Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Терентьева Марина Петровна

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное". 2 класс. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 

  1. Ф.И.О. учителя: Терентьева Марина Петровна

  1. Класс:         2                   Дата:     16.03.2018                       Предмет:  русский язык

  1. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний

  1. Цели урока:

Образовательные: сформировать представление об имени существительном как части речи; показать различие между одушевленными и неодушевленными именами существительными; сформировать умение классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?).

Развивающие: способствовать развитию  у школьников  логического мышления при систематизации имён существительных по тематическим группам;  умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать чувства товарищества  и культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе; интерес к русскому языку.

       5. Дидактические средства:

 - учебник для 2-го класса «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Часть 2. Стр. 76 -  77

- электронное приложение к урокам русского языка 2 класс

- презентация к уроку

- тетрадь

Характеристика этапов урока:

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1.

Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

  Эмоциональный настрой на урок.

  - Наступила весна. Ярко светит солнышко.   Оно  улыбается, даёт нам свет и тепло.   Передадим и  мы частичку тепла друг другу. И я надеюсь, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

  Фронт.

Индив.

Формирование УУД: 

(Р)волевая саморегуляция 

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель: 

Актуализировать мыслительные операции:

анализ, сравнение, обобщение.

 1. Орф.минутка

-  Прочитайте слова на доске, вставьте пропущенную букву, объясните орфограмму.

Д.рев.я, м.л.дая, тра.ка,  скв.рцы, прил.тели, прекрас.ная, заз.л.нела,  гр.чи.

- Составьте с данными словами предложения.

(Скоро на полях зазеленеет  молодая травка. Из тёплых краёв прилетели скворцы и грачи.)

Запись с комментированием.

II.        Создание проблемной ситуации.

- Выпишите слова, которые отвечают на вопрос КТО? ЧТО?

   (Проверка на слайде)

- Что они обозначают?

- А знаем ли мы, как называются слова этой  части речи?

  1. Предлагает коллективное задание.
  2. Проводит параллель с ранее изученным материалом. 3) Контролирует выполнение работы. 4) Организует фиксацию индивидуальных  затруднений и побуждает детей определить свою позицию.

1) Выполняют задание с доски. 2) Обосновывают выбор правильного ответа. 3) Производят самоконтроль. 4) Отвечают на вопросы учителя.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование  мыслительных операций:

анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений.  2) Согласовать цель  и тему урока.

Формулирование темы урока и постановка учебной задачи.

- Какая проблема возникла?

- Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?

(Узнать,  как называется эта часть речи и научиться определять её среди  других частей речи)

    - Оказывается  в русском языке существуют слова, которыми можно назвать  каждую  часть речи.  Группы слов, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?  и обозначают  всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать и т.д.- называют что-то существующее.

- Как бы вы назвали эту часть речи?

- Сформулируйте тему урока. (Имя существительное)

- Итак, какие задачи поставим перед собой?

1.   Распознавать имена существительные по значению и вопросу

2. Различать одушевлённые и неодушевлённые  существительные

Организует подводящий к теме диалог.

1)Формулируют тему и задачи урока.

 

 Фронт.

 

Формирование УУД: 

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя 

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Цель: формирование умения находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт ; добывать новые знания

 Открытие нового знания.

Упр. 99, стр. 76. Прочитайте задание

- Обсудите в парах и найдите ответы на вопросы

- Теперь запишите слова, которые служат ответами на вопросы. Ответ на каждый вопрос пишите с большой буквы с новой строки.  

- Какая пара может ответить на вопросы?

- Какая пара не согласна?

- Кто поехал на дачу? (Папа, Алёша)

- Что росло в саду? (Яблони, груши)

- Что обозначают эти слова?

- На какие вопросы отвечают?

- Что называется именем существительным? Сделайте вывод.

-  Прочитаем вывод  по учебнику, который нам даёт профессор Самоваров.  

 - Совпал ли наш   вывод с  выводом учебника?

Для того, чтобы определить часть речи, во-первых необходимо что узнать? (Что обозначает?)

Во-вторых, мы задаём вопрос к данному слову и называем часть речи

- Что мы составили? (Алгоритм определения части речи)

(Слайд)

1)Организует обсуждение.

2)Организует обмен мнениями.

 1) Обсуждают задание. 2) Высказывают своё мнение. 3) Составляют алгоритм определения части речи

 

 

 

 

Парная

Формирование УУД: (Р) проговаривание

последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. 

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. 

5.

Первичное закрепление нового материала.

Цель: развитие умения ориентироваться в новой системе знаний, оформлять свои мысли в устной форме; совместно находить ответ на поставленный вопрос

 Первичное закрепление. Работа в группах.

Повторение правил работы в группах.

   - Из данных слов, выберите только существительные. Дайте общее название  данной группе слов.

1 группа: Учитель, писать, красивый, солдат, девочка, умный, ученик. (Люди)

2 группа: Берёза, холодный, подснежник, растёт, помидор, зелёный, сосна (Растения)

3 группа:  Лисица, рыжая, медведь, спит, морж, тигр, хищный. (Звери)

4 группа:  Мороз, тёплая, оттепель, дождь, дует, ветер. (Явления природы)

5 группа: Красивое, полотенце, платье, пробегает, сапоги, сидит, варежки. (Вещи)

- Как можно их назвать одним словом?

– Чем  сходны  между  собой  эти слова?

– Назовите одушевлённые имена существительные, неодушевлённые имена существительные.

  –  Как вы думаете, все группы слов мы записали?

  –  Какие ещё группы слов существуют, приведите примеры.

  –  Какой вывод можем сделать?

(Имена существительные можно объединить в тематические группы)

Организует работу в группах.

1)Выполняют работу в группах. 2) Производят  самоконтроль. 3) Представляют результаты своей работы. 4) Обмениваются мнениями. 5) Делают вывод.

Групповая

Формирование УУД: (П)Умение распределять слова по группам, использую вопрос и обосновывать свое мнение,  

(Р) оценка, контроль, коррекция; (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

 

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: самостоятельной применение новых знаний и осуществление самопроверки

Закрепление.  Самостоятельная работа.  

(Электронное приложение к учебнику)

- Помоги сове построить лестницы к домикам.  Для этого правильно распредели дощечки по деревьям.

1 вариант – выпишите    имена существительные, которые отвечают на вопрос  КТО?

2 вариант – выпишите имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО?

 Сначала запишите вопрос с большой буквы, затем слова в строчку, через запятую.

  Самопроверка за учеником.

(1вариант – слон, тюлень, жираф, зебра, кабан.

2 вариант – сирень, камень, тополь, жасмин, осина.)

- Вызвало ли  задание затруднения?

  Аналогичное задание выполните дома упр. 101.

Организует самостоятельную работу.

1) Выполняют самостоятельную работу. 2) Проводят

самопроверку по эталону.

Самостоят.

Формирование УУД: (П) Умение распределять слова по группам, использую вопрос и обосновывать свое мнение, (Р) Умение выполнять самопроверку по эталону, находить и исправлять ошибки

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Итог урока.

Вернёмся к цели урока. Какую цель  ставили?

(Узнать, как называется часть речи и научиться определять её среди других частей речи)

Вернёмся к записанным словам.

  Деревья, трава, скворцы, грачи.

- К какой части речи относятся слова, которые мы выписали вначале урока?

- Что называется именем существительным?

- Какие бывают имена существительные?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- Кого бы вы сегодня похвали за работу на уроке?

Рефлексия.

- Возьмите  конвертики, я приготовила для вас листочек, цветочек и яблочко.

-  Если вы считаете, что поработали хорошо, усвоили материал урока, то возьмите плод -  красное спелое яблочко – это значит, вы работали плодотворно;

- Если вы думаете, что вам необходимо ещё поработать над этой темой и у вас на уроке были затруднения при выполнении заданий, возьмите цветочек .

- Если для вас задания были  сложными  и тема урока показалась трудной, то возьмите листочек.

(По рядам  обучающиеся  выходят к доске и выставляют на дерево выбранную  картинку)

- Посмотрите на дерево, …(у нас ещё присутствуют листочки, значит на следующих уроках мы продолжим работу по этой теме;    на нашем дереве  мы видим только плоды и цветы – это значит материал урока усвоили)

 Спасибо за урок.

1) Задаёт вопросы о задачах урока. 2) Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

1) Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2) Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. 3) Проводят рефлексию и самооценку своей деятельности

 

 

 

Фронт.

 

Формирование УУД: 

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс

Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Род имен существительных.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию ум...