с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...

Доклад на тему: "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."

 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возмож...

Научная статья: " Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках развития речи"".

Деятельностная сторона обучения чётко отражена в программе формирования регулятивных универсальных учебных действий. Планируемые результаты обучения предусматривают, что выпускник начальных классов на...

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»....