Правописание предлогов и приставок
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Миронова Елена Алексеевна

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс 

Тема: Правописание предлогов и приставок.

          

 Цели: 
·        формировать умения отличать предлоги от приставок;
·        формировать навыки верного  правописания предлогов и приставок;
·        уточнить роль корня, приставки и суффикса в слове;
·        развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную                      

         учебную деятельность;
·        развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
·        воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
·        воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: карточки для тренинга; опоры

Ход урока.

I. Организационный момент. Вступление в тему урока.

-  Дружно все встали. Улыбнулись друг другу! Садитесь!

- Чтобы чему-то научиться надо быть  активными и внимательными.

- На доске рассыпаны слова. Составьте из этих слов предложение.

Дети, дому, венец, добрые

Добрые дети – дому венец.

- Что значит «добрые дети»?

- От какого слова образовано слово «добрые»?                                                                                                                 

- Доброта – исконно русское слово, которое люди используют в речи с незапамятных времён. На  

   Руси в семье большое внимание уделялось воспитанию детей.   

- Давайте вспомним наш разговор на предыдущем уроке. Кто с детства учит нас добру? (родители)  

- В народе считалось, что дети – это благодать Божья. Поэтому всем родителям дороги их дети. Они с ранних лет окружали их теплом и заботой.  Никто при этом воспитательной работой не занимался – надо было лишь следовать традициям, которые сохранил для нас фольклор. В народном творчестве всё так устроено, что дети прочно усваивали и роли членов семьи, и обязанности, и что такое плохо, и, что такое хорошо, что значит быть добрым. Большую роль в этом занимала игра. Она так же, как и сказка предостерегала от дурных поступков, от злобы, непослушания.  Вообще, игры – это бесценный опыт первоначального осмысленного общения. Игры в гусей, горелки, пятнашки и др. оказывали большую помощь в воспитании в детях доброты.                                                                                                                                                                                                 Игра поможет и нам сегодня на уроке. С помощью игры мы закрепим  изученное на предыдущем уроке.                                                                                                                                                               

- Если мы будем действовать дружно, сообща, то достигнем цели нашего урока. А цель наша: научиться правильно писать слова с приставками и предлогами.

II. Актуализация знаний.

1. Разминка.                                                                                                                                                         

 - Включиться в работу и собрать наше внимание нам поможет разминка.   Отвечаем хором, быстро.  

- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…                                     

- Общая часть родственных слов называется …                                                                                            

- Как называется второй зимний месяц?  

 - Что находится между городом и селом?                                                                                              

 - Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ….      

                                                                                                                                                                   

- Часть слова без окончания называется …                                                                                            

- Назовите слово, противоположное слову враг.                                                                                                    

- Чем кончается лето и начинается осень?                                                                                               

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

2.Постановка учебной цели.

На доске ряд букв:  ПМРИОСТРАВФКИЕПРМЕДЫЛОГИ.

Прочитайте тему урока. «Приставки и предлоги».

 - Сегодня на уроке мы вновь займёмся словообразованием. Как вы думаете, что мы имеем ввиду под словом «словообразование»?

3. Упражнение в чистописании.

- Начнём  с чистописания, для того, чтобы размять руку и настроиться на работу.

До, при, рас, на, к, по, игр, а, чик, ек, л, о, и, сказ, огур,

- Вы догадались, что мы записали? (морфемы)                                                                                    

- Что такое морфема? ( Это часть слова)                                                                                                                       - Как называется наука, которая изучает морфемы? (морфемика) Какие слова вы сможете составить из этих морфем? (рассказ, поиграл, огурчик)  

4. Словарная работа.

  учение, игра, работа, ребята

-Прочитаем слова. Что общего у этих слов? Какое слово лишнее? Обоснуем. 
   
Учение, игра, работа – виды деятельности.
 - Какое задание можно выполнить, используя эти слова?  
 - Образуем новые слова, выделим ту часть слова, с помощью которой образовалось новое слово.
- Составим предложение с последним словом.

5. Повторение написание безударной гласной в разных частях слова.

- Определим место орфограммы в словах этого предложения. 
 Покажем место безударной гласной в словах жестами. (Безударная гласная - кулачок, части слова - жестами)

Побег, денёк, кисточка, рассвет, в клетке, водить, пишет, ключик. Отлично! 

6. Физкультминутка.  

- Повернули голову вправо, влево, не поднимая головы посмотрели вверх, вниз, задержали свой взгляд на иконе.                                              

 III. Работа по теме урока.  
 
 Отработка навыка правописания предлогов и приставок.

1.  Упражнения в распознавании предлогов и приставок.

- На доске записаны словосочетания. На какие две группы можно разделить в них слова? 
   (Слова с приставками и с предлогами)

( С) ветвей
(с) тряхнул       

(в) окно
(в) летел 
(за) дерево 
(за) глянул    
 (по) сторонам      

(по) смотрел 
 (за) калитку           

(за) бежал

- В каких случаях написание приставки вызывает затруднение?    
- Вспомним, какие части речи обычно употребляются с предлогами, какие с приставками.   
-  Что мы знаем о написании приставки и корня?   
- Как определяем приставку в корне?   
(Методом подбора однокоренных слов: забежал, убежал, прибежал)

2. Тренинг.

 (За)катилось солнышко (за)гору. (В)деревне стало темно. (За)качались деревья. (За)трещали сучья. (В)лесу (за)выли волки. Ребятишки (за)брались (на)печь и слушают, как бабушка (рас)сказывает сказку (про)упрямого козлика.  

– Проверим, как записали текст. Объясните ход рассуждения. 
- Какой вывод можно сделать?

3.  Вывод: предлоги никогда не пишутся перед глаголами. (с. 15)

IV. Физкультминутка.

Буратино потянулся, 
 Раз – нагнулся, 
 Два – нагнулся,  
 Руки в сторону развёл, 
Повернулся и пошёл.

4. Выборочное письмо.  
Я повторю слова физкультминутки, а вы запишите лишь слова с приставками.  
 (
потянулся, нагнулся, развёл, повернулся, пошёл)

5.  Работа с учебником.

- Устно выполним упражнение 30 учебника на стр. 14.

6.  Эстафета.

На карточках  записаны слова, в которых неверно указаны предлоги и приставки..
 Учащиеся по цепочке выходят к доске и ставят всё на свои места.

Дошёлдодома, побежалпополянке,                   

 загадалзагадку, отбежалоткалитки,        

  посмотрелпосторонам, подставилподножку,

(проверка с помощью светофоров)

                                                                                                                                                                                                   7.  Исправить ошибки в тексте.  
- Вставьте пропущенные орфограммы.
 (один ученик работает у доски) 
 
- (Ис)п…ки, старуха, (из)муки колобок.  
- Муки нету. 
- А ты (по)коробу (по)скр…би, (по)амбару (по)м…ти, вот и (на)берёшь муки  (на)колобок.
 
- Герои какой сказки ведут диалог? 
Проверьте правильность выполнения задания.

V. Итог урока.
- Мы говорили о семье, в которой взращенное семя превращается в крепкий росток. 
Росток – это вы, наши дети. Родители заботятся о том, чтобы вы выросли хорошими людьми и не жалеют для  ни сил, ни здоровья, ни времени. Помните, что часто бывает, что по одному человеку о всей семье судят. 
Дорожите доброй молвой о своей семье.
 - Какую тему мы рассматривали сегодня на уроке?  
 - Кто из вас испытывает затруднение при написании слов с приставками и предлогами?  
- По каким признакам определяем, с приставкой мы имеем дело или с предлогом?
 

- Спасибо за работу. 

САМОАНАЛИЗ

Русский язык

3 класс 

Тема: Правописание предлогов и приставок.

Тип урока – закрепление знаний.

Исходя из вышеизложенных задач, мною была выбрана следующая структура урока:

  1. Организационный момент.

Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовит учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка. На данном этапе дети познакомились со значением игры в воспитании доброты  в крестьянской семье.

  1. Следующим был этап актуализации знаний.

Цель этапа – актуализировать знания учащихся по теме.

Формой проведения была выбрана «разминка для ума» задания которой рассчитаны на проверку сообразительности, быстроту реакции, готовность памяти.

3.Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.

Цель этапа – подготовить учащихся к основному виду деятельности, доминирующему на уроке - формированию познавательных интересов.

На этом этапе использовался метод постановки проблемной ситуации. Таким образом, детьми, при незначительной помощи учителя, была сформулирована тема урока.

В работе со словарными словами наряду с расширением словарного запаса учащихся, развивались такие учебно-интеллектуальные умения, как анализ, синтез, обобщение.

  1. Закрепление нового материала.

Цель этапа – закрепить знания, умения и навыки учащихся в написании слов с предлогами и приставками, повысить уровень осмысления материала.

Практическое применение осуществляется с использованием игровой ситуации «эстафеты», игры и других видов работы.

  1. Подведение итогов.

Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. Формировалось умение рефлексировать пройденный материал. На этом этапе был подведён итог урока.

В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:

·         репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;

·         стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;

·          метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, беседа);

Выбор данных методов способствует вооружению школьников прочными знаниями, умениям и навыками, а также умению переносить их в новые ситуации, обеспечивает связь с жизненным опытом учащихся, создаёт условия для активной мыслительной деятельности.

 На уроке мною использовались такие формы организации учащихся как: коллективная (фронтальная), работа в парах групповая (эстафета), индивидуальная.

 Кабинет был подготовлен к уроку. Доска оформлена: написана тема, слова-карточки, памятки. На мой взгляд выбор наглядности был оптимален: создавал эмоциональный настрой учащихся.

Цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание предлогов и приставок" - урок русского языка во 2 классе

Данная методическая разработка урока русского языка поможет учителям начальных классов интересно представить детям тему "Правописание предлогов и приставок". Дети очень быстро научатся различать предл...

Правописание предлогов и приставок 3 класс.УМК "Начальная школа 21в"

Развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать...

Правописание предлогов и приставок

Урок русского языка по теме "Правописание предлогов и приставок" во 2 классе по РО системе Л.В.Занкова.Материалы урока направлены на развитие информационной компетентности  учащихся ,  умени...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание предлогов и приставок" по учебнику А.В. Поляковой, по системе Л.В. Занкова...

Русский язык "Анализ правописания предлогов и приставок" 2 класс

Данный урок разработан на основе прекрасного поэтического произведения Георгия Тверитина "Песнь о Козы Корпеше и Баян Сулу", которое мы с большим удовольствием изучали на уроках внеклассного чтения. У...

Правописание предлогов и приставок.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе.УМК "Школа России", учебный комплект А.М.Зелениной....

"Правописание предлогов и приставок в именах существительных"

Цель: Развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.Задачи:ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;формирование навыков правильного н...