Конспект урока " Корень слова с чередованием согласных".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
КОНСПЕКТ урока по русскому языку во 2 классе.
Тема: Корень слова с чередованием согласных.
Тип урока: проблемный урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №4 г. Тосно»
КОНСПЕКТ
Урока по русскому языку во 2 классе.
Тема: Корень слова с чередованием согласных.
Тип урока: проблемный урок изучения нового материала.
Учитель начальных классов: Васильева Ирина Юрьевна
Образование: высшее
УМК «Начальная школа ХХI века»
2017/2018 учебный год
Цель: организовать наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня.
Задачи:
- «открыть» новое знание: в корнях некоторых однокоренных слов происходит чередование согласных звуков в конце корня;
- учиться подбирать однокоренные слова с чередованием в корне и без;
- учиться правильно обозначать корень в словах с чередованием и без;
- повторить слова, которые отвечают на вопросы «кто? что?», «какой?», «что делать? что делаю?» с чередованием в корне;
- формировать обще-учебные задачи ( самостоятельно добывать знания;
выполнять действия в определённой последовательности;
умение наблюдать, сравнивать;
умение выполнять задания по образцу и творчески).
- воспитывать коммуникативные навыки: (умение слушать товарища, дополнять, исправлять ответы).
Материал:
- Учебник «Русский язык 2 класс» - под редакцией С.В. Иванова, 2008
- Рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно» - М.И. Кузнецова, 2008-12-02
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Откройте тетради Т4 на стр.35, упражнение 6.
- Вам необходимо было, подобрав проверочные слова, правильно записать данные, разделив их на две группы.
- По какому принципу разделили слова?
( Саша – в первом столбике слова с буквой З в корне, во втором столбике с буквой С)
- Значит, в одном столбике произношение не совпадает с написанием. Читает этот столбик с проверочными словами – Саша Тимофеев.
- Молодец. Всё верно – «5».
- Во втором столбике произношение совпадает с написанием. Читает слова вместе с проверочными словами – Наташа.
- Хорошо. Правильно – «5».
- У кого правильно записаны слова? Молодцы!
Поставьте «+» рядом с упражнением.
- Итак, что вы повторили, выполняя это упражнение?
Вывод. Даша К. - Повторили слова с согласными, глухими в корне и как их проверять.
- Молодцы! Отложите эти тетради в папки.
- Каллиграфическая минутка.
- Откройте тонкие тетради и запишите число, классная работа.
- Просмотрев ваши тетради, я обратила внимание, что некоторые элементы букв «в» и «д» нам надо повторить.
- У буквы «в» - верхний элемент (петелька) выходит вверх за верхнюю линию рабочей строки, а у буквы «д» - нижний элемент (петелька) выходит вниз за нижнюю линию рабочей строки.
- Посмотрите, как пишем эти буквы.
- И запишем чередуя «вд» «дв» до конца строчки.
-Когда будете выполнять классную работу, обращайте особое внимание на эти буквы.
- Актуализация знаний.
На доске:
нос носилки носик носовой
- Прочитайте слова, записанные на доске.
- Найдите лишнее слово (Даша П. – лишнее слово носовой, потому что отвечает на вопрос «какой?», а остальные слова на вопрос «что?»).
- Верно. Молодец, Даша.
Какое ещё слово может быть лишним и почему? ( Саша С. – носилки, потому что это предмет на котором переносят что-либо, а остальные слова относятся к слову нос).
- Сегодня остановимся на Сашином предположении.
-Какие слова остались? Запишите на следующей строчке с маленькой буквы.
-Как их можно назвать одним словом? (Юля – это однокоренные слова)
- А какие слова называются однокоренными? (Юля – слова, имеющие общую часть и близкие по значению).
- Выделите корень в этих словах, какой он? (корень - нос -).
- Мы повторили однокоренные слова, т.к. это знание на уроке нам сегодня понадобиться.
Физкультминутка.
- Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотезы.
- На доске:
река – речка
бег – бежать
ухо – ушко
свет – свеча
друг – дружить
- Прочитаем пары слов.
- Дети читают по очереди пары слов и ,диктуя для всех орфографически, записывают слова в тетрадь в столбик.
- Являются ли слова в парах однокоренными?
(Заслушиваются несколько вариантов ответов. Дети ответили по-разному: да и нет.)
- Итак, у нас проблема!
- Так, однокоренные это слова или нет? Нам надо разобраться.
Докажите, что эти слова не однокоренные. Докажите, что эти слова однокоренные.
(Дима К. – У этих слов значение (Юля – значение одинаковое,
одинаковое, а корни разные. а в корне буквы поменялись).
Например –рек – реч- ).
- Кто знает, как это называется? (чередование).
- Давайте выделим корни в этих словах и подчеркнём чередования.
(По очереди, 5 детей, выходят к доске и выполняют задание).
- Итак, действительно в этих однокоренных словах в конце корня происходит чередование согласных звуков.
- Давайте проверим наше предположение.
- Откройте учебник на стр.95.
Прочитаем правило у восклицательного знака с примерами. Читает Денис.
- Правильный мы сделали вывод? (Да).
- Что мы с вами узнали?
Юля – в некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков в корне.
- Ещё раз прочитает правило Лариса.
Физкультминутка.
- Работа над новым материалом.
Применение нового знания.
1). Найдите упражнение 1.
- прочитаем пары слов по очереди, называя сначала чередующиеся звуки.
(Выполняется фронтально, по одному дети называют 10 чередований).
- Это наша таблица – подсказка и она нам ещё сегодня не раз понадобится, поэтому у вас есть ещё и карточки с этой таблицей.
2). Найдите упражнение 2.
- Прочитайте задание про себя.
- Рассмотрим образец.
- Какие однокоренные слова даны в образце? (творог – творожок).
- Есть отличия в корнях этих слов? (чередуются [г//ж]).
- Вам надо списать словосочетания, записать чередующиеся звуки, а для этого выделить корень и найти чередования.
- Если вы затрудняетесь в выделении корня с чередованием, то обратитесь к таблице, с которой мы сейчас работали.
- Дима К. идёт к доске за ширму. А первые два человека получат отметку.
(Даша К. и Валя Х. выполнили верно – «5»).
- Проверка. Лиза читает словосочетания парами и называет корни с чередующимися согласными звуками. У кого так же, поднимает левую руку.
- Лиза, молодец, все верно. Дима и Лиза получают «5».
Физкультминутка (руки).
3). Закрыли учебники.
- Поднимите левую руку.
- Сейчас будем записывать слова в левый столбик.
- Диктую: нога – какая орфограмма в слове? (безударная гласная в корне).
тишина – какое правило вспомним? (жи-ши).
рука
Открываю доску с написанными словами.
- На какой вопрос отвечают эти слова? (что?)
- Как называются? (имена существительные) - Что обозначают? (предмет)
- На какой еще вопрос отвечают имена существительные? (кто?)
кто? что? |
Переворачиваю над словами карточку.
- Изменим слова так, что бы они отвечали на вопрос какой?
Переворачиваю карточку с вопросом.
- Найдите в таблице-подсказке чередование, которое будет у первого слова. С каким звуком чередуется звук [ г ]?
[г//ж] |
Переворачиваю карточку.
- Значит какое слово получим? (ножной).
- Ангелина идет к доске, переворачивает карточку с этим словом, выделяет корень и подчеркивает чередование. Остальные работают в тетрадях. (Ангелина – в слове нога корень –ног- , в слове ножной корень –нож-).
- Далее самостоятельно (слабоуспевающим помогаю по мере необходимости)
- Проверка. К доске Соня, выбирает слова на карточках, выделяет корень, подчеркивает чередование. Молодец «5».
[ш//х] |
Дети, которые допустили ошибки, отвечают:
- Анжелика еще раз назовет чередование звуков во второй паре
[к//ч] |
- Лариса в третьей паре
- Диктую следующие слова, пишем ниже в левый столбик:
мазать
будить
пахать
- На какой вопрос отвечают эти слова?
что делать? |
Карточка с вопросом на доске над данными словами.
- Как называются эти слова? Что обозначают? (глаголы – действия предметов).
Что делаю? |
-Изменяем слова так, чтобы отвечали на вопрос
Переворачиваю карточку с вопросом.
[з//ж] |
- Для первого слова я подскажу чередование прикрепляю карточку с чередованием.
- Остальное самостоятельно.
- Слабоуспевающим оказываю помощь.
- Юля к доске, выбирает нужные слова, выделяет корни, подчеркивает чередование.
[д//ж] |
- Какое чередование во второй паре, ответит Виталик?
[х//ш] |
- Какое чередование в третьей паре, ответит Паша?
- Молодцы, Соня и Юля «5».
- Домашнее задание.
- Запишем Д/з. Учебник стр. 97, упр.5, упр. 3* (по желанию, устно). Откройте, посмотрите. Все отложили.
- Итог урока.
- Какое открытие мы с вами сделали на уроке? Какую проблему решили?
- Откройте учебники – прочитайте правило.
- Что повторили?
- Молодцы. Те, кто получили отметки, подойдите расписаться.
- Урок окончен. Сдали тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку на тему: Корень слова с чередованием согласных (2 класс) 2012 - 2013
Это урок по программе Виноградовой (21 век). Мы с ребятами решали проблемную задачу....
Презентация к уроку русского языка во 2 классе №41 "Корень слова с чередованием согласных"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе №41 "Корень слова с чередованием согласных" по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок русский язык. Тема "Корень слова с чередованием согласных"
На данном уроке формируется представление о понятии "чередование согласных в корне",умение находить эти согласные....
Русский язык "Корень слова с чередованием согласных"
Урок русского языка 2 класс "Начальная шеола 21 век"...
Урок русского языка по теме : "Корень слова с чередованием согласных"
Урок русского языка с презентацией для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века"....
Технологическая карта по предмету Русскому языку по теме: "Корень. Слова с чередование согласных"
Цели и задачи урока:- Способствовать формированию представления о чередовании согласных в корне слова, развитию умения использовать в активном словаре и познавательной деятельности учащими...
Русский язык. 2 класс. Корень слова с чередованием согласных.
Корень слова с чередованием согласных....