работа с "Орфографическим словарем"
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Дронова Надежда Николаевна

Работа с орфографическим словарем начинается в период обучения ребенка грамоте. Для успешного обучения у ребенка постоянно должна развиваться устная  и письменная речь, обогащаться словарный запас. Для этого нужна целеноправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой.Словарная работа – это систематическая хорошо организованная построенная работа. Работа над словом является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления.

Виды работы: картинный диктант, выборочный диктант, диктант с использованием загадок, диктант по памяти, диктант с комментированием.

Включаю упражнения лексического характера. Интересно проходит словарная работа в форме задания типа: «Знаешь ли ты?», «Это интересно», «Кто быстрее», «Кто правильнее».

Проведение таких видов словарной работы позволяют заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Чем богаче словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

 

Таким образом работа со словарем преследует не только грамматические цели, но и направлена на озакомление с лексическим значением новых слов или тех, значение которых дети понимали неправильно. Словарные упражнения проводятся с целью обучения правильному орфоэпическому произношению, соблюдения нормативного ударения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с «Орфографическим словарем в первом классе»

     Одной из основных задач школы 21 века   является развитие умения самостоятельно работать и уметь находить нужную информацию.Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли.

Формирования навыков грамотного письма у детей младших классов традиционно решаются главным образом в плане обучения школьников  орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания так называемых «словарных слов»,т.е. слов с непроверяемым написанием. Но для успешного формирования навыков грамотного письма этого недостаточно нужна целеноправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой. Основная цель – это научить школьников работать над словарём. Центральное место здесь занимает работа с орфографическим или толковым словарём, чтобы ученик смог проверить написание слова или узнать значение незнакомого или непонятного ему слова

Эта работа начинается с обучения правилам пользования  «Орфографическим словарем».  И должна проводиться, начиная с момента обучения грамоте первоклассника. Во время любой творческой  письменной работ ученик сталкивается с массой слов, написание которых он не знает и то правило , которое он знает,но применить его не может. И ребенок  пишет так, слышит. Ребенок может спросить у взрослых, или же из нескольких слов выбрать самое простое, использованное ранее, тем самым сознательно обедняя свою речь.

Ни один из этих путей не ведет ребенка  к повышению грамотности.  Поэтому учиться работать со словарем – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать словарный запас.

Формирования прочного навыка работы со словарем надо начинать с первых шагов ученика в школе. Дети знакомятся с буквами, находят их место на ленте букв. Заполняют  ленту , тем самым поовторяя буквы на каждом уроке.проводится игра «быстро назови следующую букву»

Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита.Для этого проводятся такие игры как: поставь группу одноклассников по алфавиту, « Расставь книги на полочке по алфавиту, чтобы их быстро можно найти.

Затем работа усложняется. Проводится знакомство ребят  некоторыми словарями.  Первое – визуальное: учащиеся видят, что словари бывают большие, узнают, что в них бывает много слов, что без знания алфавита слово быстро не найдешь.  Работая с «Орфографическим словарем», составленным П. А. Грушниковым, детям предлагаются самые простейшие задания: найдите свое имя в списке имен в приложении к «Словарю». Прочитай те слова нна любую из букв (1 -2) столбика, правильно соблюдая ударения.

Из столбика слов, записанного на доске выпишите известные слова, устно составьте несколько предложений( попутно выяснить значеение слов)

Выпишите несколько слов на заданную букву . Разыщите спрятавшееся слово

Словарная работа – это систематическая хорошо организованная построенная работа. Работа над словом является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления.

Виды работы: картинный диктант, выборочный диктант, диктант с использованием загадок, диктант по памяти, диктант с комментированием.

Включаю упражнения лексического характера. Интересно проходит словарная работа в форме задания типа: «Знаешь ли ты?», «Это интересно», «Кто быстрее», «Кто правильнее».

Проведение таких видов словарной работы позволяют заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Чем богаче словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Таким образом работа со словарем преследует не только грамматические цели, но и направлена на озакомление с лексическим значением новых слов или тех, значение которых дети понимали неправильно. Словарные упражнения проводятся с целью обучения правильному орфоэпическому произношению, соблюдения нормативного ударения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа со словарем во 2 - 3классе

Тексты предоставлены для работы в парах и индивидуально.  Данный материал выбран из произведений классиков....

Разнообразные формы работы со словарями

  Хочу поделиться опытом по вопросу о правописании безударных гласных в корне слова. Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенну...

Разнообразные формы работы со словарями

  Хочу поделиться опытом по вопросу о правописании безударных гласных в корне слова. Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенну...

Тема урока: Русский алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями.

Интегрирующая дидактическая цель: познакомить с понятием алфавит, как расположение букв в определенном порядке.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «Русский алфавит. Значе...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка

Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...