Урок по русскому языку "ЧАСТИ РЕЧИ"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Забара Татьяна Николаевна

Цели урока:

·         Дать понятие ‹‹Части речи›› - самостоятельные и служебные

Задачи урока:

Образовательная:

·         Освоение личностного смысла учения, желание учиться. Использовать деятельный подход к обучению .Формирование УУД на каждом этапе урока.

·         отрабатывать навык классификации слов по значению: слова, отвечающие на вопросы  кто? что? какой? что делать?

·         Развивать устную и письменную речь учащихся их творческие способности.

 

Воспитательная:

·         Стремление совершенствовать свою речь

·         Чувство сопричастности к сохранению уникальности и частоты русского языка

·         Воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к языку

Развивающая:

·         Развивать самостоятельность и инициативность детей в выборе средств для решения учебных задач

·         Формировать умения, самостоятельно добывать знания

·         Развивать творческое и логическое мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00027585-6b097058.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Липецка

Мастер — класс.

Урок по русскому языку

( Блок «Как устроен наш язык»).

2 класс.

Тема: « Части речи».

( Образовательная программа УМК « Планета знаний» )

Учитель начальных классов

Забара Татьяна Николаевна

г. Липецк 2017 г.

МАОУ СОШ №20 г. Липецка

Урок русского языка во 2В классе

УМК ‹‹ Планета знаний››

Забара Татьяна Николаевна

учитель высшей категории

Цели урока:

  • Дать понятие ‹‹Части речи›› - самостоятельные и служебные

Задачи урока:

Образовательная:

  • Освоение личностного смысла учения, желание учиться. Использовать деятельный подход к обучению .Формирование УУД на каждом этапе урока.
  • отрабатывать навык классификации слов по значению: слова, отвечающие на вопросы  кто? что? какой? что делать?
  • Развивать устную и письменную речь учащихся их творческие способности.

Воспитательная:

  • Стремление совершенствовать свою речь
  • Чувство сопричастности к сохранению уникальности и частоты русского языка
  • Воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к языку

Развивающая:

  • Развивать самостоятельность и инициативность детей в выборе средств для решения учебных задач
  • Формировать умения, самостоятельно добывать знания
  • Развивать творческое и логическое мышление

Оборудование:

  • Интерактивная доска. Дидактический рисунок с изображением торта ‹‹Части речи››
  • Таблица классификации частей речи по вопросам и признакам
  • Принцесса ‹‹Морфология ››
  • Индивидуальные карточки
  • Иллюстрация праздника ‹‹День рождения››
  • Иллюстрация ‹‹Девочка›› для словарной работы.

ХОД УРОКА:

  1. Эмоциональный настрой.

Выход принцессы «Морфологии  (десятиклассница одета в греческий костюм)

-Здравствуйте, дорогие ребята.

-Вы узнали меня?

-Да, я - принцесса «Морфология». Родилась в Греции. Живу в лингвистическом отделе грамматики, а подчиняются мне все части речи.

-Добиралась я к вам на праздник День рождения из далекой Греции. Пришла не с пустыми руками. С подарком (открывается интерактивная доска).

-Этот торт поможет вам разобраться во многих проблемах:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока учителем.

-Что такое части речи?

-По каким признакам они определяются?

-Чем различаются части речи между собой?

-Что такое самостоятельные и служебные части речи?

2.Слово учителя(обратить внимание на торт)

-Принцесса «Морфология права». Мы начинаем изучать тему «Части речи». Их в русском языке сколько?  Посмотрим и назовем.

3.Чтение уч-ся темы и цели  на интерактивной доске.

     III. Работа по теме.

1.Активизация  знаний учащихся.  Создание проблемной ситуации(с.76 учебника)

а) Если часть речи обозначает признак предмета, то она отвечает на вопросы:  какой? какая? какое? какие? и называется имя прилагательное

Пример: красивый, красное, зеленое, умные.

б) имя существительное (яблоко, стол, девочка, дети).

в) глагол (бежит, лежит, играет).

2. Поиск решения проблемы. Классификация слов по признакам.

Упражнение№4 письменно (по 3 слова).

-Что объединяет слова каждой группы?                                                                                                                                                                                                                                            

-На какой вопрос они отвечают и что называют?

Вывод: Части речи - это такие группы слов, которые имеют общие признаки.

3  . Чтение правила  о частях речи на слайде принцессой «Морфологией».

4.Подготовка к понятиям: самостоятельные и служебные части речи.

а) Продолжение поиска решения проблемы. Классификация слов по вопросам и признакам.

Выполнение  задания на интерактивной доске (по 3 слова) 3 ученика у доски.

Часть речи

Имя

Существительное

Имя

прилагательное

Глагол

Вопросы

кто? что?

какой? какая?

какое? какие?

что сделать?

что сделать?

Что обозначает

Название

предмета

Признак

предмета

Действие

предмета

                                 дружба                       большой            сверкать

                                  вера                            верный             журчать

                                планета                       дружный            дружить

Подчеркни в словах орфограммы. Объясни. Сделай вывод о частях речи. На какие вопросы отвечают части речи?

IV. Физкультминутка.

-Чтобы дальше продолжить путь, принцесса «Морфологии» должна проверить, все ли здоровы.

ДЕТИ: «Мы здоровы!»

«МОРФОЛОГИЯ»: «А к проверке вы готовы?».

ДЕТИ: «Да, готовы!».

«МОРФОЛОГИЯ»: «Все дышите!

                                    Не дышите!

                                    Все  в порядке, отдохните!

             Руки вместе поднимите.

             Превосходно, опустите.

             Наклонитесь, встаньте прямо,

             Улыбнитесь!

             Здоровы, действительно здоровы! Да, довольна я осмотром.

             Можно отправляться в путь».

V.Поиск решения проблемы продолжаем.

б) Составление предложений из слов.

Работа по вариантам. Можно изменить форму слова.

1р. - 1-2 строчка.

2р. -3-4 строчка.

3р. - 4-5 строчка.

  1. По улице мчатся быстрые автомобили.
  2. У краба десять ног.

      3) Хорошо иметь друга.

-Участвовали в предложениях слова ,которые  не записаны в таблицу? (Да)

-Это служебные части речи.

VI. Словарная работа. Дев*чка.

1) Значение слова - Ребенок или подросток женского пола.

2)Однокоренные слова: девочка, девчушка, девчурка, девчонка. (выделение корня)

-Имена существительные.

3) Сочетаемость с им. прилаг.

Большая девочка, умная девочка, внимательная девочка.

Сочетаемость с глаголом.

Девочка думает, девочка учится, девочка подросла.

4) Предложение.

Девочка пылесосит, стирает, ,помогает своей маме.

-Найдите и подчеркните однородные члены предложения.

Это однородные сказуемые. Запишите схему.

                              ,                  ,                      .

Какой частью речи выражено?

 Докажи.

VII. Творческая работа в день рождения. Минута релаксации. Звучит легкая музыка.

  1. Сочини четверостишие, используя рифму:

бал,

позвал,

творог,

 пирог.

Чтение стихов уч-ся.

  1. Чтение мастером слова  стих. Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог»

Я хотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, творог,

Испек рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости не идут.

Я ждал пока хватило сил,

Потом кусочек откусил.

-Какие части рифмуются?

 VIII. Домашнее задание.  Упр.5. Запиши загадки, а отгадки нарисуй.

 IX. Итог урока. Рефлексия деятельности

1.Итог урока надо нам учиться подводить,

Мы будем главное сейчас в уроке находить.

(Дети самостоятельно подводят итог урока,, вспоминают какие проблемы решали.

-Сколько всего частей речи в русском языке?

-Сколько самостоятельных частей речи? Называют.

-Сколько служебных? Называют.

-Какие части речи тебе знакомы? Назови.

Что больше всего понравилось в уроке? Давайте поблагодарим принцессу.

2.Самостоятельная работа по карточкам. На доске слайд с заданием.

-Какая часть речи? Каждый ряд решает свою карточку, надписывая часть речи

Красивый         лень                                      рисовать

широкий        выразительность        рисунок

глупость        смешной        весёлый

расти        учить        альбом

 X. Выставление отметок.

Пояснительная записка

Сведения об авторе:  Забара Татьяна Николаевна.

Должность: учитель начальных классов.

Место работы: МАОУ СОШ №20 г. Липецка.

Контактная информация: 38-24-03 (раб),89205426926.

Название материала: урок русского языка (Блок «Как устроен наш язык») во 2 классе по теме «Части речи» (УМК «Планета знаний»).

Аннотация: в уроке использовала деятельный подход к обучению, отрабатывала навык классификации слов по значению: слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Какой? Какое? Какая? Что делать? Что сделать?  Развивала устную и письменную речь. Воспитывала в детях позитивное эмоционально-целостное отношение к языку, формировала УУД на каждом этапе урока, формировала умения самостоятельно добывать знания, развивала творческое и логическое мышления.

Ключевые слова в уроке: части речи, существительное, прилагательное, глагол, что?, кто?, какой?, что делать?, служебные части речи, словарные слова.

Количество листов: 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

Урок по русскому языку в 4 классе "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора....

Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1.     Образовательные:- повторить, что такое прямая ...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...