Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Яковлева Елена Викторовна

 

Цель: формирование умений определять падежи существительных, пользуясь алгоритмом и словами-помощниками;  прививать аккуратность, любовь к языку; воспитывать грамотных и культурных людей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падежи имен существительных по алгоритму; изменять слово в тексте по смыслу; сравнивать написание и произношение слов; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: таблица с названием падежей, падежными вопросами и карточки для каждого учащегося с названием падежей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytye_uroki.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Цель: формирование умений определять падежи существительных, пользуясь алгоритмом и словами-помощниками;  прививать аккуратность, любовь к языку; воспитывать грамотных и культурных людей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падежи имен существительных по алгоритму; изменять слово в тексте по смыслу; сравнивать написание и произношение слов; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: таблица с названием падежей, падежными вопросами и карточки для каждого учащегося с названием падежей.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Актуализация знаний.
  • Словарный диктант /записать словарные слова и по первым буквам составить слово, которое подскажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке/.   Пенал, аптека, деревня, енот, жёлтый, интересно/.
  • Определение темы урока.
  • Дети читают падежи и вопросы к ним по таблице.
  • Учитель предлагает грамматическую сказку

                   «Откуда пошли названия падежей».

Он ещё не родился, а уже думали, как дать ему имя, и решили назвать – именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный.

  1. Самоопределение к деятельности.

/Учитель предлагает послушать стихотворение и определить какое слово в нем изменяется по падежам/

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая - и та,

Видя грозного кота,

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там сидит и в темноте

Вспоминает о коте.             /А.Грачев/

/Учащиеся определили слово, которое изменяется в стихотворении по падежам. Это слово – кот/

Задание: выписать словосочетания со словом КОТ, определить падежи этого слова в каждом словосочетании.  Проверка работы.

  1. Физминутка.

Вышли уточки на луг – кря-кря-кря (шагают)

Пролетел веселый жук – ж-ж-ж! (машут руками)

Гуси шеи выгибают – га-га-га! (вращают головой по кругу)

Клювом перья расправляют. (повороты туловища влево и вправо)

Ветер ветки раскачал, (качают поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал – р-р-р! (руки на поясе, наклоняются вперед)

Зашептал в воде камыш – ш-ш-ш! (руки вверх потянулись)

И опять настала тишь – ш-ш-ш! (присели)

  1. Работа по теме урока.
  • Работа по учебнику (с. 22, упр. 33). Комментированное письмо.
  • Коллективная работа. Работа по цепочке у доски и в рабочих тетрадях. Задание: записать словосочетания, раскрывая скобки, изменяя существительные по смыслу, определить у существительных падеж.

Добрался (до) город, следить (за) игра, приготовил (для) брат, посидел (у) ручей, подойти (к) школа, отплыл (от) берег, растет (в) земля, вырос (около) забор.

  • Самостоятельная работа /пользуясь таблицей с падежами и алгоритмом, записать словосочетания и определить падеж существительного/.

Слетел (с) голова, проститься (с) мама, плыть (по) река, написал (без) ошибка, войти (в) квартира, пойти (за) вода, вылетел (из) гнездо.

/Взаимопроверка выполненной работы/

  1. Повторение изученного.

/Записать под диктовку пословицы, подчеркнуть изученные орфограммы, подчеркнуть главные члены предложения, объяснить смысл пословиц/

И большой корабль на мель садится.

Леность наводит на бедность.

Вешний день год кормит.

Под лежачий камень вода не течет.

Правда глаза колет.

/Проверка выполненной работы/

  1. Подведение итогов урока.
  • Какие приемы определения падежа вы узнали на уроке?
  • Все ли вам понятно было на уроке?
  • Какое задание вам было интересно?
  • Кому трудно было определить падеж? Почему?
  • Какую роль играют предлоги?
  • Помогают ли они определить падеж?
  • Определение каких падежей вызывают трудности?
  1. Домашнее задание.

с. 22 упр. 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Предложный падеж».

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Предложный падеж»....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"

Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...

Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...