Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Филиппова Елена Юрьевна

Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: "Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед  -л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rus._yazyku_2018.docx46.98 КБ

Предварительный просмотр:

21 февраля, Классная работа,  записать до урока.

Ход урока

I.  ОРГ. МОМЕНТ.    Я буду читать строки, а вы хором доскажите слово

Вы пришли сюда учиться

Не лениться, а … (трудиться)

Только тот, кто много знает

В жизни что-то … (достигает)

– Мы сегодня с вами  продолжим открывать новое.

II.  СЛОВАРНАЯ  РАБОТА.

– Назовите одним словом.  Вести беседу – беседовать     

– Запишем  с красной строки. Комментирует с места _________ . Ударение.

Оказывать помощь – помогать.   Ком._________ . Ударение.

Давать различные команды – командовать.   Ком. _________ . Ударение.

Давать советы – советовать.  Ком. _________ . Ударение

Вести наблюдение – наблюдать.  Ком  _________ . Ударение

Разъезжать по разным странам, городам – путешествовать. Ком  _________

– Что общего у этих  слов?  Чем интересны эти глаголы?  (-ть)

– Выделите суффикс неопределённой формы.

III.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Устно.

 Продолжите мою фразу.

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать?  что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам и числам)

3. Глаголы в настоящем времени …   Примеры

4. Глаголы в будущем времени…   Примеры

5. Глаголы в прошедшем времени…  Примеры

6. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7.  Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы… (что делать?  что сделать?)  Примеры

8. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы… ( -ть-,  -ти-,  -чь-)

9. На какую форму глагола указывает суффикс   -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени)

V. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ 

– Запишем глаголы под диктовку  В  СТОЛБИК, поставим ударение.

(Два человека у доски _____________ , ________________ )

Залаял,    заметил,   слушал,  таял,  выплыл

 Проверим их написание. А как вы написали?  Есть другие мнения?  Может, вы сомневались, когда писали.

– Почему возникли ошибки, сомнения?  (Не знаем правило)

(Если все у всех верно и нет сомнений)

 Тогда у меня к вам вопрос, почему в слове ТАЯЛ  перед –л стоит буква –я-, а я слышу -таел. Объясните.

 

IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 Что общего в этих словах? Докажи.   (Это глаголы прошедшего времени)

– Выделите  суффикс  -л.  

– В какой части слова возникло затруднение?  Подчеркните буквы  перед суффиксом  -л.  

– Что мы не знаем?  (Какой суффикс надо писать перед суффиксом  -л  в глаголах прошедшего времени)

– Какая же тема нашего урока? (Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени)

 Цель нашего урока: -  найти способ проверки суффикса в глаголах прошедшего времени. Нам предстоит вывести правило.

 Запишем во 2-ой  столбик слова. (залаять,    заметить,   слушать,  таять,  выплыть) - Выделим суффикс -ть.

 Проанализируйте слова в строчках и в столбиках. (Посоветуйтесь в парах)

 Есть ли какие предположения. СЛАЙД.

 Какие глаголы в 1 столбике?  А во втором?

 Какая гласная вызывала затруднение?

 Что заметили?

 Попробуйте сформулировать правило в парах.

 Что у вас получилось?

СЛАЙД С ПЕРЕТАСКИВАНИЕМ

Чтение правила с доски. СЛАЙД  В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .

V. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.

 Попробуем составить алгоритм проверки написания суффикса в глаголах прошедшего времени?   (Объединитесь в четвёрки для обсуждения, работайте на белых карточках-черновиках)

– Проверим, что получилось

1. ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.

2. СТАВЛЮ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ.

3. СМОТРЮ  НА  СУФФИКС ПЕРЕД -ТЬ.

3. ПИШУ ПЕРЕД   -Л   ТОТ ЖЕ СУФФИКС, ЧТО И В Н.Ф.

 (Памятку оформить на доске)

 Вспомним правило. СЛАЙД  В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .

VII.    Mix   (физминутка)

– Как вы будете действовать при написании глаголов прошедшего времени. (Кто выше)

– Всегда ли надо проверять суффикс у глагола?  Приведите примеры. (Обсудите  в паре)

 Выберите правильный вариант написания:  (Объясняет тот, кто ниже) (У кого волосы темнее)

а)  кушил        б)  кушол        в)  кушел        

а) клеял           б)   клеел        в) клеил

 А если не знаем, на что оканчивается неопределенная форма?  Клеить,  клеять, клееть.   Как быть?  (Надо посмотреть в орфографическом словаре)  СЛАЙД

 (Садятся на места)

Словари у вас на столах. При необходимости можете воспользоваться.

По грамотности и почерку судят и о  культуре человеческого общения. Будьте грамотны  при любом общении: и устном, и письменном.

VIII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1) Работа на доске и в тетрадях, запись с комментированием.  ПО АЛГОРИТМУ.

– Образуйте глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.

резать -                _______________

обмерить -                _______________

насыпать -                _______________

почуять -                _______________

2) Работа на  карточках  розового цвета  в парах по алгоритму

– Что нужно сделать?

– Что вы будете писать в скобках?

Поглад…ла   (  _______________ )   рубашку

услыш…ли   (  _______________  )  песню

отрез…л    (  _______________  )  верёвку

повес…ла   (  _______________ )  занавески

 расстав…ли ( _______________) стулья

 увид…ла  (  _______________)  кошку

 засе…ли  (  _______________)  поле

Самопроверка по образцу на электронной доске.

– В каких словосочетаниях испытали трудности. Кто пользовался словарём для уточнения начальной формы?

3) Самостоятельная работа по  разноуровневым  карточкам  в тетрадях

– Кто готов попробовать свои силы самостоятельно?

Перед вами карточки жёлтого и голубого цвета. На жёлтой карточке лёгкое задание, на голубой – посложнее. Выберите для себя карточку и выполните задание самостоятельно.  В ТЕТРАДЯХ.

– Прочитайте задание. Кому непонятно, что делать? 

– Работаем в тетрадях самостоятельно.

 Не забываем пользоваться алгоритмом при написании глаголов прошедшего времени.

Карточка. Уровень 1.

Спиши  текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели  суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

Лошадь  (почуять)  опас(?)ность.  Охотник  (увидеть)   на дорог…   м..дведя.  Собака  (залаять  и  наброситься)   на зверя.  Около  дерева  охотник  (заметить)  двух  м…дв…жат.   Они  (пятиться)  к  лесу.

Карточка. Уровень 2.

Спиши  текс. Выдели  суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом

Лошадь  ….   опас(?)ность.  Охотник  …   на дорог…  м..дведя.  Собака  ….  и   ….   на зверя. Около  дерева  охотник  …  двух  м…дв…жат.  Они  …  к  лесу.

Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.

Взаимопроверка по образцу самостоятельно.  Взаимооценка.

 Кто ни разу не ошибся? Поставьте себе 5.

 Почему были ошибки? (Нужна тренировка)

– Как можно озаглавить текст?

 IX. ИТОГ УРОКА.

Запишите ответы глаголами прошедшего времени  (резерв):

  1.  Рассыпать семена в почву.
  2. Обретать жидкое состояние под действием тела
  3. Возводить здание
  4. Скреплять клеем
  5. Громкие, резкие звуки, которые издает собака
  6. Проливать слезы

                  Проверка на слух

– Чему мы учились, выполняя это задание?

(Писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени)

– Зачем  мы  открыли  новое  правило?

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Творческое задание (по желанию).

Выразить правило в графической форме. (Рисунок, схема,  таблица)

– Или выразите новые знания другим способом, например, сочините стихотворение, загадку

– Я прочитаю вам стихотворение, которое сочинил по этой теме мой бывший четвероклассник:

Ты на суффиксы смотри,

Их в глаголах повтори:

Видеть (е) и видел (е),

Слышать (а) и слышал (а),

Таять (я) и таял (я),

Вот такое правило!

XI. РЕФЛЕКСИЯ. Смайлики. 

– Оцените свою работу на уроке.  Кто хочет прокомментировать.

Я понял и научился писать безударный суффикс.

Я не понял новый материал, ошибался, мне надо потренироваться.

Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.

Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка.  На, лучи, играют, со…нца,  снежных, п…лянах. Др…жат,  под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.

_________________________________________________________________________

Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.

Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка.  На, лучи, играют, со…нца,  снежных, п…лянах. Др…жат,  под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.

_________________________________________________________________________

Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.

Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка.  На, лучи, играют, со…нца,  снежных, п…лянах. Др…жат,  под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.

_________________________________________________________________________

Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.

Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка.  На, лучи, играют, со…нца,  снежных, п…лянах. Др…жат,  под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.

_________________________________________________________________________

Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.

Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка.  На, лучи, играют, со…нца,  снежных, п…лянах. Др…жат,  под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.

_________________________________________________________________________

Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.

Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка.  На, лучи, играют, со…нца,  снежных, п…лянах. Др…жат,  под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.

_________________________________________________________________________

Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.

Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка.  На, лучи, играют, со…нца,  снежных, п…лянах. Др…жат,  под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.

_________________________________________________________________________

Из данных слов составить предложения. Поставить глаголы в прошедшее время.

Извилист..я, уводит, в, лес, тр…пинка.  На, лучи, играют, со…нца,  снежных, п…лянах. Др…жат,  под, солнечные, д…рев…ями, зайч…ки. Над, звенит, лес…м, в…сел…я, песня, синицы.

_________________________________________________________________________

Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).

   Я (что сделал?) во двор   п…любова(т, ть)ся    ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?)  в…сёлое  чириканье  в…р…б…ёв.  Я (что сделал?) перестук   к…пели. 

_________________________________________________________________________

Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).

   Я (что сделал?) во двор   п…любова(т, ть)ся    ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?)  в…сёлое  чириканье  в…р…б…ёв.  Я (что сделал?) перестук   к…пели. 

_________________________________________________________________________

Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).

   Я (что сделал?) во двор   п…любова(т, ть)ся    ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?)  в…сёлое  чириканье  в…р…б…ёв.  Я (что сделал?) перестук   к…пели. 

_________________________________________________________________________

Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).

   Я (что сделал?) во двор   п…любова(т, ть)ся    ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?)  в…сёлое  чириканье  в…р…б…ёв.  Я (что сделал?) перестук   к…пели. 

_________________________________________________________________________

Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).

   Я (что сделал?) во двор   п…любова(т, ть)ся    ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?)  в…сёлое  чириканье  в…р…б…ёв.  Я (что сделал?) перестук   к…пели. 

_________________________________________________________________________

Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).

   Я (что сделал?) во двор   п…любова(т, ть)ся    ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?)  в…сёлое  чириканье  в…р…б…ёв.  Я (что сделал?) перестук   к…пели. 

_________________________________________________________________________

Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).

   Я (что сделал?) во двор   п…любова(т, ть)ся    ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?)  в…сёлое  чириканье  в…р…б…ёв.  Я (что сделал?) перестук   к…пели. 

_________________________________________________________________________

Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).

   Я (что сделал?) во двор   п…любова(т, ть)ся    ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?)  в…сёлое  чириканье  в…р…б…ёв.  Я (что сделал?) перестук   к…пели. 

_________________________________________________________________________

Вставь необходимые слова и буквы. Продолжи рассказ (3-4 предложения).

   Я (что сделал?) во двор   п…любова(т, ть)ся    ра(н, нн)им утром. Из сада (что делало?)  в…сёлое  чириканье  в…р…б…ёв.  Я (что сделал?) перестук   к…пели. 

_________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы.  Объясните написание суффикса.

Поглад…ла   (  _______________ )   рубашку

услыш…ли   (  _______________  )  песню

отрез…л    (  _______________  )  верёвку

повес…ла   (  _______________ )  занавески

 расстав…ли ( _______________) стулья

 увид…ла  (  _______________)  кошку

 засе…ли  (  _______________)  поле

_________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы.  Объясните написание суффикса.

Поглад…ла   (  _________________ )   рубашку

услыш…ли   (  _________________  )  песню

отрез…л    (  _________________  )  верёвку

повес…ла   (  _________________ )  занавески

 расстав…ли   ( _________________) стулья

 увид…ла   (  _________________)  кошку

 засе…ли   (  _________________)  поле

_________________________________________________________________

Карточка. Уровень 1.

Спиши  текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели  суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

Лошадь   (почуять)   опас(?)ность.   Охотник  (увидеть)   на  дорог…   м..дведя.   Собака   (залаять   и   наброситься)   на  зверя.   Около   дерева  охотник   (заметить)  двух   м…дв…жат.   Они   (пятиться)   к   лесу.

_________________________________________________________________

Карточка. Уровень 1.

Спиши  текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели  суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

Лошадь   (почуять)   опас(?)ность.   Охотник  (увидеть)   на  дорог…   м..дведя.   Собака   (залаять   и   наброситься)   на  зверя.   Около   дерева  охотник   (заметить)  двух   м…дв…жат.   Они   (пятиться)   к   лесу.

_________________________________________________________________

Карточка. Уровень 1.

Спиши  текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели  суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

Лошадь   (почуять)   опас(?)ность.   Охотник  (увидеть)   на  дорог…   м..дведя.   Собака   (залаять   и   наброситься)   на  зверя.   Около   дерева  охотник   (заметить)  двух   м…дв…жат.   Они   (пятиться)   к   лесу.

Карточка. Уровень 2.

Спиши  текст. Выдели  суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

Лошадь   ….    опас(?)ность.   Охотник   …    на  дорог…   м..дведя.   Собака  ….   и    ….    на  зверя.  Около   дерева   охотник   …  двух   м…дв…жат.  Они   …   к   лесу.

Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.

_________________________________________________________________

Карточка. Уровень 2.

Спиши  текст. Выдели  суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

Лошадь   ….    опас(?)ность.   Охотник   …    на  дорог…   м..дведя.   Собака  ….   и    ….    на  зверя.  Около   дерева   охотник   …  двух   м…дв…жат.  Они   …   к   лесу.

Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.

_________________________________________________________________

Карточка. Уровень 2.

Спиши  текст. Выдели  суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

Лошадь   ….    опас(?)ность.   Охотник   …    на  дорог…   м..дведя.   Собака  ….   и    ….    на  зверя.  Около   дерева   охотник   …  двух   м…дв…жат.  Они   …   к   лесу.

Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.

АЛГОРИТМ

Чтобы написать правильно суффикс глагола в прошедшем времени

1 шаг. _________________________________________________________

2 шаг. _________________________________________________________

3 шаг __________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

--------------------------------------------------------------------------------------------------

АЛГОРИТМ

Чтобы написать правильно суффикс глагола в прошедшем времени

1 шаг. _________________________________________________________

2 шаг. _________________________________________________________

3 шаг __________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Найдем в словарике слова, от которых можно образовать глаголы

(с места коммент, пишу, ударение, подчеркиваю,)

МИКС

1. Что такое глагол  (часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать?  что сделать?)

2. Как изменяются глаголы,  (по временам, лицам,  числам)

3. Глаголы в настоящем времени …   Примеры

4. Глаголы в будущем времени…   Примеры

5. Глаголы в прошедшем времени…  Примеры

6. Как изменяются глаголы в прошедшем времени   (по числам), а в единственном числе  (по родам)

7.  Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы… (что делать?  что сделать?)  Примеры

8. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы… ( -ть-,  -ти-,  -чь-) Примеры

9. На какую форму глагола указывает суффикс   -л-?  (на форму прошедшего времени)

На матем. алгоритм решения задач на движение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

написание безударных суффиксов глагола прошедшего времени

презентация к уроку по русскому языку 4 класс ПНШ...

Презентация "Суффиксы глаголов прошедшего времени"

Материал может быть использован на уроках русского языка при изучении темы " Глагол"...

Урок рус.яз. "Ознакомление с правилом правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени и его применение"

Урок составлен по системе учебников "Начальная школа XXI века" (4 класс), в соответствии стребованиями ФГОС НОО. В рамках урока осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные фор...

Конспект урока "Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем време...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....

Технологическая карта урока русского языка. "Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени." (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.Цели деятельности учителя: знакомство с правописанием безудар...