Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Трубинова Лариса Геннадьевна

Данная рабочая программа разработана к УМК "Начальная школа 21 века" с учётом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-_4_kl._rab._programma_po_rus._yazyku.docx165.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Комитет образования

                                администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

г. Балаково Саратовской области

Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «29» августа 2018 г.

Согласовано

Заместитель руководителя по УВР МАОУ СОШ № 25

______ / Н.А. Гуськова/

«01»  сентября  2018 г.

     Утверждено

   Директор

   МАОУ СОШ №  25

  __________ /Е.В. Теплова./

  Приказ №  279

  от «01»  сентября  2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

русскому языку

по  _______________________________________________________________

учебный предмет (курс)

1 – 4

классы ____________________________________________________________

начальное общее

уровень образования ________________________________________________

начальное общее, основное общее, среднее общее

Рассмотрено

Руководитель ШМО

____________/И.В. Бурлакова/

протокол № 1

от  «29»  августа  2018 г.

                                                          г. Балаково 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы  С.В. Иванова /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 4-е изд., дораб. И  доп./М.: Вентана – Граф, 2012. - 176 с. Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова/ Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Планирование построено на общей научно – методической основе, реализующей программы комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важных элементов учебной деятельности.

   Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2,п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта 2009 года,  Уставом образовательной организации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25, основывается на концепции образовательной области «Языки и литература» и  требованиях Примерной основной образовательной программы ОО.

Рабочая программа курса «Русский язык» адресована учащимся 1-4 классов МАОУ СОШ № 25.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА                                                      «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностные результаты:

•   осознание языка как основного средства человеческого общения;

•   восприятие русского языка как явления национальной культуры;

•   понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели

индивидуальной культуры человека;

•   способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•   умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

•   способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

•   умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

•   стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

•   умение задавать вопросы.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология

Познавательные УУД:

•   применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления языковых закономерностей;

•   моделирование звукового состава слова, используя условные знаки, предложения, составлять их слоговые схемы, распространять и сокращать предложения в соответствии с моделью;

•   классифицирование звуков по заданному основанию;

•   анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;

•   синтез — составление целого текста из частей;

•   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•   смысловое чтение - как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

•   установление причинно-следственных связей;

•   построение логической цепи рассуждений;

•   самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

 Коммуникативные УУД:

•   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

•   постановка вопросов для поиска и сбора информации;

•   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

•   осознавать роль языка и речи в жизни людей;

•   эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

•   понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

•   обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

Предметные результаты:

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

•   различать звуки и буквы;

•   характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные

твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

•   знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для

упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться: 

•   проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

•   оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора

слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

•   соблюдать нормы русского и литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

•   находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения

слова самостоятельно (по словарю в учебнике) либо обращаться за помощью (к

учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

•   различать изменяемые и неизменяемые слова;

•   различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

•   находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться: 

•   разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

•   выявлять слова, значение которых требует уточнения;

•   определять значение слова по тексту или уточнять значение с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

•   подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•   подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•   различать употребление в тексте слов в прямом или переносном значении (простые случаи);

•   оценивать уместность использования слов в тексте;

•   выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной

задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

•   определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж, склонение;

•   определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;

•   определять грамматические признаки глаголов: число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем  времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

•   проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике  алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

•   находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы (и, а, но), частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

•   различать предложение, словосочетание, слово;

•   устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

•   классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

•   определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

•   находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

•   выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

•   различать второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства;

•   выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

•   различать простые и сложные предложения.

«Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

•   применять правила правописания (в объёме содержания курса);

•   определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

•   безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;

•   писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

•   проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

•   осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

•   подбирать примеры с определённой орфограммой;

•   при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы

 избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

•   при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных  работах.

«Развитие речи»

Выпускник научится:

•   оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со  знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

•   соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

•   выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации  общения;

•   самостоятельно озаглавливать текст;

•   составлять план текста;

•   сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

•   создавать тексты по предложенному  заголовку;

•   подробно или выборочно пересказывать текст;

•   пересказывать текст от другого лица;

•   составлять устный рассказ на определённую тему с использованием  разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

•   анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

•   корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

•   анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать

правильность  выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,  задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

•   соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

                 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «РУССКИЙ ЯЗЫК»

В программе курса «Русский язык» выделяются три содержательных блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». 

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма и выделяют в качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму.

 Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения и выделяют в качестве объекта изучения текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

1 класс (165 часов)

 

  Разделы программы по обучению грамоте (1 полугодие)

80 ч.:

1.

Слово и предложение. Выделение предложений из речевого потока. Введение понятия «слово». Отработка понятия «слово». Слово как объекта изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Деление предложения на слова. Предложение в речевом потоке. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3 ч.

2.

Фонетика.  Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Сравнение звуков. Звуковой анализ. Знакомство со схемой звукового состава слова. Сравнение слов по звуковой структуре.

Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков. Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение (введение понятия). Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Введение понятия «слог». Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слонов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Гласные звуки. Особенность гласных звуков – отсутствие при произнесении этих звуков преграды. Согласные звуки. Особенность согласных звуков – наличие при произношении их преграды.

10 ч.

3.

Графика. Различение звука и буквы : буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Буква «ё» в начале слова. Обозначение буквами звука й в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Закрепление правил обозначения звуков буквами.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

6 ч.

4.

Письмо (обучение грамоте). Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Знакомство с рабочей строкой. Развитие свободы движения руки. Знакомство и письмо заглавных и строчных букв: «А,а»; «Я,я»; «О,о»; «Ё,ѐ»; «У,у»; «Ю,ю»; «Э,э»; «Е,е»; «ы»; «И,и»; «М,м»; «Н,н»; «Р,р»; «Л,л»; «Й,й»; «Г,г»; «К,к»; «З,з»; «С,с»; «Д,д»; «Т,т»; «Б,б»; «П,п»; «В,в»; «Ф,ф»; «Ж,ж»; «Ш,ш»; «Ч,ч»; «Щ,щ»; «Х,х»; «Ц,ц»;

Дифференциаций букв «Г-К», «З-С», «Д-Т», «Ж-Ш» и др. Отработка написаний изученных букв. Знакомство и письмо буквы «ь», «ъ», особенности. Слова с разделительным «Ь». Закрепление написания всех букв русского алфавита. Закрепление правил обозначения звука [а] буквами. Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходуется с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.

Ориентировка и отработка алгоритма на страницах прописей.

59 ч.

5.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

- обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением ( ча – ща, чу – щу, жи- ши);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных

( без введения термина);

- раздельное написание слов;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения;

- слова с разделительным «ь», «ъ»

2 ч.

6.

Развитие речи. Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Универсальные учебные действия.

На протяжении всего обучения

Разделы программы «Русский язык» (2 полугодие)

85 ч.:

1.

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Отработка порядка действий при списывании. Повторение порядка действий при звуковом анализе. Отработка умения задавать вопросы к словам.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Повторение правил слогоударных схем. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с нормами произношения и ударения.

7 ч.

2.

Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:

1) показатель мягкости предшествующего согласного;

2) разделительный.

Язык как средство общения. Порядок действий при списывании. Отработка умений задавать вопросы к словам.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение:

▪ раздельное написание слов;

▪ прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; правописание собственных имен;

▪ обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

▪ сочетания чк, чн (знакомство с правилом)

▪ правила перенос слов;

▪ непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

▪ знаки препинания в конце предложения;

- правописание безударного проверяемого гласного в корне слова

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Повторение правил.

37 ч.

3.

Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Знакомство со словами близкими по значению. Знакомство с образованием слов в русском языке. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. Отработка умения задавать вопросы к словам. Слова, называющие предметы, отвечающие на вопросы кто? и что?; называющие действия (что делать, что сделать) и признаки. Собственные имена, правописание собственных имен. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова (знакомство). Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация предложений. Слова, отвечающие на вопросы «какой? », «какая? », «какие? », «какое? », «кто? », «что? », «что делать?», «что сделать?». Наблюдение за образованием слов и местом возможной ошибки в написании слова. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами.

37 ч.

4.

Развитие речи. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Строить устное речевое высказывание. Составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок. Составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Участвовать в учебном диалоге. Осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать вопросы. Включаться в совместную работу. Высказывать собственное мнение и обосновывать его.

На протяжении всего обучения

5

Повторение изученного материала

2 ч.

6

Контрольных и административных работ + уроки анализа контрольных работ

1 ч. + 1 ч. =

=2 ч.

2 класс (170 часов)

I

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

57 ч. :

1.

Фонетика и графика. Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, , их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Слог. Ударение. Перенос.

10 ч.

2.

Слово и предложение. Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении.

6 ч.

3.

Состав слова. Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

19 ч.

4.

Лексика.  Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значение слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.

22 ч.

II

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

58 ч;  

III

«Развитие речи».

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование  текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

34 ч.

IV

Повторение изученного материала

4 ч.

V

Контрольных и административных работ + уроки анализа контрольных работ

12 ч. + 5 ч. =

= 17 ч.

3 класс (170 часов)

I

 «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

62 ч. :

1.

Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.

3 ч.

2.

Состав слова. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения разбора слова по составу.

4 ч.

3.

Синтаксис. Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.

18 ч.

4.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение, род, число, падеж, склонение, существительные одушевленные и неодушевленные. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам. Разряды прилагательных. Местоимения. Личные местоимения. Склонение и употребление личных местоимений в речи. Словообразование имён существительных и  прилагательных.

37 ч.

II

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Повторение правил правописания, изученных во 2-ом классе. Правописание приставок, оканчивающихся на –з-, -с-; соединительных гласных - о-, - е – в сложных словах; букв  - о -, - ё – после щипящих в корнях слов; букв - и -, - ы – после «ц» в различных частях слов. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, -ечк-. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Постановка запятой при однородных членах .

53 ч.

III

«Развитие речи».

Работа над структурой текста: озаглавливание, написание собственных текстов по заголовку, составление плана, написание текста по заданному плану; определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа; знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы; знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки; использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных или устаревших слов, фразеологизмов.

31 ч.

IV

Повторение и закрепление изученного материала

7 ч.

IIV

Контрольных и административных работ  +  уроки анализа контрольных работ

12 ч. + 5 ч.=

= 17 ч.

 

4 класс (170 часов)

I

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

54 ч.:

1

Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. 

1 ч.

2

Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

1 ч.

3

Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.  

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.  Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.  

Имя числительное: общее значение.  

36 ч.

4

Синтаксис. Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения.

Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.  

Различение простых и сложных предложений.  

16 ч.

II

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) 

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

·        непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные  слова, определенные программой);

·        не с глаголами;

·        мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

·        мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

·        безударные личные окончания глаголов;

·        суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

·        гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

·        буквы а, о на конце наречий;

·        мягкий знак на конце наречий;

·        слитное и раздельное написание числительных;

·        мягкий знак в именах числительных;

·        запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

52 ч.

III

«Развитие речи» 

Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в

сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

  Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без

заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

29 ч.

IV

Повторение и закрепление изученного материала

17 ч.

V

Контрольных и административных работ + уроки анализа контрольных работ

13 ч.+ 5 ч. =

=18 ч.

                                                                 1 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

                                                    5 часов в неделю (165 часов)

№ п/п

Тема урока

Дата

Причина корректировки

план

факт

«Обучение грамоте»

Пропись № 1

1.

Ориентировка по странице прописей

   2.

Алгоритм действий при проведении линии от определенной точки в заданном направлении

3.

Алгоритм действий при проведении линии от определенной точки в заданном направлении

4.

Понятие «слово»

5.

Алгоритм действий при проведении вертикальных параллельных линий

6.

Алгоритм действий при проведении наклонных параллельных линий. Пространственные отношения между объектами

7.

Деление предложения на слова. Алгоритм действий при проведении параллельных и непараллельных линий. Пространственные отношения между объектами

8.

Знакомство со схемой звукового состава слова. Единство звукового состава слова и его значения

9.

Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове

10.

Знакомство с рабочей строкой. Проведение полуовалов

11.

Сравнение слов по звуковой структуре. Проведение полуовалов

12.

Звуковой анализ слов. Проведение овалов, заданных линий на рабочей строке

13.

Звуковой анализ слов. Проведение малого и большого овалов, заданных линий на рабочей строке

14.

Развитие свободы движения руки. Проведение линий сложной траектории

15.

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов. Различение овалов и кругов. Прописывание на рабочей строке элементов букв

16.

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов. Звуковой анализ слова. Прописывание на рабочей строке элементов букв

17.

Письмо заглавной и строчной буквы А

18.

Знакомство с буквой Я (я). Письмо заглавной буквы Я

19.

Письмо строчной буквы я

20.

Закрепление правил обозначения звука [а] буквами

21.

Письмо заглавной и строчной буквы О (о)

22.

Письмо заглавной и строчной буквы Ё (ё)

23.

Буква ё в начале слова: обозначение звуков [й’ о]. Звуковой анализ слов с ё в начале слова

24.

Закрепление правил обозначения звуков [о] и [а] буквами

25.

Письмо заглавной и строчной буквы У (у)

26.

Письмо заглавной и строчной буквы Ю (ю

27.

Закрепление правил обозначения звуков [о], [а], [у] буквами

28.

Знакомство с буквой Э (э). Письмо заглавной буквы Э

29.

Письмо строчной буквы э

30.

Письмо заглавной и строчной буквы Е (е)

31.

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв

32.

Письмо строчной буквы ы

33.

Знакомство с буквой И (и). Письмо заглавной буквы И

34.

Письмо строчной буквы и

35.

Отработка написания изученных букв

36.

Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твердости мягкости согласных звуков

Пропись №2

37.

Письмо заглавной и строчной буквы М (м)

38.

Знакомство с буквой Н (н).Письмо заглавной и строчной буквы Н (н).Письмо слогов  и слов

39.

Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами

40.

Письмо заглавной и строчной буквы Р (р).Письмо слогов и слов

41.

Письмо заглавной и строчной буквы Л (л)

42.

Письмо заглавной и строчной буквы Й (й)

43.

Введение понятий «слог»

44.

Отработка написания изученных букв

45.

Письмо заглавной и строчной буквы Г. Введение понятия «ударение».

46.

Письмо заглавной и строчной буквы К (к)

47.

Дифференциация букв Г (г) и К (к)

48.

Знакомство с буквой З (з). Письмо заглавной буквы З

49.

Письмо строчной буквы з

50.

Письмо заглавной  и строчной буквы С (с)

51.

Дифференциация букв З (з)и С (с)

52.

Письмо заглавной и строчной буквы Д(д)

53.

Знакомство с буквой Т (т).Письмо заглавной буквы Т

54.

Письмо строчной буквы т. Составление предложения из слов

Пропись № 3

55.

Дифференциация букв Д (д) и Т (т)

56.

Письмо заглавной и строчной буквы Б(б)

57.

Письмо заглавной и строчной буквы П (п)

58.

Знакомство с буквой В (в).Письмо заглавной и строчной буквы В (в)

59.

Чтение и письмо слов и предложений

60.

Письмо заглавной и строчной буквы Ф(ф

61.

Письмо заглавной и строчной буквы Ж (ж)

62.

Письмо заглавной и строчной буквы Ш

63.

Знакомство с буквой Ч (ч). Письмо заглавной буквы Ч

64.

Письмо строчной буквы ч

65.

Письмо заглавной и строчной буквы Щ (щ)

66.

Письмо заглавной и строчной буквы Х (х)

67.

Письмо заглавной и строчной буквы Ц (ц)

68.

Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь

69.

Письмо строчной буквы ь

70.

Слова с разделительным мягким знаком

71.

Письмо строчной буквы ъ

72.

Закрепление написания всех букв русского  алфавита

Списывание текстов

73.

Закрепление написания всех букв русского алфавита. Восстановление и запись деформированных предложений.

74.

Списывание текстов

75.

Упражнение в письме под диктовку. Списывание текстов

76.

Преобразование печатного шрифта в письменный

77.

Закрепление написания всех букв русского алфавита

Восстановление и запись деформированных предложений.

78.

Закрепление написания всех букв русского алфавита

79.

Повтор функций мягкого и твёрдого знаков

80.

Закрепление написания всех букв русского алфавита

Восстановление и запись деформированных предложений.

Учебник «Русский язык»

81.

Язык как средство общения.  

82.

Язык как средство общения. Порядок действий при списывании

83.

Устная и письменная речь.  

84.

Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце  предложения

85.

Речевой этикет: слова приветствия.   Интонация предложений

86.

Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений. Восклицательный знак в конце предложений

87.

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения.  

88.

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании

89.

Речевой этикет: слова просьбы и извинения

90.

Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

91.

Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы  кто? что?.

92.

Речевой этикет: слова просьбы  и благодарности.  Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Знаки препинания в конце предложения

93.

Речевой этикет: ситуация знакомства

94.

Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, их правописание

95.

Речевой этикет: использование слов ты, вы при общении

96.

Речевой этикет: использование слов ты, вы при общении. Правописание собственных имен

97.

Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников

98.

Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Порядок действий при списывании и правила правописания собственных имен

99.

Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы

какой? какая? какое? какие?

100.

Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы какой?какая? какое? какие?

101.

Описание внешности.   Заглавная буква в именах собственных

102.

Описание внешности. Повторение слогоударных схем

103.

Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?какой? какая? какое? какие?

104.

Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?какой? какая? какое? какие? Звуковой анализ.

105.

Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес.   Заглавная буква в именах собственных.

106

Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов

107.

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке.  

108.

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов

109.

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов

110.

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке.Звуковой анализ слов  

111.

Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов в русском языке

112.

Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь.  Правила переноса слов без стечения согласных.

113.

Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Подбор вопросов к словам

114.

Речевая ситуация: приглашение на экскурсию.  Развёрнутое толкование значения слова.

115.

Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

116.

Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей.  Слова, называющие действия.

117.

Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие  на вопросы что делать? что сделать?

118.

Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии.  Слова, называющие предметы, действия и признаки.

119.

Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний жи – ши в словах

120.

Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний  жи – ши в словах  

121.

Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу

122.

Речевая ситуация: использование речи для убеждения.  Звуковой анализ слов.

123.

Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать?

124.

Речевая ситуация: описание своего характера и поступков.  Слова, называющие предметы, действия и признаки.

125.

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

126.

Речевая ситуация: обсуждение интересов.  Перенос слов

127.

Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами

128.

Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта.  Приемы и последовательность правильного списывания текста

129.

Речевая ситуация: обсуждение интересов.  Слова, сходные по значению.

130.

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать?

131.

Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения  

132.

Письменная речь: объявление. Повторение  правила правописания сочетаний жи – ши

133.

Устная речь: вымышленные истории.  Знакомство  с устойчивыми сочетаниями слов

134.

Устная речь: вымышленные истории.  Гласные после шипящих.

135.

Устная речь: вымышленные истории.  Знакомство  с устойчивыми сочетаниями слов. Списывание текстов.

136.

Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа
в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов

137.

Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы какая? какие?, и правила правописания имен собственных

138.

Описание внешности животного. Повторение правила правописания сочетаний жи – ши и работы со звуковыми моделями

139.

Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании и звуковом анализе

140.

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам

141.

Описание внешности и повадок животного.  Повторение правил правописания сочетаний жи – ши, ча – ща,чу – щу

142.

Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании

143.

Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении. Отработка умений задавать вопросы к словам

144.

Речевая ситуация: обсуждение интересов.   Повторение правил правописания сочетаний жи – ши, ча – ща,чу -щу

145.

Речевая ситуация: грамотность в письменной речи. Отработка порядка действий при списывании

146.

Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова

147.

Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного  возраста. Повторение функций ь

148.

Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь и порядка действий при списывании

149.

Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов

150.

Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк – чн

151.

Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению

152.

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение звукового анализа  

153.

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения

154.

Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом в слове, где можно допустить ошибку

155.

Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании

156.

Письменная речь: написание писем. Знакомство
с изменяемыми и неизменяемыми словами

157.

Итоговая контрольная работа

158.

Анализ контрольной работы.

159.

Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа

160.

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка   правила переноса слов

161.

Речевая ситуация: составление краткого  рассказа о летнем отдыхе. Комплексное повторение пройденного

162.

Речевая ситуация: составление объявления. Комплексное повторение пройденного

163.

Комплексное повторение. Правописание гласных после шипящих .

164.

Комплексное повторение. Проектные работы по теме «Сказка о звуках и буквах русского языка»

165.

Комплексное повторение. Портфолио ученика (демонстрация личных достижений учащихся)

                                         

                                                                          2 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

                                                    5 часов в неделю (170 часов)

п/п

Тема урока

Дата

Причина корректировки

план

факт

1.

Звуки речи и буквы.

2.

Гласные и согласные звуки и буквы.

3.

Обозначение звуков речи  на письме.

4.

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

5.

Согласные звуки.

6.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

7.

Звонкие согласные звуки в конце слова

8.

Учимся писать сочетания жи - ши

9.

Учимся писать сочетания ча-ща. 

10.

Учимся писать сочетания чу-щу. Словарный  диктант.

11.

Разделительный мягкий знак.

12.

Слог.

13.

Учимся переносить слова.

14.

Проверочная работа.  Списывание по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».(В.Ю. Романова «Тетрадь для контрольных работ»,  с.7-8)

15.

Учимся переносить слова.  

16.

Входная контрольная работа.  Диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов».(В.Ю. Романова «Оценка знаний», с. 30)

17.

Анализ контрольной работы

18.

Слоги ударные и безударные. Роль ударения

19.

Слово. 

20.

Слова, называющие предметы.  Словарный  диктант.

21.

Слова, называющие признаки и действия предметов. 

22.

Слово и предложение.  

23.

Восклицательные и невосклицательные предложения. 

24.

Слова в предложении.

25.

Окончание как часть слова.

26.

Изменение формы слова с помощью окончания.

27.

Неизменяемые слова.

28.

Вспоминаем правило написания прописной буквы.

29.

Вспоминаем правило написания  прописной  буквы. 

30.

Корень как часть слова.  Словарный  диктант.

31.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне.

32.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне.

33.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне.  

34.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

35.

Корень как общая часть родственных слов.

36.

Контрольная работа. Диктант по темам «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу», перенос слов, безударные гласные в корне слова». (В.Ю. Романова «Оценка знаний», с. 31-32)

37.

Анализ контрольной работы

38.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

39.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

40.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Словарный диктант.

41.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

42.

Однокоренные слова.

43.

Учимся писать буквы согласных в корне слова.  

44.

Учимся писать буквы согласных в корне слова.

45.

Учимся писать буквы согласных в корне слова.

46.

Корень слова с чередованием согласных.

47.

Учимся писать буквы гласных  и согласных  в корне слова.

48.

Учимся писать буквы гласных  и согласных  в корне слова. Поиск проверочных слов.

49.

Учимся писать буквы гласных  и согласных  в корне слова. 

50.

Учимся писать буквы гласных  и согласных  в корне слова. Словарный диктант.

51.

Учимся писать буквы гласных  и согласных  в корне слова.

52.

Суффикс как часть слова.

53.

Значение суффиксов.  

54.

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

55.

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Определение принципа классификации слов.

56.

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Решение орфографических задач.

57.

Проверочная работа. Диктант по теме «Правописание согласных в корне слова». (В.Ю. Романова «Оценка знаний», с.39-40)

58.

Значения суффиксов.

59.

Учимся  писать слова  с суффиксами  -ёнок, -онок.

60.

Учимся  писать слова  с суффиксами  с суффиксами

 -ик, -ек. Словарный диктант.

61.

Учимся  писать слова  с суффиксами  с суффиксами

 -ик, -ек.

62.

Значения суффиксов.

63.

Учимся  писать слова с суффиксом – ость.  

64.

Образование слов при помощи суффиксов.

65.

Учимся писать суффиксы имен прилагательных.

66.

Образование слов при помощи суффиксов.

67.

Проверочная работа по темам «Фонетика.

Слово и предложение. Корень слова. Суффикс».(В.Ю. Романова «Тетрадь для контрольных работ»,  с.14-16)

68.

Учимся писать корни и суффиксы.

69.

 Приставка как часть слова.

70.

Значения приставок. Словарный диктант.

71.

Учимся писать приставки.

72.

Учимся писать приставки (классификация слов). 

73.

Различаем приставки с буквами а, о.

74.  

Образование слов с помощью приставок.

75.

       

Контрольная работа. Диктант по теме «Орфограммы, изученные в 1-2 четвертях 2 класса».(В.Ю. Романова «Оценка знаний», с.41)

76.                                                                                                                                                                                                                                

Анализ контрольной работы

77.

Учимся писать разделительный твёрдый знак.

78.

Различаем разделительный  Ь и Ъ.

79.

Как образуются слова

80.

Различаем  разделительные Ь и Ъ. Словарный диктант.

81.

Основа слова.

82.

Учимся различать предлоги и приставки.

83.

Учимся различать предлоги и приставки. 

(тренировочные упражнения).

84.

Повторяем состав слова. 

85.

Повторение: правописание частей слова.

86.

Повторение: правописание частей слова (тренировочные упражнения).

87.

Слово и его значение

88.

Значение слова

89.

Повторение правописания  частей слова.

90.

Текст. Словарный диктант.

91.

Заголовок текста

92.

Как сочетаются слова

93.

Значение слова в словаре и тексте

94.

Проверочная работа по темам «Приставки, состав слова, образование слов» (В.Ю. Романова «Тетрадь для контрольных работ»,  с.20-22)

95.

Повторение правописания частей слова.

96.

Один текст - разные заголовки.  

97.

Учимся озаглавливать текст.  

98.

Слово в толковом словаре и тексте.

99.

Слова однозначные и многозначные

100.

Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Словарный диктант.

101.

Учимся озаглавливать текст.

102.

Как строится текст. Окончание текста.

103.

Как появляются многозначные слова.

104.

Как определить значение многозначного слова.

105.

Учимся находить и проверять орфограммы  в слове. 

106.

Учимся заканчивать текст.  

107.

Слова-синонимы.

108.

Сочетание синонимов  с другими словами.

109.

Учимся применять орфографические правила.

110.

Как строится текст. Начало текста.  Словарный диктант.

111.

Сочиняем начало текста  

112.

Как используются синонимы.

113.

Синонимы в тексте.

114.

Учимся применять орфографические правила.

115.

Проверочная работа.  Диктант по темам

«Правописание слов с разделительными ъ и ь.

Правописание предлогов и приставок». (В.Ю. Романова «Оценка знаний», с.55-56)

116.

Учимся составлять текст.  

117.

Последовательность предложений в тексте.

118.

Слова-антонимы.

119.

Сочетание антонимов с другими словами. 

120.

Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант.

121.

 Связь предложений в тексте.

122.

Слова-омонимы

123.

Слова исконные и заимствованные.

124.

Учимся применять орфографические правила.

125.

Контрольная работа. Диктант по теме «Правописание изученных орфограмм». (В.Ю. Романова «Оценка знаний», с.57)

126.

Анализ контрольной работы

127.

Абзац.

128.

Учимся выделять абзацы. 

129.

Значения заимствованных слов.

130.

Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант.

131.

Последовательность абзацев.

132.

Учимся составлять текст из абзацев.

133.

Устаревшие слова.

134.

Устаревшие слова, слова синонимы, новые слова.

135.

Учимся применять орфографические правила.

136.

Учимся составлять текст.

137.

Учимся составлять текст по заголовку

и ключевым словам.  

138.

Повторение: что ты знаешь о лексическом

значении слова и составе слова?

139.

Учимся применять орфографические правила.

140.

План текста. Словарный диктант.

141.

Учимся составлять план текста.

142.

Фразеологизмы.

143.

Учимся применять орфографические правила.

144.

Проверочная работа. Тест  по теме «Правописание изученных орфограмм»

145.

Составляем текст по плану.  

146.

Учимся писать письма по плану.   

147.

Значения фразеологизмов.

148.

Учимся применять орфографические правила. 

149.

Составляем текст по плану.

150.

Текст-описание. Словарный диктант.

151.

Учимся применять орфографические правила.

152.

Особенности текста-описания.

153.

Учимся сочинять текст-описание.

154.

Учимся применять орфографические правила.

155.

Проверочная работа по теме «Лексика».

(В.Ю. Романова «Тетрадь для контрольных работ»,  с.42-45)

156.

Учимся сочинять яркий текст-описание.  

157.

Текст-повествование. 

158.

Особенности текста-повествования.  

159.

Учимся применять орфографические правила.

160.

Итоговая контрольная работа.  Диктант по теме

«Правописание изученных орфограмм»

161.

Анализ контрольной работы

162.

Учимся сочинять текст-повествование. Словарный диктант.

163.

Описание и повествование в тексте.

164.

Текст-рассуждение.

165.

Особенности текста-рассуждения. Словарный диктант.

166.

 Описание. Повествование. Рассуждение.

167.

 Повторение: правописания и развитие речи.

168.

Повторение: развитие речи и  лексика.

169.

Повторение: развитие речи, лексика и правописание.

170.

Повторение: развитие речи, лексика и правописание

                                                                                    3 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

                                                    5 часов в неделю (170 часов)

п/п

Тема урока

Дата

Причина корректировки

план

факт

1

Повторяем фонетику

2

Вспоминаем правило написания прописной буквы

3

Фонетический разбор слова

4

Вспоминаем правила переноса слов

5

Повторяем текст, его признаки и типы

6

Фонетический разбор слова

7

Повторяем правила обозначения гласных после шипящих

8

Повторяем состав слова

9

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова.

10

Повторяем признаки и типы текста. Словарный диктант

11

Разбор слова по составу

12

Повторяем правописание согласных в корне слова

13

Повторяем словообразование

14

Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова

15

Входная контрольная работа. Диктант по теме «Повторение изученных во 2 классе орфограмм»       (В. Ю. Романова «Оценка знаний» с. 100-101)

16

Анализ контрольной работы

17

Текст и его заголовок

18

Разбор слова по составу и словообразование

19

Вспоминаем правописание суффиксов

20

Повторяем правописание приставок. Словарный диктант

21

Заголовок и начало текста

22

Предложение и его смысл. Слова в предложении

23

Виды предложения по цели высказывания и интонации

24

Последовательность абзацев в тексте

25

Деление текста на абзацы

26

Главные члены предложения

27

Проверочная работа. Тест по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» («Тетрадь для контрольных работ» с. 9-15)

28

Повторяем написание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков

29

Главные члены предложения

30

Знакомство с правилами написания приставок, оканчивающихся на з/с. Словарный диктант

31

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с.

32

Подлежащее

33

Сказуемое

34

Учимся писать письма

35

Подлежащее и сказуемое

36

Учимся писать письма

37

Контрольная работа  по теме «Простое предложение» («Тетрадь для контрольных работ» с.16-18)

38

Анализ контрольной работы

39

Второстепенные члены предложения

40

Обстоятельство. Словарный диктант

41

Обстоятельство

42

Учимся писать приставку с-

43

Учимся писать письма

44

Определение

45

Определение

46

Учимся писать слова с двумя корнями

47

Запоминаем соединительные гласные о, е

48

Учимся писать письма

49

Дополнение

50

Дополнение. Словарный диктант

51

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

52

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

53

Учимся писать письма

54

Однородные члены предложения

55

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

56

Проверочная работа. Тест  по теме «Члены простого предложения» «Тетрадь для контрольных работ» с. 37-43)

57

Однородные члены предложения

58

Знаки препинания при однородных членах предложения

59

Учимся писать письма

60

Однородные члены предложения. Словарный диктант

61

Учимся ставить знаки препинания в предложениях

с однородными членами

62

Однородные члены предложения

63

Учимся ставить знаки препинания в предложениях

с однородными членами

64

Проверочная работа. Списывание по теме «Правописание слов, образованных сложением; о-ё после шипящих; [ы] после ц. («Тетрадь для контрольных работ» с.50-51)

65

Учимся писать письма

66

Повторяем фонетику и состав слова

67

Повторение правописания гласных и согласных

в корне слова.

68

Части речи

69

Самостоятельные и служебные части речи

70

Повторение. Заголовок и план текста. Словарный диктант

71

Имя существительное.  

72

Контрольная работа. Диктант по теме «Орфограммы, изученные в 1-2 четвертях 3 класса».(В. Ю. Романова «Оценка знаний» с. 124-125)

73

Анализ контрольной работы

74

Повторение правописания гласных и согласных в корне слова

75

Учимся писать изложение

76

Род имён существительных

77

Род имён существительных

78

Учимся писать изложение

79

Число имён существительных.

80

Правописание мягкого знака после шипящих на конце

имён существительных. Словарный диктант.

81

Правописание ь после шипящих на конце имён существительных

82

Число имён существительных

83

Изменение имён существительных по числам

84

Изменение имён существительных по числам

85

Учимся писать изложение

86

Изменение имён существительных по падежам

87

Падеж имён существительных

88

Падеж имён существительных

89

Учим слова с удвоенными согласными в корне слова

90

Учимся писать письма. Словарный диктант.

91

Падеж имён существительных

92

Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

93

Падеж имён существительных

94

Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ичк и ечк

95

Работаем с текстом.  

96

Склонение имён существительных

97

Учимся писать сочетания инк и енк

98

Склонение имён существительных

99

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

100

Работаем с текстом. Словарный диктант

101

Склонение имён существительных

102

Проверочная работа по теме» «Части речи, род и число имён существительных»  («Тетрадь для контрольных работ» с.54-57)

103

Правописание безударных окончаний имён

существительных 1-го склонения

104

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые 

105

Учимся писать безударные окончания имён

существительных 2-го склонения

106

Учимся писать изложение

107

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

108

Учимся писать безударные окончания имён

существительных 2-го склонения

109

Имена существительные собственные и нарицательные

110

Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц. Словарный диктант

111

Учимся писать изложение

112

Учимся писать изложение (продолжение)

113

Проверочная работа. Диктант по теме « ь после шипящих на конце имён существительных; удвоенные согласные в словах;  суффиксы имён существительных  (В. Ю. Романова «Оценка знаний» с. 139-140)

114

Способы образования имён существительных

115

Способы образования имён существительных

116

Правописание безударных окончаний имён

существительных 3-го склонения.  

117

Учимся писать безударные окончания имён

существительных 3-го склонения

118

Учимся писать изложение

119

Повторяем фонетику и состав слова

120

Повторяем правописание безударных окончаний имён

существительных 1, 2, 3-го склонения. Словарный диктант

121

Имя прилагательное

122

Правописание окончаний имён существительных множественного числа

123

Повторение. Заголовок и план текста.

124

Имя прилагательное

125

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных

126

Имя прилагательное

127

Контрольная работа по теме «Орфограммы, изученные в 3 четверти  третьего класса.  («Тетрадь для контрольных работ» с.67-69)

128

Анализ контрольной работы

129

Правописание окончаний имён существительных на -ий,

-ия-ие

130

Правописание окончаний имён существительных на -ий,
-ия-ие. Словарный диктант

131

Повторение правописания безударных окончаний имён существительных

132

Качественные имена прилагательные

133

Качественные имена прилагательные

134

Изложение с элементами сочинения

135

Правописание окончаний имён прилагательных.

136

Учимся писать изложение

137

Правописание окончаний имён прилагательных

138

Краткая форма качественных прилагательных

139

Правописание окончаний имён прилагательных

140

Учимся писать сочинение. Словарный диктант.

141

Относительные имена прилагательные.  

142

Правописание относительных прилагательных

143

Как образуются относительные прилагательные

144

Правописание относительных прилагательных

145

Учимся писать сочинение

146

Правописание относительных прилагательных

147

Притяжательные прилагательные

148

Правописание притяжательных прилагательных

149

Повторение. Текст.

150

Повторяем фонетику и состав слова. Словарный диктант

151

Правописание краткой формы имён прилагательных

152

Проверочная работа. Списывание по теме «Орфограммы, изученные в 3 классе» . («Тетрадь для контрольных работ» с. 80-81)

153

Местоимение

154

Работаем с текстом

155

Личные местоимения.  

156

Личные местоимения

157

Правописание местоимений с предлогами

158

Как изменяются местоимения 

159

Итоговая контрольная работа. Диктант по теме «Орфограммы, изученные в 3 классе» (В. Ю. Романова «Оценка знаний» с. 162-163)

160

Анализ контрольной работы

161

Правописание местоимений

162

Как изменяются местоимения. Словарный диктант

163

Повторение пройденного: фонетический анализ слова

164

Повторение пройденного: разбор слова по составу.

165

Правописание ь после шипящих на конце имён существительных

166

Повторение пройденного: главные члены предложения.

167

Проверочная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу, части речи.  «Тетрадь для контрольных работ» с.82-89)

168

Повторение пройденного: однородные члены предложения.

169

Повторение пройденного: признаки и типы текстов.

170

Повторение пройденного:  правописание суффиксов.

     4 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

                                                    5 часов в неделю (170 часов)

№ п\п

 Тема урока

         Дата

Причина корректировки

план

факт

1

Повторение. Пишем письма

03.09

2

Повторяем фонетику и словообразование

04.09

 

3

Вспоминаем изученные орфограммы

 05.09

4

Вспоминаем изученные орфограммы

06.09

5

Повторение. Пишем письма

07.09

6

Повторяем признаки имени существительного

10.09

7

Повторяем правописание окончаний имен существительных l-гo склонения

11.09

8

Повторяем правописание окончаний имен существительных  2-го склонения

12.09

9

Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-гo склонения

13.09

10

Пишем письма. Словарный диктант

14.09

11

Пишем письма.

17.09

12

Морфологический разбор имени существительного

18.09

13

Морфологический разбор имени существительного

19.09

14

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

20.09

15

Текст. Рассуждение

21.09

16

Повторяем признаки имени прилагательного

24.09

17

Проверочная работа. Списывание по теме «Орфограммы в окончаниях имён существительных и имён прилагательных (В.Ю. Романова « Русский язык. Тетрадь для контрольных работ» с. 17-18)

25.09

18

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

26.09

19

 

Входная контрольная работа. Диктант по теме «Повторение изученных в 3 классе орфограмм. (В.Ю. Романова «Оценка знаний» с.203-204)

27.09

20

Анализ контрольной работы

28.09

21

Морфологический разбор имени прилагательного. Словарный диктант

01.10

22

Типы текста

02.10

23

Буквы о - ё после шипящих и  ц.  

03.10

24

Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов  после шипящих»                        

04.10

25

Повторяем местоимение

05.10

26

Орфограммы приставок.

08.10

27

Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак

09.10

28

Обучающее (подробное) изложение

10.10

29

Разбор по членам  предложения.

11.10

30

Синтаксический разбор предложения

12.10

31

Синтаксический разбор предложения. Словарный диктант

15.10

32

 

Знаки препинания при однородных членах предложения

16.10

33

Знаки препинания при однородных членах предложения

17.10

34

Синтаксический разбор простого предложения 

18.10

35

Деление текста на абзацы.  

19.10

36

Глагол.

22.10

37

Глагол как часть речи

23.10

38

Правописание приставок в глаголах

24.10

39

Контрольная работа по теме «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного (В.Ю. Романова « Русский язык. Тетрадь для контрольных работ» с. 11-14)

25.10

40

Анализ контрольной работы

26.10

41

Правописание не с глаголами. Словарный диктант

06.11

42

Изложение.

07.11

43

Вид глагола.

08.11

44

Начальная форма глагола.  

09.11

45

Личные формы глагола.

12.11

46

Лицо и число глаголов.

13.11

47

Мягкий знак после шипящих в глаголах

14.11

48

Мягкий знак после шипящих в глаголах

15.11

49

Текст. Сочинение - описание «Белка»

16.11

50

Правописание -ться и -тся в глаголах

19.11

51

Правописание -ться и -тся в глаголах.  Словарный диктант

20.11

52

Текст. Связь абзацев в тексте.

21.11

53

Спряжение глаголов.

22.11

54

Спряжение глаголов.  

23.11

55

Спряжение глаголов.

26.11

56

Правописание глаголов

27.11

57

Проверочная работа по теме «Глагол как часть речи». (В.Ю. Романова « Русский язык. Тетрадь для контрольных работ» с. 21-24)

28.11

58

Текст.

29.11

59

Правописание безударных   окончаний глаголов  

30.11

60

Правописание безударных   окончаний глаголов

03.12

61

Правописание безударных   окончаний глаголов.  Словарный диктант

04.12

62

Правописание безударных   окончаний глаголов.

05.12

63

Текст. Роль слов в тексте. 

06.12

64

Правописание  глаголов.

07.12

65

Проверочная работа. Диктант по теме «ь после шипящих в глаголах, тся, ться в глаголах. (В.Ю. Романова «Оценка знаний» с.213-214)

10.12

66

Правописание личных окончаний   глаголов

11.12

67

Правописание  глаголов

12.12

68

Настоящее время глагола

13.12

69

Правописание суффиксов глаголов.

14.12

70

Промежуточная контрольная работа. Диктант по теме: «Орфограммы, изученные в 1 и 2 четвертях 4 класса.  (В.Ю. Романова «Оценка знаний» с.215-216) 

17.12

71

Анализ контрольной работы

18.12

72

Прошедшее время глагола.  Словарный диктант

19.12

73

Прошедшее время глагола.

20.12

74

Изложение с элементами сочинения

21.12

75

Правописание суффиксов глаголов.

24.12

76

Будущее время глагола

25.12

77

Правописание суффиксов глаголов

26.12

78

Изменение глаголов по временам

27.12

79

Изложение с элементами сочинения

10.01

80

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

11.01

81

Условное наклонение глагола.  

14.01

82

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.  Словарный диктант

15.01

83

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

16.01

84

Работа с текстом. Обучающее сочинение-повествование.

17.01

85

Повелительное наклонение глагола. 

18.01

86

Повелительное наклонение глагола

21.01

87

Словообразование глаголов от других частей речи

22.01

88

Текст.

23.01

89

Глагол в предложении

24.01

90

Глагол в предложении

25.01

91

Правописание глаголов. Словарный диктант

28.01

92

Правописание глаголов.

29.01

93

Работа с текстом. Заголовок к тексту.

30.01

94

Морфологический разбор глагола.

31.01

95

Повторение (проверь себя).  

01.02

96

Обучающее сжатое изложение

04.02

97

Проверочная работа.  Диктант по теме «Окончания и суффиксы глаголов»  (В.Ю. Романова «Оценка знаний» с.233-234) 

05.02

98

Наречие. Значение наречий.

06.02

99

Наречие. Словосочетания с наречиями.

07.02

100

Наречия. Примыкание – особый вид связи слов в словосочетаниях.

08.02

101

Как образуются наречия.  Словарный диктант

11.02

102

Правописание гласных на конце наречий  

12.02

103

Правописание гласных на конце наречий.  

13.02

104

Учимся писать сочинение

14.02

105

Морфологический разбор наречий.  

15.02

106

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

18.02

107

Мягкий знак на конце слов после шипящих

19.02

108

Мягкий знак на конце слов после шипящих

20.02

109

 Текст

21.02

110

Имя числительное как часть речи.

22.02

111

Имя числительное. Словарный диктант

25.02

112

Работа с текстом

26.02

113

Проверочная работа. Изложение. «Друг детства» (В.Ю. Романова «Оценка знаний» с.241-242) 

27.02

114

Изменение имён числительных.

28.02

115

Слитное и раздельное написание числительных.   

01.03

116

 

Правописание мягкого знака в именах числительных.

04.03

117

Правописание числительных.

05.03

118

 Текст

06.03

119

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

07.03

120

Проверочная работа. Тест по теме   «Глагол, наречие, имя числительное» (В.Ю. Романова «Оценка знаний» с.235-241) 

08.03

121

Связь слов в предложении. Словосочетание. Словарный диктант

11.03

122

Словосочетание.

12.03

123

Слово. Словосочетание. Предложение.  

13.03

124

Текст

14.03

125

Правописание слов в словосочетаниях

15.03

126

Контрольная работа.  Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные в 3 четверти 4 класса» (В.Ю. Романова «Оценка знаний» с.232-233) 

18.03

127

Анализ контрольной работы

19.03

128

Связь слов в словосочетании. Согласование

20.03

129

Правописание слов в словосочетаниях 

21.03

130

Связь слов в словосочетании. Управление

22.03

131

Правописание слов в словосочетаниях. Словарный диктант

03.04

132

Учимся писать сочинение

04.04

133

Связь слов в словосочетании. Примыкание

05.04

134

Правописание слов в словосочетаниях.  

08.04

135

Словосочетание в предложении

09.04

136

Учимся писать сочинение-рассуждение

10.04

137

Сложное предложение 

11.04

138

Как связаны части сложносочиненного предложения

12.04

139

Знаки препинания в сложном  предложении.  

15.04

140

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

16.04

141

Проверочная работа.  Диктант по теме «Правописание слов в словосочетаниях» (В.Ю. Романова «Оценка знаний» с.250-251) 

17.04

142

Учимся писать сочинение-рассуждение

18.04

143

Как связаны части сложноподчинённого  предложения.  Словарный диктант

19.04

 

144

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.  

22.04

145

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

23.04

146

Сложное предложение.

24.04

147

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

25.04

148

Текст.  Игры, связанные с развитием речи.

26.04

149

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.    

29.04

150

Текст. Игры, связанные с развитием речи

30.04

151

Проверочная работа по теме «Словосочетание, слово, предложение; связь слов в словосочетании»  (В.Ю. Романова « Русский язык. Тетрадь для контрольных работ»  (с. 52- 55) 

01.05

152

Повторяем изученные орфограммы.  Повторяем правописание окончаний имён существительных.    

02.05

153

Повторяем изученные орфограммы. Словарный диктант

03.05

154

Повторение. Знаки препинания при однородных членах предложения

06.05

155

Повторение. Вид глагола.  Личные формы глагола  

07.05

156

Повторение. Спряжение глагола.

08.05

157

Повторение. Правописание глаголов.  Правописание суффиксов глаголов.  

09.05

158

Повторение. Изменение глаголов по временам. Морфологический разбор глагола   

10.05

159

Повторение. Мягкий знак на конце слов после шипящих.   

13.05

160

Итоговая контрольная работа. Диктант по теме « Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах» (В.Ю. Романова «Оценка знаний» с.252-253) 

14.05

161

Анализ контрольной работы

15.05

162

Повторение. Правописание гласных на конце наречий.

16.05

163

Повторение. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.  Словарный диктант

17.05

164

 

Повторение. Мягкий знак на конце слов после шипящих.   

20.05

165

Повторение. Слитное и раздельное написание числительных.  

21.05

166

Повторение. Правописание мягкого знака в именах числительных

22.05

167

Повторение. Словосочетание.

23.05

168

 

Повторение. Синтаксический разбор простого предложения. 

24.05

169

Повторение. Простые и сложные предложения.

27.05

170

Повторение. Знаки препинания в сложном предложении. Портфолио ученика.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века

Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...

Рабочая программа "Русский язык" для 1 класса VII вида

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса разработана на основе Примерной программы по русскому языку  начального общего образования, авторской программы  Т. Г. Р...

Рабочая программа "Русский язык. 1-4 классы" по ФГОС

Рабочая программа "Русский язык. 1-4 классы" по ФГОС...

Рабочая программа "Русский язык. 1-4 классы" по ФГОС

Рабочая программа "Русский язык. 1-4 классы" по ФГОС...

рабочая программа русский язык (Полякова) 4 класс система Занкова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку № п.пДатаТема урокаКол-во часовСодержание работыХарактеристика деятельности учащихсяПредметные учебные действияПланФактI четверть1. Сложное ...

Рабочая программа русский язык Канакина 2 класс

Рабочая программа русский язык Канакина 2 класс...

рабочая программа русский язык Канакина 1 класс

Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности...