Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: "Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед -л"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rus._yazyku_2018.docx | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
21 февраля, Классная работа, записать до урока.
Ход урока
I. ОРГ. МОМЕНТ. –Я буду читать строки, а вы хором доскажите слово
Вы пришли сюда учиться
Не лениться, а … (трудиться)
Только тот, кто много знает
В жизни что-то … (достигает)
– Мы сегодня с вами продолжим открывать новое.
II. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
– Назовите одним словом. Вести беседу – беседовать
– Запишем с красной строки. Комментирует с места _________ . Ударение.
Оказывать помощь – помогать. Ком._________ . Ударение.
Давать различные команды – командовать. Ком. _________ . Ударение.
Давать советы – советовать. Ком. _________ . Ударение
Вести наблюдение – наблюдать. Ком _________ . Ударение
Разъезжать по разным странам, городам – путешествовать. Ком _________
– Что общего у этих слов? Чем интересны эти глаголы? (-ть)
– Выделите суффикс неопределённой формы.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Устно.
– Продолжите мою фразу.
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам и числам)
3. Глаголы в настоящем времени … Примеры
4. Глаголы в будущем времени… Примеры
5. Глаголы в прошедшем времени… Примеры
6. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы… (что делать? что сделать?) Примеры
8. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы… ( -ть-, -ти-, -чь-)
9. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
V. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
– Запишем глаголы под диктовку В СТОЛБИК, поставим ударение.
(Два человека у доски _____________ , ________________ )
Залаял, заметил, слушал, таял, выплыл
– Проверим их написание. А как вы написали? Есть другие мнения? Может, вы сомневались, когда писали.
– Почему возникли ошибки, сомнения? (Не знаем правило)
(Если все у всех верно и нет сомнений)
– Тогда у меня к вам вопрос, почему в слове ТАЯЛ перед –л стоит буква –я-, а я слышу -таел. Объясните.
IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
– Что общего в этих словах? Докажи. (Это глаголы прошедшего времени)
– Выделите суффикс -л.
– В какой части слова возникло затруднение? Подчеркните буквы перед суффиксом -л.
– Что мы не знаем? (Какой суффикс надо писать перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени)
– Какая же тема нашего урока? (Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени)
– Цель нашего урока: - найти способ проверки суффикса в глаголах прошедшего времени. Нам предстоит вывести правило.
– Запишем во 2-ой столбик слова. (залаять, заметить, слушать, таять, выплыть) - Выделим суффикс -ть.
– Проанализируйте слова в строчках и в столбиках. (Посоветуйтесь в парах)
– Есть ли какие предположения. СЛАЙД.
– Какие глаголы в 1 столбике? А во втором?
– Какая гласная вызывала затруднение?
– Что заметили?
– Попробуйте сформулировать правило в парах.
– Что у вас получилось?
СЛАЙД С ПЕРЕТАСКИВАНИЕМ
Чтение правила с доски. СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .
V. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.
– Попробуем составить алгоритм проверки написания суффикса в глаголах прошедшего времени? (Объединитесь в четвёрки для обсуждения, работайте на белых карточках-черновиках)
– Проверим, что получилось
1. ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.
2. СТАВЛЮ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ.
3. СМОТРЮ НА СУФФИКС ПЕРЕД -ТЬ.
3. ПИШУ ПЕРЕД -Л ТОТ ЖЕ СУФФИКС, ЧТО И В Н.Ф.
(Памятку оформить на доске)
– Вспомним правило. СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .
VII. Mix (физминутка)
– Как вы будете действовать при написании глаголов прошедшего времени. (Кто выше)
– Всегда ли надо проверять суффикс у глагола? Приведите примеры. (Обсудите в паре)
– Выберите правильный вариант написания: (Объясняет тот, кто ниже) (У кого волосы темнее)
а) кушил б) кушол в) кушел
а) клеял б) клеел в) клеил
– А если не знаем, на что оканчивается неопределенная форма? Клеить, клеять, клееть. Как быть? (Надо посмотреть в орфографическом словаре) СЛАЙД
(Садятся на места)
– Словари у вас на столах. При необходимости можете воспользоваться.
По грамотности и почерку судят и о культуре человеческого общения. Будьте грамотны при любом общении: и устном, и письменном.
VIII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1) Работа на доске и в тетрадях, запись с комментированием. ПО АЛГОРИТМУ.
– Образуйте глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.
резать - _______________
обмерить - _______________
насыпать - _______________
почуять - _______________
2) Работа на карточках розового цвета в парах по алгоритму
– Что нужно сделать?
– Что вы будете писать в скобках?
Поглад…ла ( _______________ ) рубашку
услыш…ли ( _______________ ) песню
отрез…л ( _______________ ) верёвку
повес…ла ( _______________ ) занавески
расстав…ли ( _______________) стулья
увид…ла ( _______________) кошку
засе…ли ( _______________) поле
Самопроверка по образцу на электронной доске.
– В каких словосочетаниях испытали трудности. Кто пользовался словарём для уточнения начальной формы?
3) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам в тетрадях
– Кто готов попробовать свои силы самостоятельно?
Перед вами карточки жёлтого и голубого цвета. На жёлтой карточке лёгкое задание, на голубой – посложнее. Выберите для себя карточку и выполните задание самостоятельно. В ТЕТРАДЯХ.
– Прочитайте задание. Кому непонятно, что делать?
– Работаем в тетрадях самостоятельно.
– Не забываем пользоваться алгоритмом при написании глаголов прошедшего времени.
Карточка. Уровень 1.
Спиши текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом.
Лошадь (почуять) опас(?)ность. Охотник (увидеть) на дорог… м..дведя. Собака (залаять и наброситься) на зверя. Около дерева охотник (заметить) двух м…дв…жат. Они (пятиться) к лесу.
Карточка. Уровень 2.
Спиши текс. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом
Лошадь …. опас(?)ность. Охотник … на дорог… м..дведя. Собака …. и …. на зверя. Около дерева охотник … двух м…дв…жат. Они … к лесу.
Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.
Взаимопроверка по образцу самостоятельно. Взаимооценка.
– Кто ни разу не ошибся? Поставьте себе 5.
– Почему были ошибки? (Нужна тренировка)
– Как можно озаглавить текст?
IX. ИТОГ УРОКА.
Запишите ответы глаголами прошедшего времени (резерв):
- Рассыпать семена в почву.
- Обретать жидкое состояние под действием тела
- Возводить здание
- Скреплять клеем
- Громкие, резкие звуки, которые издает собака
- Проливать слезы
Проверка на слух
– Чему мы учились, выполняя это задание?
(Писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени)
– Зачем мы открыли новое правило?
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Творческое задание (по желанию).
– Выразить правило в графической форме. (Рисунок, схема, таблица)
– Или выразите новые знания другим способом, например, сочините стихотворение, загадку
– Я прочитаю вам стихотворение, которое сочинил по этой теме мой бывший четвероклассник:
Ты на суффиксы смотри,
Их в глаголах повтори:
Видеть (е) и видел (е),
Слышать (а) и слышал (а),
Таять (я) и таял (я),
Вот такое правило!
XI. РЕФЛЕКСИЯ. Смайлики.
– Оцените свою работу на уроке. Кто хочет прокомментировать.
Я понял и научился писать безударный суффикс.
Я не понял новый материал, ошибался, мне надо потренироваться.
Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.
Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка. На, лучи, играют, со…нца, снежных, п…лянах. Др…жат, под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.
_________________________________________________________________________
Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.
Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка. На, лучи, играют, со…нца, снежных, п…лянах. Др…жат, под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.
_________________________________________________________________________
Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.
Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка. На, лучи, играют, со…нца, снежных, п…лянах. Др…жат, под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.
_________________________________________________________________________
Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.
Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка. На, лучи, играют, со…нца, снежных, п…лянах. Др…жат, под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.
_________________________________________________________________________
Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.
Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка. На, лучи, играют, со…нца, снежных, п…лянах. Др…жат, под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.
_________________________________________________________________________
Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.
Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка. На, лучи, играют, со…нца, снежных, п…лянах. Др…жат, под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.
_________________________________________________________________________
Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.
Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка. На, лучи, играют, со…нца, снежных, п…лянах. Др…жат, под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.
_________________________________________________________________________
Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.
Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка. На, лучи, играют, со…нца, снежных, п…лянах. Др…жат, под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.
_________________________________________________________________________
Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).
Я (что сделал?) во двор п…любова(т, ть)ся ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?) в…сёлое чириканье в…р…б…ёв. Я (что сделал?) перестук к…пели.
_________________________________________________________________________
Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).
Я (что сделал?) во двор п…любова(т, ть)ся ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?) в…сёлое чириканье в…р…б…ёв. Я (что сделал?) перестук к…пели.
_________________________________________________________________________
Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).
Я (что сделал?) во двор п…любова(т, ть)ся ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?) в…сёлое чириканье в…р…б…ёв. Я (что сделал?) перестук к…пели.
_________________________________________________________________________
Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).
Я (что сделал?) во двор п…любова(т, ть)ся ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?) в…сёлое чириканье в…р…б…ёв. Я (что сделал?) перестук к…пели.
_________________________________________________________________________
Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).
Я (что сделал?) во двор п…любова(т, ть)ся ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?) в…сёлое чириканье в…р…б…ёв. Я (что сделал?) перестук к…пели.
_________________________________________________________________________
Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).
Я (что сделал?) во двор п…любова(т, ть)ся ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?) в…сёлое чириканье в…р…б…ёв. Я (что сделал?) перестук к…пели.
_________________________________________________________________________
Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).
Я (что сделал?) во двор п…любова(т, ть)ся ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?) в…сёлое чириканье в…р…б…ёв. Я (что сделал?) перестук к…пели.
_________________________________________________________________________
Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).
Я (что сделал?) во двор п…любова(т, ть)ся ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?) в…сёлое чириканье в…р…б…ёв. Я (что сделал?) перестук к…пели.
_________________________________________________________________________
Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).
Я (что сделал?) во двор п…любова(т, ть)ся ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?) в…сёлое чириканье в…р…б…ёв. Я (что сделал?) перестук к…пели.
_________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание суффикса.
Поглад…ла ( _______________ ) рубашку
услыш…ли ( _______________ ) песню
отрез…л ( _______________ ) верёвку
повес…ла ( _______________ ) занавески
расстав…ли ( _______________) стулья
увид…ла ( _______________) кошку
засе…ли ( _______________) поле
_________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание суффикса.
Поглад…ла ( _________________ ) рубашку
услыш…ли ( _________________ ) песню
отрез…л ( _________________ ) верёвку
повес…ла ( _________________ ) занавески
расстав…ли ( _________________) стулья
увид…ла ( _________________) кошку
засе…ли ( _________________) поле
_________________________________________________________________
Карточка. Уровень 1.
Спиши текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом.
Лошадь (почуять) опас(?)ность. Охотник (увидеть) на дорог… м..дведя. Собака (залаять и наброситься) на зверя. Около дерева охотник (заметить) двух м…дв…жат. Они (пятиться) к лесу.
_________________________________________________________________
Карточка. Уровень 1.
Спиши текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом.
Лошадь (почуять) опас(?)ность. Охотник (увидеть) на дорог… м..дведя. Собака (залаять и наброситься) на зверя. Около дерева охотник (заметить) двух м…дв…жат. Они (пятиться) к лесу.
_________________________________________________________________
Карточка. Уровень 1.
Спиши текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом.
Лошадь (почуять) опас(?)ность. Охотник (увидеть) на дорог… м..дведя. Собака (залаять и наброситься) на зверя. Около дерева охотник (заметить) двух м…дв…жат. Они (пятиться) к лесу.
Карточка. Уровень 2.
Спиши текст. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом.
Лошадь …. опас(?)ность. Охотник … на дорог… м..дведя. Собака …. и …. на зверя. Около дерева охотник … двух м…дв…жат. Они … к лесу.
Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.
_________________________________________________________________
Карточка. Уровень 2.
Спиши текст. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом.
Лошадь …. опас(?)ность. Охотник … на дорог… м..дведя. Собака …. и …. на зверя. Около дерева охотник … двух м…дв…жат. Они … к лесу.
Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.
_________________________________________________________________
Карточка. Уровень 2.
Спиши текст. Выдели суффиксы.
Не забывай пользоваться алгоритмом.
Лошадь …. опас(?)ность. Охотник … на дорог… м..дведя. Собака …. и …. на зверя. Около дерева охотник … двух м…дв…жат. Они … к лесу.
Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.
АЛГОРИТМ
Чтобы написать правильно суффикс глагола в прошедшем времени
1 шаг. _________________________________________________________
2 шаг. _________________________________________________________
3 шаг __________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------
АЛГОРИТМ
Чтобы написать правильно суффикс глагола в прошедшем времени
1 шаг. _________________________________________________________
2 шаг. _________________________________________________________
3 шаг __________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Найдем в словарике слова, от которых можно образовать глаголы
(с места коммент, пишу, ударение, подчеркиваю,)
МИКС
1. Что такое глагол (часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Как изменяются глаголы, (по временам, лицам, числам)
3. Глаголы в настоящем времени … Примеры
4. Глаголы в будущем времени… Примеры
5. Глаголы в прошедшем времени… Примеры
6. Как изменяются глаголы в прошедшем времени (по числам), а в единственном числе (по родам)
7. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы… (что делать? что сделать?) Примеры
8. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы… ( -ть-, -ти-, -чь-) Примеры
9. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму прошедшего времени)
На матем. алгоритм решения задач на движение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
написание безударных суффиксов глагола прошедшего времени
презентация к уроку по русскому языку 4 класс ПНШ...
Презентация "Суффиксы глаголов прошедшего времени"
Материал может быть использован на уроках русского языка при изучении темы " Глагол"...
Урок рус.яз. "Ознакомление с правилом правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени и его применение"
Урок составлен по системе учебников "Начальная школа XXI века" (4 класс), в соответствии стребованиями ФГОС НОО. В рамках урока осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные фор...
Конспект урока "Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем време...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....
Технологическая карта урока русского языка. "Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени." (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.Цели деятельности учителя: знакомство с правописанием безудар...