Открытый урок русского языка по теме "Времена глагола. Будущее время"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Аристова Татьяна Васильевна

Данный урок проводится в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Времена глагола. Будущее время". На уроке используется групповая, парная и индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_urok_russkogo_yazyka.docx63.21 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3  

Предмет: Русский язык

 Программа: Перспективная начальная школа

УМК: Русский язык:  учебник для 3 класса : 2 ч. Ч. 2 / М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова,  Москва АКАДЕМКНИГА,   2012

Тема: Времена глагола. Будущее время

Цели урока: формировать представление о будущем времени  глаголов и учить определять время глаголов.

Задачи урока:

Образовательные: - продолжить работу над понятием времена глагола:

                                              - сравнивать формы глагола;

                                              - различать формы ед. и мн.ч. глаголов будущего времени;  

                                              - привести учащихся к пониманию того, что глаголы будущего времени не изменяются по родам;

                                               -научить детей изменять глаголы по временам, организовать наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов.

 Развивающие:   -активизировать мыслительную деятельность  учащихся, развивать память, мышление, речь.

Воспитательные: повысить информационную культуру учащихся, интерес к предмету; воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь,  самостоятельность, усидчивость, внимание.

Планируемые результаты:

Предметные  

1. Уметь определять  форму будущего времени глагола.

2. Знать, как изменяются глаголы будущего времени

3. Учатся извлекать нужную информацию из текста.

 Метапредметные:

Регулятивные - уметь определять и формулировать цели урока; уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы;  проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия;  высказывать свои предположения;

Коммуникативные - уметь выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения  и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию;

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного) добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символьные средства; сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

Личностные  – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; понимание значения различных видов информации в жизни человека; формирование интереса к изучению информатики через творческие задания, стремление использовать полученные знания.

Тип урока: урок изучения  и применения новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый, творческий.

Оборудование: Книгопечатная продукция М.Л.Калечук, Н.А.Чуракова    Русский язык  3 класс. Часть 3, карточки для работы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: включение в деловой ритм; создание  благоприятного психологического настроя на работу

-Добрый день! Поприветствуйте партнеров по лицу, партнеров по плечу. Пожелаем друг другу успехов, хорошего весеннего настроения, удачи и начинаем работать.

Рассаживаются по группам

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

Коммуникативные: -умение слушать учителя; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

актуализация опорных знаний и способов действий

III. Решение проблемы Цель этапа:

установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … !

-Ребята, мы продолжаем с вами открывать новые знания, путешествуя по стране Глагол. Нас ожидает трудная, но интересная и важная работа. Чтобы открывать что-то новое, мы должны быть уверены в уже имеющихся у нас знаниях.

- Мы с вами уже много знаем об этой части речи. Как вы думаете, есть ли у глагола ещё секреты? Хотите узнать?

- Предлагаю вам проверить свои знания о глаголе.

  Перед вами листочки, на которых записано интервью с глаголом.

- Вам необходимо (около известного сведения поставить «+», около неизвестного «?»)

«+» - это я знал

«?» - новая информация

  1. Часть речи

  1. Обозначаю действия предметов.

  1. Имею 3 времени.

  1. Бываю настоящего, прошедшего и будущего времени.

  1. В неопределённой форме имею суффиксы: -ть, -ти, чь.

  1. В прошедшем времени изменяюсь по временам

  1. В будущем времени изменяюсь по числам.

  1. В будущем времени  не изменяюсь по родам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- Что для вас стало новой информацией?  

Давайте проверим,  о чём вы знали раньше?

- Ребята, сколько вопросов у вас получилось?  

Возникла проблема, которую мы должны решить. Какая перед нами стоит задача?

- Кто поможет мне назвать тему нашего урока?

- Сформулируйте цель урока.

- Предлагаю выполнить задание, которое поможет нам выяснить информацию о будущем времени глагола.

1. Выявление общих признаков глагола будущего времени.

– Каким признаком объединены слова?

Пойдёт

Засыплет

Прокатимся

 - Что общего у этих глаголов?  

2. Запоминай!

Форма будущего времени глагола показывает, что действие будет происходить после момента речи.

3. Практическая работа в группах

 Упражнение 196.

-сравни глаголы в предложениях

- в каком времени стоит глагол во всех предложениях?

- позволяют ли вопросы к глаголам и форма записи различить глаголы ед.ч. и мн.ч.? Обоснуйте свой ответ

- изменяются ли глаголы в форме будущего времени по числам?

-а по родам?

Сделай вывод: изменяются ли глаголы в форме наст.вр. и буд. вр. по числам?

4. Первичная проверка понимания нового материала

  1. Работа в парах с партнером по плечу

-Перед вами стихотворение о Черепашке. Вы должны найти все глаголы будущего времени, подчеркнуть их красным карандашом.

Была я малышкой,

Играла пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней-мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала.

Я скоро узнала,

Что взрослою стала

И детство моё

Навсегда потеряла.

Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

Я в школу бужу

По утрам малышей,

Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю,

Мету, отмываю,

Кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.

В понедельник или в среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Буду плавать, буду прыгать.

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним,

К безобразникам моим.

  1. Упр. 198. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

-Откройте тетради, запишите число 14 мая классная работа

-Прочитайте текст, задание.

-Всем  понятно? Приступайте к выполнению

-Зачитаем, какое стихотворение у вас получилось.

-Какие глаголы стоят в начальной форме?

-Еще какие глаголы вам встретились в стихотворении? Назовите время и число этих глаголов.

  1. Игра «Почтальон»

А теперь прочитаем слова на доске: зеленеет, расцветут, молчала, гремел, кричит, оживёт, задремлет, дарит, написал, споем,

- Что объединяет все эти слова?

-Какое задание вы можете предложить к этим словам?

- Предлагаю вам попробовать себя в роли почтальона. На доске конверты. На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт

 Настоящее вр.        Прошедшее вр.

зеленеет                   молчала

кричит                      написал

дарит                        гремел

Будущее вр.

задремлет

оживет

расцветут

споем

4. Работа с текстом. Парная работа с партнером по лицу

-Каждая пара получает задание. Это текст, у всех он разный. Нужно изменить время глаголов на будущее. (Если время будет, то записать этот текст в тетрадь)

-Зачитайте, какой текст у вас получился.

 Субъективная аналогия

-Каждая группа представит себя в виде глагола определённого времени. Используя приём олицетворения, опишите как вы себя чувствовали бы   в роли глагола настоящего, прошедшего и будущего времени. Можно использовать ответы на вопросы:

-Каково быть..?

- Как бы себя чувствовал…?

- Какой бы была жизнь…?

- Нравится ли вам быть…?

- Что нового каждый из вас узнал на уроке?

- Как изменяются глаголы будущего времени?

- В каком времени могут стоять глаголы? 

Оценки за урок

- Подойдите к моему столу, возьмите звездочку и прикрепите к нашей Ленте времени: если у вас возникли трудности и вы не усвоили материал в полной мере, то прикрепите звездочку к настоящему времени; если вы считаете, что тема вами усвоена и вы готовы двигаться вперед к новым знаниям, то прикрепите звездочку к будущему времени.

В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Но все ею пользовались по-разному. Одни путешествовали только в прошлое, им нравилось только вспоминать и не думать о том, что их ждёт.

Другие только в будущее путешествовали, им не хотелось вспоминать то, что было, и они совсем не хотели думать о настоящем.

Но были в этой стране люди, которые жили только настоящим, они не понимали тех, кто вспоминал всё время; и тех, кто мечтал и мечтал.

Я вам желаю уважительно относиться к своему прошлому, ценить свое настоящее и задумываться о своем будущем.                                

Продолжают фразу …..глагол

Отвечают на вопрос

Учащиеся заполняют таблицу

Познавательные: - выдвигать предположения и обосновывать их;

анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения  высказывания;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Будущее время глагола" УМК "Начальная школа 21века"

Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока "Будущее время глагола". Лексическая тема "Новогодний праздник"...

Открытый урок русского языка по теме "Глагол"

7 класс специальная(коррекционная) школа 8 вида...

Русский язык 2 класс. Презентация. Будущее время глагола.

Презентация. Русский язык. 2 класс. Будущее время глагола....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Будущее время глагола"

Конспект урока русского языка Будущее время глагола" с использованием карточек с  образовательной платформы Учи. ру...

Открытый урок русского языка по теме "Глагол. Обобщение"

Развитие умения обобщать знания по теме "Глагол". Способствование совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков.Воспитание любви к русскому языку, используя за...

Открытый урок русского языка по теме "Глагол" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме "Глагол" 3 класс...