Рабочая программа по обучению грамоте и обучению письму УМК Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_obuchenie_pismugotovo.docx | 49.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной «Обучение грамоте» - 2016г.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка; разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 1 класса, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Сборник рабочих программ (1-4 класс), «Школа России», Москва, «Просвещение», 2016 г, авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, включающий курс «Обучение грамоте», автор В.Г. Горецкий;
- Основная образовательная программа МБОУ Черкесской СОШ;
- Устав МБОУ Черкесской СОШ.
Цели и задачи курса
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от ношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Обучение грамоте» в учебном плане
На обучение грамоте в начальной школе выделяется: обучение письму- 115 ч (23 учебные недели, 5 часов в неделю) и обучение чтению- 92 ч (23 учебные недели, 4 часа в неделю). Программа выполнена в полном объеме.
Содержание учебного предмета (курса)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Структура курса
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | |
Обучение грамоте чтение | Обучение грамоте письмо | ||
1 | Добукварный период | 16 | 20 |
2 | Букварный период | 60 | 75 |
3 | Послебукварный период | 16 | 20 |
Итого | 92 | 115 |
Планируемые результаты обучения
Подготовительный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- определять главную мысль предложения;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,
КоммуникативныеУУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
проявлять интерес к новому учебному материалу
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Букварный период (основной).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- давать характеристику согласным звукам,
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- читать слова с изученными буквами,
- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
- выделять в однокоренных словах корень;
- объяснять значение многозначных слов,
- отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- находить рифму;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5. Адекватно воспринимать оценку учителя.
6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
планировать свои действия,
7. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Послебукварный период
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
- определять тему, главную мысль произведения;
- правильно строить ответы на поставленные вопросы;
- ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- сравнивать различные по жанру произведения;
- кратко характеризовать героев произведений,
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
- вырабатывать навыки грамотного письма.
- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
- формировать навыки правописания гласных в корне слова.
- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7.Адекватно воспринимать оценку учителя.
Календарно- тематическое планирование
Обучение чтению
№ урока | Дата | Тема | Контроль (со ссылкой на измерители) | |
Добукварныйпериод (16 ч) | ||||
1 | 4.09 | « Азбука»-первая учебная книга | ||
2 | 5.09 | Речь устная и письменная. Предложение. | ||
3 | 6.09 | Слово и предложение. | ||
4 | 7.09 | Слог | ||
5 | 11.09 | Деление слов на слоги. | ||
6 | 12.09 | Ударение в словах. | ||
7 | 13.09 | Звуки в окружающем мире и в речи. | ||
8 | 14.09 | Слог -слияние | ||
9 | 18.09 | Гласные и согласные звуки. | ||
10 | 19.09 | Звуки и буквы. | ||
11 | 20.09 | Повторение и обобщение пройденного материала.. | ||
12 | 21.09 | Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук (а). | ||
13 | 25.09 | Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук (о) | ||
14 | 26.09 | Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук ( и ) | ||
15 | 27.09 | Гласная буква ы, обозначающая гласный звук (ы) | ||
16 | 28.09 | Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук ( у) | ||
Букварный период (60 ч) | ||||
17 | 2.10 | Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки (н), (н) | ||
18 | 3.10 | Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки (н), (н) | ||
19 | 4.10 | Буквы С, с, обозначающие согласные звуки (с), (с). | ||
20 | 5.10 | Буквы К, к, обозначающие согласные звуки(к) | ||
21 | 9.10 | Буквы К, к, обозначающие согласные звуки(к) | ||
22 | 10.10 | Буквы Т, т, обозначающие согласные звуки (т ), (т ) | ||
23 | 11.10 | Чтение слов, предложений с буквами Т, т | ||
24 | 12.10 | Буквы Л, л, обозначающие сонорные согласные звуки (л ), (л ) | ||
25 | 16.10 | Чтение слов, предложений с буквами Л, л | ||
26 | 17.10 | Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки (р ), (р ) | ||
27 | 18.10 | Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки (р ), (р ) | ||
28 | 19.10 | Буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в ), (в ) | ||
29 | 23.10 | Буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в ), (в ) | ||
30 | 24.10 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки ( й э ) | ||
31 | 25.10 | Буква Е – показатель мягкости согласного звука. | ||
32 | 26.10 | Буквы П,п, обозначающие согласные звуки (п ), ( п ) | ||
33 | 7.11 | Чтение текстов с буквами П, п. | ||
34 | 8.11 | Буквы М,м, обозначающие согласные звуки (м), ( м) | ||
35 | 9.11 | Чтение текстов и слов с буквами М, м | ||
36 | 13.11 | Буквы З, з, обозначающие согласные звуки (з), (з ) | ||
37 | 14.11 | Чтение слов, текстов с буквами З,з. | ||
38 | 15.11 | Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б ) | ||
939 | 16.11 | Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), ( б ). | ||
40 | 20.11 | Буквы Д,д, обозначающие согласные звуки (д), ( д ) | ||
41 | 21.11 | Чтение слов с буквами Д, д. | ||
42 | 22.11 | Гласные буквы Я,я, обозначающие звуки (йа) | ||
43 | 23.11 | Буква Я- показатель мягкости согласных звуков. | ||
44 | 27.11 | Чтение текстов. Повторение изученного. | ||
45 | 28.11 | Буквы Г,г, обозначающие согласные звуки (г ), ( г ) | ||
46 | 29.11 | Чтение предложений и текстов с буквами Г, г | ||
47 | 30.11 | Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук (ч ). | ||
48 | 4.12 | Звук (ч ). Чтение слов, предложений с буквой Ч. | ||
49 | 5.12 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | ||
50 | 6.12 | Разделительный Ь. | ||
51 | 7.12 | Звук (ш), буквы Ш, ш. | ||
52 | 11.12 | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш. | ||
53 | 12.12 | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш. | ||
54 | 13.12 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами | ||
55 | 14.12 | Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж). | ||
56 | 18.12 | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ж, ж. | ||
57 | 19.12 | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й, о). | ||
58 | 20.12 | Буква Ё – показатель мягкости согласных звуков. | ||
59 | 21.12 | Звук (й), буква й | ||
60 | 25.12 | Звук (й), буква й | ||
61 | 26.12 | Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х ). | ||
62 | 27.12 | Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. | ||
63 | 28.12 | Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. | ||
64 | 10.01 | Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й, у). | ||
65 | 11.01 | Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков. | ||
66 | 15.01 | Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук (ц) | ||
67 | 16.01 | Чтение предложений, текстов с буквами Ц, ц. | ||
68 | 17.01 | Звук (э), буквы э, Э. | ||
69 | 18.01 | Чтение слов, предложений с буквами Э, э. | ||
70 | 22.01 | Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук (щ ) | ||
71 | 23.01 | Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ. | ||
72 | 25.01 | Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки (ф), (ф ). | ||
73 | 25.01 | Чтение слогов и слов с буквой Ф | ||
74 | 29.01 | Знакомство с буквой Ъ. | ||
75 | 30.01 | Буквы Ъ и Ь знаки | ||
76 | 31.01 | Алфавит. | ||
Послебукварный период – 16 (ч) | ||||
77 | 1.02 | Как хорошо уметь читать. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | ||
78 | 5.02 | Одна у человека мать; одна и Родина К. Ушинский «Наше Отечество» | ||
79 | 6.02 | История славянской азбуки.В. Крупин «Первоучители славянские», | ||
80 | 7.02 | В. Крупин«Первый букварь» | ||
81 | 8.02 | А.С. Пушкин Сказки. Выставка книг. | ||
82 | 19.02 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | ||
83 | 20.02 | К.Д. Ушинский. Рассказы для детей. | ||
84 | 21.02 | К.И. Чуковский «Телефон», | ||
85 | 22.02 | К.И. Чуковский «Путаница». Небылица. | ||
86 | 26.02 | В.В. Бианки «Первая охота» | ||
87 | 27.02 | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два» | ||
88 | 28.02 | М.М. Пришвин «Первомайское утро», «Глоток молока» Знакомство с текстом описанием. | ||
89 | 1.03 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей. А.Барто, С.Михалков, В.Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов. | ||
90 | 5.03 | Весёлые стихи Б.Заходера, В.Берестова. Песенка-азбука. | ||
91 | 6.03 | Проект: « Живая азбука». | ||
92 | 7.03 | Наши достижения. |
Календарно- тематическое планирование
Обучение письму
№ урока | Дата | Тема | Контроль (со ссылкой на измерители) | |||
Добукварный период (20 ч) | ||||||
1 | 1.09 | Знакомство с прописью. Гигиенические правила письма | ||||
2 | 4.09 | Рабочая строка. Наклонные прямые | ||||
3 | 5.09 | Прямые наклонные вертикальные и горизонтальные. | ||||
4 | 6.09 | Полуовал. Линия с четвертным овалом. | ||||
5 | 7.09 | Межсрочное пространство. Овал полуовал | ||||
6 | 8.09 | Плавные линии. Большая и маленькая линия с закруглением внизу. | ||||
7 | 11.09 | Большая и маленькая линия с закруглением внизу и вверху. | ||||
8 | 12.09 | Овал. Полуовал. | ||||
9 | 13.09 | Письмо элементов букв. Маленькая и большая наклонная линия | ||||
10 | 14.09 | Письмо элементов букв. Большая и маленькая наклонная линия с закруглением вверху и внизу | ||||
11 | 15.09 | Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. | ||||
12 | 18.09 | Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу | ||||
13 | 19.09 | Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов | ||||
14 | 20.09 | Написание изученных элементов букв Ударные и безударные гласные звуки. | ||||
15 | 21.09 | Написание строчной и заглавной буквы А,а | ||||
16 | 22.09 | Строчная и заглавная буквыО, о. | ||||
17 | 25.09 | Написание изученных букв. | ||||
18 | 26.09 | Строчная и заглавная буква и,И | ||||
19 | 27.09 | Строчная буква ы. | ||||
20 | 28.09 | Написание строчной и заглавной буквы Уу | ||||
Букварный период (75 ч) | ||||||
21 | 29.09 | Письмо изученных букв | ||||
22 | 2.10 | Гласные и согласные звуки. Написание строчной буквы н | ||||
23 | 3.10 | Написание заглавной буквы Н. | ||||
24 | 4.10 | Написание строчной и заглавной букв Сс. Соотношение предложения со схемой. | ||||
25 | 5.10 | Написание строчной буквы к. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль | ||||
26 | 6.10 | Написание заглавной буквы К. | ||||
27 | 9.10 | Письмо слов с изученными буквами | ||||
28 | 10.10 | Написание строчной буквы т. | ||||
29 | 11.10 | Написание заглавной буквы Т. Звонкие и глухие согласные. | ||||
30 | 12.10 | Написание строчной буквы л. | ||||
31 | 13.10 | Написание заглавной буквы Л. | ||||
32 | 16.10 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | ||||
33 | 17.10 | Написание строчной буквы р. | ||||
34 | 18.10 | Написание заглавной буквы Р. | ||||
35 | 19.10 | Написание строчной буквы в. Твёрдые и мягкие парные звуки. | ||||
36 | 20.10 | Написание заглавной буквы В. | ||||
37 | 23.10 | Запись предложений по вопросам. Приёмы правильного списывания с печатного текста. | ||||
38 | 24.10 | Написание строчной буквы е. | ||||
39 | 25.10 | Написание заглавной буквы Е. Признаки предметов. | ||||
40 | 26.10 | Написание строчной буквы п. | ||||
41 | 27.10 | Написание заглавной буквы П. | ||||
42 | 7.11 | Написание слов и предложений с изученными буквами | ||||
43 | 8.11 | Написание строчной буквы м. | ||||
44 | 9.11 | Написание заглавной буквы М | ||||
45 | 10.11 | Написание строчной буквы з | ||||
46 | 13.11 | Написание заглавной буквы З. | ||||
47 | 14.11 | Написание слов и предложений с изученными буквами | ||||
48 | 15.11 | Написание строчной буквы б. | ||||
49 | 16.11 | Написание заглавной буквы Б. | ||||
50 | 17.11 | Написание строчной буквы д. | ||||
51 | 20.11 | Написание заглавной буквы Д. | ||||
52 | 21.11 | Наблюдение связей слов в предложении по числу. | ||||
53 | 22.11 | Написание строчной буквы я. | ||||
54 | 23.11 | Написание заглавной буквы Я. | ||||
55 | 24.11 | Написание строчной и заглавной буквы я, Я. Алгоритм списывания с печатного текста. | ||||
56 | 27.11 | Написание строчной буквы г. | ||||
57 | 28.11 | Написание слов и предложений с изученными буквами | ||||
58 | 29.11 | Написание заглавной буквы Г | ||||
59 | 30.11 | Написание строчной буквы ч. Алгоритм списывания с письменного шрифта. | ||||
60 | 1.12 | Написание заглавной буквы Ч. | ||||
61 | 4.12 | Написание буквы ь. Письмо под диктовку слов и предложений. | ||||
62 | 5.12 | Сочетания ча – чу. | ||||
63 | 6.12 | Написание буквы ь в конце слова и в середине | ||||
64 | 7.12 | Написание строчной буквы ш | ||||
65 | 8.12 | Написание заглавной буквы Ш | ||||
66 | 11.12 | Написание слов с сочетанием ши. | ||||
67 | 12.12 | Списывание слов и предложений с буквой ш. | ||||
68 | 13.12 | Написание слов и предложений с изученными буквами. | ||||
69 | 14.12 | Написание строчной буквы ж. | ||||
70 | 15.12 | Написание заглавной буквы Ж.Написание слов с сочетаниями жи, ши. | ||||
71 | 18.12 | Написание строчной буквы ё. | ||||
72 | 19.12 | Повторение и написание изученных букв и сочетаний. | ||||
73 | 20.12 | Написание заглавной буквы Ё. | ||||
74 | 21.12 | Написание строчной буквы й. | ||||
75 | 22.12 | Списывание слов и предложений с буквой й. | ||||
76 | 25.12 | Написание строчной буквы х. | ||||
77 | 26.12 | Написание слов и предложений с изученными буквами. | ||||
78 | 27.12 | Написание заглавной буквы Х. | ||||
79 | 28.12 | Написание строчной и заглавной букв х Х | ||||
80 | 29.12 | Написание строчной буквы ю. | ||||
81 | 10.01 | Написание заглавной буквы Ю. | ||||
82 | 11.01 | Написание строчной ц. | ||||
83 | 12.01 | Написание заглавной буквы Ц. | ||||
84 | 15.01 | Написание слов и предложений с изученными буквами. | ||||
85 | 16.01 | Написание строчной буквы э. | ||||
86 | 17.01 | Написание заглавной буквы Э. | ||||
87 | 18.01 | Написание строчной буквы щ | ||||
88 | 19.01 | Написание заглавной буквы Щ. | ||||
89 | 22.01 | Написание слов с изученными буквами | ||||
90 | 23.01 | Написание строчной буквы ф. | ||||
91 | 24.01 | Написание заглавной буквы Ф. | ||||
92 | 25.01 | Написание буквы Ъ | ||||
93 | 26.01 | Письмо букв ъ и ь знак | ||||
94 | 29.01 | Написание слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного текста. | ||||
95 | 30.01 | Алфавит. Написание слов и предложений с изученными буквами. | ||||
Послебукварный период - 20 (ч) | ||||||
96 | 31.01 | Оформление предложений в тексте Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | ||||
97 | 1.02 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | ||||
98 | 2.02 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | ||||
99 | 5.02 | Правописание сочетаний чк, чн, щн | ||||
100 | 6.02 | Правописание сочетаний чк, чн, щн | ||||
101 | 7.02 | Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в начале предложения. | ||||
102 | 8.02 | Заглавная буква в именах собственных. | ||||
103 | 9.02 | Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами. | ||||
104 | 19.02 | Сопоставление текста и отдельных предложений. Списывание с печатного текста. | ||||
105 | 20.02 | Закрепление изученного. Сильные и слабые позиции гласных звуков | ||||
106 | 21.02 | Письмо под диктовку с орфографическим проговариванием. | ||||
107 | 22.02 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | ||||
108 | 26.02 | Правописание сочетаний жи-ши. | ||||
109 | 27.02 | Правописание сочетаний ча-ща | ||||
110 | 28.02 | Правописание сочетаний чу-щу | ||||
111 | 1.03 | Алфавит и его значение. | ||||
112 | 2.03 | Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов. | ||||
113 | 5.03 | Закрепление изученного. | ||||
114 | 6.03 | Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста. | ||||
115 | 7.03 | Слуховой диктант (15 мин) | К/р по русскому языку 1 класс часть 2 Автор: Крылова О. Н. Издательство: «Экзамен» Москва 2012 г |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ Черкесская СОШ от « 30 » августа 2017 г № 1 Руководитель МО:_________Мищенко Л.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Глущенко Т.Н. «28» августа 2017г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс 7 вид "Школа России"
Программа для индивидуального обучения на дому. Расчитана на 66 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо, чтение), русскому языку. "Школа России", В.П.Канакина
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса, в которой совмещены календарно-тематические планирования по обучению грамоте: письмо и чтение....
Рабочая программа по обучению грамоте ( письмо) 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа написана в соответствии с ФГОС. В учебно - тематическом планировании указаны основные виды деятельности учащихся. Программа к УМК "Школа России" 1 класс...
рабочая программа по обучению грамоте и письму 1 кл Школа России ФГОС
рабочаяпрограммапообучениюграмотеиобучениюписьму1клШколаРоссииФГОС...