Урок русского языка во 2 классе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) в однородной по составу группе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Куандыкова Рысты Шайхуловна

 Организация деятельности учащихся на уроке: самостоятельно определяют тему урока, отвечают на вопросы, участвуют в играх, оценивают свою деятельность. В классе обучается 12 человек. Организуя работу на уроке, старалась учитывать индивидуальные возможности каждого ученика.Работа строилась в соответствии с требованиями к проведению уроков со здоровьесберегающими и личностно-ориентированными технологиями:

1. Динамичность восприятия.

2. Продуктивная обработка информации.

3. Развитие и коррекция психических процессов, которые реализовывались через:

- разнообразные задания, обеспечивающие смену видов деятельности;

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированную, поэтапную помощь учителя;

- включение в урок специальных упражнений на развитие высших психических процессов;

- задания с опорой на несколько анализаторов (зрительный, слуховой);

- индивидуальную, дифференцированную работу с учётом возрастных особенностей;

- проблемные задания; развёрнутую словесную оценку, поощрение;

- отсутствие нерабочих пауз и как следствие – улучшение дисциплины;

На уроке осуществлялись межпредметные связи (мир природы и человека. речевая практика, музыка).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Куандыкова Рысты Шайхуловна

учитель-олигофренопедагог

казенное общеобразовательное учреждение  Омской области « Нововаршавская адаптивная школа –интернат»

Урок русского языка во 2 классе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) в однородной по составу группе.

Предмет

русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок совершенствования знаний, умений и навыков с использованием ИКТ

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

 «Различение слов, отвечающих на вопросы КТО? и ЧТО?»

Цель

 Учить различать названия предметов по вопросам «кто?» и «что?»

Основные термины, понятия

Слова-предметы (отвечающие на вопросы Кто? Что?)

 Понятия (овощевод, лесник).

Межпредметные связи

Мир природы и человека, речевая практика, музыка

Планируемый результат

Предметные:

  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

отвечать на вопросы учителя , находить слова предметы в тексте, ставить к ним вопросы.

Образовательная: учить соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета.

Коррекционно-развивающая: корректировать и развивать мышления путём установления вопроса к словам предметам, корректировать мелкую моторику пальцев рук на основе упражнений.

Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность, уверенность в своих возможностях.

БУД:

1) Регулятивные УД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;

2) Познавательные УД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3) Коммуникативные УД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

4) Личностные УД:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи).

 

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

групповая

Книгопечатная продукция

Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор.

Карточки для работы в паре, группе.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые БУД

1.

2.

Организационный этап.

Цель: осуществить межличностный контакт, создать комфортную психологическую атмосферу.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: определить вместе с учениками тему и цель урока, нацелить каждого на решение учебной задачи.

Проверка домашнего задания

 

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Эмоциональный настрой на урок:

- На столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Выберите и покажите ту, которая отражает сейчас ваше настроение. У кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить. В конце урока каждый приклеит к своему солнышку кружок успеха. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались, приклеите- желтый кружок. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа-зеленый кружок.  

Если не разобрались в теме, было не очень интересно-красный кружок. Мы должны научиться самостоятельно, оценивать свою работу

Сядет тот, кто назовёт предмет с вопросом.

Какой вопрос задавали к не живым предметам?

Как назвать предметы, одним словом?

Какой вопрос задавали к живым предметам?

Как назвать предметы, одним словом?

Откройте тетради. Проверим домашнее задание. Упражнение 2 с.108

Что нужно было сделать в упражнении?

Прочитать слова, которые вы подчеркнули.

Какой вопрос задавали к этим словам?

Почему?

Учащиеся  передают свое настроение .

Показывают солнышко

Дети садятся. Называют слова. Задают к ним вопрос. (ЧТО? - КАПУСТА, КТО? -ЛИСА.)

Что? Овощи.

Кто? Дикие животные

Списать предложения, подчеркнуть названия животных.

Кто?

Это живые предметы.

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные:

Формирование умения устанавливать связи, выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, Регулятивные:

  формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

3.

Этап целеполагания Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

(В мешочке лежат игрушки, детям предлагается по очереди достать игрушку, назвать слово, обозначающее этот предмет, вместе с вопросом, на который оно отвечает).

- Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

Как спрашиваем о живых предметах?

Как спрашиваем о неживых предметах?

- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? 

- Да, правильно мы будем работать со словами, называющими предметы.

- Какие же задачи вы поставите для себя?

На прошлом уроке мы изучали слова обозначающие предметы.  Сегодня мы будем различать их по вопросам Кто? Что?

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя.

Собака-собаки

Кто?

Что?

1. Научиться находить слова, называющие предметы в тексте, в предложении.

2. Задавать к этим словам вопросы.

Коммуникативные

адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Познавательные:

 Находить слова-предметы, ставить к ним вопросы Кто? Что?

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

4.

ФИЗМИНУТКА.

Учитель проводит дидактическую игру  «Хлопай, топай»

Если на экране домашнее животное – хлопаем.

Если дикое - топаем.

Учащиеся хлопают руками и топают ногами, в зависимости от картинки на экране доски.

Регулятивные:

умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную и  мыслительную.

5.

6

7

8

9

10

11

Минутка красивого письма

Словарная работа.

Актуализация опорных знаний и умений с целью подготовки к введению в новую тему.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач

Лого ритмическая пауза

Самостоятельная работа.

 

Обобщение знаний

Домашнее задание

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Цель: сообщение результатов решения учебных задач; самооценка учеником своих учебных достижений.

-  Весёлый гномик Букволюб приготовил для нас необычный рисунок.

 Внимательно посмотрите, какие буквы здесь спрятались?

- Назовите гласные буквы.

- Назовите согласные буквы.                                                                                                      Индивидуальная работа:

а) Запись по образцу букв, слогов и буквенных соединений      

1 группа выполняют Тт Тт Тт   упражнение до конца строки по образцу,                                                                                                    2  группа

Тр Тл Тв Ту Та ст тр тк ,

- Откройте тетрадь. Запишите дату.

-  Ребята, какое сейчас время года? (весна)

- Назовите весенние месяца? (март, апрель, май)

- Какой сегодня день недели?

 -Какой был вчера день недели?

- Какой день недели будет завтра?

- Посмотрите на доску. Что это за слова?

Как вы думаете, что нужно сделать

Словарь: г…род, д…рога, в…рона.

- Давайте проверим.

Посмотрите и назовите, какое слово лишнее? (ворона)

- Почему?

- На какой вопрос отвечает это слово?

- На какой вопрос отвечают другие слова?

Работа по учебнику: Упражнение 4 стр109

 Прочитайте задание. Что нужно сделать? Поставить к словам предметам вопрос кто, кто.

Прочитайте слова названия предметов. На какие вопросы они отвечают?

-  Давайте вспомним, -какой вопрос вы задали к этим словам предметам?

Какую цель мы ставили на уроке?

Над какой темой мы работаем на уроке?

- А теперь поработаем в парах,

- Напоминаю, работая в паре, вы помогаете, друг другу, оказываете совместную поддержку. Найдите и выпишите слова, которые отвечают на вопрос что? кто?

- Проверим выполнения работы. Зачитайте ответственные те слова, которые выписали.

Работа в парах

Найдите и выпишите слова-предметы, которые отвечают на вопрос что? кто?

Утка, шапка, красивый, слон, бежать, ёжик.

Желательно подбадривать детей положительными репликами за работу: «Хорошо! Молодцы!».

Музыкальная разминка

Соедини названия предметов с вопросами.

кто?        пенал        что?

        петух

        дом

        Маша

         медведь

          ведро

Работа в группах.

- Теперь поработаем в группах. Повернулись друг другу. У нас две группы. В каждой группе есть ответственный. Возьмите задание, внимательно прочитайте и приступайте к выполнению. Обсуждение ведем тихонько, чтобы никому не мешать.

1 группа – подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что?

Картина, тётя, солнце, портфель, бабушка, сапоги.

2 группа - подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто?

Мама, дождь, врач, ученик, дверь, девочка.

- Проверка работы по группам.

- На какие же вопросы отвечали данные слова?

- Что они называют?

Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? называющие предметы называются. (Имя существительное).

Упражнение 3 с.110

Картинный диктант

- В начале урока вы поставили пред собой цели:

Научиться находить слова называющие предметы.

- Как вы считаете, научились?

- Вторая цель была – задавать к словам вопросы.

- Умеете теперь вы задавать вопросы?

- Как вы считаете, поставленные цели мы выполнили?

- А если мы с вами все цели выполнили. Как вы думаете, урок удался?

-  Все молодцы, работали старательно и внимательно.

- Проверьте, какое у вас теперь настроение. Выберите кружок успеха, отражающее ваше настроение. Приклейте к своему солнышку.

Если было интересно, легко на уроке,  во всем разобрались  приклеите оранжевый кружок

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа-зеленый кружок  

Если не разобрались в теме, было не очень интересно-красный кружок.

Вы сегодня МОЛОДЦЫ.

Урок окончен.

На следующем уроке мы продолжим знакомство со словами, обозначающими предметы, и узнаем о них ещё много интересного и полезного.

Учащиеся отвечают на вопросы

 1 группа слабые учащиеся  пишут индивидуально по карточке -образцу.

2 группа записывают самостоятельно

Словарные

(Вставить пропущенные буквы). Записывают и проверяют словарные слова

Кто?

Что?

- Учащиеся читают: медведь, дятел, ёж, петух, кот, шмель. Отвечают на вопрос КТО?

Предложения учеников.

На вопрос Кто? Что?

Кто? Что?

Находить слова предметы. Ставить к ним вопросы. Отвечают: Различай слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»

Находят и выписывают слова предметы

1. Повторить о словах-предметах.

2.Узнать на какой вопрос отвечают слова предметы.

Учащиеся делают вывод с помощью педагога.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Слушаем ответы детей

Кто? Что?

Выпишите слова предметы и поставьте к ним вопросы

Приклеивают на доску солнышко успеха

Познавательные: Записывать  буквенные соединения по образцу и самостоятельно.

Регулятивные:

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

 Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Личностные:

Выполнение учебных заданий самостоятельно и с помощью учителя.

Познавательные: 

Учить соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

 Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные:

развитие операций мышления, умения находить слова предметы по вопросам.

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Выполняют  движения под  музыку.

Познавательные:

Создать условий для овладения обучающимися  знаниями о   словах-предметах.

Коммуникативные:

Уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные:

Делать выводы, выбирать слова по вопросу и подчеркивать.

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся: оказанию помощи тем, кто в ней нуждается .

Познавательные:

Делать выводы в результате совместной деятельности работы класса и учителя.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 2 класс "Урок развития речи. Составь загадку".

презентация к уроку русского языка 2 класс "Урок развития речи. Составь загадку"....

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

методическая разработка урока русского языка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) 3 класс. ТЕМА: Названия признаков.

Данный материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс для детей с лёгкой умственной отсталостью

Рабочая программа по русскому языку 7 классдля детей с лёгкой умственной отсталостью, обучающихся в классе...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для ребенка с ОВЗ с лёгкой умственной отсталостью 7класс

. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена для ребенка 7 класса индивидуального обучения  на 2019-2020 учебный год.В соответствии  с Законом РФ «Об образовании в Российской Фе...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)...