Открытый урок. Обобщение по теме "Местоимение" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок закрепления, повторения по теме "Местоимение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок - повторения | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщение по теме «Местоимение»
Тип урока: урок-обобщение
Продолжительность:45 мин.
Цель урока:1. Обобщить знания по теме «Местоимение».
2.Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речи и мышление через формулировку вывода.
3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;
- закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;
- совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами.
2. Метапредметные: создать условия для самостоятельного осмысления учащимися знаний о местоимениях.
регулятивные- — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;
коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные УУД – формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
- создать ситуацию для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни.
Методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
Информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник В. П. Канакиной «Русский язык» 4 класс 2 часть, раздаточный материал.
Методы обучения на уроке: проблемное обучение, здоровьесберегающая технология – физкультминутка, словесно-наглядный метод.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для Вас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали Все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда,
Мы урок начнём, друзья.
II. Самоопределение к деятельности.
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
А что за старые друзья вы, я надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.
Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него как не крутись,
В речи нам не обойтись!
- Ребята, вы узнали, о чём идёт речь?
Дети: - Это местоимения!
- Верно, это наши друзья местоимения.
- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
- Итак, тема нашего урока сегодня «Повторение по теме «Местоимение». (Слайд № 2)
- С помощью слов-помощников расскажите мне, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Слайд № 3 )
Ответы детей: - Я повторю, что такое местоимение (определение)…
- Я повторю, что местоимение имеет лицо и число.
- Я повторю, что местоимение может заменить имя существительное…
- А я повторю, как пишется местоимение с предлогами…
- Хорошо, ребята, много оказывается нам с вами надо повторить и вспомнить о местоимении.
- А как вы продолжите предложение «Мне пригодится…»? Для чего нам в обычной жизни нужны местоимения?
Ответы детей: - Мне пригодится знание местоимений для того, чтобы я был грамотным, когда вырасту.
- Мне пригодится знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной.
- Какие вы у меня молодцы, ребята. Действительно, местоимения нам в жизни пригодятся.
- Идём дальше.
- Открываем тетради, запишите число и классная работа.
III.Актуализация знаний.
- Прежде чем мы начнём выполнять различные задания от местоимений, кто мне скажет, а что такое местоимение?
Д.- Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
- Правильно, ребята.
- Ну, а теперь местоимения открывают свои врата и приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов.
- И продолжим мы урок,
Несомненно, с этих строк.
Вы на строчки посмотрите-
Что заметили - скажите?
- Прочитайте, что же здесь написано?
(Дети читают, что написано на Слайд 4)
Семья, тыква, телефон, ворона, выбор, мыло.
- Так что же вы заметили? Докажите.
- Я предлагаю вам найти местоимения в словахи записать себе в тетрадь. Проверка (Слайд5)
- На какие две группы можно разделить местоимения.
Запишите эти местоимения по числам. Проверка и оценка (Слайд6)
- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.
- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?
Чистописание.
- А сейчас мы с Вами определим, над письмом какой буквы мы будем работать на минутке чистописания. Обратимся к выписанным местоимениям. ( Эта буква имеет согласный звук, непарный, твёрдый, звонкий. Что это за буква? Назовите местоимение, в котором есть эта буква.)
- _______________________________________. (Какую закономерность вы заметили? У себя в тетради продолжите эту закономерность. Оцените свою работу )
-Возвращаемся к местоимениям. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.
- Давайте посмотрим, какое следующее задание приготовили вам местоимения…
2. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ
(Слайд 7)
- Что записано на слайде?
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
М...тро, м...роз, м...талл, меб...ль, м...л...ко, м...рковь.
(Дети работают в тетради. Взаимопроверка (Слайд 8) и взаимооценка)
- Вот и следующее задание подготовили для вас местоимения…
1 ряд –подчеркните местоимения, которые можно заменить местоимением ОН;
2 ряд- подчеркните местоимения, которые можно заменить местоимением ОНА;
3 ряд - подчеркните местоимения, которые можно заменить местоимением ОНО.
(Проверьте, ребята правильность выполнения задания. )
- Что мы с вами повторили выполнив это задание?
Дети: - Можно заменять имена существительные местоимениями, подходящими по роду.
- Правильно.
3. ДОМИКИ
- Посмотрите, ребята, местоимения выстроили для себя новый дом, а как заселиться в него не знают.
- Ваша задача сейчас будет поработать в паре. Надо расселить правильно по своим квартирам местоимения. (Слайд №9)
1 лицо | 2лицо | 3 лиц | |
ед.ч. | |||
мн.ч. |
Я, он, мне, вы, они, ты, вас, она, мы, оно,тобой, к нему.
(Дальше дети обмениваются своими «домиками» между парами и идёт проверка по слайду №10. )
- Что мы с вами повторили выполняя это задание?
Дети: - Повторили, какое местоимение к какому лицу и числу относится.
4. ФИЗМИНУТКА
- А теперь давайте немного отдохнём.
- Молодцы. Присаживайтесь. Отдохнули, размялись.
5. Скажите, а что вы знаете о местоимениях 3-лица.
Дети: - Изменяются по числам.
Дети: - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н».
- Сейчас вы поработаете редакторами. Кто такой редактор
Дети: - Человек, занимающийся исправлением ошибок в тексте, который собираются выпустить в печать.
-Молодцы верно.
- Где я могу посмотреть объяснение слова?
Да, действительно, Ожегов объясняет: «РЕДАКТОР – человек, который редактирует что-нибудь. Специалист по редактированию. А редактирование – это проверять и исправлять текст при подготовке к печати.»
- Вот текст, который надо отредактировать. (Слайд №11)
Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
- Запишите. Работаем. (Дети работают над текстом.)
- Сами проверьте правильность написания текста. (Слайд № 12)
(Учитель выводит текст на экран, по которому дети сами себя проверяют.)
- Оцените себя.
- Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получились такие красивые и правильные предложения.
- Какие знания помогли вам редактировать этот текст?
Дети:
- Правильное написание местоимения с предлогом.
Дети:
- Правильное написание местоимения в нужном падеже, подходящим по смыслу предложения.
- Верно, ребята. А вот и следующее для вас задание.
- У местоимений, которыми вы заменили существительные определите падеж и лицо.( Проверка и оценка).
6.Самостоятельная работа. (работа на листочках)
1 уровень.
Вставьте местоимения в нужном падеже, определи число.
Подошёл к (он) ___________, возвратился с (она) _________,
посмотрел на (они) _________, позвонил (она) ____________,
отвечал (они) ______________ .
2 уровень.
Укажи лицо, число и падеж.
Мне - __________________.
От нас - ________________ .
Тобой - _________________ .
К нам - __________________ .
О них - __________________ .
3 уровень.
Исправьте ошибки.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг блиско от её раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.
Рефлексия:
- Итак, ребята. Давайте вспомним, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Дети: - повторение по теме «Местоимение».
- Что же мы с вами повторили, вспомнили сегодня на уроке о местоимениях?
Дети: - Повторили части речи. Смогли выделить среди других частей речи местоимения.
Дети: - Повторили умение заменять имена существительные местоимениями.
- Хорошо. А ещё?
Дети: - Повторили правильное написание местоимений с предлогами. И изменение местоимений в нужную падежную форму по смыслу предложения.
- Для чего это нужно нам?
Дети: - В жизни эти знания нам пригодятся.
- А теперь сосчитайте общее количество баллов за урок. По критерию отметки за урок поставьте себе отметку за урок.
Проверка баллов у учащихся.
- Встаньте те, кто получил за урок от 15 до 17 баллов?
- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
- А теперь встаньте те, кто набрал за урок от 12 до 14баллов?
- Хорошо. Вы тоже сегодня поработали хорошо. Садитесь.
- Встаньте те, ребята, кто набрал за весь урок 11 и ниже баллов.
- Тоже не плохо.
- Продолжи фразу (Слайд 13)
Сегодня на уроке я …
Мне было интересно …
Теперь я могу ….
Я понял, что …
Я выполнил задания …
- Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд14)
- Я сегодня хочу задать вам домашнее задание по выбору:
1. Стр.65 №137,словарь;
2. Стр.64 №136, словарь.
- Спасибо за работу на уроке! (Слайд15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок чтения в 4 классе . Обобщение по теме Родина
обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способностей , интеллекта, творческих способностей и кругозораЗадачи: - учить коммент...
КМО открытый урок Обобщение по теме «Имя прилагательное» 4 класс
КМО открытый урок...
Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...
Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...
Открытый урок "Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка в 3 классе по теме имя существительное...
Открытый урок "Обобщение знаний по теме Имя существительное,как часть речи"
Имя существительно,кк часть речи....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...