Конспект урока " Устная и письменная речь" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кузина Екатерина Васильевна

Разработка урока для 1 класса по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14_marta_konspekt_ustnaya_i_pismennaya_rech.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка 1 класс

УМК «Школа России», «Русский язык» , Канакина В, П., Горецкий В. Г., 1 класс

     Данная методическая разработка поможет организовать урок русского языка в 1 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Цель урока- создание условий для формирования  первоначального  представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения. Применяемые формы и методы работы делают  урок интересным и увлекательным. Материал будет полезен начинающим и опытным педагогам.

Тема: Устная и письменная речь.

Цель: создать условия для формирования  первоначального  представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Осознание ценности изученного материала.
  •  формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов…….

Предметные:

  • Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.
  • Уметь различать речь устную и письменную
  • Ввести в активный словарь детей слова – термины: «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.
  • Уметь списывать предложения.……

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение формулировать учебную задачу и удерживать ее.
  • Умение выявлять проблему.
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД:

  • Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  • Умение сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Умение соблюдения позиции «понимающего»
  • Умение работать в паре.
  • Умение в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю.

Оборудование: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 1 класс, карточки с названиями видов речи, мультимедиа

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Ход урока

1. Организационный этап

Слайд 1

2. Актуализация опорных знаний

1) Чистописание

Отгадайте загадку:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

Сколько букв в слове аист?

Сколько звуков? Чем отличаются буквы от звуков?

Какой первый звук? Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой обозначим на письме звук а? Буква а. Пропишем эту букву.

На доске: в небе , аист , летает, высоко(Розовые карточки)

Прочитаем запись на доске.

Составьте предложение из этих слов. (Слайд 2)

Вспомним правила записи предложения.

Найдите и подчеркните основу предложения. (Слайд 3)

2) Устная работа

- Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей) Для чего человеку нужна речь?

Вывод: речь нужна для того, чтобы общаться, делиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями с другими людьми.

II)Самоопределение к деятельности

- Посмотрите на парту .

У каждого на парте (Работа в паре)  голубые карточки «слушание», «предложение», «письмо», «чтение», «говорение», «речь про себя»(Слайд 4)

- Определите карточку, на которой записано «лишнее слово». (карточка «предложение»).Покажите ее мне.(Слайд 5)

- Объясните свой выбор.( Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи)А предложение –это то, из чего состоит наша речь.

Слайд:  

- Попробуйте разделить эти виды речи на 2 группы.

- Какие группы получились?

По какому принципу вы разделили карточки на две группы?

Назовите мне тему нашего урока? Виды речи

Устная и письменная речь.

- Какие задачи поставим перед собой? (Получить ответ на вопрос: Узнать и запомнить-какой бывает речь? Уметь правильно определять устную и письменную речь.

III . Изучение нового материала

- Вернемся к группам карточек. Какое название можно дать каждой группе?

Что относится к устной речи? Почему? Что относится к письменной речи? Почему?

Давайте проверим ваши предположения с помощью учебника.

1)Организация восприятия и осмысления новой информации (усвоение исходных знаний). (Работа с учебником с.7 упр. №3)

- Прочитайте текст.

- Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)

- Что такое письменная речь?

- Что такое устная речь?

Рассказали в парах друг другу.

2)Первичная проверка понимания (Работа с учебником с.7 №4)

- Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

- Как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»? (Нарисованы герои сказки.)

- Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.

- Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей? (К письменной)

_ Почему?

- Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)

- Почему?

3) Работа с картинками. Соотнеси картинку и назови вид речи.(Слайды)

4)Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.

Послушайте  загадки,  отгадайте  их.  О  какой  форме  речи  они  напоминают?

– Распределите отгадки по столбикам.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)

Листы бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

Интересный сундучок.
Ты не тронешь — он молчок,
Стоит ручку повертеть,
Будет говорить и петь.
Ответ: (Радио)

                

        

4)Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (Работа с учебником с.8)

- Прочитайте, что написано в верхней части страницы. (Что такое родной язык?)

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение слова язык? Родной язык? Русский язык?

- Рассмотрите рисунки. Попробуйте прочитать предложения, написанные на доске. (Они написаны на разных языках)

- Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?

- Кто сможет прочитать предложения, записанные на иностранных языках?

- На с.8 прочитайте текст под рубрикой «Обрати внимание…»

- Какой вывод вы можете сделать?( Прочитать и понять написанное можно тогда, когда знаешь язык, на котором записан текст.)

- Прочитайте сведения о языке. Вывод мудрой черепахи

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация.

Помните, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своем родном языке.

- Найдите на с.8 словарное слово .Русский язык – это два словарных слова. Написание этих слов мы должны запомнить.(прописать в тетрадях)

Спишите предложение из упр. 5 о русском языке.

-Подумайте, в каких еще значениях используется в русском языке слово язык?(Слайд- многозн. Слова

7. Подведение итогов урока

-Вспомните, какая бывает речь?

-Какую речь мы называем устной?

- Какую речь мы называем письменной?

- Как называется наш родной урок?

Тест по теме.

8. Рефлексивно-оценочный

Закончите предложения:

На доске:

Сегодня я узнал, что речь бывает …

Теперь я знаю, что русский язык – это …

Мне было интересно выполнять задание …

Тест по теме «Речь устная и письменная»

1. Какие звуковые сигналы можно назвать речью?

         Мама!                 Ку-ка-ре-ку!                 И-го-го!

2. Дополни предложение: «Устная речь – это речь, которую мы …

         читаем или записываем

         произносим или читаем        

         слышим или произносим

3. Какой речью ты воспользуешься, чтобы связаться с другом по телефону?

         устной                 письменной                 и устной, и письменной

4. Ученик приводил примеры письменной речи. Где правильный пример?

         Саша пишет письмо.

         Марина записывает домашнее упражнение по русскому языку.

         Света пересказывает текст о писателе.

               

5. Какой язык является государственным языком нашей страны?

         английский язык                 русский язык         французский язык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе тема: Приемы устных и письменных вычислений

урок закрепления пройденного материала;задания направлены на  развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания...

Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".

презентация к уроку риторики устная и письменная речь....

Интегрированный урок математики в 4 классе по теме "Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами"

Интегрированный урок математики (история, информатика и элементы русского языка) построен на основе материалов краеведения и посвященный 12 апреля - Дню космонавтики. Разнообразные задания позволяют р...

Устные и письменные приёмы вычислений. 4 класс

В данной презентации представлены задачи для устной и письменной работы на уроке: логические задачи, уравнения, интересный познавательный материал о космосе....

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....