"Имя прилагательное. Повторение изученного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цели:

- Актуализировать знания об имени прилагательном.

- Научить:

   -  определять грамматические признаки имени прилагательного (род, число);

   - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

   - подбирать к имени прилагательному подходящее имя существительное и писать его, указывая род.

   - согласовывать существительные с прилагательными.

Планируемые результаты:

- Знать грамматические признаки прилагательных.

- Уметь согласовывать имена прилагательные с существительными.

- УУД – составление опорной схемы «Имя прилагательное»,  составление алгоритма написания безударного окончания прилагательного в виде схемы.

Оборудование: Учебник, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_pril.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 3 классе.

Тема.  Имя прилагательное. Повторение изученного.

Цели:

- Актуализировать знания об имени прилагательном.

- Научить:

   -  определять грамматические признаки имени прилагательного (род, число);

   - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

   - подбирать к имени прилагательному подходящее имя существительное и писать его, указывая род.

  - согласовывать существительные с прилагательными.

Планируемые результаты:

- Знать грамматические признаки прилагательных.

- Уметь согласовывать имена прилагательные с существительными.

- УУД – составление опорной схемы «Имя прилагательное»,  составление алгоритма написания безударного окончания прилагательного в виде схемы.

Оборудование: Учебник, карточки.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.

а) Приветствие

    - Здравствуйте те, кто родился зимой!

   -  Здравствуйте!

   - Здравствуйте те, кто родился весной!

   - Здравствуйте!

   - Здравствуйте те, кто рожден в летний зной!

  - Здравствуйте!

 -Те, кто родился осенней порой!
-  Здравствуйте!

2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.

а) Определение темы урока.

- Встаньте те, кто умеет жить дружно, без ссор? Как вас назвать?  (дружелюбные)

-Спасибо, садитесь.  Встаньте те  ребята, которые готовы всегда прийти на помощь? Как вас назвать? (отзывчивые)

- Спасибо, садитесь.  Есть ли среди вас мальчики и девочки, которые умеют слушать и слышать? Как можно назвать вас? (внимательные)

- Спасибо, садитесь.  Есть ли среди вас те, кому интересно узнавать что – то новое, приобретать знания?  Как назвать вас? (любознательные)

- Слова какой части речи использовали? (прилагательные)

- Какая будет тема нашего урока сегодня? (Имена прилагательные)

- Какую цель вы поставите себе? (Повторить об имени прилагательном)

     

б)  – А что вы знаете об имени прилагательном?   Спасибо, молодцы! Садитесь на свои места.

 - Сделаем вывод. Что мы знаем об имени прилагательном? (имя прилагательное - это часть речи, которая отвечает на вопросы какой?  какая? какое?  и обозначает признак предмета) 

 III.  Чистописание   (на доске)

                ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

        Прочитайте хором строчку чистописания.  

        Что она напоминает?  ( окончания      им. прилагательных)

        Запишите ее, затем простым карандашом разделите на группы. (Проверка 1 чел.  у доски).

        (Родовые    - ая, яя  -  ж.р., ий, ый, ой - м.р.,  ое, ее – ср.р.,  ые – мн.ч.)

        Молодцы.  

        Проверим работу ребят у доски.

1. Исключите буквы согласных глухих непарных звуков:  

ч   а   щ   р   о   х   м   а   ц   т   и

Прочитайте,  какое слово получилось?  (аромат)

Какие ассоциации вызывает это слово?

Образуйте от существительного  аромат  имя прилагательное.  С помощью какой части слова образовалось новое слово?  (    )

Запишите эти слова на 2 строчке:  аромат,  ароматный.  Разберите слова по составу  (У доски 1 чел.).

2. Вставьте пропущенные буквы  о  или  а:

о  вощная                         з а бавный                 

а  втобусный                 о  синовое                 

п а ссажирский                 а  ктивная                

к о мандрый

Проверка с помощью сигналов. Если вы согласны с работой,  то поднимаете руку , нет – хлопаете в ладоши.

Можно ли в данных словах проверить безударные гласные?  (Нет.  Словарные слова).

На какие группы можно разбить эти слова?  (Ж.р., м.р., ср.р.).  К какой части речи относятся эти слова?  (К прилагательному)

Как вы определили, что это имя прилагательное?  (Отвечают на вопросы: какой? какая? какое?  Обозначают признак предмета).  Подберите к ним имена существительные.

3. Соотнесите вопросы и окончания прилагательных.

        Какого?                 ым,  им

        Какому?                 ое,   ее

        Какое?                 ого,  его

        Каким?                 ой,  ый,  ий

        Какой?                 ом,  ем

        О каком?                 ому,  ему

Как определить, какое окончание надо писать у прилагательных?  (Поставить вопрос, какое окончание будет у вопроса,  такое надо писать и у прилагательных).

Молодцы,  хорошо справились с этим заданием.

 - Вспомнили, как написать безударное окончание прилагательного. Попробуйте составить алгоритм в виде схемы. (работа в группах)

- Запишите пропущенные окончания имён прилагательных, используя алгоритм. (работа в карточках) 

Пушист…   варежка

Тёпл…       одеяло

Син..       кофта

Лёгк…    ткань

Ранн…    картофель

Сочн…    яблоко

Физминутка.   Теперь немного отдохнем и поиграем. Я рассыпала нечаянно все слова.  Соберите их и распределите по родам.  

        М.р.                        Ж.р. _                        Ср. р. 

зимний                 спелая                       серое

колючий                 пушистая              низкое

звонкий                белая                        примерное

новый                широкая                     густое

забавный                родная                   кривое

                                                               морское

Продолжим нашу работу с учебником.

Открыли с.24 № 35.

Прочитайте задание.

Что нужно сделать, чтобы записать данные словосочетания в нужном падеже?  (От существительного поставить вопрос к прилагательному).

О чем необходимо помнить, чтобы правильно написать окончание у прилагательных множественного числа?

(Необходимо проверять  окончанием  падежного вопроса)

Запишите словосочетания  и составьте по 1 предложению. Закрепление.

Теперь, я думаю,  вы готовы показать все, что вы знаете об имени прилагательном.   Для этого вы сейчас поработаете в группах. Составите сводную таблицу об имени прилагательном. На столах у вас листы-подсказки. Заполните их.

I р.

обозначает __________

вопросы ____________

II р.

изменяется ________ ч.

                    ________ ч.

___________ род

___________ род

___________ род

III р.

связано_____________

член предложения

____________________

Давайте проверим, правильно ли вы составили сводную таблицу. Посмотрите на слайд.

  П         Признак предмета

  Р         Отвечает на вопросы

                И         Какой?

                Л         Какая?

                А         Какое?

                Г         Какие?

                А        Изменяется    по родам     

Т                                   Ж (ая, яя)

                Е                                    М  (ий, ый, ой)

                Л                                  Ср  (ое, ее)

                Ь                                     числам 

                Н                                 ед. ч.

                О                                мн. ч.

                Е          В предложении является определением

Рефлексия.

 - Какую цель вы ставили себе в начале урока?

- Что вы  повторили?

- Мы ученики!

Весёлые, умные.

Мы хорошо потрудились на уроке.

М ы молодцы!

Домашнее задание.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока + презентация по русскому языку "Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных"

Работа представляет собой разработку урока плюс презентация по данной теме. Представлен интересный и доступный материал по закреплению изученного материала. Дети с интересом выполняли различные задани...

Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном.

Усвоить сходства и различия между именем существительным и именем прилагательным. Развивать умения правильно и точно использовать в речи имена существительные и имена прилагательные....

Урок по русскому языку в 4 классе: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

1. Усвоить сходства и различия между частями речи.                                           ...

Методическая разработка урока. "Имя прилагательное. Повторение изученного". ( 4 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Русский язык» 4 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2010 г.Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, 2 ча...

Презентация. "Имя прилагательное. Повторение изученного". ( 4 класс)

Цели:1. Повторить  и обобщить знания, полученные в результате изучения темы "Имя прилагательное", учить сопоставлять  прилагательные с существительными выявляя сходства и различия данных час...