Сочинение по картине "Царевна - лебедь"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока и презентация для 3 класса на тему: Сочинение по картине "Царевна-лебедь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_tsarevna-lebed.docx | 38.43 КБ |
sochinenie_po_kartine_tsarevna-lebed.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж №15
Информационная карта урока русского языка,
проведенного студенткой группы Ш-32
Дзюбенко Анной Анатольевной
В 3 «Б» классе ГБОУ СОШ № 508
Дата проведения урока: 2.04.14
Отметка за проведение:
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Место урока в программе: Раздел ___________________________________________________________
Тема урока Сочинение по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | |||
Предметные умения | УУД | ||
умение составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями, | Познавательные построение речевых высказываний в устной и письменной формах; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков; Регулятивные Планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контроль в форме сличения. Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи. Личностные положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения | ||
Опорные понятия, термины
| Новые понятия, термины | ||
Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине | Не вводятся | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Литературное чтение | Коллективная, фронтальная, индивидуальная | Учебник Русский язык 3 класс, часть 2, В.П.Канакина , Школа России. ИКТ ресурсы. Интернет ресурсы. |
Этапы урока | Содержание (ход урока) | Деятельность учащихся | Примечания |
I.Организационный момент (2 минуты) | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Анатольевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте проверим, все ли готовы к уроку? На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, конверт, письменные принадлежности. Отложите все на край парты. Сели ровненько. Спинку прямо. Начинаем урок. | ||
II. Основная часть 1)Актуализация знаний учащихся 2) Знакомство с художником и его творчеством 3) Анализ картины 4) Словарная работа 5) План сочинения 6) Написание сочинения III.Заключительный этап Рефлексия | Ребята, послушайте отрывок и скажите, из какого он произведения. С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. Что же это за произведение? Правильно, это «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Солтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди» - таково полное название сказки. А кто автор этой сказки? Какие персонажи главные в этом произведении? Ребята, посмотрите на доску. Какие вы видите образы? Давайте посмотрим на иллюстрацию Царевны-Лебеди. Какая она? Ребята, сегодня мы будем писать сочинение по картине «Царевна-Лебедь» Михаила Александровича Врубеля. Познакомимся с художником этой картины – Михаилом Александровичем Врубелем поближе. Он иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, писал иллюстрации к сказкам и создавал декорации к опере «Сказка о царе Салтане». Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ. Он иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, писал иллюстрации к сказкам и создавал декорации к опере «Сказка о царе Салтане». 14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге. На картине Царевна-Лебедь Врубель изобразил свою жену Надежду Ивановну Забела, которая была лучшей исполнительницей партии Царевны-Лебедь в опере Николая Александровича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Давайте рассмотрим более внимательно репродукцию картины репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь», найдите её в «Картинной галерее» учебника. -Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите о нем. Прочитайте отрывок из сказки на слайде. Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; На главном фоне картины Михаила Александровича Врубеля мы видим Царевну-Лебедь. Посмотрите на задний план картины. Какое время суток вы видите? Как вы догадались, что изображен вечер? Как вы думаете, почему автор решил изобразить именно это время суток? А теперь посмотрите внимательно на море. Спокойное ли оно? Почему? Теперь посмотрите на главную героиню картину – Царевну-Лебедь. Что именно сразу привлекает ваше внимание в ее образе? Опишите его. А теперь обратите внимание на головной убор царевны. Знаете ли вы что это? Кокошник – это старинный русский головной убор, похожий на полумесяц. На серебряном кокошнике царевны мерцают, то есть светят слабым мигающим светом, бирюзовые, голубые, изумрудные камни. Бирюза – непрозрачный драгоценный камень голубого или бледно-зелёного цвета, отсюда и значение слова бирюзовый: нежно-голубой или нежно-зеленый. А слово изумрудный образовано от слова изумруд – это драгоценный прозрачный камень ярко-зелёного цвета. А что за тонкая ткань, наброшенная на кокошник царевны и придерживаемая ее рукой? Фата – это тонкая тканевая накидка, которую надевает невеста в день свадьбы. А почему царевна придерживает ее рукой? Обратите внимание на наряд Царевны-Лебеди. Какой он? Какие цвета художник использовал для изображения Царевны? Автор картины использовал нежные цвета, такие как перламутровый, жемчужный. Перламутровый, то есть переливчатый, серебристо-розовый цвет. Жемчуг – драгоценное перламутровое вещество в форме зёрен белого, желтоватого, розоватого цвета. Как вы думаете, почему художник использовал именно эти цвета? А какие цвета Михаил Александрович использовал для изображения природы? Почему такие цвета использовал художник? Какое общее впечатление, какие эмоции вызывает у вас эта картина? Теперь нам с вами предстоит написать небольшое сочинение. У вас у каждого на парте лежит вот такая табличка, сейчас мы все вместе будем ее заполнять. Давайте начнем заполнять табличку, первая колонка у нас объект. Посмотрите, о ком же мы будем писать в нашем сочинении? Итак, главным героем сочинения будет Царевна-Лебедь, ее образ и природа, которая ее окружает. Первый объект-это небо. Вы будете записывать слова и словосочетания, который подойдут к описанию картины и помогут вам в написании сочинения. Итак, вторая колонка в нашей таблице называется «Описание». Посмотрите, какие из предложенных описаний мы можем использовать в сочинении? Какое небо мы видим на картине? Напишите эти слова во вторую колонку напротив «Неба». Следующий объект –это море. Какие слова мы подберем, при описании моря?. Напишите фразу «Море в сумерках» во вторую колонку напротив «Моря». Теперь мы переходим к образу Царевны-Лебеди, а точнее к ее лицу. Какие слова или словосочетания мы используем для описания лица царевны? Какую букву вставим в слово собольи? Почему? Наклейте их в колонку напротив «Лицо Царевны» А сейчас переходим к наряду Царевны-Лебедя. Найдите слова, которые описывали бы кокошник с фатой. Обратите внимание на написание слов кокошник, бирюзовые и фата Наклейте слова-описания во второй столбик. А что скажите о самом наряде Царевны? Какие цвета использовал художник в описании наряда Царевны-Лебедя? Обратите внимание на написание слова перламутровый. Теперь мы будем заполнять третью колонку. Это будут слова глаголы, которые мы будем использовать в сочинении. Что делает море на картине? Напишите это слово в третью колонку, напротив моря. Как излучают свет драгоценные камни на кокошнике? А что происходит с фатой? Напишите эти фразы в третью колонку. Последняя колонка: Начало фраз. Какие фразы вы хотели бы использовать в своем сочинении? Напишите их в таблицу. Давайте перейдем к плану сочинения. Для текста важен порядок следования его частей. Основная мысль части и будет ее заголовком. В нашем сочинении будет три части, первая часть вступление, о чем мы напишем в первой части? Правильно, давайте озаглавим первую часть? После вступления переходим к основной части. Сначала мы опишем место действия, что происходит в природе, какие цвета использовал художник. Как мы можем озаглавить эту часть текста? Сумерки на море В этой части мы опишем Царевну-Лебедь: ее лицо, ее наряд, цвета, которые использовал художник в ее изображении. Теперь нам с вами предстоит написать небольшое сочинение. У вас у каждого на парте лежит открытка, на обложке картина по которой мы и будем писать сочинение. Откройте открытку посмотрите, это и будет место, где вы будете писать само сочинение.
Самостоятельно озаглавьте текст. Во время написания сочинения будьте внимательны. Когда напишите сочинение, перечитайте его, подумайте, нет ли ошибок. Приступайте. А теперь давайте послушаем некоторые сочинения ваших одноклассников, кто хочет прочитать свое сочинение? Мне понравилось, как вы работали. Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад… Мне интересно, как же вы оцениваете свои действия. -Оцените свою работу на уроке тучкой или солнышком. Спасибо за урок, до свидания. | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди» А.С.Пушкин Князь Гвидон, Царевна-Лебедь красивая, молодая, печальная, загадочная Превращения Царевны-Лебеди Вечер На горизонте закат, остров светит алыми огнями, море в сумерках(время, когда солнце скрыто за горизонтом, но еще видны признаки заката) Придает загадочности картине Нет, Царевна-лебедь превращается и море волнуется под действием волшебства Лицо Загадочное милое лицо, тонкие черты, большие печальные глаза, приподнятые собольи(темные и густые) брови, сомкнутые губы Кокошник Фата Придерживает от дуновенья ветра, создаваемом при превращении Огромные белоснежные крылья, которые превращаются в платье Белый, розовый Чтобы подчеркнуть чистоту, доброту, хрупкость, нежность царевны Темно-синий, серый, темно-красный Для того, чтобы картина была более сказочной, таинственной Грусть, покой О природе и Царевне-Лебеди Темное, вечернее Море в сумерках Загадочное лицо, тонкие черты, большие печальные глаза, собольи брови, сомкнутые губы Букву О, проверочное соболь Серебряный кокошник с нитью из жемчуга, изумрудные, бирюзовые драгоценные камни, Белая фата, Белоснежные крылья и платье Жемчужный, перламутровый Волнуется Мерцают Развевается на ветру Я вижу на картине… Мой взгляд остановила картина… В центре картины я вижу… О художнике и картине Начинаем каждую часть с красной строки |
Объект | Слова описания | Глаголы | Начало фраз |
Небо | Темное вечернее | Я вижу на картине… Мой взгляд остановила картина… В центре картины я вижу… | |
Море | Море в сумерках | волнуется | |
Лицо Царевны | Загадочное лицо тонкие черты большие печальные глаза собольи брови сомкнутые губы | ||
Кокошник и фата | Серебряный кокошник с нитью из жемчуга Изумрудные, бирюзовые драгоценные камни Белая фата | Мерцают Развевается на ветру | |
Наряд Царевны | Белоснежные крылья и платье Перламутровый жемчужный |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Александрович Врубель (17.03.1856-14.04.1910)
Надежда Ивановна Забела
Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава;
Объект Слова описания Глаголы Начало фраз Небо Море Лицо Царевны Кокошник и фата Наряд Царевны темное вечернее ясное м оре в сумерках з агадочное лицо т онкие черты б ольшие печальные глаза с о больи брови сомкнутые брови с еребряный к о кошник и зумрудные, б и рюзовые драгоценные камни б елая ф а та б елоснежные крылья и платье п е рл а мутровый жемчужный волнуется м е рцают р азвевается на ветру Я вижу на картине… Мой взгляд остановила картина… В центре картины я вижу…
План I. Михаил Александрович Врубель - автор картины «Царевна-Лебедь» II. Сумерки на море Царевна-Лебедь Настроение картины III. Мое отношение к картине
Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание картины М.Врубеля "Царевна лебедь"
Урок развития речи. Сочинение-описание картины "Царевна лебедь", 4 класс "Планета знаний"...
Подготовка к написанию сочинения по картине М.Врубеля "Царевна-Лебедь"
Подготовка к сочинению по картине Врубеля "Царевна-Лебедь"...
Сочинение "Лебеди"
Сочинение по картине...
Урок русского языка 3 класса "Сочинение-отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
УМК Школа РоссииТехнологическая карта урокаПрезентация к уроку...
Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"
Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...
Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"
Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...
УМК "Школа России" 3 класс. Сочинение. Отзыв по картине М.А.Врубеля " Царевна - Лебедь"
Цели деятельности учителя: - Научить детей описывать картину;- Формировать умение составлять художественное описание картины;- Уметь определять основную мысль сочинения;- Выбирать точные слова в устно...