Проверка безударных гласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Правописание безударных гласных в корне слова. 2-й класс
Образовательная программа: «Школа России».
Предмет: русский язык.
Тип урока: закрепление знаний, урок формирования УУД.
Форма проведения: урок.
Технологии: личностно-ориентированные, икт, здоровьесберегающие.
Тема урока: «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Цели урока:
Предметные:
Закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова.
Учить работать по алгоритму.
Различать проверочные и проверяемые слова.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.
Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.
Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П.Канакина), тетради, интерактивная доска, документ- камера, нетбуки, презентация, картинный словарь, карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.
- Ход урока
1 .Орг. момент
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
2.Эмоциональный настрой
- Хотелось бы начать урок со слов Алексея Толстого. Он писал: « Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»
Изучение русского языка – это великое дело. Этому и посвятим наш урок.
3.Минутка чистописания. (Слайд № 2)
а р я о и е
-Какая буква лишняя? Почему?
-Запишите только гласные буквы ( а о и е я)
- 4. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.
– Посмотрите на картинку, запишите слова, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Ворона, воробей, сорока, скворец.
На какую орфограмму записаны слова? ( На безударную гласную проверяемую и непроверяемую) Проверим написанные слова.
-. Какое слово лишнее? Почему? (Скворец- проверяемая безударная гласная,).
-Сформулируйте тему урока. (Правописание безударной гласной в корне слова)
5. Закрепление знаний по данной теме.
- Как проверить безударную гласную? (подобрать проверочное или однокоренное слово). Какие слова называем однокоренными или родственными? (имеющие общую часть- корень и значение)
– Подберите проверочное слово. (Скворушка) (Слайд №3)
Работа в группах. (Слайд №4) Составьте предложение о птицах по заданной схеме. Подчеркните грамматическую основу.
Какая? Кто? Что делает? Где?
(Большая ворона сидит на берёзе.)
Физминутка для глаз.
Коллективная работа (Слайд № 5)
- Что объединяет записанные слова? (Это птицы)
- Как ещё называют птиц? (Пернатые)
-Прочитайте следующую группу слов:
Перо, пернатые, первый, оперение.
- Можем ли утверждать, что все эти слова однокоренные? (Нет)
– Какое слово лишнее? Почему? (Слово первый другого значения)
– Запишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение.
Игра «Будь внимателен». (Слайд № 6) Найдите лишнее слово и зачеркните его, а в остальных выделите корень и поставьте ударение. (работа с интерактивной доской)
- Белка, беленький, белить.
- Водный, вода, водить.
- Корень, корневой, коржи
- Лось, лоскут, лосенок.
- Какое из слов является проверочным, а какое проверяемое? Выделите корень и поставьте ударение.
– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)
Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова. (Слайд № 7)
- Какие слова требуют проверки? Составим алгоритм.
– Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
– В каком положении написание гласного звука вызывает сомнение? (в безударном)
– Какие гласные в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е, я)
– Как проверить написание безударного гласного звука? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)
6. Самостоятельная работа по учебнику с.99 упр.152. (по вариантам)
7.Физкультминутка.
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
8. Проверка знаний.
Проверим свои знания, пройдя тест по теме «Безударная гласная в корне слова».
- 9. Рефлексия.
– Чему учились на уроке? (составляли алгоритм проверки слова с безударными гласными)
– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)
Своей работой на уроке я: (Слайд № 8)
- доволен…
- не совсем доволен…
-я недоволен, потому что…
- Д/з:
Упр. 154 с.100, тетрадь с.47, упр.100, уч правило.
Психологический анализ урока.
Анализ урока русского языка 2 класса УМК «Школа России». Урок закрепления знаний и формирования УУД, с элементами индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Психологический анализ моментов урока. Положительное и отрицательное. |
1 .Орг. момент | Учитель приветствует ребят, проверяет готовность уч-ся к уроку, отмечает присутствующих и отсутствующих. | Уч-ся затихли, встали, проверили готовность к уроку. | Учитель проводит предварительную организацию класса. Рифмованное начало урока позволяют лучше усваивать изучаемый материал. Тем самым учитель создаёт рабочее настроение и стремится к быстрому включению детей в работу. Дети принимают такую установку и готовы работать. Они сосредоточены и внимательны. Отношение друг к другу доброжелательное. |
2.Эмоциональ-ный настрой | Учитель цитирует слова А.Толстого о величие русского языка. | Дети внимательно слушают речь учителя, они открыты к взаимопониманию и сотрудничеству. | На этом этапе урока идёт создание у учащихся определённого положительного эмоционального настроя на урок, вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха. Речь учителя чёткая, яркая, эмоциональная - воспитание чувства гордости за русский язык. |
3.Минутка чистописания | Учитель показывает правильно написанные буквы. Даёт задание, следит за посадкой, положением тетради, руки и выполнением данного задания. Ходит по классу высказывает одобрение и поощрение. | Уч-ся внимательно следят за действиями учителя, слушают, анализируют, записывают, стараются выполнить задание правильно. | Письмо учителя – это самый хороший образец, который дети берут для подражания. Учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности. Все действия учителя направлены на поддержку учащихся. Это может быть и похвала, и одобрение, жест, мимика. Помните, что в похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. |
| Учитель создаёт учебно-проблемную ситуации, вводящую учащихся в предмет изучения темы | На данном этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, | На этом этапе планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения материала, также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Общение с детьми организовано так, чтобы каждый ученик смог представить свои собственные ожидания от урока, как он сможет самореализовываться в этом конкретном уроке. Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию |
5. Закрепление знаний | Организаторская функция учителя. Для закрепление темы на данном этапе учитель использует коллективную работу, работу в группах и игровые моменты. | Отвечают на поставленные вопросы, составляют алгоритм проверки безударных гласных, применяют этот алгоритм в работе. Развитие речи. Развивают умение не только слушать, но и слышать. | Разные виды деятельности учащихся создают атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Взаимодействие с учителем и классом (отстаивают свою точку зрения). Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте. Выстраивание своих действий в определённой последовательности. Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся, навыки самопроверки. Учитель старается, чтобы на уроке каждый ученик работал активно, увлеченно, чтобы каждая новая задача развивала любознательность, вызывала глубокий познавательный интерес. |
6.Самостоятельная работа | Организаторская функция учителя( направля-ет, контролирует, помогает, оценивает) | Учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. | Развивает у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью. |
7.Физкульт минутка. | Учитель ритмично показывает упражнения | Дети активно повторяют | Снимаем утомление, напряжение, здоровьесберегающая функция. |
8. Проверка знаний. | Проверка и оценка знаний учащихся на уроке — завершающий этап обучения. Метод тестирования. Такой способ проверки знаний дает возможность сэкономить время на уроке, охватить весь класс или нужную категорию учащихся, быстро получить результаты проверяемой темы. | Ученики получают тест и самостоятельно отвечают на вопросы. | Определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика проведения. Использование индивидуального подхода. Назначение тестов - диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил и умения их применять. Результаты теста не вскрывают понимания смысла, причин явления, а являются фактологическими, не выявляют способность ученика логически рассуждать и связно излагать свои мысли, недостаточно выявляет эмоционально-волевую сферу деятельности, старательность ученика, его интерес к работе. Поэтому тесты не должны исключать другие формы проверки, а гармонично сочетаться с ними. |
| Учитель показывает экран с незаконченными предложениями | Дети по желанию и самостоятельно выбирают предложение и заканчивают его самостоятельно | Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. |
Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся
Началу урока предшествовала хорошая организация учащихся. Урок начался с грамотной мобилизации внимания учащихся, которые быстро включились в познавательную деятельность. Была правильно выбрана форма диалога между детьми. Учитель добивался от ребят полных и осознанных ответов тем самым, выявляя пробелы по данной теме.
Остальные этапы были объединены основной дидактической целью – исследование проблемы написания безударных гласных в корне слова и систематизация знаний детей по проблеме. Упражнения, используемые на уроке, помогали реализовать данные дидактические цели. Содержание материала соответствовало уровню знаний детей и программе.
Тема урока не сообщалась детям заранее, а родилась в результате поиска исследования. Ученикам был дан ключ к этому поиску, с помощью которого дети могли свободно вступать в диалог с учителем. На уроке использовались разные виды деятельности.
Учитель успешно реализовала приемы ораторского искусства: умело задавала вопросы и слушала ответы, отвечала на вопросы, проявляла чувство такта и чувство юмора. Поэтому степень познавательной активности учащихся на уроке была высокая.
Развивающая функция урока выражалась в умении учителя формировать на уроке межличностное общение: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учащиеся. На уроке наблюдался демократический стиль общения.
Весь тон урока и настроение учащихся было в мажоре.
Учитель успешно использовал коллективные формы труда, которые помогли ученикам думать вместе, спорить, доказывать.
Информация о домашнем задании была дана учителем в конце урока и сопровождалась инструктажем его выполнения.
Все части урока были связаны между собой единой дидактической целью.
Содержание урока по объему и методам соответствовало возрасту учащихся и уровню их развития.
Беседа с детьми после урока и просмотр их самостоятельных работ свидетельствуют об усвоении детьми изученной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".
Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...
Правило проверки безударных гласных в корне слова.
Конспект урока по русскому языку по учебнику Т.Г. Рамзаевой....
Два способа проверки безударных гласных в корне слова.
программа "Школа России"предмет: русский языккласс: 2...
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Урок по теме "Проверка безударных гласных в корне слова"
Цель урока- закрепление умения проверять безударные гласные....
Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление.
Тема урока: Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление. Тип урока: Урок закрепления знаний. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс 2 часть. Оборудование: плакат на стенде «Ка...
Проверка безударных гласных в корне слова способом подбора однокоренных слов (презентация)
Проверка безударных гласных в корне слова (презентация)...