Развитие навыка грамотоного безошибочного письма
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Низамова Ольга Николаевна

Приемы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskaya_zorkost.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы. Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями.

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы -- это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слышат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под диктовку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании .

Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  • Увидеть орфограмму в слове.
  • Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
  • Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
  • Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
  • Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
  • Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
  • Письмо с проговариванием. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Чаще всего это касается запоминания трудных слов . Сначала образец проговаривания даёт учитель– 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, проговорить индивидуально.
  •  Списывание (основа проговаривания по слогам) .  Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
  •  Комментированное письмо. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. У ребенка появляется привычка внимательно относится к речи, «взвешивать» слово, выбирать и ценить его правильную форму.
  • Комментированное письмо выступает как одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая  и не забегая вперёд.  Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные. 
  •     Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбирается правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
  • Письмо по памяти.  Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,
  • Творческие работы.
  • Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.
  • При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.
  •  - диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
  • Учащиеся записывают предложения под диктовку,  а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают буквы. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы.
  • Первое и главное достоинство диктанта ''Проверь себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
  • Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.
  •  - Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
  • «Найди лишнее слово».
  • Например, я  предлагаю детям следующий словарный диктант:  Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:
  • 1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;
  • 2.суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;
  • 3.тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;
  • 4.сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный0;
  • 5.чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные.
  • 6.карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх.
  • Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
  •  Работа над ошибками, является средством закрепления орфограмм и средством предупреждения ошибок.
  • Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
  •     Списывание.

чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, можно предложить по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию

-  Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

-  Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

-Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

- Спиши слова определённой части речи.

-  Выпиши словосочетания.

Найди опасное место''.

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.

«Секрет письма зеленой пастой».

Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

На уроках русского языка в начальной школе для этих целей применяется несколько методик. Назовем некоторые:

  • письмо под диктовку,
  • определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
  • списывание текста и выделение орфограммы;
  • исправление деформированного текста (текста с ошибками);
  • письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
  • классификация слов в соответствии с орфограммами;
  • выбор слов из текста с заданной орфограммой;
  • постановка пропущенных букв в места орфограмм.

Поскольку умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым орфографическим умением, без которого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность, начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.

Основной прием усвоения безударности - одного из опознавательных признаков орфограмм данного типа - постановка ударения. Поэтому, начиная с 1-го года обучения, постоянно проводятся разнообразные упражнения на нахождение ударных и безударных гласных.

Как научить правильно писать - эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы.

Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появлении возможной ошибки.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество упражнений.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, обязательно даст положительные результаты.

Для этой операции нужны значительный объем памяти, ее готовность, четкое знание грамматики и орфографических правил.

Зоркость формируется на протяжении многих лет.

Орфограмма – это "ошибкоопасное" место в слове.

на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.

Диктант.

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора в классе

  1. Мы  - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
  2. С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  3. Машей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
  4. Идём – орфограмм нет.
  5. Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
  6. В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  7. Чащу – ча пишем с А. Орфограмма -  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  8. Чащу – чу пишем с У. Орфограмма -  сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
  9. . – В конце предложения ставится точка.
  10. Цветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
  11. Цветут – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
  12. Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма -  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  13. . – В конце предложения ставится точка.
  14. Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
  15. Быстро – словарное слово. Пишется БЫСТРО.
  16. Бежит – орфограмма  - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
  17. Бежит - жи пишем с И. Орфограмма -  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  18. Колючий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
  19. Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
  20. . – В конце предложения ставится точка.
  21. Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
  22. Пищат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
  23. Пищат - ща пишем с А. Орфограмма -  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  24. Пушистые - ши пишем с И. Орфограмма -  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  25. Мышки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
  26. . – В конце предложения ставится точка.
  27. Птички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
  28. Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
  29. Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
  30. Гнёзда – орфограмм нет.
  31. . – В конце предложения ставится точка

Как научить правильно писать - эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы.

Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появлении возможной ошибки.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

Работа над ошибками, как способ формирования безошибочного письма.

Один из способов обучению безошибочному письму учащихся начальной школы...

Формирование правильного чтения и безошибочного письма при изучении темы «Словосочетание» в начальной школе.

Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, т.к. взаимосвязь лексического значения слоаа, его...

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

Формирование навыков грамотного, безошибочного письма методом наглядности через использование тематических таблиц, опорных схем и системы алгоритмов.

Формирование навыков грамотного, безошибочного письма методом наглядности  через использование тематических таблиц, опорных схем и системы алгоритмов....