Конспект урока русского языка в 1 классе. Тема: "Гласные звуки и буквы".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цель:
- Закрепить знания о гласных звуках и буквах ;
- Закрепить навыки грамотного письма;
- Совершенствовать навыки написания букв и соединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 1 классе.
Тема: "Гласные звуки и буквы".
Цель:
- Закрепить знания о гласных звуках и буквах ;
- Закрепить навыки грамотного письма;
- Совершенствовать навыки написания букв и соединений.
1.Организационный момент.
- Ребята, перед вами разноцветные, яркие, улыбающиеся шарики. Если ваше настроение сейчас такое же радужное, напишите свое имя на любом понравившемся шарике. Шарики настроения будут с нами до конца урока.(Магниты)
2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Чистописание:
л м и я ли ип
липка
- Назовите буквы правильно.
- Какие из них гласные?
- Согласные?
- Какой элемент общий у всех букв?(короткая наклонная линия с закруглением вправо).
- Напишите эти буквы в соединении с буквами л и п.
- Прочитайте слово. Старайтесь писать безотрывно.
- Прочитайте стихотворение (на доске):
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой -
Не ломай меня.
- Теперь прочитайте вот так (показ поочередно карточек со словами строго, с мольбой).
- О чем просит липка? Почему нельзя ломать деревья? (Потому что деревья приносят пользу, они часть природы, а природу нужно беречь.)
- Сколько слогов в слове липка?(2)
- Как определили?(в слове 2 гласных звука - и, а).
- Подчеркните их.
- Догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
-(О гласных звуках и буквах)
- Чему будем учиться?(Будем учиться находить в слове гласные буквы, делить слова на слоги, ставить ударение, правильно записывать слова и предложения, еще раз вспомним всё, что знаем о гласных звуках и буквах)
- Еще раз уделим особое внимание буквам е,ё,ю,я и узнаем,откуда в наш язык пришли слова с буквой э.
- Давайте вспомним все, что знаем о гласных . Ответить вам поможет эта схема.
слайд 1
1) - Гласный звук состоит только из голоса. Слово гласный от слова голос, глас.
слайд 2
2) - При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, не встречает никаких препятствий.
Ученик:
- Я знаю загадку.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …
слайд 3
3) - Гласные в слове образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
слайд 4
- Назовите гласные звуки. Сколько их?(6)
- Назовите гласные буквы. Сколько их?(10) Чего больше, букв или звуков? На сколько больше?(на 4)
-Детский писатель Андрей Усачёв заметил эту разницу и написал стихотворение:
Ученик:
-Я, ребята, признаю:
Нет такого звука Ю.
И открытие моё
То, что нету звука Ё.
Заодно скажу, друзья,
Так же нет и звука Я.
И, прошу поверить мне,
Нет на свете звука Е.
слайды 5,6
- Что вы можете сказать об этих буквах?
- Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь. (Например...)
- Что еще могут обозначать гласные буквы?
- Твердость или мягкость согласного звука.
3.Работа по теме урока.
1)Работа по учебнику.
- Сейчас мы понаблюдаем за этим, выполнив упр.8
Упр.8.
- Прочитайте слова в столбиках.
- Назовите слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.
- Прочитайте 2-е задание к упражнению.
Выполняется только 2-е задание по 3-м вариантам.
(3 человека у доски)
Словарная работа.
- Прочитайте последнее задание к упражнению.
- Давайте посмотрим значение слова в словаре. В каком?
- Это слово многозначное или однозначное?
слайд 7
Ученик
Пенка молока парного
Ароматной строчкой на губах.
Запах сена, золото соломы,
Песни соловьиные в садах.
Малой речки плавные изгибы,
Даль в туманной дымке чуть видна…
Малой капелькой в величии России
Милая для сердца сторона.
-Какое место в слове является опасным??
(- Безударная гласная е в первом слоге)
- Запишите в словарики, вместе с транскрипцией(учитель пишет на доске), поставьте ударение.
- Составьте предложение с этим словом. Вам поможет эта схема:
________ ________ ________ ________ . (на доске)
Физкультминутка( видео)
2)Работа по карточкам(в группах, парах, по силам).
- Перед вами карточки. Из 3-х заданий выберите 1, наиболее интересное и посильное для вас каждого из вас ( по силам).
(В процессе работы дети подходят друг к другу, советуются, оказывают взаимопомощь, предлагают дополнительные задания).
Задание 1.
Спиши предложение. Из какой сказки оно? Подчеркни гласные буквы.
Пришла лиса в гости к журавлю.
Задание 2.
Выпиши слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.
Ясли, дыня, зёрна, ёжик, ель, тень, июнь, люстра.
Задание 3.
Прочитай текст. Озаглавь его.
Дети пришли в рощ. . Там было вес.ло и шумно.
Докажи, что это текст. Озаглавь его. Назови пропущенные буквы. Объясните, какие звуки они обозначают. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Проверка. Слайды.
(Последним проверяется задание 1)
- Вспомнили сказку? Расскажите коротко. Как понимаете выражение не солоно хлебавши.
- "Лиса и Журавль" - русская народная сказка. Какие еще сказки бывают?(Авторские). Приведите примеры.(Выставка книг).
Упр.9
- В упражнении 9 тоже представлен отрывок из сказки. Прочитайте текст и скажите, из какой .("Дюймовочка")
- Кто автор сказки?(Г.- Х. Андерсен)
- Кто такие эльфы?
- Слово эльфы иноязычное, как и все слова, в которых есть буква э. Слово эльфы пришло к нам из немецкого языка.
Физкультминутка.
- Эльфы похожи на бабочек. У нас есть такая разминка. Кого попросим провести?(Алина)
- Ответьте на вопрос упражнения.
-Выполним задание к упражнению. Прочитайте его. Напишите предложение. Какие буквы подчеркнем?
Ученик
- Я знаю слово с буквой э, которое пришло к нам из английского языка.
Экология. От англ. эколоджи. Мы в начале урока говорили, что надо беречь природу. Экология - это наука о чистоте природы.
5. Работа в тетради с печатной основой.
С.32, упр.5.
- В продолжении разговора о природе прочитаем выразительно стихотворение Г. Сапгира на с.32 тетрадей с печатной основой.
Слайд.
- Страус эму живет в Южной Америке(учитель показывает на глобусе).
- Это животное теплых стран или холодных, как вы думаете?(Это животное теплых стран).
- Прочитайте задание к упражнению.
- Какие слова выпишем?(эму, Эмма, эскимо)
- Как напишем слово Эмма?
- Почему?
Ученики могут предложить примеры имен на букву Э.
- Давайте вернемся на с. учебника и посмотрим в упр. 11, какие еще слова с буквой э пришли к нам из других языков.
4. Итог урока.
- Ребята, вам понравился урок? Давайте еще раз вспомним всё, что знаем о гласных звуках и буквах, только уже без схемы. Хотелось бы послушать мнение экспертов. Кто получает сегодня это право? Как считаете? (Несколько учеников, выбранных одноклассниками, получают табличку "эксперт" и отвечают на вопрос по очереди).
5. Рефлексия. (Рефлексивный экран, самооценка деятельности).
Технологическая карта урока русского языка по теме "Гласные звуки и буквы".
Целевой блок | |||
Тема | Гласные звуки и буквы | Комментарии | |
Цель | Формировать УУД: Личностные:
Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные:
| Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Осуществление познавательной рефлексии. Развитие умения слушать и понимать других.
| |
Планируемые результаты | Предметные: Личностные: Метапредметные: Регулятивные: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |
Осознают роль языка в речи людей и их жизни. Учатся сопоставлять изображенные на картине объекты природы с тем что, они наблюдают в действительности. Учатся высказывать свою версию на основе работы с материалом;
| |
Инструментальный блок | |||
Задачи урока | Образовательные: Способствовать развитию: Воспитывать: | создать условия для закрепления знаний о гласных звуках и буквах; фонематического слуха, мелкой моторики; стремление к самостоятельному овладению знаниями; | |
Тип урока | Урок - обобщение | ||
Учебно-методический комплекс | «Школа России» | ||
Организационно-деятельностный блок | |||
Основные понятия | Звуки. Буквы. Слово. Предложение | ||
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, математика. | ||
Действия обучающихся |
6. Списывают в тетрадь предложение, подчеркивают гласные буквы: 7. Списывают в тетрадь слова, в которых гласные буквы обозначают два звука: 8. Списывают в тетрадь текст, вставляют пропущенные буквы: 9.Списывают в тетрадь предложение из учебника. 10. Выписывают в тетрадь с печатной основой слова с буквой э. |
Отвечают на вопросы учителя:
Ученики записывают: липка Ученики записывают: Мяч, тетя, .деревня. Пенка молока парного Ароматной строчкой на губах Запах сена, золото соломы, Песни соловьиные в садах. Малой речки плавные изгибы, Даль в тумманной дымке Чуть видна... Малой капелькой в величии России Милая для сердца сторона. _______._______ ______ ______ . Пришла лиса в гости к журавлю. Ясли, ёжик, ель, июнь. Дети пришли в рощу. Там было весело и шумно. Эльфы поднесли Дюймовочке подарки. Эму, Эмма, Эскимо. | |
Диагностика результатов урока итог урока | Работа в экспертной группе. Самооценка по алгоритму (групповая рефлексия,рефлексивный экран) | Отвечают на вопрос: Расскажите всё, что вам известно о гласных звуках и буквах русского языка. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… У меня получилось … Я смог… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"
Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Урок русского языка ,1 класс тема : Гласные и согласные звуки"
На данном уроке ведется ознакомление с гласными и согласными звуками....

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного; формирование знаний этимологии слов с удвоенной согласной.Планируемые результатыПредметные: знать, как писать...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ
Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ...