Программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"
рабочая программа по русскому языку (1, 2 класс) по теме
Программа курса "Занимательный русский язык" для младших школьников является дополнительной программой по русскому языку. Она позволяет глубже раскрыть богатства русского языка и познакомить с фактами, которые не изучаются в рамках урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 68.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов»
Образовательная программа
Дополнительного образования детей по русскому языку
«Занимательный русский язык»
в начальной школе
(Срок реализации 2 года)
Подготовила учитель начальных классов: Калинина Л.Г.
Когалым
2014
- Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Занимательный русский язык» для школьников составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования.
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. №15785);
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Федеральным законом от 29.10.2010 № 463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель программы "Занимательный русский язык" - формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
Обучающие:
• развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка;
• пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
• развивать мотивацию к изучению русского языка;
• развивать творчество и обогащать словарный запас;
• совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
• углублять и расширять знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитывать культуру общения;
• формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенность программы в том, что в основу построения программы «Занимательный русский язык» положен модульный принцип построения, который предполагает логическую завершённость курса и, как следствие, относительная обособленность содержания обучения модуля от остального учебного материала. Такое построение программы предполагает использование каждого модуля как самостоятельного курса. Наряду с этим каждый модуль курса «Занимательный русский язык» перекликается в содержательном плане с другими модулями. Так в учебном плане 1, 2, 3 и 4 годов обучения есть раздел «Словообразование». Но содержание раздела подобрано таким образом, что от года к году степень сложности изучаемого материала увеличивается, исключая тем самым дублирование. Принцип отбора содержания – циклический.
- Общая характеристика курса
Программа курса "Занимательный русский язык" для младших школьников является дополнительной образовательной программой по русскому языку. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Реализация программы дополнительного образования позволяет глубже раскрыть богатства русского языка и познакомить обучающихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках урока. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для привития речевых умений создают именно дополнительные занятия по русскому языку. На всех занятиях обучающиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Политехнический принцип проявляется в метапредметной связи с предметами различных образовательных областей.
Принцип целенаправленности решается путём комплексного развития морально-волевых, коммуникационных качеств личности; решения задач нравственного, эстетического, умственного развития младших школьников.
Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых находит своё проявление в принятии условий совместной организации учебной деятельности.
Принцип прочности реализуется через единство образовательного, воспитательного и развивающего эффекта обучения.
Принцип системности проявляется в реализации технологий здоровье сбережения в образовательном учреждении.
Принцип сознательности и активности заключается в активном овладении младшими школьниками знаниями и умениями на основе их осмысления, применения в процессе коммуникации со сверстниками.
Актуальность программы «Занимательный русский язык» заключается в том, что предоставляется возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Данный курс предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий с младшими школьниками. На всех этапах занятий используются разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не будет снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу "Занимательный русский язык". В отборе материала к занятиям педагог ориентируется на связи с материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между различными модулями программы.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях по курсу "Занимательный русский язык" должно быть обращено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Реализация программы дополнительного образования младших школьников «Занимательный русский язык» базируется, прежде всего, на основных положениях личностно-ориентированного образования. Создание ситуации удовлетворения собственным интеллектуальным трудом, результатом творческой деятельности, личным ростом в коммуникативном пространстве являются составными компонентами такого обучения.
В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
• рассказ, беседы, наблюдение, демонстрация;
• проблемно – ситуационный метод;
• методы мотивации и стимулирования;
• обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
• игровые.
Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии с сюжетным замыслом занятия. Такое использование методов обучения позволяет педагогу своевременно осуществлять как обучающую, воспитывающую, развивающую функцию занятия, так и вести своевременную коррекционную работу.
Основными формами проведения занятий являются:
• занятия - исследования;
• нетрадиционные занятия (занятие – сказка, занятие-КВН, урок-путешествие, занятие – творческая мастерская);
• интегрированные занятия (с использованием информационно-коммуникационных технологий).
Форма проведения занятий - групповая.
Ценностными ориентирами содержания данного курса
являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
- Описание места курса в учебном плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут.
1 класс- 34 часа
2 класс - 34 часа
3 класс - 34 часа
4 класс -34 часа
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать небольшие тексты;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Содержание учебного курса
Содержание курса не дублирует, а расширяет базовый курс по русскому языку и дает возможность познакомиться учащимся с интересными, нестандартными вопросами. За рамками образовательной программы данный курс предусматривает углубленное изучение знаний по темам: «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Лексика», « Фразеология». В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Занятия позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах.
Содержание курса 1 класс
(34 часа)
Тема 1. Наш помощник - язык. (4 часа)
Речь устная и письменная. Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
Тема 2. В мире слов и звуков. (10 часов)
Прямое и переносное значение слов. Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом. В мире звуков. Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Игротека. Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Звуки: гласные, согласные; твердые, мягкие; глухие, звонкие. Транскрипция (звукопись). Замена звука (буквы). Слабая, сильная позиция. Орфоэпия.
Тема 3. Живые буквы(20 часов)
Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм. Способы отличия твердых согласных звуков от мягких. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.
Содержание курса 2 класс (68 часов)
Тема 1.Волшебная страна «Фонетика» (8 часов)
Волшебная страна «Фонетика». Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры «Расколдуй слово», «Да-нет». Удивительные звуки. Игры «Невидимки звуки», «Читай наоборот». Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие «двойняшки». Сказка «Про ошибку». Игра «Найди пару». Звонкие и глухие «одиночки». Почему они так называются. Игра – сказка «Пропавшие имена». Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина «Интересные буквы и звуки».
Тема 2. Волшебная страна «Грамматика» (9 часов)
Добрый “волшебник” – ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
Тема 3. В стране «Слов» (5 часов)
Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование «Кто больше знает слов на букву …». Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
Тема 4 . В гостях у частей речи (8 часов)
Существительные – слова с предметным значением. Сказка «Приключение в стране «Имя Существительное». Приключения в стране “Имя существительное». Приключения в стране «Имя прилагательное». Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
Тема 5.Упражнения для закрепления (4 часов)
Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.
- Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2016 г.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО Издательство «АРГО»-2009г.
3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ»-2010
4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. «Секреты орфографии» Москва «Просвещение»- 2010 г.
5. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. «Занимательная грамматика» -2009г
7. Левушкина О. Н. «Словарная работа в начальных классах» (1-4) Москва «ВЛАДОС» -2012 г.
8. Полякова А. В. «Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов». Самара. Издательство «Сам Вен», 2015г.
Для реализации принципа наглядности в кабинете доступны изобразительные наглядные пособия:
плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур, разрезные картинки.
Техническим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет использовать в работе набор дополнительных заданий к большинству тем курса.
- Тематическое планирование
Учебный план 1 класс
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Наш помощник - язык | 2 | 2 | 4 |
2 | В мире слов и звуков | 5 | 5 | 10 |
3 | Живые буквы | 10 | 10 | 20 |
ИТОГО: | 17 | 17 | 34ч |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ урока | Название темы | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
1 | Речь устная и письменная | Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить . Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. | |
2 | Что такое слово? | ||
3 | В мире звуков | ||
4 | Игротека | ||
5 | Звуки и буквы – не одно и то же | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни . Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки . Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче . Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни . Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж], [ш], учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. | |
6 | Что такое метограммы? | ||
7 | Жили были гласные и согласные | ||
8 | Игротека. | ||
9 | Волшебник Ударение. | ||
10 | Такие разные гласные. | ||
11 | Такие разные, разные согласные | ||
12 | В слове столько гласных, сколько и слогов. | ||
13 | Русские народные загадки. Составление простых загадок. | ||
14 | Зачем шипят шипящие? | ||
15 | Познакомьтесь: алфавит! | Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Различать текст и набор предложений. Определять тему текста. Объяснять роль заголовка . Озаглавливать текст. Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях . Выделять незнакомые слова в тексте . Выяснять значение непонятных слов. Определять основную мысль текста. Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте. Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке. Выделять начало, основную часть, конец текста. Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях. Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач. Называть изученные признаки текста. Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года . Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Разыгрывать риторические игры. Наблюдать особенности фразеологических оборотов, их происхождение; обогащать словарный запас детей; Прививать интерес к родному языку, расширять кругозор учащихся Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Проявлять активность во взаимодействии при решении коммуникативно-познавательных задач. | |
16 | Игротека | ||
17 | Привет, пословица! | ||
18 | Поговорим о предложении | ||
19 | Еще немного о предложении | ||
20 | Игротека | ||
21 | Знакомимся с анаграммами | ||
22 | Что такое текст? | ||
23 | Что мы пишем с большой буквы? | ||
24 | Игротека | ||
25 | О безударных гласных | ||
26 | О парных звонких и глухих согласных | ||
27 | Слова - приятели | ||
28 | Игротека | ||
29 | Слова – неприятели | ||
30 | Волшебное слово предлог | ||
31 | Что такое фразеологизм? | ||
32 | Игротека. | ||
33-34 | Учимся различать слова разных частей речи |
Учебный план 2 год (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Волшебная страна «Фонетика» | 3 | 5 | 8 |
2 | Волшебная страна «Грамматика» | 3 | 6 | 9 |
3 | В стране «Слов» | 1 | 4 | 5 |
4 | В гостях у частей речи | 3 | 5 | 8 |
5 | Упражнения для закрепления | 2 | 2 | 4 |
ИТОГО: | 12 | 22 | 34ч |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
1-2 | Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. | 2 ч. | Соотносить звук и соответствующую ему букву. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твёрдости (без терминологии). Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных. Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, ю, я). Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука. | |
3-4 | Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. | 2 ч. | Моделировать звуковой состав слова. Контролировать этапы своей работы. Оценивать процесс и результат выполнения задания. | |
5-6 | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие «одиночки». Почему они так называются? Игра – сказка «Пропавшие имена». | 2 ч. | Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ( с –з, ш – ж, з – ж, р – л, ц – ч и т.д.). Освоение знаний о звуках, знаково-символической системе. Осмысление особенностей звуков и их свойств. Осознание значимости мира звуков для человека. | |
7-8 | Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки” «Грамматическое домино» Игры Деда Буквоеда. Шипящие согласные. Игра «Волшебный клубок орфограмм».(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн) | 2 ч. | Осмысление понятий «слово», «знак», «знак-символ». Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром. Освоение знаний о звуках, знаково-символической системе. Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. Приобретать опыт в распознавании условных обозначений звуков речи. Переводить слово звучащее в слово написанное. Осуществлять контроль своих действий при обозначении звуков буквами при письме. | |
9-10 | Слог. Игра «Собери слово». Перенос слов. Правила переноса. Легкие головоломки. Технология составление головоломок. | 2 ч. | Формировать умения устанавливать связь слов в предложении. Ставить вопросы к главным членам предложения. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Произносить слова с делением на слоги. | |
11-12 | Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. | 2 ч. | Составлять предложения по картинке с употреблением слов разной слоговой структуры. | |
13-14 | «Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). Составление загадок. | 2 ч. | Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове. Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма) | |
15-16 | Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры -«Помоги Незнайке» , «Удивительные превращения» | 2 ч. | Наблюдать над ролью словесного ударения в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Работать с орфоэпическим словарём. Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове. Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. | |
17 | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. | 1 ч. | Наблюдать над ролью словесного ударения в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели структуры слова и подбирать к ним слова. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Работать с орфоэпическим словарём. Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове. Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. | |
18-19 | Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. | 2 ч. | Работать с орфографическим словарём. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове Работать с орфоэпическим словарём. Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове. Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. | |
20-21 | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | 2 ч. | Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука. Контролировать свои действия при письме при обозначении мягких согласных звуков, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных | |
22-23 | Существительные – слова с предметным значением. Сказка «Приключение в стране «Имя Существительное». Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово” | 2 ч. | Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. | |
24 | Звонкие и глухие «двойняшки». В стране «Двойняшек»(парные согласные на конце слов) | 1ч. | Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова. Устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных в конце слова. Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными. Сравнивать произношение и обозначение на письме глухих парных согласных перед гласными. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова. Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова в двусложных словах и в объяснении правописания этих слов. Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Наблюдать за особенностями стихотворного текста, загадок. | |
25 | Приключения в стране «Имя существительное». Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. | 1ч. | Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. Различать проверочное и проверяемое слова Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова. Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова в двусложных словах. С безударными гласными и в объяснении правописания этих слов. Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, при правописании безударной гласной вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Наблюдать за особенностями стихотворного текста, загадок | |
26 | Приключения в стране «Имя прилагательное». Дружба имени существительного с прилагательным | 2 ч. | Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. | |
27-28 | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование «Кто больше знает слов на букву ..» | 2 ч. | Называть предметы окружающего мира. Произносить (читать) слова, называющие эти предметы. Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые. Составлять предложение с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета. Наблюдать за особенностями сказки. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. | |
29-30 | Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | 2 ч. | Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл. Находить слова, близкие по значению. Составлять словосочетания. Выделять междометия в речи. Осознавать роль междометий в речи. Называть примеры междометий. Составлять предложения с междометиями. Объяснять значение фразеологизмов. Составлять предложения с фразеологизмами. Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле. Называть признаки родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к данному слову. Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова). Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу. Находить в тексте образные сравнения. Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл. Составлять предложения с заданными словами. Подбирать слова в рифму. | |
31-32 | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | 2ч. | Называть признаки родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к данному слову. Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова). Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу. Находить в тексте образные сравнения. Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл. Составлять предложения с заданными словами. Подбирать слова в рифму. | |
33 | Крылатые слова и выражения. (фразеологизмы) | 1 ч. | Называть признаки родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к данному слову. Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова). Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу. Находить в тексте образные сравнения. Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл. Составлять предложения с заданными словами. Подбирать слова в рифму. | |
34 | Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка. | 1 ч. | Осознавать значимость положительных качеств человека и важность искоренения отрицательных черт характера |
- Планируемые результаты изучения курса
Ожидаемые результаты первого года обучения
- концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- классификацию звуков русской речи, функции йотированных гласных;
- способы записи транскрипции;
- простейшие случаи образования новых слов;
- владеть понятием «прямое» и «переносное» значение слов;
- виды словарей;
- различные способы классификации частей речи;
- виды текстов;
- пословицы, поговорки различной тематики;
- этимологию отдельных слов (с опорой на изучаемые в рамках основной программы словарные слова);
- иметь представление о словах - синонимах, омонимах, архаизмах.
Учащиеся должны уметь:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- записывать звучащее слово с помощью транскрипционных знаков;
- определять слабую и сильную позицию в слове;
- толковать авторский замысел при употреблении слов в переносном значении;
- употреблять в речи слова в прямом и переносном значении;
- задавать вопросы к различным частям речи;
- пользоваться словарями различных видов;
- правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи;
- подбирать синонимы и антонимы;
- преобразовывать слова из одной части речи в другую;
- устанавливать логическую связь между частями текста;
- различать виды текстов, отличать диалог от монолога;
- составлять простейший диалог и монолог на заданную тему;
Ожидаемые результаты второго года обучения:
К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать:
- звуки и буквы, гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
- лексическое значение слова, морфемы: приставку, корень, суффикс, окончание;
- простейшие случаи образования новых слов;
- источники нахождения информации, правила работы и технику безопасности при работе с компьютером.
Обучающиеся должны уметь:
- применять алфавит в практической деятельности (работа со словарем, каталогом);
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- производить разбор слов по составу;
- составлять цепочку родственных слов от данного;
- отличать родственное слово от формы слова;
- составлять схемы-опоры, блок-схемы, алгоритмы, самоинструкции;
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (словарях, энциклопедиях, Интернете и др.);
- решать и составлять кроссворды;
- учиться культуре речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса УМК "Школа 21 века"
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса Примерная программа дополнительного образования по русскому языку создана ...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательный русский язык»
Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательный русский язык» для 3 класса на 2015-2016 учебный год...
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка»
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса на 2014-2015 учебный год...
Программа. Дополнительное образование. "Занимательный русский язык".
Программа. Дополнительное образование. "Занимательный русский язык"....
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"
Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к изучению предмета в среднем звене...
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"
Рабочая программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"...
Программа дополнительного образования "Занимательный русский язык"
Программа дополнительного образования для работы с учащимися 3 класса....