календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

 

 

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо) , пояснительная записка

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

                                                    Пояснительная записка

         Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. П. Канакиной «Русский язык» Москва.-Просвещение.-2011

     Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

     Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей  на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;

– воспитание стремления совершенствовать свою речь.

                                              Общая характеристика курса

  В 1 классе курс русского языка начинается с обучения грамоте.  

    Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

-система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

-орфография и пунктуация;

-развитие речи.

Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем:

"Слово", которое рассматривается с четырех сторон:

- звуковой состав и обозначение звуков буквами;

- состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью      

   суффиксов, глаголов - с помощью приставок);

- грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

- лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

"Предложение". Знакомясь с предложением, обучающиеся:

- усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении

  связаны по смыслу);

- учатся произносить и читать предложения с разной интонацией;

- правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак  или многоточие);

- конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

"Текст".  Дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. У детей начинается формирование типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

На уроках обучения письму и русского языка прослеживаются межпредметные  связи с литературным чтением, окружающим миром. Наиболее тесная связь с уроками обучения чтению. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Место учебного предмета  в учебном плане

       На изучение русского языка выделяется в 1 классе— 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

        Формы организации учебного процесса.

 Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков. 

  Формы реализации программы

фронтальная;  парная; групповая; индивидуальная работа.

Методы реализации программы:

практический; объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; наблюдение;

информативный.

Технологии:

информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая;

          Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

     Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа., средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания.

    В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того. Что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, выборе адекватных языковых средств  для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

          Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв и звуков в слове;

– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

– ставить пунктуационные знаки конца предложения;

– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

– находить корень в группе доступных однокоренных слов

 

                                                     Содержание  учебного предмета

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

        Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

       Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в ткете. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

        Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

      Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

        Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

      Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

      Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

       Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

-раздельное написание слов;

-обозначение гласных после шипящих (ча—ща,  чу—щу, жи—ши);

-прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

-перенос слов по слогам без стечения согласных;

-знаки препинания в конце предложения.

      Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Особенности организации контроля по русскому языку

 Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.

Диктант служит средством проверки орфографических и   пунктуационных умений и навыков.

Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм. Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.

Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I кл. (обучение грамоте)

Обучающиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

 Обучающиеся должны уметь:

-вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

-различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

-правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

-знать способы их буквенного обозначения;

-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

-определять место ударения в слове;

-вычленять слова из предложений;

-чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

-правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

-грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

-употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

-устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

-знать гигиенические правила письма;

-правильно писать формы букв и соединения между ними;

-уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс (русский язык)

        К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

-все буквы русского алфавита;

-пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;

-выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;

-проводить звуковой анализ слов;

-различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;

-списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;

-употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;

-писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;

-самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений,  разных по цели высказывания,  на определённую тему;

-виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;

-слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

-соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

-использования прописной буквы в именах собственных;

-написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;

-обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

-правильного написания слов типа пень, яма;

-правописания слов с непроверяемыми орфограммам

Учебно - тематическое планирование по обучению письму  в 1 классе

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Диктанты, списывание

Проекты

1

Подготовительный (добукварный) период

17

17

2

Основной (букварный ) период

78

76

2

3

Послебукварный период

20

18

2

Итого

115

111

4

Учебно - тематическое планирование по русскому языку  в 1 классе

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Уроки

проекты

Диктанты, списывание

1

Наша речь

2

2

2

Текст, предложение, диалог

3

3

3

Слова, слова, слова…

4

4

4

Слово и слог.  Ударение

6

6

5

Звуки и буквы. Русский алфавит

4

4

6

Гласные звуки

3

3

7

Ударные и безударные гласные звуки

5

4

1

8

Согласные звуки

3

3

9

Твердые и мягкие согласные звуки

3

3

10

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

3

3

11

Согласные звонкие и глухие

5

4

1

12

Шипящие согласные звуки

5

3

1

1

13

Заглавная буква в словах

4

2

1

1

Итого

50

44

2

4

Календарно-тематическое планирование  по обучению письму  в 1 классе

урока

№ урокаиз раздела

               Тема

Количество уроков

Дата

По плану

проведено

По плану

проведено

                               Подготовительный (добукварный) период -17 часов

1

1

Пропись — первая учебная тетрадь.

1

1

2

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1

1

3

3

Письмо овалов и полуовалов.

1

1

4

4

Рисование бордюров.

1

1

5

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

1

6

6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

1

7

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

1

8

8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

1

9

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

1

1

10

10

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

1

1

11

11

Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1

1

12

12

Строчная и заглавная буквы А, а.

1

1

13

13

Строчная и заглавная буквы О, о.

1

1

14

14

Входная диагностическая работа

1

1

15

15

Строчная и заглавная буквы И, и

1

1

16

16

Строчная буква ы.

1

1

17

17

Строчная и заглавная буквыУ, у.

1

1

Основной (букварный ) период – 78 часов

18

1

Строчная и заглавная буквы Н, н. 

1

1

19

2

Письмо заглавной буквы Н.  Повторение и закрепление изученного

1

1

20

3

Повторение и закрепление изученного

1

1

21

4

 Строчная и заглавная буквы С, с.

1

1

22

5

 Заглавная буква С.

1

1

23

6

 Строчная и заглавная буквы К, к.

1

1

24

7

Письмо заглавной буквы К. Письмо изученных букв элементов.

1

1

25

8

Письмо изученных букв элементов.

1

1

26

9

Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

1

27

10

Заглавная буква Т.

1

1

28

11

Строчная и заглавная буквы Л, л. 

1

1

29

12

Письмо заглавной буквы Л. Строчная и заглавная буквы Л, л

1

1

30

13

Письмо изученных элементов и букв.

1

1

31

14

Строчная буква р.

1

1

32

15

Заглавная буква Р.

1

1

33

16

Строчная и заглавная буквы В, в. 

1

1

34

17

Письмо заглавной буквы В.

1

1

34

18

Письмо изученных элементов и букв.

1

1

36

19

Строчная и заглавная буквы Е, е. Письмо заглавной буквы Е.  

1

1

37

20

 Письмо заглавной буквы Е.

1

1

38

21

Строчная и заглавная буквы П, п. 

1

1

39

22

Строчная и заглавная буквы П, п. 

1

1

40

23

Письмо изученных элементов и букв.

1

1

41

24

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

1

42

25

Заглавная буква М. Письмо слов и предложений.

1

1

43

26

Строчная и заглавная буквы З, з. 

1

1

44

27

Письмо заглавной буквы З.

1

1

45

28

Письмо изученных букв.

1

1

46

29

Строчная и заглавная буквы Б, б. 

1

1

47

30

Письмо заглавной буквы Б.

1

1

48

31

Письмо изученных элементов и букв.

1

1

49

32

Строчная и заглавная буквы Д, д. 

1

1

50

33

Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

1

51

34

Заглавная буква Д.

1

1

52

35

Строчная и заглавная буквы Я, я. 

1

1

53

36

Письмо слов и предложений с изученной буквой.

1

1

54

37

Строчная и заглавная буквы Я, я. 

1

1

55

38

Письмо слов с изученными буквами.

1

1

56

39

 Строчная и заглавная буквы Г, г. 

1

1

57

40

Письмо слов и предложений с буквами Г,г.

1

1

58

41

Строчная буква ч.

1

1

59

42

Строчная буква ч. Правописание ча, чу.

1

1

60

43

Заглавная буква Ч. 

1

1

61

44

Буква ь.

1

1

62

45

Письмо слов с мягким знаком на конце.

1

1

63

46

Письмо слов с буквой ь в середине слова.

1

1

64

47

Строчная буква ш.

1

1

65

48

Заглавная буква Ш.

1

1

66

49

Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. правописание сочетания ши

1

1

67

50

 Строчная буква  ж. 

1

1

68

51

Заглавная буква Ж.

1

1

69

52

Правописание сочетания жи, ши..

1

1

70

53

Письмо слогов и слов с буквами Ж, Ш. .

1

1

71

54

Строчная буква ё.

1

1

72

55

Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии

1

1

73

56

Заглавная буква Ё

1

1

74

57

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1

1

75

58

Письмо изученных элементов и букв.

1

1

76

59

Письмо слов с буквами Й,й..

1

1

77

60

Строчная и заглавная буквы Х, х. 

1

1

78

61

Комплексная работа за 1 полугодие

1

1

79

62

Письмо слов с буквами Х,х

1

1

80

63

Письмо слов и предложений с изученными  буквами .

1

1

81

64

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

1

82

65

Письмо заглавной буквы Ю

1

1

83

66

Строчная и заглавная буквы Ц, ц

1

1

84

67

Письмо заглавной буквы Ц.

1

1

85

68

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

1

86

69

Строчная и заглавная буквы Э, э

1

1

87

70

 Письмо слогов и слов с буквами Э, э

1

1

88

71

Строчная буква щ.

1

1

89

72

Письмо слов с буквой щ. Сочетания ща и щу.

1

1

90

73

Заглавная буква Щ

1

1

91

74

Строчная и заглавная буквы Ф, ф

1

1

92

75

Письмо заглавной буквы Ф.

1

1

93

76

Письмо слов с мягким и твёрдым разделительным знаками.

1

1

94

77

Проверка знаний. Контрольное списывание

1

1

95

78

Проверка знаний о правописании изученных букв.

1

1

Послебукварный период – 20 часов

96

1

Оформление предложений в тексте

1

1

97

2

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

1

1

98

3

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

1

1

99

4

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»

1

1

100

5

Проверочный диктант

1

1

101

6

Правописание безударных гласных в корне слова

1

1

102

7

Правописание безударных гласных в корне слова

1

1

103

8

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1

1

104

9

Упражнение в правописании звонких и глухих согласных на конце слова

1

1

105

10

Правописание жи-ши

1

1

106

11

Правописание ча-ща

1

1

107

12

Правописание чу-щу

1

1

108

13

Правописание чк-чн, щн

109

14

Правописание гласных после шипящих

1

1

110

15

Заглавная буква в именах собственных

1

1

111

16

Упражнение в написании заглавной буквы в именах собственных

1

1

112

17

Заглавная буква в именах собственных Закрепление.

1

1

113

18

Заглавная буква в именах собственных

1

1

114

19

Контрольное списывание

1

1

115

20

Закрепление изученного.

1

1

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку  в 1 классе

урока

№ урокаиз раздела

               Тема

Количество уроков

Дата

По плану

проведено

По плану

проведено

Наша речь- 2 часа

1

1

Язык и речь, их значение в жизни людей

1

1

2

2

Речь устная и письменная

1

1

Текст, предложение, диалог- 3 часа

3

1

Текст и предложение

1

1

4

2

Предложение, как группа слов выражающих законченную мысль.

1

1

5

3

Диалог.

1

1

Слова, слова, слова…- 4 часа

6

1

Слово. Роль слов в речи.

1

1

7

2

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

1

1

8

3

«Вежливые слова»

1

1

9

4

Однозначные и многозначные слова. Слова близкие и противоположные по значению

1

1

Слово и слог.  Ударение-6 часов

10

1

Слог как минимальная произносительная единица

1

11

2

Деление слов на слоги.

1

1

12

3

Перенос слов

1

1

13

4

Правила переноса слов

1

1

14

5

Ударение (общее представление)

1

1

15

6

Ударные и безударные слоги

1

1

Звуки и буквы-35 часов:

Звуки и буквы. Русский алфавит-4 часа

16

1

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове

1

1

17

2

Звуки и буквы

1

1

18

3

Русский алфавит, или Азбука

1

1

19

4

Использование алфавита при работе со словарями

1

1

Гласные звуки- 3 часа

20

1

Буквы, обозначающие гласные звуки  

1

1

21

2

Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.

1

1

22

3

Слова с буквой Э.

1

1

Ударные и безударные гласные звуки-5 часов

23

1

Обозначение ударного гласного буквой на письме

1

1

24

2

Особенности проверяемых и проверочных слов

1

1

25

3

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

1

1

26

4

Упражнение в правописание гласных в ударных и безударных слогах

1

1

27

5

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

 Проверочный диктант.

1

1

Согласные звуки- 3 часа

28

1

Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

1

29

2

Слова с удвоенными согласными.

1

1

30

3

Буквы Й и И

1

1

Твердые и мягкие согласные звуки- 3 часа

31

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

1

32

2

Парные и непарные по твёрдости-мягкости  согласные звуки

1

1

33

3

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я

1

1

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука- 3 часа

34

1

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

1

1

35

2

Перенос слов с мягким знаком.

1

1

36

3

Восстановление предложений с нарушенным порядком предложений.

1

1

Согласные звонкие и глухие- 5 часов

37

1

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

1

1

38

2

Парные глухие и звонкие согласные звуки

1

1

39

3

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков буквой на письме.

1

1

40

4

Правило обозначения буквой парного согласного звука на конце слов. Способы проверки написания букв.

1

1

41

5

Правописание парных согласных на конце слов. Проверочный диктант.

1

1

Шипящие согласные звуки-5 часов

42

1

Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки».

1

1

43

2

Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ.

1

1

44

3

Правила написания сочетаний ЧК,ЧН,ЧТ.

1

1

45

4

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

1

46

5

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверочный диктант.

1

1

Заглавная буква в словах- 4 часа

47

1

Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах.

1

1

48

2

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма)

1

1

49

3

Итоговая комплексная работа

1

1

50

4

Повторение и обобщение материала

1

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-положительного отношения к урокам русского языка;

интереса к языковой и речевой деятельности;

-представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

-первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

-мотивов к творческой проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

-понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

-высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

-целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

-ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

-слушать собеседника и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-принимать участие в диалоге;

-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

-принимать участие в работе парами и группами;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Развитие речи

Обучающийся научится:

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

-слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

-пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать устную и письменную речь;

-различать диалогическую речь;

-отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

-определять тему и главную мысль текста;

-составлять текст по его началу и по его концу;

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

-различать звуки речи;

-понимать различие между звуками и буквами;

-устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

-различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

-определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

-различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

-различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

-различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

-правильно называть буквы в алфавитном порядке;

-различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

Обучающийся получит возможность научиться:

-определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

-обозначать на письме звук [й’];

-располагать заданные слова в алфавитном порядке;

Лексика

Обучающийся научится:

-различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

-различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

-определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

-определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать слово как единство звучания и значения;

-подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

-на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

-соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

-соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

-соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

-различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

Обучающийся научится:

-различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи;

-соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

-определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

-писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

-устанавливать связь слов в предложении;

-сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

-применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);

-безошибочно списывать текст с доски и учебника;

-писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

-писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

-писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

-применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

-пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.        

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2011

2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2011.

3.Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.

4.Канакина, В. П. Русский язык : рабочая тетрадь: 1 класс. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.

5.Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2009.

6.Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2009.

6.Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный, послебукварный периоды. Новый комплект уроков / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2011.

7.Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука». 1 класс : в 2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.

 Информационно-коммуникативные средства:

Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).

Наглядные пособия:

Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова); лента букв

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо) для 1 класса по УМК "Гармония".

Планирование учебного материала по русскому языку (письму) в 1 классе по УМК "Гармония"....

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку (письмо) 1 класс

Календарно – тематическое планирование: обучение грамоте для 1 класса(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»Учебник Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева «Азбука» 1 класс...

календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо) 1 класс - надомник

календарно-тематическое планирование 1 класс - письмо....

Полное календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо, русский язык)

Полное календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо, русский язык) 1 класс по программе "Школа России"...

Полное календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо, русский язык)

Полное календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо, русский язык) 1 класс по программе "Школа России"...