Научная статья: " Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках развития речи"".
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

Деятельностная сторона обучения чётко отражена в программе формирования регулятивных универсальных учебных действий. Планируемые результаты обучения предусматривают, что выпускник начальных классов научится и получит возможность научиться:

·       принимать и сохранять учебную задачу;

·       учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход к работе над изложением и сочинением

Деятельностная сторона обучения чётко отражена в программе формирования регулятивных универсальных учебных действий. Планируемые результаты обучения предусматривают, что выпускник начальных классов научится и получит возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок [51].

Деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения [49].

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выгоцкого, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков  [25].

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый Д. Дьюи. Основные принципы его системы;

  • учет интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание – следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество [13].

Сегодня деятельностный подход, опирающийся на работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.В. Давыдова и др., является законченной теорией учения, признанной во всем мири. Для успешного протекания учебной деятельности необходимо целенаправленное развитие учебно-познавательных мотивов. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к учению. Необходимым условием деятельностного подхода является выявление и освоение школьниками способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений). Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний - это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий» [12]. Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей» [11].

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопленных, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своем исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться, что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям [8].

Развитие личности в рамках деятельностного подхода обеспечивается формированием универсальных учебных действий [60]:  

  • термин «универсальные учебные действия» обозначает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы, формирование умений, включая организацию этого процесса);
  • способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности;  
  • умения учиться предполагает полноценное освоение, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
  • в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) познавательный; 3) коммуникативный; 4) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  • регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
  2. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  3. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  4. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  5. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно, усвоить, осознание качества  и уровня усвоения;
  6. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;
  7. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий [25].

Овладение  способами осуществления речевых действий реализуется путем применения таких методических приемов, как:   а)  составление плана действий перед выполнением того или иного задания (коллективно или самостоятельно); б) пооперационное осуществление действий с выделением выполняемых операций; в) составление итогового плана работы после выполнения задания; г ) составление памяток по выполнению того или иного вида работы с текстом. Важным дидактическим требованием к современному уроку является такая организация деятельности ученика, при которой он осознает свою учебную задачу в каждой конкретной работе, поэтому в содержание урока включается вопрос-задача, решение которой осуществляется в процессе подготовки к изложению. Включение в содержание урока вопроса-задачи обеспечивает повышение мотивации учебной деятельности, поскольку раскрывает значение формируемых умений для овладения речью, ориентирует на осознание их операционной стороны [64].

 Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

  • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
  • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей и обучающей деятельности;
  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации и управления различными видами деятельности.

Соблюдение перечисленных принципов как составной части деятельностного подхода является залогом успешности деятельности по воспитанию и обучению ребенка [52].

«Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность» [20].

В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность – стремление, вступив в общение с другим человеком (собеседником, находящимся рядом или в отдалении), что – то узнать или сообщить, выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником. Именно возникновение потребностей и побуждает человека начать, что-то рассказать или спрашивать. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает.

Сложность организации работы по развитию речи школьников состоит в том, что, действуя в условиях урока, организуя учебную работу, мы хотим совершенствовать естественную речевую деятельность детей. Понятно, что ситуация урока снимает естесственную коммуникативность речи.

«Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у учащихся возникла потребность коммуникации» [14]. Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение.

  Мотив – это источник деятельности, выполняющий функции побуждения смыслообразования. Он придает деятельности личностный смысл. Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Основным мотивом учебной деятельности является учебно-познавательный мотив. Мотив речи  возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства» [17].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе

Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили  с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...

Доклад на тему: "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."

 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возмож...

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»....

Мастер – класс « Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов...