Статья. Фразеологизмы.
статья по русскому языку (4 класс) на тему
Статья. Фразеологизмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.zanyatie_po_vneur.deyat_.frazeologizmy._-_kopiya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья. « Занимательный русский язык»
Тема: « Возникновение фразеологизма»
Наша речь состоит не только из «кирпичиков»(слов), но и из «блоков»(словосочетаний)-фразеологизмов(устойчивых сочетаний слов-выражений). Смысл таких выражений складывается не из отдельных слов, а из целого словосочетания. Например, однажды в Артеке, где отдыхали дети разных народов, встретили девочку с черными как смоль волосами, которая старательно закатывала рукава своей блузки: оказалось, что вожатая велела работать засучив рукава. Что обозначает это выражение? (Хорошо, старательно).
- Какие фразеологизмы вы знаете?
-Назовите фразеологизмы. Что они обозначают?
- Русский язык очень богат фразеологизмами. В русский литературный язык эти обороты пришли из самых разнообразных источников. Некоторые прошли долгий путь, и смысл отдельных слов стал для нас совершенно непонятен.
Выступление уч-ся с подготовленными сообщениями о фразеологизмах.
Показ фразеологических словарей, используемой литературы.
Групповая работа по предложенным текстам .
Найдите фразеологические обороты и замените их синонимами.
- Разыгрывание сценок-диалогов
1) - А что твоя сестра с петухами ложится?
- Нет. Она с петухами не ложится – они клюются; она одна ложится в свою кроватку.
2) - Вот зимой выпадет снег. Ударят морозы. Будем гулять.
- А я тогда не выйду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили.
3) - Он так в этом хорошо разбирается. Просто собаку съел по этой части.
- Ох, не говорите так: моя мама брезглива…
-Итак, употребление фразеологизма делает речь яркой, меткой, убедительной. При помощи фразеологизма можно сказать коротко о многом. Например, выяснить, внести ясность - выставить на свет, приподнять завесу, поставить точки над и, открыть глаза, разжевать и в рот положить.
Подобор к фразеологизмам синонимов и антонимов .
В русском языке одно и то же значение можно выразить не только разными словами, но и разными фразеологизмами. Такие фразеологизмы называются синонимами.
-Подобрать к фразеологизмам синонимы и антонимы .
-Фразеологизмы-синонимы к выражению
«Усердно, прилежно трудиться»: не покладая рук, засучив рукава, не жалея сил, до седьмого пота, в поте лица.
-Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию
«Быстро бежать»: со всех ног, сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах.
-Фразеологизмы-синонимы к выражению
«Все без исключения»: все как один, как один человек, от мала до велика, и стар и млад.
-Фразеологизмы-синонимы к слову «Мгновенно»: в одно мгновение, в один миг, не успел оглянуться, не успел глазом моргнуть.
-Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию
«Совсем близко»: в двух шагах, рукой подать, быть под боком».
-Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию
«Очень тесно»: повернуться негде, яблоку негде упасть, как сельдей в бочке
-Антонимы — это слова, противоположные одно другому по своему значению. Среди фразеологизмов русского языка, как и между словами, бывают антонимы.
-Возносить до небес — Втаптывать в грязь.
-Ни зги не видно — Хоть иголки собирай.
-Кот наплакал — Куры не клюют.
-Спустя рукава — Засучив рукава.
-Как кошка с собакой — Водой не разольёшь.
-За словом в карман не полезет — Язык проглотил.
-От горшка два вершка — Верста коломенская.
-Потерять голову — Иметь голову на плечах.
Источник: http://skorogovorki.com/frazeologizmyi-sinonimyi-i-frazeologizmyi-antonimyi/.html
Игра « Объясни нас»
Щедрым источником фразеологии является профессиональная речь. Выражения людей одной специальности нередко вырываются из круга этих людей и становятся широко известными.
Выступление уч-ся :
моряки
Паустовский писал: « Язык моряков крепок, свеж, полон юмора .Он заслуживает особого исследования». Почитайте книги А.Грина, К.Станюковича. Крепкие словечки, прибаутки с палуб кораблей сошли на берег. Влились в общую разговорную речь.
Держать нос по ветру, сидеть и ждать у моря погоды, бросить якорь, на всех парусах, полный вперед, попутного ветра, отдать концы, плыть по течению, без руля и без ветрил. проложить курс.
Из различных ремесел:
Портные – шито белыми нитками, на живую нитку, одет с иголочки
Деревоотделочники - разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа, снять стружку.
Аптекари –через час по чайной ложке, позолотить пилюлю
Парикмахеры – стричь под одну гребенку
Пекари – сбоку припека
Шоферов – завестись с полуоборота
Из литературы: из мифологии – гордиев узел, домоклов меч, ахиллесова пята, прокрустово ложе, кануть в Лету, рог изобилия, метать громы и молнии, вернуться к родным пенатам, троянский конь, всемирный потоп, избиение младенцев,
Из фольклора –сказка про белого бычка, за тридевять земель. По щучьему веленью, битый небитого везет, рожки да ножки
Из басен И.А.Крылова – кто в лес, кто по дрова, сильнее кошки зверя нет. А Васька слушает да ест, .ай ,Моська, знать она сильна, а воз и ныне там, слона-то я и не приметил, беда, коль пироги начнет печи сапожник, вперед чужой беде не смейся ,голубок.
2) распределите фразеологизмы по тема / в конверты/
Сельское хозяйство | Из области искусств | Из военной жизни | Из торговли |
поднять целину | играть роль | встретить в штыки | ударить по рукам |
снимать сливки | играть первую скрипку | выводить из строя | мерить на свой аршин |
подготовить почву | сойти со сцены | вызвать огонь на себя | |
телячий восторг | ведущая роль | не нюхал пороха | |
взять быка за рога
| этот номер не пройдет | взять на мушку |
3)Допиши фразеологизм:
Дрожит (как осиновый лист), надулся ( как мышь на крупу), катается ( как сыр в масле)
Варится ( в собственном соку), втирать (очки,кривить ( душой), первая ласточка), стреляный(воробей), мокрая (курица), умирающий (лебедь), белая (ворона), скрепя (сердце), до мозга (костей), морочить(голову),
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Статья "Знакомство с фразеологизмами в начальной школе и их актуализация в речевой практике младших школьников"
В фрагментах уроков, которые будут представлены, сделана попытка показать на практике, каким образом можно проводить данную работу, направленную на осознание фразеологизмов и актуализацию их в...
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Разработка научной статьи на тему "Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе"
Основа для написания научной статьи...