Конспект урока русского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Пучкова Светлана Георгиевна

Данная тема изучается по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

«Значение фразеологизмов»

Класс – 2

УМК – «Начальная школа XXI века»

Цель:  создать условия для ознакомления с фразеологизмами.

Задачи:

Образовательные:

  • Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов;
  • Наблюдать за устойчивостью крылатого выражения.

Развивающие:

  • Способствовать развитию лингвистического мышления, обогащению словарного запаса, развитию речи;
  • развить творческие способности и личностные качества;
  • способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности  и взаимовыручки;

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.

Оборудование:

  • Компьютер, интерактивная доска.
  • Карточки с индивидуальным заданием.

Литература:

  1. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 2.
  2. Фразеологические словари

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.  Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Ребята, какой урок мы начинаем?

- Сегодня мы работаем с темой блока «Как устроен наш язык».

- Что это значит?

-Я желаю вам навострить ушки и на славу поработать не покладая рук.

-Что же я вам пожелала?

-Что услышали в моем пожелании?

Приветствие учителя. Организация своего рабочего места.

- Будем открывать «тайны языка».

- Быть внимательными и хорошо поработать.

-Фразеологизмы.

2. Актуализация знаний

Цель:

Выявляет уровень знаний и затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

а) игра «Верите ли вы, что…»

(таблица на доске)

*Каждый фразеологизм имеет свое

значение.

*Смысл фразеологизма разрушится,

 если ввести в него другие слова.

-В течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

б) работа со стихотворением

-Послушайте одну историю.

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка

Говорила:

-Не дерись, не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера!

Через час, едва живой

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора

А на нем на самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

-Какая фраза повторяется в стихотворении?

-Что мама хотела пожелать сыночку, произнеся ее?

-Почему петушок не понял маму?

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.

Каждый заполняет 2-ой столбик таблицы.

- Ни пуха, ни пера!

- Удачи!

- Не знал значения.

3.Постановка учебной цели и задач урока

Цель: формулирование цели и темы урока.

Помогает обучающимся сформулировать тему и цели урока.

- Как думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Какие задачи будем решать?

Формулируют цели и тему урока.

- О фразеологизмах

4.Открытие нового знания.

Цель: наблюдать за значением фразеологизмов; находить их среди других словосочетаний. 

Организует деятельность обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

а) работа со словами из словаря

«Найди слово»

паязыкслрз      

слиьрветерхт

чквпемедведьлык

рдопворонащ

(Проверка на доске)

- Прочитайте слова. Что их объединяет?

- Запишите по памяти.

б) значения фразеологизмов

- А вы знаете, что эти слова могут входить в состав фразеологизмов. Хотите узнать, каких?

Сейчас мои помощники вас познакомят.

- Каково его значение? А если мы не знаем значения, куда обратиться?

(фразеологизмы появляются на доске)

- Давайте обратимся к таблице. Справедливо ли высказывание «Каждый фразеологизм имеет свое значение»?

- Запишите 2 фразеологизма, которые понравились. (Проверка)

в) наблюдение за структурой фразеологизма

- Вы знаете, я пообщалась с одним мальчиком, и он с некоторыми из наших крылатых выражений составил предложения. Послушайте.

1)Вася на уроке считал воробьев, поэтому ничего не понял.

2)Учительница сказала, что подсказывая друг другу, мы совершаем волчью услугу.

- Что вы заметили?

- Будут ли данные сочетания считаться фразеологизмами?

- Какой вывод можно сделать? Обратитесь к таблице.

- Давайте исправим ошибки. Запишите любое из предложений. Подчеркните фразеологизм.

«Открывают»  новые знания с помощью учителя.

Дети работают самостоятельно

язык

ветер

медведь

ворона

- Они из словаря.

Записывают по памяти.

Дети, у которых карточки с фразеологизмами, в состав которых входят слова язык, ветер, медведь, ворона, читают их.

- К фразеологическому словарю.

Ставят + в 3-ем столбике.

- Вставил другие слова.

- Нет.

- Слова в крылатых выражениях нельзя менять.

Ставят – в таблице.

5.Физкультминутка

Цель: снять напряжение, расслабиться и отдохнуть

Организует физкультминутку в стихотворной форме.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Выполняют разминку.

6. Закрепление

Цель: закрепление новых знаний.

Учит применять новое знание в типовых заданиях.

- Вы уже знаете, что фразеологизмы можно изображать.

а) упр 2 с 111- коллективно

- Давайте посмотрим, как это сделал художник в учебнике.

- Эти рисунки помогут нам закончить предложения.

- Запишите любое из предложений. Подчеркните фразеологизм.

б) работа в мини-группах

- А сейчас вы будете изображать, но карандашами или красками. Для этого объединитесь в группы. У каждой группы есть прозрачный конверт, где находятся разные сочетания слов. Надо найти среди них фразеологизм и попробовать его показать.

(Повторить правила работы в группе)

Дети выполняют задание с объяснением, проверяют.

 

Выполняют упражнение под руководством учителя.

Работают в группе.

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке.

Сообщает домашнее задание и дает инструктаж по его выполнению.

- Вам предстоит создать «Морфологическую копилку»

Слушают инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

9.Рефлексия  (подведение итогов урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов работы.

Организует рефлексию обучающихся.

«Создай паспорт»

Название – фразеологизм

Внешний вид – сочетание слов

Место жительства – фразеологический словарь

Особые приметы – устойчивое, не принимает других слов

- А теперь каждый попробует оценить свою работу на уроке.

  • Если работали «не покладая рук», то похлопайте себе.
  • Если «лодыря гоняли» - топните.
  • Если «сидели сложа руки» - молчите.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Дети создают паспорт с помощью учителя.

                             

Дети оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" ...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Фразеологизмы"

Данный урок русского языка  был разработан мною для работы в 4 классе по теме "Фразеологизмы".      Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных и индиви...

Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Фразеологизмы.Общение жестами.

Конспект урока с презентацией по теме "Что рассказало слово. Фразеологизмы."Тип урока- "открытие новых знаний"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: ·        Создание условий для ознакомления с  понятием «фразеологизмы»;;·...