Русский язык конспект урока Правописание гласных в корне
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспекты урока по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_russkiy.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Родственные (однокоренные слова)

Учебная цель:  формирование понятия «однокоренные слова» развитие умения выделять корень в слове, находить однокоренные слова, составлять цепочки однокоренных слов; обеспечение практического усвоения морфологического принципа русской орфографии.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование понятия «однокоренные слова» развитие умения выделять корень в слове, находить однокоренные слова, составлять цепочки однокоренных слов; обеспечение практического усвоения морфологического принципа русской орфографии.

Метапредметные:

Познавательные – развитие основных мыслительных операций анализа и синтеза на основе использования приема классификации; использование схемы опоры для выделения ключевых понятий в правиле.

Коммуникативные – развитие умения работать в группе; отстаивать свое мнение, принимать позицию собеседника, соглашаясь с его аргументацией.

Регулятивные -  развитие умения формировать цель своей работы на уроках русского языка

Личностные –

Ход урока

Этап

Д/М

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Формулировка темы урока

1

2

3

4

-Класс делится на 4 группы, каждой группе выдается список слов:

солить, сад, светить, звонить, синяк, соль, звон, садовник, синий, свет, соленый, синенький, садовый, светлый, синеть.

-Данные слова  разбейте на группы, четко сформулируйте принцип разбиения.

-Обратите внимание, что в каждой группе слов общая часть.

Слайд: один + корень

Как называются слова с одним и тем же корнем? Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

Деление на 4 группы

Учащиеся могут составить несколько типов классификации.

Ответы учащихся на вопросы.

Познавательные - развитие основных мыслительных операций анализа и синтеза на основе использования приема классификации;

Коммуникативные – развитие умения работать в группе; отстаивать свое мнение, принимать позицию собеседника, соглашаясь с его аргументацией.

Открытие нового знания

5

6

7

8

9

-Уточните значение слов из нашей классификации.

Свет – светлый – светить.

-Что можно сказать о значении однокоренных слов?  Посмотрите на слова, выделите корень.

Водитель – приводить – вода.

Уточнили значение этих слов. Составили опору.

-При каких условиях слова будут однокоренными?

1 условие – одинаковый корень.

2 условие – близкое значение.

Какие слова называются однокоренными?

 

Откройте страницу 213. Прочитайте правило про себя.

Разберем 1 пример. Выполняется 1-е условие? Выполняется 2-е условие?

Ученик работает у доски.

Ответы учащихся.

Тема: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»

Учебная цель: формировать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными в корне, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемых словах.

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными в корне, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемых словах.

Метапредметные:

Познавательные -уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные -  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

Этап

Д/М

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Формулировка темы урока

1

2

-Ребята, перед вами словосочетания:

Новая кни…ка , знакомый а…тор , ни…кий потолок , мя…кий диван , гла…кая бумага ,у…кая дорога , сколь…кий пол , ги…кая тросточка , закла…ка в кни…ке. 

-Прочитайте их. Какая орфограмма объединяет эти слова? Над какой темой мы с вами будем работать? Что мы уже знаем по этой теме, что нам надо вспомнить?

Учащиеся работают с раздаточным материалом.

Ответы на вопросы

Регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Познавательные -уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

Открытие нового знания

3

4

На доске слова: ЗУБКИ – ЗУБЫ

- Что можно сказать об этих словах? В каком слове ошибкоопасное место? Почему?

-Выберите из ряда однокоренных слов проверочные слова.

ЗУБОК, ЗУБ, ЗУБАСТЫЙ, ЗУБНОЙ.

-Кто выбрал слово зубной? Докажите.

 Давайте попробуем проверить наши слова этим способом.

(грибки - грибной; зубки – зубной; ягодки - ягодный)

Откройте страницу 84, прочитайте правило.  

Ответы детей

Когда мы произносим, звонкий согласный слышится звонко потому, что после него стоит звонкий согласный.

Познавательные -уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

Тема: Предложение

Учебная цель: формирование представления о предложении как единице речи;  обеспечение умения давать характеристику предложения; обеспечение умения построить предложения, выделить грамматическую основу.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представления о предложении как единице речи;  обеспечение умения давать характеристику предложения; обеспечение умения построить предложения, выделить грамматическую основу.

Метапредметные:

Познавательные - развивитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Регулятивные - развивитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозирование предстоящей работы (составлять план).

Коммуникативные – умение слушать и понимать других.

Личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Этап

Д.М.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

– Что такое предложение?

– Чем отличается предложение от слова, группы слов?

– Как составить предложение?

– Как правильно записать предложение (оформить на письме)? 

- Как правильно произносить предложение в устной речи?

– На основе заданных вопросов составим план урока.

План .

1. Из чего состоит предложение?

2. Связь слов в предложении.

3. Оформление предложения на письме.

4.Знаки препинания в конце предложения.

Ответы учащихся

Регулятивные - развивитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозирование предстоящей работы (составлять план).

- Чтобы вспомнить всё, что узнали о предложении и чему научились,  разделимся на группы.

 - У каждого из вас есть пригласительный билет на урок. На его обратной стороне – эмблема той группы, в которой каждый из вас оказался.

- Разойдитесь по группам ориентируясь на эмблемы. (В классе стоят отдельные столы для работы в группах.)

- Прочитайте и выполните задания, советуясь друг с другом.

Учитель.

- Поможет нам найти ответы на вопросы -   мини-проект  «Справочник младшего школьника», который мы сегодня сделаем.

Технология проектной деятельности

Учитель.

- Вставьте пропущенные слова в карточки. Они будут страничками нашего будущего справочника.

(Ученики выполняют теоретическую часть, которая будет включена в «Справочник младшего школьника»)

(Приложение  №1, №2)

Познавательные - развивитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные – умение слушать и понимать других.

Приложение 1

1 группа

Предложение – это ______________________ речи, выражающая ____________________ мысль.

Предложение состоит из __________, связанных по_____________

с помощью ______________________ и _______________________.

Связь слов в предложении устанавливается по  ______________.

2 группа

Члены предложения бывают или ____________________членами, или _____________________ членами.

Главные члены предложения – это_____________ предложения.

Бывает главный член предложения ______________________,

бывает главный член предложения_______________________.

Подлежащее отвечает на вопросы________ или _________ и

сообщает, о________ или о_________ говорится в предложении.

Подлежащее подчёркивается ____________ чертой.

Сказуемое отвечает на вопрос _________________________ и

сообщает о том, что говорится о_____________________.

Сказуемое подчёркивается ______________________ чертами.

3 группа

Предложение содержит или _________________________,

или________________________, или____________________.

По цели высказывания предложения бывают

____________________________, __________________________,

____________________________ .

В устной речи предложения отделяются ____________________.

В письменной речи предложения отделяются или______________,

или_____________________________________________, или

__________________________________.

По интонации предложения бывают ________________________

и ________________________________.

Восклицательные предложения произносятся с эмоциональной

_______________ и выражают _____________ чувства.

Невосклицательные предложения произносятся_______________.

Приложение 2

Практическая работа.

1 группа

1. Из данных слов составьте и запишите предложение:

лес над  молния  мелькнула яркая

_________________________________________________

2. Какой предлог используется в предложении для связи слов? Подчеркните этот предлог.

3. В каком слове пришлось изменить окончание? Выделите окончание в этом слове.

4. Выпишите из предложения слова, связанные между собой по смыслу.

_______________ (какая?) ________________

_______________ (на чём?) _______________

Практическая работа.

2 группа

1. Выберите и выпишите из данных строчек предложение, которое соответствует данной схеме:

 над чем?   что сделала?   какая?   что?

Тёмная туча.

В воздухе разливается аромат трав.

Хлынул проливной.

Над лесом блеснула яркая молния.

__________________________________________________

2. Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Объясните свои действия.

3. Определите границы предложений. Поставьте нужные знаки в конце предложений.

          Звенит будильник я открываю глаза за окном светит яркое солнце на разные голоса распевают птицы

Практическая работа.

3 группа

1. Прочитайте предложения. Соедините каждое предложение с его характеристикой. Объясните постановку знака в конце каждого предложения.

Уже наступила весна?                          

Пусть скорее наступит весна!            

Наступила весна.                                

повествовательное       вопросительное       побудительное

2. Прочитайте предложения парами. Чем похожи и чем различаются предложения в каждой паре? Выберите правильную характеристику каждому предложению.

1) Скоро наступят тёплые деньки.               (Побудит., невоскл.)

    Скоро наступят тёплые деньки!               (Повеств., невоскл.)

2) Выучите это правило!                               (Побудит., восклиц.)

    Выучите это правило.                                (Повеств., воскл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития....

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.

Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет-  ресу...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Русский язык.Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Урок обобщения материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию. Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно прове...