Учебная мотивация современного школьника.
статья по русскому языку на тему

Учебная мотивация современного школьника   

Емельянова М.А., учитель начальных классов

    Одной из ведущих, наиболее актуальных и, бесспорно, значимых проблем в современной педагогической науке является проблема мотивации обучения, изучение и анализ составляющих её факторов.  Значение учебной мотивации у современных школьников трудно переоценить, ведь её практическая составляющая позволяет анализировать и влиять на источники активности  человека, понять и применить на практике возможность стимулирования  побудительных сил его поведения и трудовой деятельности. Проблема развития мотивации учебной деятельности является важнейшей многоплановой проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы, особенно актуальной она является на начальном этапе обучения. Развитие и формирование эффективной мотивации учения считается важным показателем сформированности внутренней позиции школьника, что, в свою очередь, является одной из приоритетных задач, стоящих перед Федеральным государственным образовательным стандартом.  Проблема формирования мотивации учения изучалась и изучается многими  российскими учеными, такими как А.К. Маркова, Л.И. Божович, В.И. Василовский,  Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин,  B.C. Ильин, Р.А. Жданова и многими другими.

Возможность современного учителя применять в своей практической повседневной деятельности  теоретические подходы к изучению мотивации,  использовать внутренние и внешние стимулы учения, умение формировать и повышать учебную мотивацию современного школьника, позволяет учителю добиться более действенных результатов в обучении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебная мотивация современного школьника

                                  Емельянова М.А., учитель начальных классов,

МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12» г. Читы

    Одной из ведущих, наиболее актуальных и, бесспорно, значимых проблем в современной педагогической науке является проблема мотивации обучения, изучение и анализ составляющих её факторов.  Значение учебной мотивации у современных школьников трудно переоценить, ведь её практическая составляющая позволяет анализировать и влиять на источники активности  человека, понять и применить на практике возможность стимулирования  побудительных сил его поведения и трудовой деятельности. Проблема развития мотивации учебной деятельности является важнейшей многоплановой проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы, особенно актуальной она является на начальном этапе обучения. Развитие и формирование эффективной мотивации учения считается важным показателем сформированности внутренней позиции школьника, что, в свою очередь, является одной из приоритетных задач, стоящих перед Федеральным государственным образовательным стандартом.  Проблема формирования мотивации учения изучалась и изучается многими  российскими учеными, такими как А.К. Маркова, Л.И. Божович, В.И. Василовский,  Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин,  B.C. Ильин, Р.А. Жданова и многими другими.

Возможность современного учителя применять в своей практической повседневной деятельности  теоретические подходы к изучению мотивации,  использовать внутренние и внешние стимулы учения, умение формировать и повышать учебную мотивацию современного школьника, позволяет учителю добиться более действенных результатов в обучении.

    Любой учитель знает, какое огромное значение для успешного обучения имеет мотивация учебной деятельности школьников, её влияние на достижение ставящихся перед учеником задач. Следует уточниться в понятиях мотива деятельности человека и целей, которых он хочет  с его помощью достичь.

     Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком, которого он стремится достичь в ходе своей деятельности (Гальперин П.Я.). На уроке ученик получает цель извне, от учителя, в готовом виде. Однако в дальнейшем «объективные цели должны стать целями и мотивами самого ученика» (Л.И.Божович), определенность, ясность, осознанность целей повышает активность, усиливает мотивацию.

    Мотив – побуждение к достижению цели, это то, что побуждает человека к действию, его движущая сила, от которой зависит интенсивность этой самой деятельности (Д.Б. Эльконин).  Мотивом может быть интерес, стремление, убеждение, потребность, эмоции, одним словом то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

     Интерес в общепсихологическом определении – это эмоциональное переживание познавательной потребности как один из компонентов учебной мотивации. Интерес определяется «как одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы», и здесь важна дифференциация видов интереса и отношения к учению. Интерес, согласно А.К.Марковой «может быть широким, планирующим, результативным, процессуально - содержательным, учебно-познавательным и высший уровень – преобразующий интерес». Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими  потребностями… Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй  его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые  для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»

     Эмоции возникают у человека при актуализации мотива и нередко до рациональной оценке своей деятельности. Тем самым эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Специфика эмоций, отмечал А.Н.Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношение между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего учебного труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки. Эти эмоции Сухомлинский называл «радостью» или даже «счастьем» труда. Он подчеркивал также значение таких эмоций, как желание хорошо учиться, озаряющее всю детскую жизнь, а также чувство собственного достоинства. Для эмоционального статуса ученика важно то, чтобы перед ним никогда не закрывалась дорога к успеху, то, что он не мог сделать, он сделает в будущем, может быть, уже сегодня или завтра. Велика также роль эмоций сопереживания, возникающих у школьников в общении с учителями и сверстниками. Этим эмоциям В.А.Сухомлинский придавал настолько большое значение, что писал: "Самое трудное в воспитании – это учить чувствовать".

    Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. По глубокому убеждению А.К. Марковой, формирование мотивации учения является важнейшим аспектом современного обучения. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой и малоэффективной.  

    Мотивация по сути своей является энергетической  составляющей процесса достижения человеком какой-либо цели, поставленной перед собой. Чем важнее и значимее для человека побудительный мотив к определенному действию и достижению успешного результата, тем быстрее и эффективней будет итог этой деятельности. Выработка высокоэффективной учебной мотивации у школьников напрямую связана с проблемой мотивации как таковой вообще. От того, насколько определенная ситуация располагает ученика к приобретению и усвоению новых знаний и умений, зависит и объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы учитель во время педагогического процесса направлял свои усилия на создание положительной и заинтересованной мотивации учащегося к обучению, чтобы  процесс обучения вызывал у ребенка максимально позитивное отношение к этому процессу, создавал и укреплял внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Как отмечала Г.А. Цукерман, мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (при поступлении в школу), не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение.

     Формирование мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является необходимым условием эффективного процесса учения. Зная и учитывая виды  мотивации у младших школьников,   можно  и нужно у каждого конкретного ученика, а также у коллектива класса, вырабатывать  соответствующую  положительную  мотивацию. Обучение   будет  успешным, если  правильно подобрана и применена  соответствующая мотивация в отношении конкретного ребенка, с учетом его личностных особенностей и возможностей, если  она опирается на его потребности, мотивы, интересы, т. е.  имеет  для  него  личностный  смысл.    

    Мотивации могут иметь различный структурный характер, они могут быть связанными или нет с учебной деятельностью, подразделяться на мотивации «положительные» и «отрицательные».

I.   Мотивация,  напрямую не связанная с  учебной деятельностью:

• Мотивация «отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться или мотивация избегания неудачи.       

Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.

• Мотивация «положительная» в  двух  формах:

1). Определяется  социальными устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, близкими).

2). Мотивация, определяющаяся  узколичными  мотивами (одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.) или престижная мотивация.      

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

II.   Мотивации,  связанные с самой  учебной  деятельности.

• Мотивация, связанная  непосредственно с целями учения (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора) или познавательная мотивация.     

Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Познавательный мотив формируется уже в начальной школе. Д.Б. Эльконин - один из создателей системы развивающего обучения, много писал об учебной деятельности младшего школьника. При этом он подчеркивал, что мотивами, адекватными этой деятельности, могут быть только такие, которые связаны с ее содержанием, то есть познавательные.  

• Мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность в реализации  своих способностей) или мотивация достижения успеха. Основной характеристикой этого вида мотивации является устойчивая потребность в достижении результата в учебе, стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь успеха в каком-либо деле. Эта потребность проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного её содержания. Гальперин П.Я. мотив стремления к успеху понимает как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата.  

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей.

    Существует ещё один вид мотивации, который стоит как бы особняком. Это компенсаторная мотивация.     

У неуспевающих детей возникает особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п.

     Как правило, в школу ребенок приходит положительно мотивированным, с большим желанием учиться. Ему, особенно в самом начале обучения, по-настоящему интересно, хочется многое понять и многому научиться, что соответствует наличию у него познавательной мотивации к учебе. Очень важно на раннем этапе обучения не дать угаснуть этому положительному отношению к школе, поэтому деятельность учителя должна быть направлена на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.

Каков же механизм развития у школьника мотивации к обучению? Современные подходы к формированию учебной мотивации у школьников выделяют несколько разнообразных условий её развития:

-  максимально возможное снижение роли внешнего контроля и минимизация применения практики наказаний за результаты обучения,  т.к. они снижают уровень внутренней мотивации обучаемого. Поощрения и награды свидетельствуют об успешности деятельности школьника, об уровне его компетенции, ведь для любого человека мнение и оценка окружающих бывают очень значимы, важно быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения в свой адрес. Наказания же должны играть стимулирующую роль, должны быть направлены на достижение успехов, а не на избежание неудач;

-  следующим условием формирования мотивации является развитие самостоятельности и самоконтроля ученика, предоставление ему свободы выбора в возможности принимать самостоятельные решения по тому или иному вопросу;

-  соответствие задач и результатов обучения запросам, интересам и потребностям ученика, быть максимально значимыми для него.

Взрослея, ребенок должен понимать и осознавать потребность в созидании своего будущего, у него должно складываться представление о том, что учеба и её итоги – важный шаг на жизненном пути;

- учитель должен организовать свой учебный процесс так, чтобы ученику было интересно, чтобы он получал максимально больше положительных эмоций от общения с одноклассниками, а для этого в классе должна быть достигнута атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения;

- особо значимым условием в формировании мотивации современного школьника является личность учителя и его отношение к ученику. Только высокопрофессиональный, уверенный в своих силах и знаниях учитель может являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения;

- одним из основополагающих условий создания учебной мотивации является дифференцированный подход к учащимся. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие - не очень, поэтому и вид мотивации должен подбираться строго индивидуально, в зависимости от каждого конкретного ребенка. Создание на уроке ситуации успеха должно преследовать как минимум две цели:

- помочь сильному ученику реализовать себя в более сложной деятельности;

- выполнить посильный объем работы более слабому ученику.

Психологи школы П.Я. Гальперина доказали, что характер мотивации зависит от типа учения.  П.Я. Гальперину принадлежат слова,  которые лично мне очень нравятся:  «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения». Тип учения и характер мотивации зависят от того, как и какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику - пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом.

    Результативность формирования мотивации обучения представляется невозможной без осмысления и понимания учащимися целеполагания учебной деятельности. Успешность обучения во многом зависит от  умений школьников правильно ставить перед собой цель в учебной деятельности и достигать её, во многом благодаря правильно сформированной мотивации к обучению.

Ученики должны представлять себе и понимать, что цель – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты их действий, которые могут быть реализованы при помощи мотивов. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается сложным, взаимосвязанным комплексом мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений.

Мотивация в достижении какой-либо цели часто приобретает самостоятельное значение, в результате чего цель превращается в мотив-цель. Очень важно научить ребенка ставить перед собой разные цели , но обязательно реально достижимые.  В ходе учебного процесса при создании  взаимодействия по принципу: учитель-ученик, необходимо отрабатывать с учениками задания, отражающие компоненты учебной деятельности:

- давать возможность ученику определять его собственные цели занятия или его этапа и думать, ради чего он хочет сегодня работать на занятии;

- пусть учащийся самостоятельно оценивает важность и значимость изучаемого материала; возможно у него возникнут дополнительные предложения по изучению учебного материала;

- учить ребенка формулировать свои учебные задачи, определять способ их решения;

- формировать у ребенка умение анализировать достигнутые результаты при решении своей учебной задачи и определять возможные затруднения;

- научить его представлять себя на месте учителя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.

      Одним из важных условий формирования учебной мотивации, является создание в классе атмосферы сотрудничества, доверия и взаимного уважения, при которых ученик получал бы максимально больше положительных эмоций от общения с одноклассниками.

     Как правило, дети хотят работать вместе, т.к. это веселее и интереснее, товарищ может проверить работу и подсказать тебе, если ты что-то забыл или не знаешь, да и, вообще, может помочь выполнить эту работу.  

     В своей повседневной работе стараюсь развить это естественное стремление детей к  совместной учебной деятельности, научить их работать во взаимодействии со сверстниками, вследствие чего у учеников не только накапливаются знания, формируются учебные умения и навыки, но и развивается мотивация к обучению, создаются условия для ее перехода на новый, более высокий уровень.

     Заинтересованное взаимодействие детей возникает в том случае, когда между ними происходит активный обмен информацией, способами выполнения учебной работы, учебными навыками и умениями.

Например:

1. На уроке технологии («Ромашковая поляна», пластилин) учащиеся выполняют изделие коллективно в группах. Один размазывает пластилин  синего цвета выше нарисованной линии – получается небо. Другой размазывает пластилин зелёного цвета ниже линии – получается поляна. Третий скатывает шарики белого и оранжевого цвета и сплющивает их. Четвертый  лепит эти заготовки  на зелёный фон и стекой делает узоры на лепестках. Между детьми происходит распределение операций, в результате чего они получают общий результат, при этом происходит обмен мнениями по поводу проводимой работы, её качества, ожидаемого результата.

2. На уроке окружающего мира ученики распределяются на группы по четыре человека (сидящие рядом), в которых они обсуждают заданную тему и выполняют задание учителя. Например, во время урока по теме: «Животные и их разнообразие» один из группы отбирает картинки  млекопитающих, второй – птиц, третий – насекомых, четвертый называет отличительные особенности. В результате ученики, работающие в группе, с взаимным интересом обменялись информацией по изучаемой теме, закрепили навыки работы в коллективе. Подобное разделение рабочих обязанностей между членами группы может быть организовано  по другим темам окружающего мира («Живая и неживая природа. Свойства живых существ», «Многообразие растений», «Грибы, их многообразие» и т.д.), а также при работе с материалом других учебных предметов. Причем учащиеся могут обмениваться не только информацией, полученной из учебников, но и дополнительными сведениями по определенной, общей для них теме, взятой из книг, кинофильмов, телепередач, Интернета, рассказов взрослых. Но главным и здесь остается обмен информацией между детьми для получения единого результата, отработка и закрепление навыков работы в коллективе, взаимовыручки и умения дополнять друг друга.

Приведенные примеры взаимодействия учеников в группах, коллективе в основном направлены на формирование познавательной мотивации.

3. На уроках по любому из учебных предметов предлагаю ученикам поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга (работа в парах). Они участвуют во взаимопроверке самостоятельной работы или домашнего задания и контролируют правильность выполнения задания друг другом, а также советуются и помогают друг другу выполнять задания. Например, в работе по русскому языку, где надо найти и обозначить «опасные места» в предложении, определить правильность переноса слова и т.д.;  в работе по математике выполнить сложение и вычитание на числовом луче, найти сумму и разность двух отрезков и т.д.  Главное в этом методическом приеме заключается именно в обмене функциями, закреплении навыков работы в коллективе, умении тактично и без обиды указать товарищу на его ошибки. В этом случае отрабатываются навыки формирования как познавательной, так и престижной мотивации обучения.

4. При выполнении заданий творческого характера на первое место выходят признаки мотивации достижения успеха и престижной мотивации. В этом случае проявляет себя особая форма взаимодействия детей, которая внешне очень похожа на предыдущую, но психологически в ней актуализируются совершенно иные процессы, характерные для перечисленных выше форм мотивации. Особенностью при выполнении творческих заданий является проявление мотивации, напрямую не связанной с учебной деятельностью и мотивации, связанной с учебной деятельностью.

    Ученики обмениваются творческими работами: например, сообщениями и рисунками.  Для этой формы взаимодействия характерен именно обмен позициями, так как при этом очень четко разделяются собственная точка зрения и точка зрения другого человека; характерно стремление ученика преподнести свой материал лучше других, сделать его более привлекательным и информативным, одним словом, постараться отличиться среди других сообщений и работ.

    На начальном этапе формирования способов взаимодействия часть этих действий и операций беру на себя, являюсь одним из участников совместной работы. Затем к выполнению этих действий и операций подключаю детей и, в результате, полностью передаю их выполнение ученикам.

Формирования мотивации на отдельных этапах урока.

1.  Этап вызывания исходной мотивации.

На начальном этапе урока учитель может и должен учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

2.  Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

3.  Этап завершения урока.

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.

    Повышение уровня учебной мотивации и, как следствие этого, улучшение качества обучения - процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Неослабный и пристальный интерес к учебной деятельности у младших школьников, с учетом возраста, во многом формируется через игру, т.е. путем проведения уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.

    Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов:

1. “Фантастическая добавка”.

Учащимся предлагается представить себя чашкой, которую разбила героиня сказки «Сказка  про честные ушки» и попытаться пересказать эту историю с позиции чашки. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное, непривычное и любопытное.

2. “Удивляй”.

Синицы при приближении опасности шипят, что спасает этих птиц и их выводки от хищников. Враг  пугается так как это напоминает ему шипение змеи. Рисунок на крыльях некоторых тропических бабочек напоминает большие глаза какого-то животного, что тоже отпугивает потенциальных врагов.

3. “Отсроченная отгадка”.

Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде; на следующем уроке мы познакомимся с самой маленькой и самой большой птицей в мире и.д.

 4. “Прогнозирование”.  

Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Огородники”,  “Фантазёры”,  “Затейники”.

5. “Да-нетка”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

      Для учащихся младшего школьного возраста характерна любовь к играм и мечтам, они с удовольствием разгадывают загадки, раскрывают тайны и удовольствием слушают и рассказывают о приключениях, настоящих и выдуманных. Однообразная и монотонная работа быстро их утомляет и надоедает им. Необходимость выполнения большого количества однотипных упражнений нужно постараться превратить в игру, в которой выполняемые действия происходят с какой-то игровой сказочной целью. В таких случаях я использую приём “Привлекательная цель”. На уроке математики в 1-ом классе “Сложение и вычитание круглых десятков» одна из задач, решаемых на уроке — отработка навыков сложения и вычитания Учащимся  ставится цель: помочь Илье Муромцу справиться с Соловьем - Разбойником, вернуть награбленное им золото,  прогнать племя басурманское с земли русской.

     С целью развития и сохранения нужного уровня учебной мотивации у младших школьников в повседневной деятельности постоянно использую занимательные задания, загадки и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

“Найди лишнее число в каждом ряду”, “Зачеркни его”, “Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”, “Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”.

    За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: кто выше, кто пришёл первым? Задания, в которых содержатся определенные проблемы помогают поддерживать мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

    Учебная мотивация сохраняется, развивается и имеет свой смысл, если ученик достигает поставленных целей, реализует свой потенциал и получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок.

     Информация о состоянии мотивационных процессов  в классе играет большую роль в педагогической деятельности учителя, позволяя оценить уровень мотивации и в соответствие с этой оценкой наметить план действий по формированию учебной, потому что изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы ученика. Полученные результаты диагностики ложатся в основу разработки системы уроков с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации на основных этапах урока в каждом конкретном классе и в отношении каждого конкретного ученика.

    В современной педагогической науке  разработаны и  широко применяются различные методики изучения уровня мотивации. Для выявления уровня мотивации к учению может быть использована методика «Рисование на школьную тему» (для учащихся 1-2 классов) Н.Г. Лускановой и методика «Изучения учебной мотивации первоклассников» М.Р.Гинзбурга.

Рисуночная методика (авт. Н.Г. Лусканова) с успехом используется для диагностики проблем мотивации к обучению, возникающих у детей с приходом в школу. Эта методика, как никакая другая, позволяет выявить тревожность, негативное отношение к школе. Вот некоторые аспекты оценки рисунков на тему “Что тебе нравится в школе?

Несоответствие теме указывает на:

 -  Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. На таких рисунках ребята изображают свои игрушки, дом, домашних любимцев, узоры. Это свидетельствует о мотивационной неготовности ребенка к школьному обучению.

 -  Детский негативизм. Если ребенок категорически отказывается рисовать на заданную тему и рисует то, что он хорошо умеет рисовать, то это может свидетельствовать как о завышенных притязаниях, так и о возможных трудностях, которые могут возникнуть у него при выполнении школьных требований.

 -  Неверное понимание и толкование поставленной задачи. В этом случае ребенок вообще ничего не рисует или пытается “подсмотреть” у соседа. Такое поведение, по мнению психологов, свойственно ребятам с задержкой психического развития

-  При несоответствии рисунка заданной теме при подведении итогов за рисунок проставляется 0 баллов.

Соответствие заданной теме свидетельствует в целом о том, что ребенок испытывает положительное отношение к школе. Но здесь есть несколько нюансов, которые связаны с сюжетами, выбранными ребятами для своих рисунков.

-    Учебная ситуация. На таких рисунках ребята изображают фрагменты урока, учеников за партами, себя у доски и т.д. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации. При количественной оценке таким рисункам проставляется 30 баллов.

-   Ситуация не учебного характера, но, так или иначе, связана со школой. Дети рисуют школьный двор, школьное здание, школьный автобус, школьный музей и т.д. Такие рисунки характерны для детей с положительным отношением к школе, но на первый план у них выступает внешняя атрибутика. Для них очень важен статус ученика,  т.е. пока на первый план выступают социальные мотивы, которые при умелом воздействии со стороны учителя и родителей вполне могут перерасти в познавательные. Количественная оценка – 20 баллов.

 -   Игровые ситуации, связанные со школой. На таких рисунках изображены  игры на переменах, игрушки и другие предметы, непосредственно не относящиеся к учебе, находящиеся в классе. Такие рисунки характерны для детей с положительным отношением к школе, но преобладающей игровой мотивацией. Количественная оценка – 10 баллов.

     Для проведения оценки уровня учебной мотивации в первом классе мной использовалась методика «Рисование на школьную тему» (для учащихся 1-2 классов) Н.Г. Лускановой.

Выявлены следующие результаты:

а) Высокая школьная мотивация (30 баллов) – 15 чел. (60%).

б) Положительное отношение к школе по внешней мотивации (20 баллов) – 7 (28%).

в) Положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой  мотивации (10 баллов)  – 3 (12%).

Диагностика учебной мотивации первоклассников (авт. М.Р.Гинзбург).

Учащимся сообщаем инструкцию:

«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак  «+».

  1. Я учусь в школе потому что…

а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить профессию;

е) у меня хорошие друзья.

2.  Самое  интересное на уроке…

а) игры и физкультминутки;

б) хорошие оценки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д) познание нового и выполнение заданий;

е) готовиться к жизни.

3.  Я стараюсь учиться лучше, чтобы…

а) получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.

4.  Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что…

а) я хорошо все выучил(а);

б) в дневнике стоит хорошая отметка;

в) учительница будет рада;

г) дома меня похвалят;

д) смогу побольше поиграть на улице;

е) я узнаю больше нового.

Обработка результатов.

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов, в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам ответов

1

2

3

4

а)

б)

в)

г)

д)

е)

0

5

3

2

4

1

1

2

3

0

5

4

2

5

0

1

3

4

5

2

3

0

1

4

Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.

Уровни мотивации

Количество баллов по номерам

Сумма баллов итогового уровня мотивации

1

2

3

4

I

II

III

IV

V

5

4

3

2

0-1

5

4

3

2

0-1

5

4

3

2

0-1

5

4

3

2

0-1

17-20

13-16

9-12

5-8

0-4

I – очень высокий уровень мотивации с выраженным личным смыслом, преобладающими познавательными и внутренними мотивами, стремлением к успеху;

II – высокий уровень мотивации;

III – нормальный (средний) уровень мотивации;

IV – сниженный уровень учебной мотивации;

V – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

   Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:

  • количество учащихся, уровень мотивации которых характеризуется как очень высокий;
  • количество учащихся, уровень мотивации которых характеризуется как  высокий;
  • количество учащихся с нормальным уровнем мотивации;
  • количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
  • количество учащихся с низким уровнем мотивации.

Все названные показатели необходимо выразить в процентном соотношении от числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих

возрастных этапах.

Проведена диагностика учебной мотивации первоклассников (авт. М.Р.Гинзбург).

Выявлены следующие результаты:

  1. чел. (16%) -  учащиеся, уровень мотивации которых характеризуется как очень высокий;
  1. чел. (16%) -  учащиеся, уровень мотивации которых характеризуется как  высокий;
  1. чел. (40%) -  учащиеся с нормальным уровнем мотивации
  1. чел. (28%) -  учащиеся со сниженным уровнем учебной мотивации.

    Результаты изучения мотивации по выше указанным методикам, проведенные в первом классе показывают довольно высокий уровень учебной мотивации у школьников на начальном этапе обучения в первом классе. Важно учитывать эти показатели, разрабатывая уроки с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации на основных этапах урока, также нужно помнить, что мотивация является важным и специфичным компонентом учебной деятельности, через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

     Необходимо проведение повторной диагностики с целью проверки уровня сформированности мотивации и выявления динамики в процессе её формирования (снижается, повышается, остается на прежнем уровне).

     Данная статья посвящена одной из важных проблем современной школы – повышению учебной мотивации школьников. В ней я постаралась осветить некоторые проблемы, влияющие на развитие положительной мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы. В статье отражен опыт использования мной методических приемов диагностики сформированности учебной мотивации, разработанных М.Р.Гинзбургом, Н.Г. Лускановой, позволяющих объективно оценить состояние мотивации у учащихся первого класса, а также использовать эти данные для решения задачи повышения мотивации школьников и, связанного с этим, улучшения качества обучения путем формирования определённого отношения учащихся к учебному предмету.

В целом можно сделать следующие основные выводы:

1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.

 Литература

 

1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:

Педагогика, 1968.

3. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности. Вопросы психологии, 1976.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999.  

5. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития.  Вопросы психологии. 1972.

6. Гальперин П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека. М., 1996.

7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии, СПб., 2004.

8. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1972.

11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.

12. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990

13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972 г.

14. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

15. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2004.

16. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте. Психология детства. — М.: МОиПК, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...

презентация "учебная мотивация младших школьников"

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо...

Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.

В презентации раскрываются вопросы мотивов учения  школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....

Формирование учебной мотивации младших школьников

Залог успешности обучения младших школьников -наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности....

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников.

« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это ...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Статья- "УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ."

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...