Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное". 2 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: Терентьева Марина Петровна
- Класс: 2 Дата: 16.03.2018 Предмет: русский язык
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
- Цели урока:
Образовательные: сформировать представление об имени существительном как части речи; показать различие между одушевленными и неодушевленными именами существительными; сформировать умение классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?).
Развивающие: способствовать развитию у школьников логического мышления при систематизации имён существительных по тематическим группам; умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать чувства товарищества и культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе; интерес к русскому языку.
5. Дидактические средства:
- учебник для 2-го класса «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Часть 2. Стр. 76 - 77
- электронное приложение к урокам русского языка 2 класс
- презентация к уроку
- тетрадь
Характеристика этапов урока:
№ | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат | |
1. | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Эмоциональный настрой на урок. - Наступила весна. Ярко светит солнышко. Оно улыбается, даёт нам свет и тепло. Передадим и мы частичку тепла друг другу. И я надеюсь, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Фронт. Индив. | Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. | 1. Орф.минутка - Прочитайте слова на доске, вставьте пропущенную букву, объясните орфограмму. Д.рев.я, м.л.дая, тра.ка, скв.рцы, прил.тели, прекрас.ная, заз.л.нела, гр.чи. - Составьте с данными словами предложения. (Скоро на полях зазеленеет молодая травка. Из тёплых краёв прилетели скворцы и грачи.) Запись с комментированием. II. Создание проблемной ситуации. - Выпишите слова, которые отвечают на вопрос КТО? ЧТО? (Проверка на слайде) - Что они обозначают? - А знаем ли мы, как называются слова этой части речи? |
| 1) Выполняют задание с доски. 2) Обосновывают выбор правильного ответа. 3) Производят самоконтроль. 4) Отвечают на вопросы учителя. | Фронт. Индив. | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока. | Формулирование темы урока и постановка учебной задачи. - Какая проблема возникла? - Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать, как называется эта часть речи и научиться определять её среди других частей речи) - Оказывается в русском языке существуют слова, которыми можно назвать каждую часть речи. Группы слов, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? и обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать и т.д.- называют что-то существующее. - Как бы вы назвали эту часть речи? - Сформулируйте тему урока. (Имя существительное) - Итак, какие задачи поставим перед собой? 1. Распознавать имена существительные по значению и вопросу 2. Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные | Организует подводящий к теме диалог. | 1)Формулируют тему и задачи урока.
| Фронт.
| Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. Цель: формирование умения находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт ; добывать новые знания | Открытие нового знания. Упр. 99, стр. 76. Прочитайте задание - Обсудите в парах и найдите ответы на вопросы - Теперь запишите слова, которые служат ответами на вопросы. Ответ на каждый вопрос пишите с большой буквы с новой строки. - Какая пара может ответить на вопросы? - Какая пара не согласна? - Кто поехал на дачу? (Папа, Алёша) - Что росло в саду? (Яблони, груши) - Что обозначают эти слова? - На какие вопросы отвечают? - Что называется именем существительным? Сделайте вывод. - Прочитаем вывод по учебнику, который нам даёт профессор Самоваров. - Совпал ли наш вывод с выводом учебника? Для того, чтобы определить часть речи, во-первых необходимо что узнать? (Что обозначает?) Во-вторых, мы задаём вопрос к данному слову и называем часть речи - Что мы составили? (Алгоритм определения части речи) (Слайд) | 1)Организует обсуждение. 2)Организует обмен мнениями. | 1) Обсуждают задание. 2) Высказывают своё мнение. 3) Составляют алгоритм определения части речи
| Парная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5. | Первичное закрепление нового материала. Цель: развитие умения ориентироваться в новой системе знаний, оформлять свои мысли в устной форме; совместно находить ответ на поставленный вопрос | Первичное закрепление. Работа в группах. Повторение правил работы в группах. - Из данных слов, выберите только существительные. Дайте общее название данной группе слов. 1 группа: Учитель, писать, красивый, солдат, девочка, умный, ученик. (Люди) 2 группа: Берёза, холодный, подснежник, растёт, помидор, зелёный, сосна (Растения) 3 группа: Лисица, рыжая, медведь, спит, морж, тигр, хищный. (Звери) 4 группа: Мороз, тёплая, оттепель, дождь, дует, ветер. (Явления природы) 5 группа: Красивое, полотенце, платье, пробегает, сапоги, сидит, варежки. (Вещи) - Как можно их назвать одним словом? – Чем сходны между собой эти слова? – Назовите одушевлённые имена существительные, неодушевлённые имена существительные. – Как вы думаете, все группы слов мы записали? – Какие ещё группы слов существуют, приведите примеры. – Какой вывод можем сделать? (Имена существительные можно объединить в тематические группы) | Организует работу в группах. | 1)Выполняют работу в группах. 2) Производят самоконтроль. 3) Представляют результаты своей работы. 4) Обмениваются мнениями. 5) Делают вывод. | Групповая | Формирование УУД: (П)Умение распределять слова по группам, использую вопрос и обосновывать свое мнение, (Р) оценка, контроль, коррекция; (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения
|
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самостоятельной применение новых знаний и осуществление самопроверки | Закрепление. Самостоятельная работа. (Электронное приложение к учебнику) - Помоги сове построить лестницы к домикам. Для этого правильно распредели дощечки по деревьям. 1 вариант – выпишите имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? 2 вариант – выпишите имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? Сначала запишите вопрос с большой буквы, затем слова в строчку, через запятую. Самопроверка за учеником. (1вариант – слон, тюлень, жираф, зебра, кабан. 2 вариант – сирень, камень, тополь, жасмин, осина.) - Вызвало ли задание затруднения? Аналогичное задание выполните дома упр. 101. | Организует самостоятельную работу. | 1) Выполняют самостоятельную работу. 2) Проводят самопроверку по эталону. | Самостоят. | Формирование УУД: (П) Умение распределять слова по группам, использую вопрос и обосновывать свое мнение, (Р) Умение выполнять самопроверку по эталону, находить и исправлять ошибки |
7. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Итог урока. Вернёмся к цели урока. Какую цель ставили? (Узнать, как называется часть речи и научиться определять её среди других частей речи) Вернёмся к записанным словам. Деревья, трава, скворцы, грачи. - К какой части речи относятся слова, которые мы выписали вначале урока? - Что называется именем существительным? - Какие бывают имена существительные? - Какие задания вы выполняли с удовольствием? - Кого бы вы сегодня похвали за работу на уроке? Рефлексия. - Возьмите конвертики, я приготовила для вас листочек, цветочек и яблочко. - Если вы считаете, что поработали хорошо, усвоили материал урока, то возьмите плод - красное спелое яблочко – это значит, вы работали плодотворно; - Если вы думаете, что вам необходимо ещё поработать над этой темой и у вас на уроке были затруднения при выполнении заданий, возьмите цветочек . - Если для вас задания были сложными и тема урока показалась трудной, то возьмите листочек. (По рядам обучающиеся выходят к доске и выставляют на дерево выбранную картинку) - Посмотрите на дерево, …(у нас ещё присутствуют листочки, значит на следующих уроках мы продолжим работу по этой теме; на нашем дереве мы видим только плоды и цветы – это значит материал урока усвоили) Спасибо за урок. | 1) Задаёт вопросы о задачах урока. 2) Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? | 1) Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2) Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. 3) Проводят рефлексию и самооценку своей деятельности
| Фронт.
| Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс
УМК "Школа России" Планируемые результаты УУД Предметные, метапредметные, личностные...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс
Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Род имен существительных.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию ум...