Урок русского языка 3 класса "Сочинение-отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Синицына Надежда Витальевна

УМК Школа России

Технологическая карта урока

Презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 119
ОТЗЫВ ПО КАРТИНЕ М. А. ВРУБЕЛЯ «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»

Педагогические
цели

Создать условия для развития умений находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»), рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать свое отношение к ней, работать со страничкой для любознательных (знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый)

Тип урока

Развитие речи.

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека; осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное

Личностные
результаты

Проявляют эстетические потребности, ценности и чувства, этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
и письменной форме; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); используют справочную литературу для решения учебной задачи;
логические – 
осуществляют анализ, сравнение;
постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения

Основное содержание темы, понятия
и термины

Сочинение-высказывание (отзыв). Роль имен прилагательных в тексте. Имена прилагательные – синонимы.
Словосочетание

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 70–71. Репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», презентация.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Повторение изученного, актуализация знаний

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

-Какую часть речи мы изучаем?

-Расскажите об имени прил.

-Какую роль прилагательные выполняют в тексте?

Анализируют, устанавливают связи

Осуществляют контроль за установлением связи в учебном материале

Беседа
по вопросам

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.
Сообщение
учителя, беседа

-Из какого произв. эти строки?

-Назовите автора сказки?

-Вспомните, как он описал Царевну-Лебедь?

-Сегодня мы познакомимся с образом Царевны-Лебедя художника М.А. Врубеля

Тема урока- на доске

-Как мы будем работать по картине?

Формулируем учебную задачу.

Читают тему урока,
предлагают формулировки учебной задачи:

-будем писать сочинение;

-составим план текста описания;

- познакомимся с автором картины;

-будем знаком. с им. прилагательными.

Принимают учебную
задачу, сформулированную под руководством учителя

Беседа
по вопросам

IV. Развитие знаний и способов действий.

1. Работа с текстом (упр. 122)

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

автор текста

Игорь Викторович Долгополов

Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма

Предлагает прочитать текст и ответить
на вопросы к нему:

-Понравился вам текст?

-Какой тип текста?

-Чем он интересен?

-Какие эпитеты подобраны к девушке птице и к её лицу?

- Какие интересные прилаг. встретились в описании образа царевны?

-Познакомимся с происхождением этих прилаг.-стр.71 (показ предметов)

Читают текст, отвечают на вопросы к нему

Читают по-очереди.

Осознанно воспринимают текст. Извлекают
из текста необходимую информацию

Беседа
по вопросам

2. Развитие речи. Работа с репро-
дукцией картины
М. А Врубеля
«Царевна-Лебедь»

Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.

Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Ивановна Забела-Врубель

Фронтальная.

Словесный.

Работа с картиной, беседа,
рассказ

Организует работу
с репродукцией картины. Предлагает сравнить текст с репродукцией

-Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица).

Сравним, как об этом сказано в  тексте.

-Рассмотрите головной убор и платье царевны.

-Какие краски использовал художник для образа царевны?

Сравним, как об этом сказано в  тексте.

-Почему художник показал нам вечер?

Сравним, как об этом сказано в  тексте.

-Где происходит событие, изображённое на картине?

 Сравним, как об этом сказано в  тексте.

-Какое настроение создаёт картина?

Рассматривают репродукцию картины.

Выполняют задания

(У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти.)

(На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя). (Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным).

Осуществляют сравнение текста с репродукцией картины.

Рассказывают о своих впечатлениях

(Событие происходит в море, вдали виден остров).

(Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение).

Беседа
по вопросам, рассказ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкульт-
минутку

Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

Развитие речи. Роль имен прилагательных. Синонимы. Словосочетания (упр. 123)

Парная, фронтальная. Словесный, практический. Упражнение

Формулирует задания упражнения, осуществляет контроль выполнения

- Работа в паре: подобрать из текста и записать в карточку синонимы.

Проверим, как справились.

- Для чего нам нужно уметь подбирать синонимы?

- Дополнительно подберём синонимы для слов к сочинению. (на экране)

- Подготовимся писать отзыв.

-Сколько обычно частей в тексте?

 -Найдите в тексте упр. и подчеркните 5 словосочетаний, которые вам понравились и вы хотели бы использовать в своём отзыве.

-Запишите отзыв.

Читают текст, находят имена прилагательные, выписывают слово-
сочетания

Запишем план:

1.Общее представление о картине.

2. Образ Царевны - Лебедь.

3.Моё отношение к картине.

-Попробуем рассказать 1 часть, 2 часть, 3 часть.

Умеют работать с текстом. Распознают имена прилагательные-синонимы, подбирают синонимы к указанным именам прилагательным

Упражнение

VI. Подведение итога урока

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

-Кто прочитает свой отзыв?

-Чей отзыв вам больше всего понравился?

-Чему мы учились?

-Что нового узнали?

Читают отзывы.

Умение анализировать.

Беседа по вопросам.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Заканчивают предло-
жения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее задание: страничка для любознательных (с. 71)

НЕ ЗАДАНО,

 по желанию

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание
и способы выполнения
домашнего задания.

- Придумать по 2 словосочетания с сущ. на каждое прилагательное с.71

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего
развития

Текст


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка В 3 «Б» классе Тема: «Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» Презентацию подготовила Учитель начальных классов Синицына Н.В. ГБОУ школа № 167 Центрального района Г. Санкт-Петербурга 2017г.

Слайд 2

Врубель Михаил Александрович ( 1856-1910)

Слайд 3

История создания картины «Царевна-лебедь»(1900) Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля , написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане » по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина . Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Ивановна Забела-Врубель

Слайд 4

«Царевна – Лебедь» 1900г. Врубель Михаил Александрович

Слайд 5

РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА: подобрать синонимы зелёный большой багряный сказочный изумрудный огромный багровый волшебный

Слайд 6

РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА живописец мастер написал полотно холст художник создал картина поражает удивляет изумляет

Слайд 7

Словосочетания: замечательного мастера живописи, сказочная девушка-птица, печальные глаза, огромные белоснежные крылья, вечерняя заря, волшебными огнями Отзыв по картине Врубель Михаил Александрович «Царевна – Лебедь»

Слайд 8

Рефлексия Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень» (Происшествие в музее Осени)"

Урок проводится в игровой форме. Игровой сюжет: из музея похищена картина. Учащиеся представляют сыщику (ученику этого же класса) различные сведения о пропавшей картине. По этим признакам сыщик должен...

Методическая разработка к уроку русского языка в начальных классах "Картинный словарь на тему "Овощи". Презентация"

Методическая разработка включает в себя картинный словарь по теме "Овощи": капуста, мокрковь, картофель, баклажан, горох, помидор, огурец, с последующей проверкой в конце презентации....

Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"

Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"

Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...

Конспект урока русского языка «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»» (4 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование условий для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»Планируемые результатыПредметные:знать: ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи . Картина по сюжетам».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Развитие речи . Картина по сюжетам»Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Задачи урока Дидактические:уме...