"Изменение имён существительных по числам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

            Главной целью начального образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его физическое и психическое развитие, формирование умения учиться. В школе реализация данных целей  происходит в основном в процессе учебной деятельности. А основной учебной деятельностью школьника является урок.

            Представленный урок  является уроком  освоения новых знаний  по теме «Изменение имён существительных по числам».  В процессе урока обучающиеся научатся формировать умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имен существительных.

            Для достижения поставленных целей на уроке используются различные методы и приёмы, активизирующие учебно-познавательные мотивы учащихся. Прежде всего -  постановка проблемы и поиск путей её решения, групповая работа, работа в парах.  Кроме этого применяется подвижная групповая деятельность, в ходе выполнения которой дети решают поставленную перед ними задачу.

            Необходимо помнить и о здоровьесберегающем  факторе на уроке. Это прежде всего проведение физминутки, которая должна быть не отвлекающим моментом, а неотъемлемой  частью урока, нести в себе познавательный момент.

           Содержание, структура и методическое оснащение данного урока помогают формировать такие необходимые для успешного обучения компоненты учебной деятельности, как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка обучающихся. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учитель начальных классов Севастьянова В.Т . 3 класс Русский язык

Слайд 2

ТЕМА УРОКА: «Изменение имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ по числам»

Слайд 3

Цель: систематизация знаний учащихся о числе имён существительных. Задачи: - познакомить учащихся с существительными, которые употребляются в форме единственного и множественного числа; - совершенствовать умение изменять имена существительные по числам; - формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу; - учить определять задачу, самостоятельно строить и действовать согласно выработанному алгоритму решения.

Слайд 5

Игра «Ассоциации» Снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лед, коньки, санки, каток, хоккей и т.д.

Слайд 7

Вв Вв ВВвв ВВВввв Привет, здравствуйте, до свидания Чистописание

Слайд 8

Вежливость открывает все двери. Пословица

Слайд 9

Слова снеговика снег, мороз, снежинки, санки, солнце, варежки, оттепель, коньки, метель, сосульки

Слайд 10

е д. ч мн.ч . с нег м ороз с олнце м етель оттепель с нежки в арежки к оньки с осульки санки

Слайд 13

Мёд, молоко, лень, соль, молодёжь, железо, золото, ловкость, трусость. Поставьте имена существительные в форму множественного числа.

Слайд 14

Сутки, брюки, грабли, ножницы, каникулы, санки, щипцы, шахматы, сливки. Поставьте имена существительные в форму единственного числа.

Слайд 15

салазки санки сутки ножницы брюки очки Употребляются только в форме множественного числа

Слайд 16

мёд молоко творог соль щавель Употребляются только в форме единственного числа

Слайд 17

Упражнение 30, с. 21 Домашнее задание

Слайд 18

! ?

Слайд 19

Молодцы!



Предварительный просмотр:

                                                                                                   Приложение 1

Найди  ошибки  и исправь их.

1) По облачному  небу  плывёт  облака.  

2) Ребята  строит из снега снежную крепость.

3) Осенью деревья  сбрасывает осенние

    листочки.

4) Птицы прощались с родным домиком.

5) Скворец сели на веточку.

  Найди ошибки и исправь их.

1) По облачному  небу  плывёт  облака.  

2) Ребята  строит из снега снежную крепость.

3) Осенью деревья  сбрасывает осенние

    листочки.

4) Птицы прощались с родным домиком.

5) Скворец сели на веточку.

 

Найди ошибки и исправь их.

1) По облачному  небу  плывёт  облака.  

2) Ребята  строит из снега снежную крепость.

3) Осенью деревья  сбрасывает осенние

    листочки.

4) Птицы прощались с родным домиком.

5) Скворец сели на веточку.

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 3 классе.

Тема: Изменение имён существительных по числам.

Цели: Формировать умения определять число имен существительных, изменять по числам;

Задачи:

-познакомить обучающихся с существительными, которые употребляются в форме единственного и множественного числа;

- развитие умения определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам;

-формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу;

- развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения; развитие умения выслушивать мнение одноклассников; оценку  и самооценку деятельности;

- воспитание культуры общения на уроке, воспитание  интереса к предмету, самостоятельности.

Оборудование: мильтимедийный  проектор, экран,  слайд-презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с тестом,  ЦОР: презентация Microsof Power Point

Ход урока

1.Организационный момент.

- Сегодня, на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. А помогут нам в этом: загадки, игры, интересные упражнения и наш помощник – учебник.

- Начнём урок с загадки.

Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

(Зима)                                                                        

(Слайд 4)

2.Актуализация знаний.

Игра “Ассоциации”                                                                                  

(Слайд 5)

-  Какие ассоциации у вас возникают со словом зима?

(Снег,  лыжи,  коньки, снежки, снеговик, горка,  мороз, лёд, хоккей,  санки, каток)

- Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!

- Все дети зимой любят лепить снеговиков. И сегодня на урок к нам пришел снеговик.

Ему одному скучно. Он просит, чтобы мы на уроке слепили ему друга – снеговика из слов.

- Перед вами маршрутные листы:

3.Каллиграфическая минутка

-Открываем тетради.

Тетрадь я правильно кладу

Ручку правильно держу

 За осанкой я слежу

На отлично напишу

- Записываем число, классная работа

        

Вв  Вв  ВВВвв

 (Слайд 7)

- Снеговик очень вежливый и воспитанный , знает волшебные слова. Запишите эти слова, но с условием, что в них будет буква «в».

привет, здравствуйте, до свидания

- Прочитайте пословицу, как вы понимаете её смысл? Запишите её.

Вежливость открывает все двери.                                                          (Слайд8)

- Первый ком мы уже помогли снеговику слепить.

- Давайте прочитаем слова снеговика.                                                                  (Слайд 9)

(Снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, санки, метель, солнце, оттепель)

4. Самоопределение к деятельности

 -  Прочитайте ещё раз слова снеговика. (Слайд 10)

-  Разделите их на две группы и запишите на маршрутных листах в два столбика.

снег                                 снежки

мороз                         варежки

солнце                         коньки

метель                         сосульки

оттепель                         санки

- По какому признаку вы разделили слова на группы? (В первой группе имена существительные обозначают один предмет, а во второй группе — несколько предметов.)

- В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (В единственном числе.)

- В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? (Во множественном числе.)

- Попробуйте сформулировать тему урока, о какой особой примете имени существительного мы будем сегодня говорить?

- Изменение имён существительных по числам.

 

5.Физминутка     электронная                                                                (Слайд 11,12)

6. Закрепление изученного материала

- Разве мы с вами не умеем отличать единственное и множественное число у существительных? Зачем нам ещё необходимо об этом говорить, как вы думаете?

- Проверим, что вы знаете.

  1. Работа по учебнику.

Упр. 28 (с. 20) - устно

-  Прочитайте пары слов. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

-  Определите, в каком числе стоит каждое слово. Обоснуйте свой ответ.

-  Как изменяются имена существительные? (По числам.)

- Что обозначают имена существительные в единственном числе? (Один предмет.)

- Что обозначают имена существительные во множественном числе? (Несколько предметов.)

-  Что изменяется у существительного при изменении по числам? (Окончание.)

- Подтвердим наши выводы с выводом в учебнике на стр. 20.

Упр. 29 (с. 21)по заданию.

-  Прочитайте предложения, которые вы написали.

-  Какие изменения произошли со словами?

-  Прочитайте распространённое предложение.

- Повторили  наши знания о числе имён существительных, теперь вернёмся к нашим словам.

- Устно поставим  имена существительные в форму множественного числа  

(Работаем цепочкой).                                                                             

(Слайд 13)

Мёд, молоко, лень, соль, молодёжь, железо, золото, ловкость, трусость.

- Что вы заметили?

 

-Поставьте имена существительные в единственное число                    

(Слайд 14)

 Сутки, брюки, грабли, ножницы, каникулы, санки, щипцы, шахматы, сливки.

-Что вы заметили?

-Что мы можем сказать об этих именах существительных (употребляются только во множественном числе)

2. Сообщение сведений о языке.

- В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе.

Упр. 33 (с. 22)- устно

-  Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? (Они не изменяются по числам.)

-  Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам.

- Прочтите слова. Чем особенны эти слова?

- Употребляются только во множественном числе.

- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

3.Самостоятельная работа.

На карточках у вас записаны предложения, вам нужно найти ошибки и исправить их.

Найди  ошибки  и исправь их.                                              (Приложение  1)

1) По облачному  небу  плывёт  облака.  

2) Ребята  строит из снега снежную крепость.

3) Осенью деревья  сбрасывает осенние

    листочки.

4) Птицы прощались с родным домиком.

5) Скворец сели на веточку.

- Итак, какую особенность чисел  существительного мы узнали на уроке?

(Приложение  2)

-Задание на карточках: нужно отметить предметы в единственном и во множественном числе.

Отметить галочкой предметы в единственном числе

Отметить галочкой предметы во множественном числе

гриб

ручей

облака

лес

животные

деревья

белка

птицы

торт

озеро

орехи

муравьи

трамвай

цветы

растения

доктор

 В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе или только в единственном числе.                                                (Слайд 15,16)

7.   Рефлексия.

Задание на карточках в тестовой форме              

(Приложение 3)

Тест

1. Какое слово стоит в форме единственного числа?

А) чашки                  Б) ложки

В) кастрюля             Г) тарелки

2. Какое слово стоит в форме множественного числа?

А) чашки                    Б) ложка

В) кастрюли               Г) тарелка

3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе.

А) ручки                Б) шкафы

В) облака            Г) ножницы

4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе.

А) весло                        Б) соль

В) колесо                      Г) роза

5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопрос что?

А) одеяла             Б) люди

В) друзья              Г) дельфины

5. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопрос кто?

А) одеяло                   Б) трактор

В) карандаш              Г) дельфин

6) Укажи «лишнее» слово.
А) улыбка            Б) лужи

В) туча                 Г) слово

7) Укажи «лишнее» слово.
А) улыбка              Б) лужи

В) тучи                  Г) слова

Возьмите в руки смайлики, которые лежат на ваших столах.                (Слайд 18)

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,
-  урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Что затруднило в новой теме?

- Какое задание вас заинтересовало?

8.    Подведение итогов урока.

 - Как  изменяются имена существительные?

- Сколько предметов обозначает существительное, если оно стоит в единственном числе?

- Сколько предметов обозначает существительное, если оно стоит во множественном числе?

- Какую  задачу мы ставили  на уроке?

- Что вызвало у вас трудность?

- Что было самым интересным?

- Над какой темой мы продолжим работать на следующем уроке?

9.Домашнее задание      

(Слайд 17)

Упр. 30, с. 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок руссого языа по теме: "Изменение имён существительных по числам" 3 класс

Урок русского языка по программе "Школа 2100" по учебнику Бунеева. Урок составлен с использованием компьютерных технологий - мобильный класс. На уроке для словарной работы использовались загадки,...

Урок русского языка во 2 классе Тема: Изменение имён существительных по числам»

Урок – основное звено в процессе обучения. Поэтому готовясь к уроку, следует определить его изначальное место в системе других учебных занятий. Тема моего урока  «Изменение имён существител...

Урок формирования грамматического строя речи"Изменение имён существительных по числам"

Конспект урока ФГСР для специального(коррекционного) класса II вида по УМК "Школа России"...

Разработка урока по русскому языку для 3 класса. Тема: Изменение имён существительных по числам.

Подробная разработка урока по теме: Изенение имён существительных по  числам. Присутствуют все этапы урока, работа в группах, индивидуальная работа, физминутка. Урок соответствует требованиям ФГО...

ТЕСТ по теме «Изменение имён существительных по числам» (3класс)

Тест в двух вариантах,содержит три уровня сложности....

Тема урока: «Изменение имён существительных по числам»

Предмет: Русский язык ,  3 класс     УМК «Перспективная начальная школа»:Тип урока: открытие новых знанийТема урока:«Изменение имён существительных по числам» Цель и ожид...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...