Русский язык.Разработка урока.3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык
«Урок русского языка в 3 классе "Род имён существительных"»
Тема: «Род имён существительных».
Цель: познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.
Задачи:
Обучающая:: формировать умение определять род имени существительного в единственном числе..
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также внимание, логическое мышление при введении новых знаний. Продолжить формирование умений самостоятельно ставить цели урока. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, орфографической зоркости, обогащению словарного запаса через разнообразные виды деятельности. Развивать умение оценивать свою деятельность.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно; воспитывать уважение к людям, которые выращивают хлеб.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок с использованием информационных технологий.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки-задания.
Объяснение нового материала сопровождается презентацией к уроку в программе Microsoft P
Ход урока
1.Организационный момент.
Слайд №
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Предлагаю поработать так, чтобы мы получили от урока удовлетворение.
Подготовка учащихся к работе.
2. Чистописание.
Запишите в тетради число и классная работа. Помните о правильной посадке.
-Начнём урок с минутки чистописания.
Слайд № .
- Посмотрите на данный ряд букв: т п х в к д б ф г.
- Какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания, вы узнаете исключив лишнюю букву. Объясните свой выбор. (Сегодня мы будем писать букву х. Она обозначает непарный согласный звук, а остальные – парный согласный).
- Найдите закономерность в написании сочетаний букв. Запишите буквы, продолжив эту закономерность. ( хХ ххХ … хххХ)
2. Продолжите цепочку слов. Слайд №
Поле, зерно, комбайн,…. (хлеб)
Какое привычное и всё -таки, необычное слово. Хлеб! Слайд №
Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.
Золотой простор бескрайний, там работают комбайны. Это - хлеб.
Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.
Тесто кружится в квашне, запекается в огне. Это – хлеб.
- В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
3.Актуализация знаний.
К слову хлеб выберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.
хлебушек, хлебница, пудинг, нахлебник, багет , хлебец.
Работа у доски( пара учеников, остальные в парах на местах).
-Сравните с работой ребят у доски
Хлеб, хлебушек, хлебница, нахлебник, хлебец.
- Какие слова называются однокоренными?
Что общего во всех этих словах? (Это имена существительные.)
-А что мы уже знаем про существительные?
Учащиеся называют: часть речи
обозначает предмет
отвечает на вопросы кто? что?
бывают одуш., и неодуш.
бывают собств., и нариц.
изменяются по числам, могут быть в ед.ч., и мн.ч.
(на доске появляются опорные слова: часть речи предмет, кто?, что?, одуш. и неодуш., собств. и нариц., ед.ч. и мн.ч.)
Слайд №
-Прочитайте слова.
Булочки, пекарь, калачи, зерно, ватрушка, тесто, мука, хлебороб.
-Разделите эти слова на группы по одному из признаков имени существительного
(Имена существительные можно разделить на две группы. Слова, которые обозначают одушевлённые предметы и неодушевленные предметы. 1 группа - хлебороб, пекарь;
2 группа - булочки, зерно, плюшка, ватрушка, тесто, мука.
- А по какому ещё признаку можно разделить эти слова?
(Имена существительные можно разделить ещё на другие две группы: по числу имён существительных: ед.ч.: пекарь, зерно, ватрушка, тесто, мука, хлебороб
Мн.ч.: булочки, калачи)
4. Постановка проблемы.
Сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие и дополнить знания про эту часть речи.
-А на помощь нам придёт ребус. Разгадайте его.
Слайд №.
шаРф + кОт + Дом = РОД
- Что такое род? (Род - это семья, родня.)
Работа со словарём Ожегова. ( в группах)
(Учащиеся читают лексическое значение слова РОД)
- А имеет ли существительное род? Это нам предстоит узнать.
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Слайд № .
(Тема: Род имён существительных.)
-Сформулируйте цели на сегодняшний урок с помощью опорных слов:
1.Узнать больше …(об имени существительном.)
2. Научиться определять…(род имени существительного.)
5. Изучение нового материала. (в группах)
Какие местоимения можно употребить вместо существительных. (Он, она, оно)
Распределите слова пекарь, зерно, ватрушка, тесто, мука, хлебороб.в 3 столбика.
-Вспомним условия успешности работы группы.(Дружно, спокойно, результативно)
-Заполните таблицу. В первый столбик запишите слова, к которым можно подставить слова-помощники «он мой», во второй столбик - «она моя», в третий - «оно моё». Слайд №
он мой
она моя
оно моё
Гимнастика для глаз. Слайд № .
- Проверьте правильность выполненной вами работы.
он мой
она моя
оно моё
хлебороб
ватрушка
зерно
мука
тесто
пекарь
-Все ли согласны со мной? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Слайд №
он мой
она моя
оно моё
пекарь
ватрушка
зерно
хлебороб
мука
тесто
- Распределив имена существительные по трём группам, мы разделили их по родам. Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский и средний.
-Посмотрите на таблицу и сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.
Если к существительному подставить слова-помощники «он мой», то это имя сущ. …мужского рода
, если «она моя» -… женского рода ,
если «оно моё» - … среднего рода
Мужской род (м.р.)
Женский род (ж.р.)
Средний род (с.р.)
он мой
она моя
оно моё
пекарь
ватрушка
зерно
пирог
мука
тесто
-На письме мужской, женский и средний род обозначается так : м.р., ж.р., с.р.
- Сравним наше открытие с правилом в учебнике (страница 25).
- Прочитайте самостоятельно. Какой вывод вы можете сделать?(Мы сами вывели это правило.)
Слайд №.
-Лучше всего запомнить это правило вам поможет стихотворение.
Слайд №. (Читают дети)
Женский род запомню я,
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской,
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно – моё».
Это правило моё!
Проблемный вопрос.
-Как вы думаете, может ли имя существительное изменить свой род? Проверьте на слове хлеб . Что получилось?
-Какой вывод сделали?
Вывод: По родам существительные не изменяются.
6. Закрепление нового материала.
1.Перед вами словосочетания. ( в парах)
Отборное зерно, душистый каравай, пшеничная мука, золотая рожь, новый хлебозавод, бескрайнее поле
Составьте цепочку «Путь хлеба» Слайд №
(бескрайнее поле, золотая рожь, отборное зерно, пшеничная мука, новый хлебозавод, душистый каравай)
У существительных определите род.
Проверка: назовите им.сущ. ж.р.- рожь, мука
М.р- хлебозавод, каравай
С.р.- поле, зерно
Запишите словосочетание, соответствующее схеме
Цифры обозначают количество звуков в словах. (золотая рожь).
(Проверка со слайда)
Физкультминутка.
Слайд № .
Представьте себе, что вы маленькие зернышки.
И вас посеяли в землю.
Ветер дует вам в лицо,
Закачалось деревцо.(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону.)
Из зернышка вырастает колосок.
Ветер тише, тише, тише.
А росток всё выше, выше. (На слова «тише, тише» - дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)
Чтобы вырос колосок, землю боронуют, удобряют.
От вредителей с самолета защищают.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Интересные факты Слайд
Из 1 зёрнышка пшеницы можно получить
20 миллиграммов муки 1 сорта.
Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен.
Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием,
что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Детям и подросткам в сутки нужно
150-400 г хлеба.
2. Работа с текстом ( по рядам )
Прочитайте предложения. Выберите и запишите то предложение, которое бы подходило к схеме. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните 1 ряд сущ.ж.р. 2ряд с.р., 3 ряд м.р.
Из к.лоска он испёк хрустящий хле. .
Пос.дил ч.л.век з.рно в землю.
Вырос из зерна з.л.той кол.сок.
1 ряд [ ----- -·-·-·-].
2 ряд [ - - - - - ].
3 ряд [ - - - - - - - - - - - - ]
Посадил человек зерно в землю.
Вырос из зерна золотой колосок.
Из колоска он испёк хрустящий хлеб.
(Учащиеся называют свои предложения. Предложения поочерёдно появляются на слайде )
-Назовите орфограмму и букву, которые вы вставили в слова.
Слайд №
-Что у вас получилось? (текст)
3. Слайд №
Посмотрите на числовое выражение 3-2=1, как его можно связать с данными пословицами.
Здоровье на болезнь не меняй.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
(Горькая работа, зато сладок хлеб.)
-Как вы её понимаете?
(Для того, чтобы вкусный хлеб попал к нам на стол, нужен труд очень многих людей )
-Может ли эта пословица стать заголовком к тесту, составленному вами?
-Запишите её в тетрадь.
Слайд №
Итог урока.
-Какие учебные задачи мы перед собой ставили? Слайд №
-Что нового вы узнали об имени существительном?
-Какого рода бывают существительные?
- Как определить род имени существительного?
Домашнее задание.
- Подобрать 3 половицы о хлебе, определить род существительных.
Рефлексия.
Перед Вами лежит листочек, на котором записано изученное слово РОД . Рядом с каждой буквой этого слова, запишите прилагательные, какое настроение у вас осталось после нашего урока.
Р-
О-
Д-
-Кто хочет прочитать о своём настроении? (двоих спросить)
Разработка урока математики.
Автор: Позяева Людмила Алексеевна, учитель начальных классов.
Место работы: М БОУ Чистяковская ООШ
Конспект урока для 3 класса. Притча "Два волка".
Тема: Умножение и деление числа на 10 и 100.
Цель: Закреплять умения учащихся умножать и делить числа на 10 и 100,
развивать память, мышление, внимание; прививать старание, взаимопомощь, трудолюбие.
Оборудование: опорная схема «Умножение и деление на 10 и 100», схемы задач,
индивидуальные карточки, сигнальные карточки, звукозапись песни «О доброте» Т. Мухаметшиной.
Тип урока: повторение и закрепление материала.
Ход урока
I. Орг. момент
- Дружок! Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
II. Проверка домашнего задания.
- Сейчас мы проверим ваше домашнее задание. Ответы ваших примеров на доске. Если вы правильно назовёте ответы к данному выражению, то отгадаете ключевое слово нашего урока. (Один называет ответ, другие работают сигнальными карточками)
ПРИТЧА
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем закреплять умножение и деление на 10 и 100.
А начнём мы с разгаданного слова.
Притча - это короткий назидательный рассказ, заключающий в себе премудрость. Чтобы познакомиться с интересной притчей проведём минутку чистописания и устный счёт.
IV. Минутка чистописания.
- Сколько звуков в слове «ПРИТЧА». Придумайте число, в котором 6 десятков.
А теперь прочитайте число, написанное на доске. (64)
- Назовите разряды в этом числе? Пропишите его.
V. Устный счёт.
Выберите примеры, ответ которых число 64.
64 + 1 • 1
0 • 7 + 64
640 : 10
28 + 36
32 : 8 + 60
30 + 450
94 : 10
30 • 10
600 : 10
VI. Закрепление и повторение.
1. Вы, молодцы. А теперь послушайте притчу. (Учитель читает притчу)
Притча о двух волках
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как понимаете слова старика?
- Сегодня мы попытаемся выяснить, что помогает нам в жизни победить чёрного волка. А помогут нам в этом наши знания в математике.
2. Ответы на вопросы учителя.
Как умножить число на 10, 100?
Как разделить число на 10, 100?
3. Работа по учебнику.
Примеры № 791
1 столбик - ученик у доски
2 столбик - самостоятельно
Проверка сигнальными карточками.
Вы, молодцы! Чтобы победить чёрного волка нужно быть добрым.
Доброта - это дружеское отношение к людям.
4. Задача №793(2)
- Чтение задачи. Составление краткой записи. Решение задачи учеником у доски.
8ч - 40д.
6ч-?
Решение
40 : 8 • 6 = 30 д.
Ответ: 30 деталей изготовил за 6 часов работы слесарь.
- Слесарь - хороший работник. За 6 часов он изготавливает 30 деталей. Он трудолюбивый человек. Это очень важно, чтобы победить чёрного волка. (Открывается карточка)
Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.
5. Физминутка. (звукозапись песни «О доброте» Т. Мухаметшиной)
6. Работа над решением уравнений у доски (2 ученика). Остальные решают на месте.
х : 10 = 3
100 • х = 800
Проверка сигнальными карточками.
Вы, молодцы! Важное качество человека честность. Вы все честно подняли карточки, значит в вашей борьбе победит белый волк!
(открывается карточка)
Честность - это свойство человеческого характера выражать словами своё истинное отношение к чему-либо.
7. Составить и решить задачу.
Цена-Количество-Стоимость
10 к.-----------8 шт--------?
100 к.----------6 шт--------?
- Не всё в жизни можно купить за деньги. Щедрость - важная черта характера человека, (открывается карточка)
Щедрость - это открытость человека другим, готовность делиться с ними как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами.
8. Самостоятельная работа
Примеры
1 вариант
254- 127 + 352
2 вариант
845 - (169 + 185)
Взаимопроверка (ученики обмениваются тетрадями с соседом по парте).
Важно иметь смелость и сказать, что допустил ошибку. Кто допустил ошибку в примерах? Молодцы, вы проявили смелость.
(открывается карточка)
Смелость — это способность подавлять страх.
VII. Итог урока.
- Что на уроке закрепили?
- Вы, молодцы! Своими знаниями вы доказали, что в жизни победит белый волк если человек обладает такими чертами характера: честность, доброта, щедрость, трудолюбие и смелость.
Чтение учителем стихотворения
Не смей словами грубыми хлестать
И на чужих ошибках наживаться,
Не вздумай, сильный, слабых напрягать,
И сам под злую волю прогибаться.
Не стоит: с местью и предательством дружить,
Не дорожить общеньем с лучшим другом,
А стоит помнить: совесть не купить,
И каждый получает по заслугам...
(Сувенир в подарок каждому ученику)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
РУССКИЙ ЯЗЫК - разработки уроков
Уроки русского языка для 4 класса по программе "Начальная школа XXI века" построены в технологии деятельностного подхода....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Системно -деятельностный подход в обучении немецкому языку. Разработка урока по теме "Осень"
Главная цель педагогической деятельности заключается в развитии самостоятельной деятельности ученика, благодаря которой он станет успешным распорядителем своей судьбы, продолжит непрерывное образовани...
Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")
Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...