Сочинение по картине "Царевна - лебедь"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дзюбенко Анна Анатольевна

Конспект урока и презентация для 3 класса на тему: Сочинение по картине "Царевна-лебедь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №15

Информационная карта урока русского языка,

проведенного студенткой группы Ш-32

Дзюбенко Анной Анатольевной

В 3 «Б» классе ГБОУ СОШ № 508

                                                                                                  Дата проведения урока: 2.04.14

                                                                                    Отметка за проведение:

                                                                          Подпись учителя:
                                                                             Подпись методиста:


Место урока в программе: Раздел ___________________________________________________________

Тема урока    Сочинение по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь»

Предметные умения

УУД

умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста,

последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями,

 Познавательные

построение речевых высказываний в устной и письменной формах; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков;

Регулятивные

Планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контроль в форме сличения.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Личностные

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения

Опорные

понятия, термины

 

Новые

понятия, термины

Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине

Не вводятся

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Литературное чтение

Коллективная, фронтальная, индивидуальная

 Учебник Русский язык 3 класс, часть 2, В.П.Канакина , Школа России.

ИКТ ресурсы.

Интернет ресурсы.


Этапы урока

Содержание (ход урока)

Деятельность учащихся

Примечания

I.Организационный момент

 (2 минуты)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Анатольевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте проверим, все ли готовы к уроку? На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, конверт, письменные принадлежности. Отложите все на край парты.  Сели ровненько. Спинку прямо. Начинаем урок.

II. Основная часть

1)Актуализация знаний учащихся

2) Знакомство с художником и его творчеством

3) Анализ картины

4) Словарная работа

5) План сочинения

6) Написание сочинения

III.Заключительный этап

Рефлексия

Ребята, послушайте отрывок и скажите, из какого он произведения.
Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

Что же это за произведение? Правильно, это «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Солтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди» - таково полное название сказки.

А кто автор этой сказки?

Какие персонажи главные в этом произведении?  Ребята, посмотрите на доску.

Какие вы видите образы?

Давайте посмотрим на иллюстрацию Царевны-Лебеди. Какая она?

Ребята, сегодня мы будем писать сочинение по картине «Царевна-Лебедь» Михаила Александровича Врубеля.

Познакомимся с художником этой картины – Михаилом Александровичем Врубелем поближе. Он иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, писал иллюстрации к сказкам и создавал декорации к опере «Сказка о царе Салтане».

Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи.

Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ.

Он иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, писал иллюстрации к сказкам и создавал декорации к опере «Сказка о царе Салтане».

14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге.

На картине Царевна-Лебедь Врубель изобразил свою жену Надежду Ивановну Забела, которая была лучшей исполнительницей партии Царевны-Лебедь в опере Николая Александровича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Давайте рассмотрим более внимательно репродукцию картины репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь», найдите её в «Картинной галерее» учебника.

-Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите о нем.

Прочитайте отрывок из сказки на слайде.
Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

На главном фоне картины Михаила Александровича Врубеля мы видим Царевну-Лебедь.

Посмотрите на задний план картины. Какое время суток вы видите?

Как вы догадались, что изображен вечер?

Как вы думаете, почему автор решил изобразить именно это время суток?

А теперь посмотрите внимательно на море. Спокойное ли оно? Почему?

Теперь посмотрите на главную героиню картину – Царевну-Лебедь. Что именно сразу привлекает ваше внимание в ее образе?

Опишите его.

А теперь обратите внимание на головной убор царевны. Знаете ли вы что это? Кокошник – это старинный русский головной убор, похожий на полумесяц.

На серебряном кокошнике царевны мерцают, то есть светят слабым мигающим светом, бирюзовые, голубые, изумрудные камни. Бирюза – непрозрачный драгоценный камень голубого или бледно-зелёного цвета, отсюда и значение слова бирюзовый: нежно-голубой или нежно-зеленый. А слово изумрудный образовано от слова изумруд – это драгоценный прозрачный камень ярко-зелёного цвета.

А что за тонкая ткань, наброшенная на кокошник царевны и придерживаемая ее рукой? Фата – это тонкая тканевая накидка, которую надевает невеста в день свадьбы. А почему царевна придерживает ее рукой?

Обратите внимание на наряд Царевны-Лебеди. Какой он?

Какие цвета художник использовал для изображения Царевны?

Автор картины использовал нежные цвета, такие как перламутровый, жемчужный. Перламутровый, то есть переливчатый, серебристо-розовый цвет. Жемчуг – драгоценное перламутровое вещество в форме зёрен белого, желтоватого, розоватого цвета.

Как вы думаете, почему художник использовал именно эти цвета?

А какие цвета Михаил Александрович использовал для изображения природы? Почему такие цвета использовал художник?

Какое общее впечатление, какие эмоции вызывает у вас эта картина?

Теперь нам с вами предстоит написать небольшое сочинение. У вас у каждого на парте лежит вот такая табличка, сейчас мы все вместе будем ее заполнять.

Давайте начнем заполнять табличку, первая колонка у нас объект. Посмотрите, о ком же мы будем писать в нашем сочинении?

Итак, главным героем сочинения будет Царевна-Лебедь, ее образ и природа, которая ее окружает.

Первый объект-это небо. Вы будете записывать слова и словосочетания, который подойдут к описанию картины и помогут вам в написании сочинения. Итак, вторая колонка в нашей таблице называется «Описание». Посмотрите, какие из предложенных описаний мы можем использовать в сочинении?

Какое небо мы видим на картине?

Напишите эти слова во вторую колонку напротив «Неба».

Следующий объект –это море. Какие слова мы подберем, при описании моря?.

Напишите фразу «Море в сумерках» во вторую колонку напротив «Моря».

Теперь мы переходим к образу Царевны-Лебеди, а точнее к ее лицу. Какие слова или словосочетания мы используем для описания лица царевны?

Какую букву вставим в слово собольи? Почему?

Наклейте их в колонку напротив «Лицо Царевны»

А сейчас переходим к наряду Царевны-Лебедя.

Найдите слова, которые описывали бы кокошник с фатой. Обратите внимание на написание слов кокошник, бирюзовые и фата

Наклейте слова-описания во второй столбик.

А что скажите о самом наряде Царевны?

Какие цвета использовал художник в описании наряда Царевны-Лебедя? Обратите внимание на написание слова перламутровый.

Теперь мы будем заполнять третью колонку. Это будут слова глаголы, которые мы будем использовать в сочинении.

Что делает море на картине?

Напишите это слово в третью колонку, напротив моря.

Как излучают свет драгоценные камни на кокошнике?

А что происходит с фатой?

Напишите эти фразы в третью колонку.

Последняя колонка: Начало фраз. Какие фразы вы хотели бы использовать в своем сочинении? Напишите их в таблицу.

Давайте перейдем к плану сочинения.  Для текста важен порядок следования его частей. Основная мысль части и будет ее заголовком. В нашем сочинении будет три части, первая часть вступление, о чем мы напишем в первой части?

Правильно, давайте озаглавим первую часть?
Михаил Александрович Врубель - автор картины «Царевна-Лебедь»

После вступления переходим к основной части. Сначала мы опишем место действия, что происходит в природе, какие цвета использовал художник. Как мы можем озаглавить эту часть текста?

Сумерки на море
Затем мы перейдем к описанию главной героини картины. Как мы озаглавим этот пункт плана?
Царевна-Лебедь

В этой части мы опишем Царевну-Лебедь: ее лицо, ее наряд, цвета, которые использовал художник в ее изображении.
Также в основной части можно описать настроение картины.
Настроение картины
Вот мы и подошли к заключительной части. В ней вы можете выразить свое отношение к этой картине, понравилась ли она вам, и чем понравилась. Как мы назовем третью часть плана?
Мое отношение к картине.
Молодцы!

Теперь нам с вами предстоит написать небольшое сочинение. У вас у каждого на парте лежит открытка, на обложке картина по которой мы и будем писать сочинение. Откройте открытку посмотрите, это и будет место, где вы будете писать само сочинение.


Прочитайте ещё раз план и опорные слова. Всем ли понятно о чём надо писать? Что надо помнить, записывая части текста?

Самостоятельно озаглавьте текст.

Во время написания сочинения будьте внимательны. Когда напишите сочинение, перечитайте его, подумайте, нет ли ошибок.
Открываем нашу открытку. На первой строке записываем число, сегодня у нас 2 апреля.
На следующей пишем-сочинение.

Приступайте.

А теперь давайте послушаем некоторые сочинения ваших одноклассников, кто хочет прочитать свое сочинение?

Мне понравилось, как вы работали.  

Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Мне интересно, как же вы оцениваете свои действия.

-Оцените свою работу на уроке тучкой или солнышком.

Спасибо за урок, до свидания.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»

А.С.Пушкин

Князь Гвидон, Царевна-Лебедь

красивая, молодая, печальная, загадочная

Превращения Царевны-Лебеди

Вечер

На горизонте закат, остров светит алыми огнями, море в сумерках(время, когда солнце скрыто за горизонтом, но еще видны признаки заката)

Придает загадочности картине

Нет, Царевна-лебедь превращается и море волнуется под действием волшебства

Лицо

Загадочное милое лицо, тонкие черты, большие печальные глаза, приподнятые собольи(темные и густые) брови, сомкнутые губы

Кокошник

Фата

Придерживает от дуновенья ветра, создаваемом при превращении

Огромные белоснежные крылья, которые превращаются в платье

Белый, розовый

Чтобы подчеркнуть чистоту, доброту, хрупкость, нежность царевны

Темно-синий, серый, темно-красный

Для того, чтобы картина была более сказочной, таинственной

Грусть, покой

О природе и Царевне-Лебеди

Темное, вечернее

Море в сумерках

Загадочное лицо, тонкие черты, большие печальные глаза, собольи брови, сомкнутые губы

Букву О, проверочное соболь

Серебряный кокошник с нитью из жемчуга, изумрудные, бирюзовые драгоценные камни,

Белая фата,

Белоснежные крылья и платье

Жемчужный, перламутровый

Волнуется

Мерцают

Развевается на ветру

Я вижу на картине…

Мой взгляд остановила картина…

В центре картины я вижу…

О художнике и картине

Начинаем каждую часть с красной строки

Объект

Слова описания

Глаголы

Начало фраз

Небо

Темное

вечернее

Я вижу на картине…

Мой взгляд остановила картина…

В центре картины я вижу…

Море

Море в сумерках

волнуется

Лицо Царевны

Загадочное лицо

тонкие черты

большие печальные глаза

собольи брови

сомкнутые губы

Кокошник и фата

Серебряный кокошник с нитью из жемчуга

Изумрудные, бирюзовые драгоценные камни

Белая фата

Мерцают

Развевается на ветру

Наряд Царевны

Белоснежные крылья и платье

Перламутровый

жемчужный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. «Сказка о Царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»

Слайд 3

Михаил Александрович Врубель (17.03.1856-14.04.1910)

Слайд 4

Надежда Ивановна Забела

Слайд 5

Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава;

Слайд 7

Объект Слова описания Глаголы Начало фраз Небо Море Лицо Царевны Кокошник и фата Наряд Царевны темное вечернее ясное м оре в сумерках з агадочное лицо т онкие черты б ольшие печальные глаза с о больи брови сомкнутые брови с еребряный к о кошник и зумрудные, б и рюзовые драгоценные камни б елая ф а та б елоснежные крылья и платье п е рл а мутровый жемчужный волнуется м е рцают р азвевается на ветру Я вижу на картине… Мой взгляд остановила картина… В центре картины я вижу…

Слайд 8

План I. Михаил Александрович Врубель - автор картины «Царевна-Лебедь» II. Сумерки на море Царевна-Лебедь Настроение картины III. Мое отношение к картине

Слайд 9

Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание картины М.Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Сочинение-описание картины "Царевна лебедь", 4 класс "Планета знаний"...

Подготовка к написанию сочинения по картине М.Врубеля "Царевна-Лебедь"

Подготовка к сочинению по картине Врубеля "Царевна-Лебедь"...

Сочинение "Лебеди"

Сочинение по картине...

Урок русского языка 3 класса "Сочинение-отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

УМК Школа РоссииТехнологическая карта урокаПрезентация к уроку...

Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"

Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"

Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...

УМК "Школа России" 3 класс. Сочинение. Отзыв по картине М.А.Врубеля " Царевна - Лебедь"

Цели деятельности учителя: - Научить детей описывать картину;- Формировать умение составлять художественное описание картины;- Уметь определять основную мысль сочинения;- Выбирать точные слова в устно...