Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Этап мотивации Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их. Присаживайтесь. - Начинаем наш урок русского языка. А начнём его с разминки для ума. - Посмотрите на доску. На доске «рассыпаны» слова. (Грамоте, пригодит…ся, учит…ся -, всегда). Составив из них предложение, вы прочтете пословицу, которая будет эпиграфом нашего сегодняшнего урока (слова напечатаны на кленовых листочках). - Как понимаете значение пословицы? - Откроем тетради, запишем число, классную работу. Шестнадцатое ноября. Классная работа.
| Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок. Грамоте учит…ся – всегда пригодит…ся Грамотному человеку открыты все дороги, а безграмотному человеку даже на работу сложно будет устроиться. Грамота такая вещь, что всегда пригодиться, что бы не случилось в жизни. Словарные слова, безударную гласную в корне слова, непроизносимые согласные, удвоенные согласные. | Формирование познавательного интереса (Л.) Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К)
|
II. Актуализация знаний Цель этапа: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные доя построения нового способа действия. | Минутка чистописания. - Как обычно, урок мы начинаем с чистописания. Но, прежде чем к нему перейти, посмотрите на пословицу. Что нужно сделать в этом предложении? - Скажите, какие буквы нужно вставить? Ваня пойдет к доске и вставит пропущенные буквы. - Ребята, как вы думаете, что будем прописывать в минутке чистописания? - На следующей строчке, после классной работы, пропишите всю строчку ь. - На следующую строчку спишите слова с ь и ъ. (Семья, въезд, вьюга, подъехать, листья). Индивидуальное задание: Разбор слов по составу – подъехать, листья, въезд (3 человека). - На какую орфограмму записаны данные слова? - Какое из этих слов лишнее? Почему? Что такое глагол? - В какой форме стоит этот глагол? - Какого вида? - На следующую строчку спишите предложение. (От мороза листья на деревьях съёжились). - Подчеркните орфограммы. Какие подчеркнули? - Подчеркните в предложении главные члены. Назовите их. - Над каждым словом в предложении укажите части речи (1 человек у доски). |
Вставить пропущенные буквы. Мягкий знак.
Ь Списывают с доски. Разделительные ь и ъ знаки. Подъехать, т.к. это глагол. В начальной форме. Совершенного Списывают предложение. Подчеркивают главные члены, подписывают части речи. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей(П.) |
III. Создание проблемной ситуации (метод проб и ошибок) Цель этапа: создать проблемную ситуацию. | -Давайте проверим, как Ваня справился с заданием. Все согласны? - Ребята, какую проблему вызвало у вас это задание? -Можете вы её сейчас сразу решить? Почему? -Тогда попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд) - Ребята, почему у меня на слайде рядом с темой стоит вопросительный знак? -Какую цель должны достичь к концу урока? (Записать на доске)
| Нет. Где поставить Ь, а где нет. Нет, нам не хватает знаний. Тема «Правописание тся, ться». Потому что мы не знакомы с этой темой и сегодня с ней будем работать. Научиться определять написание тся, ться | Фиксирование, какого знания недостает для решения задачи (Р,) Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р.)
|
IV. Поиск решения проблемы Цель этапа: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
| Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить проблему. - Посмотрите на слайд. Что это? (Кусаться, старается, купается, стараться, кусается, купаться). - Как вы догадались, что это глаголы? - На какие две одинаковые группы вы бы разделили эти глаголы? Запишите их по группам. Работаем в парах. - В 1 столбик вошли слова какой формы? Назовите их. Задайте вопрос к этим словам. Запишите вопрос. - А во 2 столбик? Прочтите их. Задайте к ним вопрос. Запишите. - Сравните вопросы, форму глаголов и слова. Что заметили? Попробуйте определить, когда пишется –тся, а когда –ться. - Сравним наше открытие с правилом в учебнике на стр. 115.
| Слова, глаголы. Отвечают на вопросы что делать? Что делает? -тся и –ться; н.ф. и 3 л.ед.ч.; Что делать? И что делает? Начальной: кусаться, стараться, купаться - Что делать? Формы 3 лица: старается, купается, кусается - Что делает? Формулируют правило. | Умение строить монологическое высказывание (К.) Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.) Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения (П.) |
V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения Цель этапа: развивать умение самостоятельно находить новый способ действия. | - Ребята, давайте вернемся к нашему эпиграфу. Прочтите его еще раз. Теперь мы можем определить, где поставить мягкий знак? Докажите. Проговорите эту пословицу орфографически и запишите ее в тетрадь по памяти. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените на полях простым карандашом. Индивидуальное задание: Определить написание –ться, -тся в словах (боит…ся, трудит…ся; одевает…ся, стучат…ся; прощает…ся, промчат…ся). Проверка: В каком слове вы поставили ь? Почему?
| Можем. К слову «учиться» зададим вопрос- что делать? (пишем –ться), а к слову «пригодится» - Что сделает? (пишем –тся) | Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения (П.) Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера. (К.) |
VI. Физкультминутка Цель этапа: снятие напряжения, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке. | – Ребята, я вам буду называть слова. Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет- потопайте: Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться, слушается, подняться, разминается, потянуться, улыбается, согнуться, смеется, разогнуться, посмеяться, покачаться, покружиться, наклониться, трудиться. | Выполняют физические упражнения. | Умение сохранять учебную задачу, умение самостоятельно осуществлять контроль деятельности. (Р.) |
VII. Первичное закрепление Цель этапа: организовать самостоятельное групповое выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; | - Задание по группам. Разделитесь на 3 группы. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе. - Каждой группе дана табличка. В таблице 3 столбика: 1) глаголы в начальной форме, 2) глаголы в форме 3 лица единственного числа; 3) глаголы в форме 3 лица множественного числа. Ваша задача – дополнить таблицу недостающими глаголами, предварительно задав к ним вопросы. 1 группа: Начальная форма | 3 лицо ед.ч. | 3 лицо мн.ч. |
| Что делает? гордится |
|
|
| Что делают? садятся |
2 группа: Начальная форма | 3 лицо ед.ч. | 3 лицо мн.ч. | Что делать? виться |
|
|
|
| Что делают? льются |
3 группа: Начальная форма | 3 лицо ед.ч. | 3 лицо мн.ч. |
| Что делает? смеётся |
| Что делать? отозваться |
|
|
- Проверка по одному человеку из группы. - Сравните вопросы и глаголы. Как легко определить, где пишется мягкий знак? | Называют правила работы в группе. Работа по карточкам в группах.
Формулируют правило и затем читают его со слайда | Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, задавать вопросы, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.) |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: контроль знаний, организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону. | Дифференцированные задания с правом на выбор. - Ребята, у вас на столе лежат конверты с разными заданиями. 1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте розовую карточку. 2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор желтая карточка. 3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор зеленая карточка. 1 ур. – Запишите пословицы, подчеркивая изученную орфограмму Друзья (что делают?) познают…ся в беде. Трус своей тени (что делает?) боит…ся. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать. 2 ур. Запишите пословицы, подчеркивая изученную орфограмму Кто на уроке старает…ся, У того всё получает…ся. Если не будешь стремит…ся, Нечем будет гордит…ся! 3 ур. Спишите и замените словосочетания одним словом. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ - Проявлять стремление – стремит…ся
- Они испытывают волнение - волнуют…ся
- Допускать ошибки - ошибат…ся
- Он испытывает радость - радует…ся
Проверка 1 и 2 уровня вместе. Проверка 3 уровня самостоятельно со слайда. - Ребята, у вас на столе лежат кленовые листочки. Тот, кто не допустил ни одной ошибки – поднимите зеленый листочек, у кого 1-2 ошибки – желтый, а у кого 3 и более ошибок – розовый листочек. | Работают самостоятельно | Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически. (П.) |
IX. Включение в систему знаний и умений Цель этапа: организовать включение учащимися новых знаний в уже полученные ранее. | - Прочитайте стихотворение (стихотворение с ошибками на слайде): Солнце садица, струица водица, Птица синица в водицу глядица, Чистой водицы синица напьеца – Славно сегодня звеница – поёца. Будем сегодня дружно трудица Ведь без знаний жизнь никуда не годица. - Посмотрите на выделенные слова. Что вы можете сказать? - Во всех словах нужно вставить сочетание –тся, -ться? -А в каких не нужно? Почему? - Выпишите выделенные слова в два столбика в зависимости от части речи. - Слова какой части речи в 1 столбике? - А во 2 столбике? - Можно ли сказать, что в глаголах никогда не пишется ца? А какой вывод сделала Лида мы прочтем в учебнике на стр. 115. - Все глаголы написали одинаково? Какой глагол лишний? Почему? Как проверяли? |
Есть ошибки, нужно писать –тся или – ться. Нет. Не нужно в существительных. Существительные Глаголы. Можно. Нет. Трудиться, т.к. пишется -ться. Задавали вопрос. | Умение понимать задания, извлечение необходимой информации(П.); построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К.)
|
X. Итог урока Цель этапа: cовместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты | – Какое орфографическое правило мы узнали на сегодняшнем уроке? – Как определить, когда в конце глаголов следует писать –тся, а когда –ться? - Что было трудным?
- Какое задание было самым интересным?
| Отвечают на вопросы. | Умение логически рассуждать, делать выводы (П.) Умение слушать и понимать речь других(К.) |
XI. Домашнее задание Цель этапа: организовать выбор учащимися задания на дом | Стр. 116 упр. 4 или составить рассказ, употребив в нем как можно больше глаголов на –ться, -тся (по выбору).
| Записывают домашнее задание. | Умение оценить свою работу и выбрать подходящее задание (Р.) |
XII. Рефлексия. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | - Посмотрите снова на тему урока. Теперь мы можем убрать вопросительный знак? Почему? - Какова была цель урока? - Достигли ли мы ее? - Были ли у нас затруднения? - Смогли ли мы их преодолеть? - Что бы вы могли рассказать об уроке по схеме: знаю я умею могу Учитель оценивает работу класса и отдельных ребят на уроке. - Подарите друг другу и мне свои улыбки, если у вас хорошее настроение, ваша работа на уроке понравилась вам, урок был интересный. – Как приятно видеть ваши радостные лица! И не забывайте, всегда помните: Грамоте учиться –всегда пригодится. Спасибо за урок! - Урок окончен! | Оценивают свою работу и работу всего класса в целом. | Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности, фиксирование степени их соответствия (Р.)
|