Интеллектуальная игра по русскому языку
занимательные факты по русскому языку (3 класс) на тему

Цель: 

- формировать устойчивый интерес к изучению русского языка

- воспитывать любовь к животным

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_po_russkomu_yazyku.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра   «Путешествие в страну  русского языка»

                                                                    3  «А» класс                                                                                      

Учитель: Ведяшкина Н.П.

Цели:

Обучающая:          

- расширить и углубить знания детей по словообразованию, полученные на уроках русского языка;

-повторить и закрепить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных;

- формировать умение применять полученные знания в жизни;                

Развивающая:    

- развивать речь и расширять словарный запас учащихся;

-развивать орфографическую зоркость, мыслительную и творческую   деятельность учащихся;

-формировать коммуникативные, лингвистические и социальные компетентности;

Воспитывающая: 

- формировать  устойчивый интерес к изучению  русского языка;

- воспитывать любовь к животным.

Оборудование: компьютер, проектор (презентация), маркерная доска, конверты с заданиями для команд, на доске планшеты для заработанных жетонов-баллов.

Ход игры:

I. Орг.момент

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы провести очень интересную и увлекательную игру по русскому языку. Надеюсь, что игра для вас не пройдет зря, и вы пополните свой багаж знаний и сумеете применить уже имеющийся.

II.Сообщение темы и целей:

Сегодня мы с вами вспомним много разных правил русского языка, повторим полученные знания из многих разделов по языкознанию. Желаю всем успехов и хорошего настроения. С помощью жеребьевки мы с вами уже разделились на команды

«Знатоки», «Умники», «Всезнайки», «Любознайки». III. Разминка

Предположим, что вы попали на странную планету. Те ответы, которые на Земле неправильны, здесь считаются верными. Начнем?

(Ребята устно отвечают на вопросы, которые для каждой команды поочередно задает учитель. При этом каждый правильный ответ оценивается жетоном, а жетон вкладывается в планшет команды. Если команда не сумела ответить на заданный вопрос, отвечает любой игрок из другой команды, зарабатывая балл)

  1. Старше всех: папа, мама или ты?  
  2. В зоопарке ты не прочь открыть клетку: с кроликами, с обезьянами или со львами?
  3. Чтобы сделать уборку тебе больше всего пригодится: футбольный мяч, тряпка или пылесос?
  4. Когда ты проголодаешься, можешь съесть: пирожок, бутерброд или компьютер?
  5. Удобнее всего тебе спать: на кровати, на диване или на пианино?
  6. Голыми руками ты любишь рвать: помидоры, крапиву или груши?
  7. Зимой ты катаешься: на лыжах, на санках или на лодках?
  8. Летать можно: на самолете, на вертолете или на телевизоре?
  9. В новогоднюю ночь Дед Мороз дарит детям: игрушки, книжки или льдинки?
  10. Легче всего перепрыгнуть: через  пень, через канаву или через океан?
  11. Играя  в футбол, ты бьешь по мячу ногами, руками или головой?
  12. Ты обожаешь сходить на часок: за грибами, на стадион или в угол?

IV. Конкурс «У белки- бельчонок».

Ну, поиграли, а теперь за серьезные задания. Я думаю, что вы все очень любите животных. Это очень хорошо. Что можете сделать вы для того, чтобы животным в природе было хорошо? (Ответы детей)

А сейчас мы с вами вспомним, как называют детенышей разных зверей. Но сначала потренируемся. Можно отвечать хором.

А теперь задание:

У белки – бельчонок, у мыши - мышонок, у кукушки – кукушонок, у кошки – котенок, у зайчихи – зайчонок. Давайте продолжим эту  игру. Но будьте внимательны!!!

У вороны………. (вороненок)

У галки…………..(галчонок)

У козы …………..(козлёнок)

У лисы …………..(лисёнок)

У курицы ………..(цыпленок)

У коровы…………(теленок)

У лошади………….(жеребенок)

У свиньи …………….(поросенок)

У собаки ……………..(щенок)

У овцы ……………….(ягненок)

У тюленя………………(белек)

У щуки………………..(щуренок)

А теперь вспомним, как называют самок разных животных.

Лев-львица, волк-волчица, тигр – тигрица, слон - слониха, ёж-ежиха.

Гусь……………….(гусыня)

Заяц ……………….(зайчиха)

Козел ………………(коза)

Кот …………………(кошка)

Лось…………………(лосиха)

Медведь …………….(медведица)

Морж…………………(моржиха)

Осёл ………………….(ослица)

Баран ……………….(овца)

Петух……………….(курица)

Селезень…………….(утка)

Индюк………………(индейка)

Мы с вами сейчас повторили, как образуются однокоренные слова

V. Аукцион.

Дети, а что такое аукцион?

Способ публичной продажи чего-либо, при котором покупателем становится тот, кто предложил более высокую цену.

Выигрывает тот, кто последним  назовет однокоренное слово, на повторяя ранее названные,  с корнем  -сказ.

Сказка, сказочка, рассказ, пересказ, сказал, сказание, высказывание, подсказка, сказочник, расскажет, перескажет, досказать, подсказать, присказка, сказ.

VI. Физминутка.

VII.  Конкурс пословиц

А теперь мы посмотрим, насколько вы хорошо знаете  пословицы.

Каждой команде выдается 4 пословицы, разделенных на две части. Нужно правильно соединить их. А потом объяснить смысл одной, выбранной командой, пословиц.

А кто из вас знает, что такое пословица?

Пословица - краткое народное меткое изречение с назидательным содержанием, обычно ритмичное по форме..

  1. Нет  друга, ищи, а нашел – береги.
  2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
  4. Старый друг лучше новых двух.
  5. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  6. За много дел не берись, а в одном отличись.
  7. Кончил дело – гуляй смело.
  8. Мала пчелка, да и та работает.
  9. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  10. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  11. Видно неряху по грязной рубахе.
  12. Кто где родился, тот там и пригодился.
  13. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  14. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  15. Что имеем, не храним, потерявши – плачем.
  16. Лучше много знать, чем много иметь.

VIII. Поиграем во фразеологизмы.  

 Каждая команда получает слово, с которым нужно вспомнить не менее пяти фразеологических оборотов.

Фразеологизм – особый речевой устойчивый оборот речи.

  1. Рука.

Не чист на руку (берет чужое)

Рукой подать (близко)

Рука не дрогнет (хватит смелости и решительности)

Легкая рука (приносит успех)

Рука об руку (делать что-либо вместе)

Чужими руками жар загребать (пользоваться результатами труда других)

Держать себя в руках  (сдерживать свои эмоции, сохранять самообладание)

Золотые руки (мастер своего дела)

Опускать руки (утратить желание что-то делать)

2. Язык

Держать язык за зубами (молчать)

Прикусить язык (промолчать)

Длинный язык (болтливость)

Острый язычок (остроумный, язвительный человек)

Попадать на язык (стать предметом разговора, пересудов, сплетен)

Говорить на разных языках  (непонимание друг друга)

Проглотить язык (замолчать)

3. Нос

Зарубить на носу (хорошо и надолго запомнить)

Вешать нос (огорчаться, прийти в уныние)

Задирать нос (зазнаваться)

Водить за нос (обманывать)

Говорить под нос (очень тихо, невнятно)

Совать нос (вмешиваться не в сове дело)

Утереть нос (показать свое превосходство)

Комар носа не подточит (не к чему придраться)

  1. Ухо, уши.

Краем уха (невнимательно).

Хлопать ушами (слушать что-либо, не понимая,  о чем идет речь)

Держать ухо востро (не доверять кому-либо)

Не верить своим ушам (удивляться, поражаться услышанному).

Медведь на ухо наступил (нет музыкального слуха)

Развесить уши (слушать с доверчивостью, с увлечением)

За ушами трещит (есть с большим аппетитом)

Уши вянут (глупая, нелепая речь говорящего)

Пропустить мимо ушей (не обращать внимания)

Не видать как своих ушей (никогда этого не получить)

Навешать лапшу на уши (обмануть)

IX. Кто больше?

Каждая команда должна написать за три минуты как можно больше слов, в которых букв меньше, чем звуков.

(За каждое правильно написанное слово 1 балл)

X. Переменка (учитель читает смешные истории из жизни учеников)

XI.Составители словаря.

Каждой команде дается по три слова. Нужно расположить слова в алфавитном порядке и  как можно точнее и подробнее написать значение этих слов.

Азбука - совокупность букв, используемых в системе письма, построенного на основе славянских букв; алфавит.

Книга, таблица и т.п., используемая при обучении грамоте.

Школа – учебное заведение, которое осуществляет образование и воспитание молодого поколения.

Карандаш - тонкая палочка графита, сухой краски и т.п., обычно вделанная в деревянную оправу и употребляемая для письма, черчения и рисования, а также предмет, используемый для гримирования и в косметических целях.

Город   - крупный населенный пункт, являющийся административным, промышленным, торговым и культурным центром района, области, округа.

Месяц -  1.  единица исчисления времени — каждая из двенадцати частей, на которые разделяется астрономический год    2. То же, что луна.

Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общего пользования.

Каникулы - перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или праздничное время.

Тетрадь - сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь.

Обед - 1. Прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, в отличие от завтрака и ужина. 2. Самая пища, приготовленная для этой еды.

     Дельфин - морское млекопитающее животное из разряда китообразных.

Сосед - человек, проживающий вблизи, рядом с кем-нибудь.

Язык – 1.Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи.  2. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь.

XII. В тексте найдите и исправьте ошибки. Кто исправит все, получает пять баллов.

Зимой гуляют вюги и мители. Влесу трищят марозы. Сонный стаит лес. полянки укрыл пушыстый снек. Пиньки надели снежные шабки. У карней сасны нара лесицы. В йаму под елю залек мидветь. Лисник морозоф кладет вкармушку сено для звирей.

27 ОШИБОК.

XIII. Литературный конкурс.

Правильно назовите недостающие имена известных литературных героев.

  1. Папа…Карло
  2. Баба…..Яга
  3. Братец……Кролик, Иванушка
  4. Дед …..Мороз
  5. Дядя…..Степа, Федор
  6. Старик …….Хоттабыч
  7. Старуха….Шапокляк
  8. Сестрица….Аленушка
  9. Барон….Мюнхаузен
  10. Почтальон….Печкин
  11. Муха-……цокотуха
  12. Соловей-…..разбойник
  13. Черепаха…….Тортила
  14. Крокодил…..Гена
  15. Лиса….Алис
  16. Кот………Базилио (Матроскин, Леопольд, Баюн)

 Подведение итогов. Рефлексия.

   - Как вы думаете, не напрасно вы потратили время?

   - Что для себя нового вы сегодня узнали?

   - Какие новые для вас навыки вы сегодня приобрели?

   Подсчет баллов, вручение грамот и призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"

Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....

Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"

Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...

Интеллектуальная игра по русскому языку "АБВГДейка" с применением ИКТ

Интеллектуальная игра по русскому языку для 2 класса с использованием информационных игровых технологий. При проведении используется интерактивная доска, презентация для урока, заготавливаются табличк...

Интеллектуальная игра по русскому языку для младших школьников.

Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью учебного процесса в школе, и направлена на решение следующих целей и задач: привитие любви к русскому языку, развитие интереса к учебн...

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3класса"Ты наш друг, русский язык"

Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели....

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему:  «Знатоки русского языка»...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Своя игра"

Игра для учащихся 2 классов. Игра проводится по темам: «Имена», «Сказки», «Знаки препинания», «Грамматика», «Ребусы, загадки»....