Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Ахмадуллина Айгуль Гумаровна

Применение правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Жи-ши, чу-щу, ча-ща519.5 КБ
Файл Жи-ши, чу-щу, ча-ща1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема раздела  Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Русский язык. 2 класс.

Тема занятия/урока

Применение правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

Цель  занятия/урока

Закрепление знаний о твердых согласных звуках [ж], [ш], мягких согласных  [ч], [щ ]и написании буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

- уметь писать слова с буквосочетаниями жи – ши;

- находить данные сочетания в словах и объяснять их написание;

- увеличить словарный запас учащихся.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание поставленной целью

- оценивать результаты своей работы, анализировать собственную работу;

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

 Познавательные:

закрепить навык  правописания  букво- сочетаний  ЖИ-ШИ,

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку;

- оценивать результаты своей работы, анализировать собственную работу;

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Учебник «Русский язык», 2 класс

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина 2012

Методическое пособие И.Ф. Яценко к учебнику

Карточки с буквами Ж Ч Щ А И У Ы, модели слов и картинки (ножи, шишки, часы, щука)

Компьютер, проектор с экраном, презентация по теме

Учебник «Русский язык», 2 класс

Карточки с диагностическими заданиями.

Фишки красного, зеленого и синего цвета.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.)  

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

На доске карточки с буквами Ж Ш Ч Щ А И У Ы.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Задает вопросы:

-«Назовите эти буквы»

-«На какие две группы их можно разделить?»

-«Какое задание можно предложить, используя эти буквы?»

-«Запишите на одной строке слоги с буквой Ж, а на другой с буквой Ш. Какая буква оказалась лишней?»

-«Кто уже догадался над чем мы сегодня будем работать?»

Сказка про шипящие.

Жили-были шипящие согласные Ж,Ш,Щ,Ч. А неподалёку жили гласные У,Ю,Ы,И,А,Я. Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Я, Ю. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят вместе! (По В.Волиной)

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы.

Записывают слоги:

жа жи жу

ша ши шу

ча чу чи

ща щу щи

Отвечают на вопрос.

Высказывают своё предположение. относительно темы урока.

При необходимости учитель поправляет ответы

Самоконтроль

жа жи жу

ша ши шу

ча чу чи

ща щу щи

(Проверяют с помощью экрана)

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.)

Проектирование вариантов работы над выявленными и  возможными  затруднениями

Подведение детей к формулированию темы и постановки задач урока

Игра «Редактор».

У Мишы жыл рыжый кот. У него пушыстый хвост, беленький жывот.

Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. У грачя - грачята.

Я решаю задачю. Я ищю ответ. Потом я учю  правило.

Раздает карточки по группам и предлагает найти ошибки. Задаёт вопросы:

-«Какие ошибки вы нашли?»

-«Запишите текст правильно»

-«Какое правило применяли?»

Находят ошибки.

Записывают текст правильно.

Повторяют правило о написании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Самоконтроль  с помощью экрана

Проверка учителем выполненного задания.

Физминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и быстрее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и быстрее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

Открытие нового (знания, способа действия) 

Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ

Обсуждение (возможно в парах, группах) Формулирование вариантов выводов. Обобщение

 Формирование умений писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЧУ, ЩА-ЩУ

Учебник стр. 71 упр. 101

Учебник стр. 73 упр. 104

На доске модели слов, данных в упражнении, и картинки к ним.

- Распределите картинки по двум группам. По какому принципу вы это сделали?

- Произнесите слова первой группы. Какую гласную букву надо было писать после них?

- А какое правило вы знаете ещё с 1-го класса

- Произнесите слова второй группы. Какие гласные буквы надо было бы писать после них?

- Но ведь есть правило, которое знают даже ученики 1 класса.

Предлагает прочитать слова в упражнении. Задаёт вопросы:

-«На какие вопросы отвечают эти слова?»

-«Выпишите сначала слова, которые обозначают предметы, а потом слова, которые обозначают действия предметов».

Подбирают к модели подходящую картинку и объясняют свой выбор. (По первым звукам: звуки [ж], [ш] твёрдые, звуки [ч`], [щ`] мягкие)

Вспоминают правила

Выполняют задание

Отвечают на вопрос и делят слова на две группы.

Работают с комментированием и самостоятельно.

Самоконтроль

Проверка учителем выполненного задания

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Самостоятельная работа

Творческие задания

Диагностические задания на осознание и понимание нового

Включение будущего нового материала

Умение действовать по правилу и применять правило в самостоятельной деятельности.

Экран проектора

В лесу тиш…на там ж…вут разные ж…вотные лес – это дом для всего ж…вого друж… с лесом!

Просит определить границы предложений. Даёт задания:

-«Вставьте пропущенные буквы».

-«Спишите текст, разделив его на предложения».

-«Подчеркните изучаемое сочетание».

-«Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»

-«Чем является лес для человека?»

Определяют границы предложений.

На интерактивной доске при помощи инструмента перо вставляют буквы.

Записывают текст в тетрадь.

Осуществляют взаимопроверку в парах.

Подчеркивают буквосочетания жи-ши.

Отвечают на поставленные вопросы, доказывают правильность своих суждений.

Совместная проверка

Взаимопроверка в парах

При необходимости учитель       корректирует  результаты ответов.

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Обеспечение понимания учащимися цели содержания и способов выполнения домашнего задания.

                                                                                           

Домашнее задание стр. 74, упр. 107.

Предлагает прочитать все слова, записанные в тетради по изучаемой теме. Проводит разбор домашнего задания, дает подробное объяснение.

Просит детей оценить свою работу:

-«Покажите фишки.

Красный цвет- если у вас все получилось и без затруднений.

Зеленый цвет- если  у вас все получилось, но были затруднения.

Синий цвет- если у вас получилось, но было трудно.

Подводит итог урока, комментирует работу учащихся.

Читают слова из тетради.

Повторяют правило, которое применяли.

Записывают домашнее задание.

Выставление оценок за работу на уроке с комментированием.

А

Я

Ы

И

Ч

Щ

Ш

Ж

У

Ю

                                     


У Мишы жыл рыжый кот. У него пушыстый хвост, беленький жывот.

Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. У грачя - грачята.

Я решаю задачю. Я ищю ответ. Потом я учю  правило.

У Мишы жыл рыжый кот. У него пушыстый хвост, беленький жывот.

Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. У грачя - грачята.

Я решаю задачю. Я ищю ответ. Потом я учю  правило.

У Мишы жыл рыжый кот. У него пушыстый хвост, беленький жывот.

Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. У грачя - грачята.

Я решаю задачю. Я ищю ответ. Потом я учю  правило.

У Мишы жыл рыжый кот. У него пушыстый хвост, беленький жывот.

Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. У грачя - грачята.

Я решаю задачю. Я ищю ответ. Потом я учю  правило.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе

Слайд 2

жа жи жу ш а ш и шу ча чи ч у ща щи щу

Слайд 3

Проверь себя: У Миши жил рыжий кот. У него пушистый хвост, беленький живот . Проверь себя: Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата . У грача - грачата . Проверь себя: Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило.

Слайд 4

Физминутка Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и быстрее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише. Наши ручки, поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись И остановились.

Слайд 5

Восстанови текст: В лесу тиш …на там ж… вут разные ж… вотные лес – это дом для всего ж… вого друж … с лесом!

Слайд 6

Проверь себя: В лесу тиш …на. Т ам ж… вут разные ж… вотные . Л ес – это дом для всего ж… вого . Д руж … с лесом!

Слайд 7

Проверь себя: В лесу тиш и на. Т ам ж и вут разные ж и вотные. Л ес – это дом для всего ж и вого. Друж и с лесом!

Слайд 8

Вставь пропущенную букву: Ч..до, щ .. ка , маш ..на, ч.. йка , щ .. вель , мыш .., ч.. йник , снеж .. нка .

Слайд 9

Ч А и Щ А , Ч А и Щ А – Ро щ а , чащ а и све ч а . Пи щ а , ту ч а , саран ч а – С буквой А и Ч А и Щ А . Не сту ч у , не пи щ у , Не вор ч у и не кри ч у , А у ч у да у ч у Все слова на Ч У и Щ У : Ч у м, ч у дак, ч у лок, ч у рбан, Щ у ка, ч у до и ч у лан. Сочетанья Ч У и Щ У Пишем только с буквой У ! Лы ж и , мы ш и и у ж и , Ш и ны, ё ж и ки, чи ж и . Ж И да Ш И , Ш И да Ж И С буквой И всегда пиши!

Слайд 10

Домашнее задание: стр. 74, упр. 107.

Слайд 11

Молодцы!!! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...