Урок русского языка 3 класса "Сочинение-отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
УМК Школа России
Технологическая карта урока
Презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 179 КБ |
Презентация к уроку | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 119
ОТЗЫВ ПО КАРТИНЕ М. А. ВРУБЕЛЯ «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»
Педагогические | Создать условия для развития умений находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»), рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать свое отношение к ней, работать со страничкой для любознательных (знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый) |
Тип урока | Развитие речи. |
Планируемые | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры |
Личностные | Проявляют эстетические потребности, ценности и чувства, этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения |
Основное содержание темы, понятия | Сочинение-высказывание (отзыв). Роль имен прилагательных в тексте. Имена прилагательные – синонимы. |
Образовательные | Учебник, с. 70–71. Репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», презентация. |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | ||
осуществляемые | формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Проверим готовность | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость | Наблюдение | |
II. Повторение изученного, актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Какую часть речи мы изучаем? -Расскажите об имени прил. -Какую роль прилагательные выполняют в тексте? | Анализируют, устанавливают связи | Осуществляют контроль за установлением связи в учебном материале | Беседа | |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. | -Из какого произв. эти строки? -Назовите автора сказки? -Вспомните, как он описал Царевну-Лебедь? -Сегодня мы познакомимся с образом Царевны-Лебедя художника М.А. Врубеля Тема урока- на доске -Как мы будем работать по картине? Формулируем учебную задачу. | Читают тему урока, -будем писать сочинение; -составим план текста описания; - познакомимся с автором картины; -будем знаком. с им. прилагательными. | Принимают учебную | Беседа | |
IV. Развитие знаний и способов действий. 1. Работа с текстом (упр. 122) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа автор текста Игорь Викторович Долгополов Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма | Предлагает прочитать текст и ответить -Понравился вам текст? -Какой тип текста? -Чем он интересен? -Какие эпитеты подобраны к девушке птице и к её лицу? - Какие интересные прилаг. встретились в описании образа царевны? -Познакомимся с происхождением этих прилаг.-стр.71 (показ предметов) | Читают текст, отвечают на вопросы к нему Читают по-очереди. | Осознанно воспринимают текст. Извлекают | Беседа | |
2. Развитие речи. Работа с репро- | Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Ивановна Забела-Врубель | |||||
Фронтальная. Словесный. Работа с картиной, беседа, | Организует работу -Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица). Сравним, как об этом сказано в тексте. -Рассмотрите головной убор и платье царевны. -Какие краски использовал художник для образа царевны? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Почему художник показал нам вечер? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Где происходит событие, изображённое на картине? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Какое настроение создаёт картина? | Рассматривают репродукцию картины. Выполняют задания (У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти.) (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя). (Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным). | Осуществляют сравнение текста с репродукцией картины. Рассказывают о своих впечатлениях (Событие происходит в море, вдали виден остров). (Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение). | Беседа | ||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- Лебеди летят, | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений | |
V. Закрепление знаний и способов действий. Развитие речи. Роль имен прилагательных. Синонимы. Словосочетания (упр. 123) | Парная, фронтальная. Словесный, практический. Упражнение | Формулирует задания упражнения, осуществляет контроль выполнения - Работа в паре: подобрать из текста и записать в карточку синонимы. Проверим, как справились. - Для чего нам нужно уметь подбирать синонимы? - Дополнительно подберём синонимы для слов к сочинению. (на экране) - Подготовимся писать отзыв. -Сколько обычно частей в тексте? -Найдите в тексте упр. и подчеркните 5 словосочетаний, которые вам понравились и вы хотели бы использовать в своём отзыве. -Запишите отзыв. | Читают текст, находят имена прилагательные, выписывают слово- Запишем план: 1.Общее представление о картине. 2. Образ Царевны - Лебедь. 3.Моё отношение к картине. -Попробуем рассказать 1 часть, 2 часть, 3 часть. | Умеют работать с текстом. Распознают имена прилагательные-синонимы, подбирают синонимы к указанным именам прилагательным | Упражнение | |
VI. Подведение итога урока | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Кто прочитает свой отзыв? -Чей отзыв вам больше всего понравился? -Чему мы учились? -Что нового узнали? | Читают отзывы. | Умение анализировать. | Беседа по вопросам. | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось… | Заканчивают предло- | Открыто осмысливают | Беседа по вопросам. Саморегуляция | |
Домашнее задание: страничка для любознательных (с. 71) НЕ ЗАДАНО, по желанию | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание - Придумать по 2 словосочетания с сущ. на каждое прилагательное с.71 | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное | Текст |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Врубель Михаил Александрович ( 1856-1910)
История создания картины «Царевна-лебедь»(1900) Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля , написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане » по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина . Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Ивановна Забела-Врубель
«Царевна – Лебедь» 1900г. Врубель Михаил Александрович
РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА: подобрать синонимы зелёный большой багряный сказочный изумрудный огромный багровый волшебный
РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА живописец мастер написал полотно холст художник создал картина поражает удивляет изумляет
Словосочетания: замечательного мастера живописи, сказочная девушка-птица, печальные глаза, огромные белоснежные крылья, вечерняя заря, волшебными огнями Отзыв по картине Врубель Михаил Александрович «Царевна – Лебедь»
Рефлексия Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. "Сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень» (Происшествие в музее Осени)"
Урок проводится в игровой форме. Игровой сюжет: из музея похищена картина. Учащиеся представляют сыщику (ученику этого же класса) различные сведения о пропавшей картине. По этим признакам сыщик должен...
Урок русского языка. Тема: сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Конспект урока по развитию речи....
Методическая разработка к уроку русского языка в начальных классах "Картинный словарь на тему "Овощи". Презентация"
Методическая разработка включает в себя картинный словарь по теме "Овощи": капуста, мокрковь, картофель, баклажан, горох, помидор, огурец, с последующей проверкой в конце презентации....
Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"
Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...
Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"
Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...
Конспект урока русского языка «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»» (4 класс)
Цели деятельности учителя: Формирование условий для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана «Весна. Большая вода»Планируемые результатыПредметные:знать: ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи . Картина по сюжетам».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Развитие речи . Картина по сюжетам»Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Задачи урока Дидактические:уме...