Проверка безударных гласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Самохина Татьяна Борисовна

Конспект урока 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverka_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Правописание безударных гласных в корне слова. 2-й класс

Образовательная программа: «Школа России».

Предмет: русский язык.

Тип урока: закрепление знаний, урок формирования УУД.

Форма проведения: урок.

Технологии: личностно-ориентированные, икт, здоровьесберегающие.

Тема урока: «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Цели урока:

Предметные:

Закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова.

Учить работать по алгоритму.

Различать проверочные и проверяемые слова.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.

Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.

Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.

Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П.Канакина), тетради, интерактивная доска, документ- камера, нетбуки, презентация,  картинный словарь,  карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.

  1. Ход урока

1 .Орг. момент

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

2.Эмоциональный настрой

- Хотелось бы начать урок со слов Алексея Толстого. Он писал: « Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»

Изучение русского языка – это великое дело. Этому и  посвятим   наш урок.

3.Минутка чистописания. (Слайд № 2)

 а р я о  и е  

-Какая буква  лишняя? Почему?

-Запишите только гласные буквы ( а  о  и  е  я)

  1. 4. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.

– Посмотрите на картинку, запишите слова,  поставьте ударение, выделите орфограмму.

Ворона, воробей, сорока, скворец.

 На какую орфограмму записаны слова? ( На безударную гласную  проверяемую и непроверяемую) Проверим написанные слова.

-. Какое слово лишнее? Почему? (Скворец- проверяемая безударная гласная,).

-Сформулируйте тему урока. (Правописание безударной гласной в корне слова)

5. Закрепление знаний по данной теме.

- Как проверить безударную гласную? (подобрать проверочное или однокоренное слово). Какие слова называем однокоренными или родственными? (имеющие общую часть- корень и значение)

– Подберите проверочное слово. (Скворушка) (Слайд №3)

Работа в группах. (Слайд №4) Составьте предложение о птицах по заданной схеме. Подчеркните грамматическую основу.

Какая? Кто? Что делает? Где?

(Большая ворона сидит на берёзе.)

Физминутка для глаз.

 Коллективная работа (Слайд № 5)

- Что объединяет записанные слова? (Это птицы)

- Как  ещё называют птиц? (Пернатые)

-Прочитайте следующую группу слов:

 Перо, пернатые, первый, оперение.

-  Можем ли утверждать, что все эти слова однокоренные? (Нет)

– Какое слово лишнее? Почему? (Слово первый другого значения)

– Запишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение.

 Игра «Будь внимателен».  (Слайд № 6) Найдите лишнее слово и зачеркните его, а в остальных выделите корень и поставьте ударение. (работа с интерактивной доской)

  1. Белка, беленький, белить.
  2. Водный, вода, водить.
  3. Корень, корневой, коржи 
  4. Лось, лоскут, лосенок.

- Какое из слов является проверочным, а какое проверяемое? Выделите корень и поставьте ударение.

– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)

Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова. (Слайд № 7)

- Какие слова требуют проверки? Составим алгоритм.

– Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

– В каком положении написание гласного звука вызывает сомнение? (в безударном)

– Какие гласные в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е, я)

– Как проверить написание безударного гласного звука? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

6. Самостоятельная работа  по учебнику с.99 упр.152. (по вариантам)

7.Физкультминутка.

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

8. Проверка знаний.

Проверим свои знания, пройдя   тест по теме «Безударная гласная в корне слова».

  1. 9. Рефлексия.

– Чему учились на уроке? (составляли алгоритм проверки слова с безударными гласными)

– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)

Своей работой на уроке я: (Слайд № 8)

- доволен…

- не совсем доволен…

-я  недоволен, потому что…

  1.  Д/з:

Упр. 154 с.100, тетрадь с.47, упр.100,  уч правило.

Психологический анализ урока.

Анализ урока русского языка 2 класса УМК «Школа России». Урок  закрепления знаний и формирования УУД, с элементами индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Психологический анализ моментов урока. Положительное и отрицательное.

1 .Орг. момент

Учитель     приветствует ребят, проверяет готовность уч-ся к уроку, отмечает присутствующих и отсутствующих.

Уч-ся затихли, встали, проверили готовность к уроку.

Учитель проводит предварительную организацию класса. Рифмованное начало урока позволяют лучше усваивать изучаемый материал. Тем самым учитель создаёт  рабочее настроение и  стремится к быстрому включению детей в работу. Дети принимают такую установку и готовы работать. Они сосредоточены и внимательны. Отношение друг к другу доброжелательное. 

2.Эмоциональ-ный настрой

Учитель цитирует слова А.Толстого о величие русского языка.

Дети внимательно слушают речь учителя, они открыты к взаимопониманию и сотрудничеству.

На этом этапе урока идёт создание у учащихся определённого положительного эмоционального настроя на урок, вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха. Речь учителя чёткая, яркая, эмоциональная - воспитание чувства гордости за русский язык.

3.Минутка чистописания

Учитель показывает правильно написанные буквы. Даёт задание, следит за посадкой, положением тетради, руки и выполнением данного задания. Ходит по классу высказывает одобрение и поощрение.

Уч-ся внимательно следят за действиями учителя, слушают, анализируют, записывают, стараются выполнить задание правильно.

Письмо учителя – это самый хороший образец, который дети берут для подражания.  Учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности. Все действия учителя направлены на поддержку учащихся. Это может быть и похвала, и одобрение, жест, мимика. Помните, что в похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность.

  1. 4. Актуализация знаний

Учитель создаёт учебно-проблемную ситуации, вводящую учащихся в предмет изучения  темы

На данном этапе ученики  осознают, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу,

На этом этапе планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения материала, также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Общение с детьми  организовано так, чтобы каждый ученик смог представить свои собственные ожидания от урока, как он сможет самореализовываться в этом конкретном уроке. Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию

5. Закрепление знаний

Организаторская функция учителя. Для закрепление темы на данном этапе учитель использует коллективную работу, работу в группах  и игровые моменты.

Отвечают на поставленные вопросы, составляют алгоритм проверки безударных гласных, применяют этот алгоритм в работе. Развитие речи. Развивают умение не только слушать, но и слышать.

 Разные виды деятельности учащихся  создают атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.   Взаимодействие с учителем и классом (отстаивают свою точку зрения).  Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте. Выстраивание своих действий в определённой последовательности. Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся, навыки самопроверки. Учитель старается, чтобы на уроке каждый ученик работал активно, увлеченно, чтобы каждая новая задача развивала любознательность, вызывала глубокий познавательный интерес.

6.Самостоятельная работа

Организаторская функция учителя( направля-ет, контролирует, помогает, оценивает)

Учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.

Развивает у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

7.Физкульт

минутка.

Учитель ритмично показывает упражнения

Дети активно повторяют

Снимаем утомление, напряжение, здоровьесберегающая функция.

8. Проверка знаний.

Проверка и оценка знаний учащихся на уроке — завершающий этап обучения. Метод тестирования.

Такой способ проверки знаний дает возможность сэкономить время на уроке, охватить весь класс или нужную категорию учащихся, быстро получить результаты проверяемой темы.

Ученики получают тест и самостоятельно отвечают на вопросы.

Определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика проведения. Использование индивидуального подхода. Назначение тестов - диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил и умения их применять. Результаты теста не вскрывают понимания смысла, причин явления, а являются фактологическими,  не выявляют способность ученика логически рассуждать и связно излагать свои мысли, недостаточно выявляет эмоционально-волевую сферу деятельности, старательность ученика, его интерес к работе. Поэтому тесты не должны исключать другие формы проверки, а гармонично сочетаться с ними.

  1. 9. Рефлексия

Учитель показывает экран с незаконченными предложениями

Дети по желанию и самостоятельно выбирают предложение и заканчивают его самостоятельно

 Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся

   Началу урока предшествовала хорошая организация учащихся. Урок начался с грамотной мобилизации внимания учащихся, которые быстро включились в познавательную деятельность.  Была правильно  выбрана форма диалога между детьми. Учитель  добивался от ребят полных и осознанных ответов тем самым, выявляя пробелы по данной теме.

   Остальные этапы были объединены основной дидактической целью – исследование проблемы написания безударных гласных в корне слова и систематизация знаний детей по проблеме. Упражнения, используемые на уроке, помогали реализовать данные дидактические цели. Содержание материала соответствовало уровню знаний детей и программе.

     Тема урока не сообщалась детям заранее, а родилась в результате поиска исследования. Ученикам был дан ключ  к этому поиску, с помощью которого дети могли свободно вступать в диалог с учителем. На уроке использовались разные виды деятельности.

     Учитель  успешно реализовала приемы ораторского искусства: умело задавала вопросы и слушала ответы, отвечала на вопросы, проявляла чувство такта и чувство юмора. Поэтому степень познавательной активности учащихся  на уроке  была высокая.

       Развивающая функция урока выражалась в умении учителя формировать на уроке межличностное общение: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учащиеся. На уроке наблюдался демократический стиль общения.

         Весь тон урока и настроение учащихся было в мажоре.

    Учитель успешно использовал коллективные формы труда, которые помогли ученикам думать вместе, спорить, доказывать.

             Информация о домашнем задании была дана учителем в конце урока и сопровождалась инструктажем его выполнения.

        Все части урока были связаны между собой единой дидактической целью.

       Содержание урока по объему и методам соответствовало возрасту учащихся и уровню их развития.

         Беседа с детьми после урока и просмотр их самостоятельных  работ свидетельствуют  об усвоении детьми изученной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Правило проверки безударных гласных в корне слова.

Конспект урока по русскому языку по учебнику Т.Г. Рамзаевой....

Два способа проверки безударных гласных в корне слова.

программа "Школа России"предмет: русский языккласс: 2...

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Урок по теме "Проверка безударных гласных в корне слова"

Цель урока- закрепление умения проверять безударные гласные....

Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление.

Тема урока: Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление. Тип урока: Урок закрепления знаний. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс 2 часть. Оборудование: плакат на стенде «Ка...