Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Применение правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Жи-ши, чу-щу, ча-ща | 519.5 КБ |
Жи-ши, чу-щу, ча-ща | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема раздела Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.
№ п/п | Параметр | Описание | ||
Учебный предмет, класс | Русский язык. 2 класс. | |||
Тема занятия/урока | Применение правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; | |||
Цель занятия/урока | Закрепление знаний о твердых согласных звуках [ж], [ш], мягких согласных [ч], [щ ]и написании буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА | |||
Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | ||
- уметь писать слова с буквосочетаниями жи – ши; - находить данные сочетания в словах и объяснять их написание; - увеличить словарный запас учащихся. | Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи; -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. - аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание поставленной целью - оценивать результаты своей работы, анализировать собственную работу; - уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: закрепить навык правописания букво- сочетаний ЖИ-ШИ, - выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку; - оценивать результаты своей работы, анализировать собственную работу; - уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |||
Оборудование и материалы | Для педагога | Для учащихся | ||
Учебник «Русский язык», 2 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина 2012 Методическое пособие И.Ф. Яценко к учебнику Карточки с буквами Ж Ч Щ А И У Ы, модели слов и картинки (ножи, шишки, часы, щука) Компьютер, проектор с экраном, презентация по теме | Учебник «Русский язык», 2 класс Карточки с диагностическими заданиями. Фишки красного, зеленого и синего цвета. |
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока | Цель - результат | Содержание (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценка и контроль |
Мотивация. (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.) | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | На доске карточки с буквами Ж Ш Ч Щ А И У Ы. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Задает вопросы: -«Назовите эти буквы» -«На какие две группы их можно разделить?» -«Какое задание можно предложить, используя эти буквы?» -«Запишите на одной строке слоги с буквой Ж, а на другой с буквой Ш. Какая буква оказалась лишней?» -«Кто уже догадался над чем мы сегодня будем работать?» Сказка про шипящие. Жили-были шипящие согласные Ж,Ш,Щ,Ч. А неподалёку жили гласные У,Ю,Ы,И,А,Я. Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Я, Ю. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят вместе! (По В.Волиной) | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Записывают слоги: жа жи жу ша ши шу ча чу чи ща щу щи Отвечают на вопрос. Высказывают своё предположение. относительно темы урока. | При необходимости учитель поправляет ответы Самоконтроль жа жи жу ша ши шу ча чу чи ща щу щи (Проверяют с помощью экрана) |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.) Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями | Подведение детей к формулированию темы и постановки задач урока | Игра «Редактор». У Мишы жыл рыжый кот. У него пушыстый хвост, беленький жывот. Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. У грачя - грачята. Я решаю задачю. Я ищю ответ. Потом я учю правило. | Раздает карточки по группам и предлагает найти ошибки. Задаёт вопросы: -«Какие ошибки вы нашли?» -«Запишите текст правильно» -«Какое правило применяли?» | Находят ошибки. Записывают текст правильно. Повторяют правило о написании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | Самоконтроль с помощью экрана Проверка учителем выполненного задания. |
Физминутка | Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и быстрее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише. Наши ручки, поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись И остановились. | Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и быстрее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише. Наши ручки, поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись И остановились. | |||
Открытие нового (знания, способа действия) Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ Обсуждение (возможно в парах, группах) Формулирование вариантов выводов. Обобщение | Формирование умений писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЧУ, ЩА-ЩУ | Учебник стр. 71 упр. 101 Учебник стр. 73 упр. 104 | На доске модели слов, данных в упражнении, и картинки к ним. - Распределите картинки по двум группам. По какому принципу вы это сделали? - Произнесите слова первой группы. Какую гласную букву надо было писать после них? - А какое правило вы знаете ещё с 1-го класса - Произнесите слова второй группы. Какие гласные буквы надо было бы писать после них? - Но ведь есть правило, которое знают даже ученики 1 класса. Предлагает прочитать слова в упражнении. Задаёт вопросы: -«На какие вопросы отвечают эти слова?» -«Выпишите сначала слова, которые обозначают предметы, а потом слова, которые обозначают действия предметов». | Подбирают к модели подходящую картинку и объясняют свой выбор. (По первым звукам: звуки [ж], [ш] твёрдые, звуки [ч`], [щ`] мягкие) Вспоминают правила Выполняют задание Отвечают на вопрос и делят слова на две группы. Работают с комментированием и самостоятельно. | Самоконтроль Проверка учителем выполненного задания |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным Самостоятельная работа Творческие задания Диагностические задания на осознание и понимание нового Включение будущего нового материала | Умение действовать по правилу и применять правило в самостоятельной деятельности. | Экран проектора В лесу тиш…на там ж…вут разные ж…вотные лес – это дом для всего ж…вого друж… с лесом! | Просит определить границы предложений. Даёт задания: -«Вставьте пропущенные буквы». -«Спишите текст, разделив его на предложения». -«Подчеркните изучаемое сочетание». -«Почему в лесу нужно соблюдать тишину?» -«Чем является лес для человека?» | Определяют границы предложений. На интерактивной доске при помощи инструмента перо вставляют буквы. Записывают текст в тетрадь. Осуществляют взаимопроверку в парах. Подчеркивают буквосочетания жи-ши. Отвечают на поставленные вопросы, доказывают правильность своих суждений. | Совместная проверка Взаимопроверка в парах При необходимости учитель корректирует результаты ответов. |
Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. Обеспечение понимания учащимися цели содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Домашнее задание стр. 74, упр. 107. | Предлагает прочитать все слова, записанные в тетради по изучаемой теме. Проводит разбор домашнего задания, дает подробное объяснение. Просит детей оценить свою работу: -«Покажите фишки. Красный цвет- если у вас все получилось и без затруднений. Зеленый цвет- если у вас все получилось, но были затруднения. Синий цвет- если у вас получилось, но было трудно. Подводит итог урока, комментирует работу учащихся. | Читают слова из тетради. Повторяют правило, которое применяли. Записывают домашнее задание. | Выставление оценок за работу на уроке с комментированием. |
А | Я | Ы | И |
Ч | Щ | Ш | Ж |
У | Ю |
У Мишы жыл рыжый кот. У него пушыстый хвост, беленький жывот. |
Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. У грачя - грачята. |
Я решаю задачю. Я ищю ответ. Потом я учю правило. |
У Мишы жыл рыжый кот. У него пушыстый хвост, беленький жывот. |
Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. У грачя - грачята. |
Я решаю задачю. Я ищю ответ. Потом я учю правило. |
У Мишы жыл рыжый кот. У него пушыстый хвост, беленький жывот. |
Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. У грачя - грачята. |
Я решаю задачю. Я ищю ответ. Потом я учю правило. |
У Мишы жыл рыжый кот. У него пушыстый хвост, беленький жывот. |
Вот рощя. Трещят сороки. У галки кричят галчята. У грачя - грачята. |
Я решаю задачю. Я ищю ответ. Потом я учю правило. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
жа жи жу ш а ш и шу ча чи ч у ща щи щу
Проверь себя: У Миши жил рыжий кот. У него пушистый хвост, беленький живот . Проверь себя: Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата . У грача - грачата . Проверь себя: Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило.
Физминутка Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и быстрее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише. Наши ручки, поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись И остановились.
Восстанови текст: В лесу тиш …на там ж… вут разные ж… вотные лес – это дом для всего ж… вого друж … с лесом!
Проверь себя: В лесу тиш …на. Т ам ж… вут разные ж… вотные . Л ес – это дом для всего ж… вого . Д руж … с лесом!
Проверь себя: В лесу тиш и на. Т ам ж и вут разные ж и вотные. Л ес – это дом для всего ж и вого. Друж и с лесом!
Вставь пропущенную букву: Ч..до, щ .. ка , маш ..на, ч.. йка , щ .. вель , мыш .., ч.. йник , снеж .. нка .
Ч А и Щ А , Ч А и Щ А – Ро щ а , чащ а и све ч а . Пи щ а , ту ч а , саран ч а – С буквой А и Ч А и Щ А . Не сту ч у , не пи щ у , Не вор ч у и не кри ч у , А у ч у да у ч у Все слова на Ч У и Щ У : Ч у м, ч у дак, ч у лок, ч у рбан, Щ у ка, ч у до и ч у лан. Сочетанья Ч У и Щ У Пишем только с буквой У ! Лы ж и , мы ш и и у ж и , Ш и ны, ё ж и ки, чи ж и . Ж И да Ш И , Ш И да Ж И С буквой И всегда пиши!
Домашнее задание: стр. 74, упр. 107.
Молодцы!!! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....
Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А
Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...