Технологическая карта урока русского языка для 3 класса
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Захарова Надежда Михайловна

Урок комплексного применения знаний. Русский язык+краеведение.Заглавная буква в именах собственных+заочная экскурсия по улицам города Самара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  по  русскому  языку  в 3   классе

Учитель Захарова Н.М.

Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных. Заочная экскурсия по улицам города Самары»

Интегрированный урок (русский  язык + краеведение) – заочная экскурсия

Тип урока:  урок комплексного применения знаний

Цели:

  1. Образовательная – выработать у учащихся умение писать имена собственные,

 – познакомить учащихся с именами собственными нашего города, с названием улиц,

 – углубить знания детей о нашем городе,

 – учить детей работать с картой – схемой улиц города,

 – учить детей  работать в паре,

 – вспомнить правила перехода улиц и дорог.

  1. Воспитательная – воспитывать чувство гордости, любви к своему городу,  самостоятельности, аккуратности.
  2. Развивающая –  развивать кругозор, любознательность, произвольное внимание, продуктивную память.

Оборудование:

G  карта – схема улиц города (одна на парту),

G  список улиц города Самары в алфавитном порядке (один на парту),

G  магнитофонная запись «Гимн города Самары»,

G  карточки с названием нашего города, со словами для текста,

G листы – заявки на экскурсию (на каждого ребёнка),

G фотографии с видом города Самары,

G тексты выступлений детей и родителей,

G  магнитная доска.

Структурные элементы урока

Содержание

Орг. момент

    Под звуки гимна г. Самары дети входят в класс.

Сообщение цели и темы урока

  – Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся с вами на интересную и увлекательную экскурсию. В пути вспомним, как пишутся названия городов, районов, улиц.

     Но чтобы узнать, куда мы отправляемся, вам придётся немного потрудиться: отгадать загадки. Из первых слогов слов – отгадок вы должны составить слово.

1). Бел, как мел,                             2). Великан стоит в порту,

     В чести у всех.                               Освещая темноту,

     В рот попал –                                 И сигналит кораблям:

     Там и пропал.                               «Заходите в гости к нам!»

                   ( Сахар)                                          (Маяк)  

             3). Крашеное коромысло

                  Над рекой повисло.            (Радуга)

  – Догадались? Молодцы! Это – город Самара, наш родной город, где мы с вами живём.

  На доске вывешивается плакат с названием города.           

Проблемный вопрос

Важно, чтобы дети рассказали про слово, а не про сам город, т.е. не про предмет, который это слово обозначает.

  – Что можно рассказать про это слово?

(В этом слове 6 букв; из них 3 буквы, обозначающие согласные звуки; 3 буквы, обозначающие гласные звуки; 3 слога; ударение падает на второй слог; в корне слова есть безударная гласная «а»; слово пишется с заглавной буквы; в слове корень Самар-; окончание –а; это имя существительное, отвечает на вопрос «что?»)

Минутка чистописания

   – Мы будем писать буквы, обозначающие согласные звуки, которые есть в названии нашего города.

Экскурсия

 – Итак, мы отправимся на экскурсию по городу, по его улицам. Какой транспорт нам поможет? (Автобус)

  1. Заполнение заявки на экскурсию.  

– Заполним сначала заявку на экскурсию, куда должен подъехать автобус.

    Учащиеся пишут адрес школы и делают вывод о написании имён собственных.

  1. Начало экскурсии.

 – Садимся в автобус. Наш путь лежит по улицам города Самары.

 – А сейчас экскурсовод (родитель или ученик старшего класса выступают в роли экскурсовода) нам расскажет о том, кто и когда дал такое название нашему городу, как образовалось слово «Самара». Послушайте.

  1. Рассказ об истории создания и названия города.

 – Давным-давно это было, 600 с лишнем лет назад на месте нашего города росли густые леса. В 1357 году проплывал по Волге на пути в Золотую Орду Митрополит Московский и

Всея Руси святитель Алексий. Остановился он на ночлег там, где реки Самара и Волга сливались. Очень понравились ему эти места. И тогда предсказал святитель Алексий, что будет на этом месте основан город, и будет он Богом спасаем.

   Так и случилось. В 1586 году, через 200 с лишнем лет, основана была у слияния двух рек военная крепость, которую назвали Самарой. Эту крепость строили русские люди во главе с первым воеводой Самары, князем Григорием Засекиным

    Название нашего города сложено из двух слов:  греческого «Saman» (на доске вывешивается названия), что означает «купец» и слова «Ra» - так в древности называли нашу Волгу. С тех пор стала наша Самара шириться и богатеть.

    Посмотрите на современные виды Самары (показ фотографий).

  1. Восстановление текста.

 – Я кратко записывала рассказ экскурсовода, но не всё успела записать. Помогите восстановить текст.

На доске текст.

Также на доске карточки

Самара

Григорием Засекиным

Волги

Алексий

Учащиеся вставляют карточки в текст, читают его, записывают в тетрадь, делают выводы, какие слова пишутся с заглавной буквы.

  1. Работа с картой – схемой улиц города.

На парте у каждой пары учащихся лежит схема улиц города.

Учащиеся работают  в парах.

 – Наша экскурсия продолжается. Мы едем по улицам нашего города, расположенным ближе всего к нашей школе.

А)  – Найдите на схеме улицу Балаковскую, улицу Партизанскую, улицу Промышленности.

    – Найдите улицу, на которой вы живёте.

   – Как правильно переходить улицу?

   – Какую улицу пересекают улицы Балаковская и Партизанская? (Улицу Авроры)

  – На какой улице расположен парк Победы? ( На улице Аэродромной)

Б)  – Теперь вы должны быть очень внимательными. Вы будете на схеме чертить маршрут нашего автобуса. Отмечать, где мы делаем остановки.

 – Мы едем по улице Авроры, сворачиваем на Балаковскую и выезжаем на улицу …? (Промышленности). Остановка.

 – Дальше едем по Промышленности, поворачиваем вниз по Иртышской, попадаем на …? (Заводское шоссе). Остановка.

 – Теперь едем по Аэродромной, проезжаем парк Победы,

поворачиваем направо и попадаем на улицу …? (Революционную). Остановка.

Физминутка

Физминутка

В).  – Запишите в тетради названия улиц, по которым мы проезжали.    

     – Как пишутся названия улиц?

     – Наш автобус проехал по улицам …, …, …, … .  

 

  1. Работа со списком улиц, расположенных в алфавитном порядке.

        Город, в котором с тобой мы живём,

        Можно по праву сравнить с букварём.

        Азбукой улиц, проспектов, дорог

        Город даёт нам всё время урок.

Игра в «Слова» ( работа в парах)

 – Поиграем в игру, которая называется «Слова». Я называю улицу нашего города, вы должны назвать другую улицу (пользуясь списком) так, чтобы её название начиналось с третьей буквы моего названия.

Например: Аврора – Рабочая – Битумная – Товарная – и т.д.

Запись цепочки в тетрадь.

 – Не забудьте, с какой буквы пишутся эти слова.

  1. Выступления детей по теме «Почему улица так названа?»

Привожу примеры выступлений детей про названия улиц Советского района.

1). Есть улица в нашем городе, названная именем первого космонавта в мире. Это улица Гагарина. Так её назвали в честь того, что, приземлившись после своего первого полёта, он отдыхал на даче в Куйбышеве (так раньше назывался наш город).

2). Улица Карбышева. Раньше она называлась 8 проезд. В 1965 году улице было присвоено имя генерала Карбышева. Это, безусловно, человек – легенда. Кадровый офицер царской армии, в 1918 году перешедший в Красную Армию. Генерал – лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор, автор более 100 научных работ в начале Великой Отечественной войны оказался в окружении, был тяжело контужен и взят в плен. Был зверски замучен в концлагере Маунтхаузен: его на морозе обливали холодной водой, пока он не превратился в глыбу льда.

3). Улица Аврора. Имя этой улице дал флагман революции крейсер «Аврора», исторический залп которого до сих пор символизируют наши салюты и фейерверки по праздникам. Правда сейчас, во время этих красочных представлений, мы о крейсере уже не вспоминаем. Да и улица, кажется, названа по имени богини утренней зари, а не по названию крейсера.

Итог урока

Рефлексия

Дом.задание

1).  – Мы, самарцы, должны любить свой город, знать его историю и быть грамотными людьми. Запомните эти слова:

       С тех пор промчалось много лет.

       …Хоть прошлого тускнеет след,

      Но всё ж история жива

      И в камне, и в реке;

      История живёт в словах,

      Осталась в языке.

                                               (Е. Ефимовский)

2).  – Экскурсия наша закончена.

  – Чему учились на уроке?

  – Что нового узнали?

  – Что понравилось?

3). Домашнее задание (даётся дифференцированно)

1 уровень.

     Поиграть в игру «Слова». Можно строить цепочку по 2-ой букве, по 4-ой букве и т.д.

2 уровень.

     Найти в библиотеке дополнительный материал про улицы нашего города. Приготовить небольшое выступление на тему «Почему улица так названа?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...