Тема урока: «Изменение имён существительных по числам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Рябкова Татьяна Георгиевна

Предмет: Русский язык ,  3 класс     УМК «Перспективная начальная школа»:

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока:

«Изменение имён существительных по числам»

 

Цель и ожидаемый результат: организовать деятельность обучающихся  на выяснение  умений изменять существительные по числам, выделять, имена существительные , которые  употребляются только в одном числе
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о числе  имен существительных; способствовать закреплению умений ставить вопросы к словам; содействовать расширению кругозора учащихся. 
Задачи урока:

Развивать умение изменять существительные по числам различать род;

Развивать творческое мышление и орфографическую зоркость

Отработать грамматическое понятие «имя существительное»;

Формировать аккуратность и соблюдение орфографических норм работы в тетрадях;

Способствовать развитию речи, логического  мышления, памяти,  наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_sushchestvitelnykh_po_chislam.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык ,  3 класс     УМК «Перспективная начальная школа»:

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока:

«Изменение имён существительных по числам»

Цель и ожидаемый результат: организовать деятельность обучающихся  на выяснение  умений изменять существительные по числам, выделять, имена существительные , которые  употребляются только в одном числе
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о числе  имен существительных; способствовать закреплению умений ставить вопросы к словам; содействовать расширению кругозора учащихся. 
Задачи урока:

Развивать умение изменять существительные по числам различать род;

Развивать творческое мышление и орфографическую зоркость

Отработать грамматическое понятие «имя существительное»;

Формировать аккуратность и соблюдение орфографических норм работы в тетрадях;

Способствовать развитию речи, логического  мышления, памяти,  наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Регулятивные универсальные действия:

- формулирование и удержание цели, учебных задач;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

-предвидеть уровень усвоения знаний;

- выделять и формулировать то, что усвоено и нужно освоить, определять качество и уровень усвоения.

Познавательные универсальные действия:

- сбор информации ( извлечение необходимой информации из различных источников);

- понимание, преобразование и представление информации;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать.

Коммуникативные универсальные действия:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить монологическое высказывание;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Универсальные учебные действия:

Планируемый результат

 Личностные:

  Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;  Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)  Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

 Метапредметные:

Регулятивные УУД : Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в парах; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

 Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Вводно – мотивационный

1.1. Организационный

Организует класс на работу.

Учебник на столе у вас?

А ручка и тетрадка?

Тогда урок начнем сейчас

Раз все у вас в порядке!

 С малой удачи начинается успех! - Прочтите и скажите, какое слово здесь главное?

 - Как понимаете слово «успех»?

 - Что необходимо для успешной работы на уроке?

Желаю вам успехов на уроке в получении новых знаний

Проверяют организацию рабочего места. Дети рассуждают о том, что такое успех и что необходимо для успешной работы

Познавательные УУД общеучебные (осознанное построение речевого высказывания)

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание учиться

 Актуализация знаний учащихся 

- Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую тему. Откройте содержание учебника и прочитайте ,как она называется.

Назовите тип урока

Давайте составим план нашего урока

  1. Повторим
  2. Узнаем
  3. Закрепим.
  4. Оценим себя

Изменение существительных по числам

Открытие новых знаний

Целеполагание и мотивация

Определить тему урока, поставить цель , учебные задачи

А как вы думаете, всё ли мы знаем  об изменении имён существительных по числам?

Как вы думаете все ли существительные изменяются по числам.?

Откроем с. 30учебника и ещё раз прочитаем правило.

Давайте попробуем сформулировать цель урока

Для реализации цели поставим для себя  учебные задачи

Какие умения для успешной работы вам пригодятся?

По каким критериям будете себя оценивать в конце урока?

получить новые знания  об  изменении существительных по числам

Повторить об изменении существительных по числам;

Выяснить все ли существительные изменяются по числам

Я:

 Узнал

Научился

Заинтересовался

Повторил

Мне:

Надо

Понравилось

Удалось

Регулятивные: формулирование

цели, учебных задач

Открытие новых знаний

Назовите первую задачу урока

Работать на уроке будем в группах.

Вспомним, какие правила в группе мы знаем.

Работа по карточке:

Что я знаю об имени существительном.

Давайте заслушаем ответ первой группы, 2 группа будет дополнять и оценивать ответ 1 группы.

Решили ли мы 1 учебную задачу .Перейдём к плану урока.

Сейчас попробуем решить 2 учебную задачу нашего урока.

Задание : отгадать загадки и, попробуйте поставить слово в форму другого числа и распределить ответы на 2 группы .

Что вы заметили?

Какой вывод вы можете сделать?

Вернёмся к нашему плану урока

1)Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!

2) Что же это за песочек, 
Сладок с ним у нас  чаёчек,
В каждой кухне проживает,
всем хозяйкам угождает 

3)Что за стёклышки у глаз
Помогают всякий раз?
Как и слева, так и справа,
Крепко держит их оправа.

4) Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать,

Не играйте с нами дети!
Можем больно наказать .

5)Не похож на человечка, 
Но имеет он сердечко, 
И работе круглый год 
Он сердечко отдаёт. 
Он и чертит, и рисует, 
А сегодня вечерком 
Он раскрасил мне альбом.

6) В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, ластики и скрепки —

Что угодно для души.

А теперь 2 группу попробуйте разделить еще на 2 группы.

Что вы заметили?

К каждому столбику попробуйте подобрать свои примеры.

Много ли таких слов вы могли подобрать?

Давайте попробуем сделать вывод об изменении существительных по числам

- подумаем

- выслушаем

-выскажем мнение

- придём к общему

-решим

Молоко            карандаш

песок                  пенал

ножницы

очки

В русском языке есть существительные, которые не изменяются по числам.

Молоко   ножницы

песок       очки

В русском языке есть существительные, которые употребляются только в ед.числе или только во мн.числе

В языке больше существительных, которые имеют форму и ед.числа и мн.числа.

Значит, имя существительное- часть речи, которая изменяется по числам.

Коммуникативные:

работать в группе,

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

 Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

Первичное осмысление и закрепление

Перейдём к плану урока

Закрепим.

Работа на карточках

Распределить слова в 2 столбика  по  признаку изменения по числам

Песок, берёза, осина, щипцы,  мёд, лестница, красота, огород,  брюки, шерсть.

Рефлексия

Формировать умения оценивать себя

Вернёмся  к задачам урока.

- Все ли учебные задачи решены?

-Вспомните критерии урока и  оцените свою деятельность

- Я оценила вашу работу сегодня на  "отлично"

Домашнее задание

Т.с43 упр.40

Работа со словарём: найти слова, которые не изменяются по числам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Изменение имён существительных по падежам

Ф.И.О. учителя: Леснова Елена ИвановнаПредмет: русский языкКласс: ___3__класс____Тема урока: Изменение имён существительных по падежамТип урока: урок открытия «новых знаний»Цель: • познакомить учащихс...

Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов)

Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени  (спряжение глаголов) Цели предметные: Ø  уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением...

Технологическая карта урока «Изменение имён существительных по числам».УМК "Школа России" 2 класс

Тема: «Изменение имён существительных по числам».Цели: создать условия для знакомства с понятием об изменении имён существительных по числам,  способствовать развитию умения определять число суще...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...

Тема урока: Изменение имен существительных по числам

Цели и задачи урока:обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи; проверить умение работать по алгоритму - обнаруживать и правильно писать корневые орфограммы и...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...