Урок - проект русского языка в 4 «В» классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Пачина Елена Валентиновна

Тема урока: Путешествие в страну Словарию

Цель урока:создать условия для расширения знаний обучающихся детей в области русского языка, раскрытия богатства словаря русского языка, их назначением и областью применения, обогащения словарного запаса обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.15 КБ
Файл prilozhenie_1.docx424.6 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.75 КБ
Файл urok.pptx724.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - проект русского языка в 4 «В» классе                 19.10.2017.

Тема урока: Путешествие в страну Словарию

Цель урока: создать условия для расширения знаний обучающихся детей в области русского языка, раскрытия богатства словаря русского языка, их назначением и областью применения, обогащения словарного запаса обучающихся.  

Задачи уроки:

Личностные

1. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

2. Мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)

3. Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Регулятивные

 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

 2. Следовать режиму организации учебной  деятельности.

 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

 4. Определять план выполнения заданий на уроках,  жизненных ситуациях под руководством учителя.

   5. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

 6. Оценивать своё задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

7. Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

  1. Познакомить с жизнью, работой слов в русском языке.
  2. Обучить работе с непроверяемыми написаниями с опорой на словари (орфографическим, толковым, этимологическим)

3. Продолжить работу над значением некоторых фразеологических оборотов.

 4.  Ориентироваться в словаре: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

 5.  Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в словаре.

  6.  Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

7. Формулировать познавательную цель, поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

8. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Коммуникативные

 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    4. Обеспечить условия для развития творческой инициативы каждого      учащегося, логического мышления;

  5. Способствовать воспитанию культуры речи, любви к русскому языку, желание изучать правила лексики, грамматики, фразеологии и других разделов русского языка.

Оборудование: орфографические, толковые, этимологические, фразеологические словари, интерактивная доска, маршрутные листы для реализации проекта

Ход урока:

  1. Орг.момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

  1. Сообщение темы  урока.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие в Страну Словарию. (слайд № 1)

- Каждое путешествие не обходится без трудностей и препятствий, встречающихся на пути. Путешествовать вы будете группами. В каждой группе назначен руководитель, который будет контролировать и направлять свою команду. В конце каждого этапа  мы подведем итоги нашего путешествия.

- Русский язык – один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение:  «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

3. Работа по теме урока

-Вы любите отгадывать загадки?

-Я загадаю загадку, а вы запишете отгадку на листке (на скорость), и выйдете к доске

Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это?

-Посмотрите, что заметили? (все слова написаны по разному)

-Может такое быть? Что делать?

-Кто может назвать тему нашего урока?

-К какому словарю нужно обратиться?

Правильно ответившая группа будет называться  «Королевство Орфография»

-Что вы можете сказать о слове «дирижер»?

-Объясните лексическое значение этого слова. Можем ли мы узнать его значение, воспользовавшись орфографическим словарем? Какой словарь нам поможет?

-Догадались ли вы, в каком Королевстве вы оказались? (Королевство Толковых Слов)    

Вторая группа работает с толковым словарем. Они будут составлять свой толковый словарик                                                        

  - Наше путешествие продолжается. Мы оказываемся с вами в следующем Королевстве.

- Как можно по-другому назвать профессию дирижера

Как вы думаете, какой словарь поможет понять, откуда взялось это слово, почему оно так пишется? (этимологический словарь, Королевство Этимологии)

Третья группа будет работать с этимологическими словарями

Наше путешествие продолжается. Мы оказываемся в следующем Королевстве.

-Посмотрите на экран составьте фразу.

-Слышали ли вы это выражение? Как его можно назвать? Какой словарь подскажет значение этого фразеологизма?

-В каком Королевстве мы оказались? ( Фразеология)  

Итак, группы приступают к работе, начинают с составления плана работы над проектом.

Лист планирования работы над проектом в группе

Тема проекта

Проблемный(ые) вопрос(ы)

План реализации проекта

Форма представления проекта

           

Каждая группа знакомит нас со своим планом. Начинают реализовывать свой проект, а помогут им дети из группы экспертов.

Представление проектов.

Оцените свою работу.

Что осталось непонятным (вопросы) в ходе работы над проектом, озвучьте свои записи из проектных листов.

Итог урока.

Домашнее задание.

 



Предварительный просмотр:

Б_клуш_ Значение-выражения-бить-баклуши-300x287.jpg

Т_рмашки 52435798_1260816835_Vverh_tormashkami.jpg

Б_л_на     Без названия (2).jpg

Р_ш_то  resh.jpg

Г_лоши 1206011.jpeg

Бис_р       beads003.jpg

Баклуши Значение-выражения-бить-баклуши-300x287.jpg

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тормашки 52435798_1260816835_Vverh_tormashkami.jpg

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Белена    Без названия (2).jpg

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решето  resh.jpg_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Галоши 1206011.jpeg

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бисер       beads003.jpg_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бить баклуши        


Значение-выражения-бить-баклуши-300x287.jpg

________________________________________________________________________________________________________

Вверх тормашками

52435798_1260816835_Vverh_tormashkami.jpg______________________________________________________________________________________________________________________________________

Белены обЪелся

hqdefault.jpg

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Носить воду решетомносить воду решетом.jpg

________________________________________________________________________________________________________

Посадить в галошу

405.jpg

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метать бисер перед свиньями  Метать-бисер-перед-свиньями.jpg

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C:\Users\user\Pictures\0016-016-Pishi-pravilno.jpg

C:\Users\user\Pictures\0016-016-Pishi-pravilno.jpg

C:\Users\user\Pictures\0016-016-Pishi-pravilno.jpg

C:\Users\user\Pictures\0016-016-Pishi-pravilno.jpg



Предварительный просмотр:

Орфографические словари – словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые (например, «Орфографический морской словарь» М., 1974), словари-справочники для работников печати, школьные. Напомним также, что проверять правописание слов следует по авторитетным словарям.

Толковый словарь. Его назначение – толковать слова. Кроме того, он указывает, к какой части речи принадлежит слово, дает его формы и приводит примеры употребления в речи. В самом большом толковом словаре 17 томов, в нем объясняется 120 тысяч слов. Толковых словарей много и у каждого словаря свой автор, но самым первым составителем словаря стал Владимир Иванович Даль.

Этимология - это наука о происхождении и развитии слов. Этимологический словарь русского языка поможет  найти много интересной информации о совершенно привычных нам словах и выражениях, не только русских, но и иностранных.

Фразеологический словарь - словарь устойчивых словосочетаний, которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно. Как правило, фразеологические обороты располагаются в алфавитном порядке, но не по первому слову, а по главным в смысловом отношении словам словосочетания.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс 2016 год Учитель начальных классов Пачина Е.В.

Слайд 2

Тонкой палочкой взмахнет — Хор на сцене запоет. Не волшебник, не жонглер. Кто же это? Загадка

Слайд 4

Какие бывают словари?

Слайд 5

Орфографический словарь Д _р_ж_р Словарь русского языка Лопатина .2012 и е и Королевство «Орфография»

Слайд 6

Толковый словарь Значение слова дирижёр 1.Музыкант , управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук. 2.(устар.) Распорядитель танцев на балу . Ушаков. Толковый словарь русского языка. 2012 Королевство Толковых С лов

Слайд 7

Влади́мир Ива́нович Даль ( 1801— 1872) — русский писатель, военный врач. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.

Слайд 8

Этимологический словарь Королевство Этимологии Дирижер . Производное XVIII в. от франц. diriger «управлять» < лат. dirigere «руководить, управлять». Буквально — «управляющий» (оркестром). Школьный этимологический словарь русского языка. Н. М. Шанский , Т. А. Боброва 20 1 4

Слайд 9

Как по

Слайд 10

Как по нотам разыграть. Фразеологический словарь Фразеологизм «Как по нотам разыграть » значение Выполнять что-то очень четко , последовательно . Учебный фразеологический словарь русского языка Автор Шанский Н.М. Соавтор: Быстрова Е.А., Окунева А.П. Королевство Фразеология

Слайд 11

Этапы работы над проектом Описание Тема проекта Проблемные вопросы 1. 2. 3. План реализации проекта 1. 2. 3. Форма представления проекта П ланирование работы над проектом в группе

Слайд 12

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Слайд 13

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Слайд 14

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Слайд 15

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Слайд 16

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Слайд 17

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Слайд 18

Показатель Отлично (мы все делали самостоятельно) Хорошо (мы иногда обращались за помощью к учителю) Могли бы лучше (мы все делали с помощью учителя) Оценка 3 балла 2 балла 1 балл Тема проекта четко сформулирована Проблемные вопросы сформулированы правильно Составлен план реализации проекта Своим проектом мы полно ответили на проблемные вопросы Все выводы объяснены Самооценка качества проведенного исследования Группа №___________

Слайд 19

“Не тот образованный человек, который всё знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос “. Итог урока

Слайд 20

Домашнее задание -Дополнить словарь своей группы каким-либо словом, фразеологизмом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слова однозначные и многозначные»

Открытый урок русского языка во 2 классе, УМК «Начальная школа ХХI века», ФГОС. Тип урока: урок сообщения новых знаний....

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...

Проект урока по русскому языку в 1 классе . Программа: « Школа России ».

Тема: « Знаки препинания в конце предложения ».Педагогическая цель: способствовать формированию первичных представлений о видах предложения по цели высказывания.Тип урока: решение учебной задачи...

Проект урока по русскому языку в 3 классе

"Обобщение знаний о составе слова"...

Проект урока по русскому языку для 4 класса на тему: "ЧАСТИ РЕЧИ"

Обобщение знаний по частям речи. Развитие умения отличать части речи от состава слова.Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте....