Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_sinonimy_na_konkurs.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
провести исследование близких и противоположных по смыслу слов, выявить их особенности, определить, какую роль они играют в речи и каковы правила их употребления.
Задачи урока:
1)расширять представления учащихся об антонимах и синонимах; развивать умение наблюдать за словами, противоположными и близкими по смыслу, подбирать их в зависимости от контекста, грамотно использовать в речи
2) формировать умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать себя, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать; сравнивать, обобщать, делать выводы, 3) прививать стремление к познанию, трудолюбие, воспитывать у учащихся чувство товарищества.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для учащихся трёх видов, презентация к уроку, костюмы для героев сценки, микрофон для интервью.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Метапредметные результаты:
- Познавательные УУД:
формировать умение и навык подбирать и использовать в речи синонимы и антонимы, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.
- Регулятивные УУД:
понимать и применять задачи урока; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- Коммуникативные УУД:
формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты:
- Формировать положительную мотивацию к изучению правильного написания приставок и верному их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи.
- Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету
- Формировать чувство товарищества и взаимовыручки
Ход урока
1
Организационный этап. Мотивация. Мобилизация внимания.
- Дорогие ребята! Послушайте сказку.
Жила-была на свете девочка, которую звали Память. Очень хотелось ей узнать обо всём, что есть на свете. И решила она пойти в Страну Знаний, о которой ей рассказывала лучшая подруга – Внимание. Девочки вместе отправились в путь. Дорога была дальняя и трудная, много препятствий возникало на пути, но все они были преодолены.
В пути им встретился маленький и весёлый Шумок. Он играл и шутил с девочками, шептался то с одной, то с другой. Девочки стали ссориться друг с другом, а ему того и надо было! Не знали девочки, что под маской безобидного Шумка скрывался злой и коварный волшебник Шум, который решил помешать Памяти и Вниманию идти вместе в Страну Знаний. Внезапно он стал разрастаться. Увидев это, Память горько заплакала, но тут услышала ласковый голосок, утешавший её. Подняла Память заплаканные глаза и увидела рядом с собой девочку. Она была волшебницей, и звали её Воля. Бессилен оказался Шум перед Волей. Стал он сжиматься, уменьшаться, а потом и вовсе исчез.
Подруги обрадовались – наконец-то они смогли спокойно продолжить своё путешествие. На прощание Воля посоветовала им быть дружными и никогда не разлучаться. А если случится беда – пусть её, Волю, на помощь позовут.
- Чтобы наш урок был успешным, какие качества нам понадобятся?
- И, конечно же, хорошее настроение!
- Давайте улыбнемся друг другу!
2
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Создание проблемной ситуации
- А теперь посмотрите, кто пришел к нам в гости. Сценка
1 мальчик - Я так быстро сделал все уроки!
2 мальчик - Да? А я медленно работал.
1 мальчик - Такой весёлый рассказ сочинил!
2 мальчик - А я – грустный.
1 мальчик - Ты что так печалишься?
2 мальчик - А ты что так радуешься?
1 мальчик - А что это мы все время с тобой спорим? Быстро – медленно, весёлый – грустный, печалишься – радуешься? Очень интересные пары слов получились! Может они как-нибудь называются?
2 мальчик - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой. Но всё равно мы с тобой друзья, товарищи.
- Ребята, как по-другому можно назвать слова-спорщики? (антонимы)
- Несмотря на то, что эти мальчики всё время спорят, они всё же кто? (друзья, товарищи)
- Как называются эти слова? (синонимы)
(Учитель, пока идет сценка, вывешивает слова на доске: быстро – медленно, весёлый – грустный, печалишься – радуешься, друзья-товарищи)
-Догадались, о чем сегодня будем говорить? Сформулируйте тему нашего урока.
Дети формулируют тему: «Синонимы и антонимы». Слайд
3
Постановка проблемы, темы и цели исследования
- Что вы уже знаете о таких словах? (появляется таблица и заголовок в первой графе «знаю»).
Слайд. После ответа на первый вопрос появляется запись в первой графе.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Слова, близкие по значению – синонимы Слова, противоположные по значению - антонимы | 1)Какие особенности? 2)Какую роль играют в речи. |
-Хотели бы вы ещё больше узнать о синонимах и антонимах?
-Давайте проведем исследование. Я предлагаю в очередной раз самим постараться найти ответы на интересующие вопросы.
Появляется заголовок во второй графе
-Что бы вы хотели узнать?
После ответов учащихся появляется запись во второй графе.
Формулируется совместно цель: как можно лучше изучить близкие и противоположные по смыслу слова, выявить их особенности, понять, какую роль они играют в речи.
- А что значит исследовать? (размышлять, обобщать, сравнивать и т.д.) И обязательно делать выводы.
- Значит, сегодня на уроке вы будете исследователями русского языка.
4
Поиск решений проблем исследования
А
-Итак, начинаем. Давайте вернёмся к нашим словам и понаблюдаем за ними.
-Чем различаются пары слов? (отвечают на один и тот же вопрос, являются одной и той же частью речи)
-Запишите пары в таком порядке: существительные, прилагательные, глаголы, наречия
-А что можно сказать о написании и звучании синонимов? Антонимов? (они различны по написанию и звучанию).
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Слова, близкие по значению – синонимы Слова, противоположные по значению - антонимы | 1)Какие особенности? 2) Какую роль играют в речи. | отвечают на один и тот же вопрос являются словами одной и той же части речи звучат и пишутся по-разному |
В 3 графе таблицы появляются записи: «отвечают на один и тот же вопрос и являются словами одной и той же части речи», «различны по написанию и звучанию (произношению)» по мере того, как отвечают дети. Дети проговаривают правило, делая выводы:
«Синонимы - это слова близкие по значению, одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному. Антонимы - это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному».
Учитель уточняет: антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Именно противоположное, а не разное. Слов с разными значениями великое множество, но антонимами они не являются.
Б
Подбор синонимов и антонимов к картинкам-слайдам.
Физминутка
- Я называю две пары имен прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете:
Храбрый - трусливый, темнота-мрак, щедрый - скупой, ненасытный – жадный, греть-охлаждать, Родина- Отечество, польза- вред, широкий – узкий, различие-сходство, огорчить - утешить, дивный – чудесный
В
-Задания усложняются. И сейчас вам нужно будет суметь подобрать и синонимы, и антонимы. И мы вновь продолжим наблюдать за словами и делать выводы.
На столах лежит по одной карточке со словом, которое нужно подобрать (в словах пропущены буквы орфограмм). Карточки напечатаны на желтой (антонимы) и розовой (синонимы) бумаге. Ученик, узнавший слово, выходит к доске вместе с другими учениками, нашедшими то или иное нужное слово. После того как ряд слов «выстроился», идёт объяснение орфограмм детьми, и в таблице появляются эти слова
Слова | Синоним | Антоним |
холод | мороз, стужа | жара |
грустная | печальная, тоскливая | весёлая |
мокрый | сырой, влажный | сухой |
ненастный | хмурый, пасмурный | ясный |
враг | противник, неприятель | друг |
7
Работа по второму пункту исследования: значение использования в речи, правила употребления.
1.-Когда бы вы употребили слово мороз, а когда стужа; тоскливая и печальная? Учитель указывает на оттенки значений синонимов после анализа слов детьми; делается вывод о том, что синонимы делают нашу речь более точной и разнообразной.
2. О сочетаемости слов делается вывод на основании исследования синонимического ряда слов «Старый - прошлый, ветхий»
3. Работа с пословицами (наблюдение над ролью антонимов в речи). Слайд
Хороша вещь, когда новая, а друг – старый.
Умный себя винит, …… товарища (глупый).
Добро помни, а ….. забывай (зло).
- Почему в речи мы нередко противопоставляем один предмет другому?
- Для усиления контраста используют антонимы. Они помогают сравнивать и сопоставлять, а значит, делают нашу речь точной, выразительной, интересной.
4.На основании п.6 и п.7делаются выводы и появляются в третьей графе таблицы: обогащают нашу речь, делая её более точной, разнообразной, выразительной, яркой.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Слова, близкие по значению – синонимы Слова, противоположные по значению - антонимы | 1)Какие особенности? 2)Какую роль играют в речи. | отвечают на один и тот же вопрос являются словами одной и той же части речи звучат и пишутся по-разному обогащают нашу речь, делая её более точной, разнообразной, выразительной, яркой |
Динамическая пауза «Наоборот»
-Я поднимаю руку вверх – а вы … вниз (дети должны ещё и отвечать, называя те движения, которые они выполняют)
Вперед – назад,
Вниз – вверх,
Назад – вперед,
Присесть – подпрыгнуть,
Подпрыгнуть – присесть.
-Какие действия мы выполняли? (Противоположные)
Г
Работа в парах: вывод о том, что синонимы помогают избежать повторов слов.
Интервью.
– Однажды одной группе слов предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая группа слов давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
–Выразительную, точную, разнообразную речь.
– Что вы больше всего не любите?
– Не любим повторы.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята
на "пятерку" знали.
В разговоре, на письме
Нас употребляли.
- Какие же это слова? (синонимы)
- О каких повторах идёт речь? Слайд
На слайде появляется текст.
-Вам всё понравилось?
-Что нужно сделать? (отредактировать текст)
Дети работают в паре.
Карточка
Мальчики возвращались из леса домой. По дороге шла старушка с полным ведром воды. Мальчики это заметили. Мальчики побежали помогать бабушке. Мальчики взяли ведро и донесли его до её дома.
Вопросы, решаемые в паре:
1.Прочитайте текст.
2. Отредактируйте этот текст.
3.Какие слова вы использовали?
4. На какой вопрос они отвечают?
5. Какой частью речи являются эти слова?
Запишите получившийся текст в тетрадь.
Устная проверка. Дети оценивают свою работу на вертикальных шкалах-линеечках (на карточке). После этого в таблице появляется запись «помогают избежать повторов слов».
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Слова, близкие по значению – синонимы Слова, противоположные по значению - антонимы | 1)Какие особенности? 2)Какую роль играют в речи. | отвечают на один и тот же вопрос являются словами одной и той же части речи звучат и пишутся по-разному обогащают нашу речь, делая её более точной, разнообразной, выразительной, яркой помогают избежать повторов слов |
9
Применение новых знаний в учебной деятельности
Творческая самостоятельная работа индивидуальная (карточка №2 для более сильных учащихся).
Карточка 1.
Прочитайте текст.
Редко греет осеннее солнышко. Погода пасмурная. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Лиственный лес стоит грустный. Молчат птицы. Холодно и тоскливо!
Задание: заменить выделенные слова антонимами.
_____________ греет осеннее солнышко. Погода ______________. По небу плывут ___________ ______________ облака. Лиственный лес стоит _____________.
___________ птицы. _________ и _____________ !
Ответьте на вопросы.
- Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение?
- Каким настроение стало?
- С помощью каких слов передается это настроение?
Карточка 2.
Прочитайте заголовок и текст. Какими словами-синонимами или антонимами - нужно заменить выделенные слова в первом абзаце, во втором абзаце, чтобы заголовок соответствовал содержанию текста? Впишите эти слова.
Весёлый праздник
В лесу было грустно. Солнце теперь вставало очень поздно, ложилось рано и скупо светило всем на земле. Густой туман окутал деревья. Но вот поднялось над лесом тусклое солнце, прогнало туман.
Деревья, кусты и поляны осветились. На каждой веточке показались точно крошечные зелёные пальчики. Это появлялись листья. Тут и начался весёлый праздник.
Весёлый праздник
В лесу было _________. Солнце теперь вставало очень ____________, ложилось ______ и ________ светило всем на земле. __________ туман окутал деревья. Но вот поднялось над лесом ________ солнце, прогнало туман.
Деревья, кусты и поляны осветились. На каждой веточке ___________ точно ___________ зелёные пальчики. Это _____________ листья. Тут и начался весёлый праздник.
Проверка устно.
10
Домашнее задание
Обратиться к словарю синонимов, выбрать синонимический ряд слов, записать в тетрадь не менее 5-7 слов и составить 3 предложения с ними.
11
Рефлексия. Подведение итогов. Выводы по результатам исследовательской работы
1.На слайде появляется вся таблица, которую дети составляли в течение всего урока. Дети обобщают материал урока по таблице.
2. - Если вам понятен материал, с которым познакомились сегодня на уроке, работали на уроке с желанием, вам было интересно, то нарисуйте солнышко. Если вы часто испытывали трудности, многое осталось непонятым, то - тучку.
Слайд
Учитель читает текст со слайда:
Урок наш окончен,
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились.
И знания ваши
Нам всем пригодились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"
Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы" 2 класс...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"
Урок-исследование продолжение презентации...
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Синонимы"
Презентация может быть использована на уроке русского языка в 3 классе по теме "Синонимы" (программа "Перспектива")...
Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"
Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Имя прилагательное. Антонимы"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Имя прилагательное. Антонимы".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли ант...