Правописание предлогов и приставок
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык
3 класс
Тема: Правописание предлогов и приставок.
Цели:
· формировать умения отличать предлоги от приставок;
· формировать навыки верного правописания предлогов и приставок;
· уточнить роль корня, приставки и суффикса в слове;
· развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную
учебную деятельность;
· развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
· воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
· воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: карточки для тренинга; опоры
Ход урока.
I. Организационный момент. Вступление в тему урока.
- Дружно все встали. Улыбнулись друг другу! Садитесь!
- Чтобы чему-то научиться надо быть активными и внимательными.
- На доске рассыпаны слова. Составьте из этих слов предложение.
Дети, дому, венец, добрые
Добрые дети – дому венец.
- Что значит «добрые дети»?
- От какого слова образовано слово «добрые»?
- Доброта – исконно русское слово, которое люди используют в речи с незапамятных времён. На
Руси в семье большое внимание уделялось воспитанию детей.
- Давайте вспомним наш разговор на предыдущем уроке. Кто с детства учит нас добру? (родители)
- В народе считалось, что дети – это благодать Божья. Поэтому всем родителям дороги их дети. Они с ранних лет окружали их теплом и заботой. Никто при этом воспитательной работой не занимался – надо было лишь следовать традициям, которые сохранил для нас фольклор. В народном творчестве всё так устроено, что дети прочно усваивали и роли членов семьи, и обязанности, и что такое плохо, и, что такое хорошо, что значит быть добрым. Большую роль в этом занимала игра. Она так же, как и сказка предостерегала от дурных поступков, от злобы, непослушания. Вообще, игры – это бесценный опыт первоначального осмысленного общения. Игры в гусей, горелки, пятнашки и др. оказывали большую помощь в воспитании в детях доброты. Игра поможет и нам сегодня на уроке. С помощью игры мы закрепим изученное на предыдущем уроке.
- Если мы будем действовать дружно, сообща, то достигнем цели нашего урока. А цель наша: научиться правильно писать слова с приставками и предлогами.
II. Актуализация знаний.
1. Разминка.
- Включиться в работу и собрать наше внимание нам поможет разминка. Отвечаем хором, быстро.
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…
- Общая часть родственных слов называется …
- Как называется второй зимний месяц?
- Что находится между городом и селом?
- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ….
- Часть слова без окончания называется …
- Назовите слово, противоположное слову враг.
- Чем кончается лето и начинается осень?
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
2.Постановка учебной цели.
На доске ряд букв: ПМРИОСТРАВФКИЕПРМЕДЫЛОГИ.
Прочитайте тему урока. «Приставки и предлоги».
- Сегодня на уроке мы вновь займёмся словообразованием. Как вы думаете, что мы имеем ввиду под словом «словообразование»?
3. Упражнение в чистописании.
- Начнём с чистописания, для того, чтобы размять руку и настроиться на работу.
До, при, рас, на, к, по, игр, а, чик, ек, л, о, и, сказ, огур,
- Вы догадались, что мы записали? (морфемы)
- Что такое морфема? ( Это часть слова) - Как называется наука, которая изучает морфемы? (морфемика) Какие слова вы сможете составить из этих морфем? (рассказ, поиграл, огурчик)
4. Словарная работа.
учение, игра, работа, ребята
-Прочитаем слова. Что общего у этих слов? Какое слово лишнее? Обоснуем.
Учение, игра, работа – виды деятельности.
- Какое задание можно выполнить, используя эти слова?
- Образуем новые слова, выделим ту часть слова, с помощью которой образовалось новое слово.
- Составим предложение с последним словом.
5. Повторение написание безударной гласной в разных частях слова.
- Определим место орфограммы в словах этого предложения.
Покажем место безударной гласной в словах жестами. (Безударная гласная - кулачок, части слова - жестами)
- Побег, денёк, кисточка, рассвет, в клетке, водить, пишет, ключик. Отлично!
6. Физкультминутка.
- Повернули голову вправо, влево, не поднимая головы посмотрели вверх, вниз, задержали свой взгляд на иконе.
III. Работа по теме урока.
Отработка навыка правописания предлогов и приставок.
1. Упражнения в распознавании предлогов и приставок.
- На доске записаны словосочетания. На какие две группы можно разделить в них слова?
(Слова с приставками и с предлогами)
( С) ветвей
(с) тряхнул
(в) окно
(в) летел
(за) дерево
(за) глянул
(по) сторонам
(по) смотрел
(за) калитку
(за) бежал
- В каких случаях написание приставки вызывает затруднение?
- Вспомним, какие части речи обычно употребляются с предлогами, какие с приставками.
- Что мы знаем о написании приставки и корня?
- Как определяем приставку в корне?
(Методом подбора однокоренных слов: забежал, убежал, прибежал)
2. Тренинг.
(За)катилось солнышко (за)гору. (В)деревне стало темно. (За)качались деревья. (За)трещали сучья. (В)лесу (за)выли волки. Ребятишки (за)брались (на)печь и слушают, как бабушка (рас)сказывает сказку (про)упрямого козлика.
– Проверим, как записали текст. Объясните ход рассуждения.
- Какой вывод можно сделать?
3. Вывод: предлоги никогда не пишутся перед глаголами. (с. 15)
IV. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в сторону развёл,
Повернулся и пошёл.
4. Выборочное письмо.
- Я повторю слова физкультминутки, а вы запишите лишь слова с приставками.
(потянулся, нагнулся, развёл, повернулся, пошёл)
5. Работа с учебником.
- Устно выполним упражнение 30 учебника на стр. 14.
6. Эстафета.
На карточках записаны слова, в которых неверно указаны предлоги и приставки..
Учащиеся по цепочке выходят к доске и ставят всё на свои места.
Дошёлдодома, побежалпополянке,
загадалзагадку, отбежалоткалитки,
посмотрелпосторонам, подставилподножку,
(проверка с помощью светофоров)
7. Исправить ошибки в тексте.
- Вставьте пропущенные орфограммы. (один ученик работает у доски)
- (Ис)п…ки, старуха, (из)муки колобок.
- Муки нету.
- А ты (по)коробу (по)скр…би, (по)амбару (по)м…ти, вот и (на)берёшь муки (на)колобок.
- Герои какой сказки ведут диалог?
Проверьте правильность выполнения задания.
V. Итог урока.
- Мы говорили о семье, в которой взращенное семя превращается в крепкий росток.
Росток – это вы, наши дети. Родители заботятся о том, чтобы вы выросли хорошими людьми и не жалеют для ни сил, ни здоровья, ни времени. Помните, что часто бывает, что по одному человеку о всей семье судят.
Дорожите доброй молвой о своей семье.
- Какую тему мы рассматривали сегодня на уроке?
- Кто из вас испытывает затруднение при написании слов с приставками и предлогами?
- По каким признакам определяем, с приставкой мы имеем дело или с предлогом?
- Спасибо за работу.
САМОАНАЛИЗ
Русский язык
3 класс
Тема: Правописание предлогов и приставок.
Тип урока – закрепление знаний.
Исходя из вышеизложенных задач, мною была выбрана следующая структура урока:
- Организационный момент.
Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовит учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка. На данном этапе дети познакомились со значением игры в воспитании доброты в крестьянской семье.
- Следующим был этап актуализации знаний.
Цель этапа – актуализировать знания учащихся по теме.
Формой проведения была выбрана «разминка для ума» задания которой рассчитаны на проверку сообразительности, быстроту реакции, готовность памяти.
3.Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.
Цель этапа – подготовить учащихся к основному виду деятельности, доминирующему на уроке - формированию познавательных интересов.
На этом этапе использовался метод постановки проблемной ситуации. Таким образом, детьми, при незначительной помощи учителя, была сформулирована тема урока.
В работе со словарными словами наряду с расширением словарного запаса учащихся, развивались такие учебно-интеллектуальные умения, как анализ, синтез, обобщение.
- Закрепление нового материала.
Цель этапа – закрепить знания, умения и навыки учащихся в написании слов с предлогами и приставками, повысить уровень осмысления материала.
Практическое применение осуществляется с использованием игровой ситуации «эстафеты», игры и других видов работы.
- Подведение итогов.
Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. Формировалось умение рефлексировать пройденный материал. На этом этапе был подведён итог урока.
В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:
· репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;
· стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;
· метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, беседа);
Выбор данных методов способствует вооружению школьников прочными знаниями, умениям и навыками, а также умению переносить их в новые ситуации, обеспечивает связь с жизненным опытом учащихся, создаёт условия для активной мыслительной деятельности.
На уроке мною использовались такие формы организации учащихся как: коллективная (фронтальная), работа в парах групповая (эстафета), индивидуальная.
Кабинет был подготовлен к уроку. Доска оформлена: написана тема, слова-карточки, памятки. На мой взгляд выбор наглядности был оптимален: создавал эмоциональный настрой учащихся.
Цели урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правописание предлогов и приставок" - урок русского языка во 2 классе
Данная методическая разработка урока русского языка поможет учителям начальных классов интересно представить детям тему "Правописание предлогов и приставок". Дети очень быстро научатся различать предл...
Правописание предлогов и приставок 3 класс.УМК "Начальная школа 21в"
Развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать...
Правописание предлогов и приставок
Урок русского языка по теме "Правописание предлогов и приставок" во 2 классе по РО системе Л.В.Занкова.Материалы урока направлены на развитие информационной компетентности учащихся , умени...
Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание предлогов и приставок"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание предлогов и приставок" по учебнику А.В. Поляковой, по системе Л.В. Занкова...
Русский язык "Анализ правописания предлогов и приставок" 2 класс
Данный урок разработан на основе прекрасного поэтического произведения Георгия Тверитина "Песнь о Козы Корпеше и Баян Сулу", которое мы с большим удовольствием изучали на уроках внеклассного чтения. У...
Правописание предлогов и приставок.
Презентация к уроку русского языка в 3 классе.УМК "Школа России", учебный комплект А.М.Зелениной....
"Правописание предлогов и приставок в именах существительных"
Цель: Развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.Задачи:ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;формирование навыков правильного н...