Рабочая программа по русскому языку 1-4 УМК "Школа XXI века"
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

Зараева Екатерина Александровна

Рабочая программа по русскому языку 1-4 УМК "Школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1-4.doc572 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку 1-4

Тематическое планирование

Начальная школа ХХ1 века

1 Пояснительная записка

       Главной целью современного школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение русского языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка - социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком. Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

-  навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

-  разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

-  научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели - нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика. Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные текс ты. Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык -часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

 2 Общая характеристика учебного предмета 

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.

От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны:

овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова);

формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение русского языка в первом классе начинается с курса «Обучение грамоте» и является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения. В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения.           Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили и изобразительно-выразительные средства речи.

Поскольку все стороны языка - фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая - взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов. Под блоками понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель. Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.

Важной отличительной стороной данной программы учебного курса «Русский язык» является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на

ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор учащихся, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

3 Место учебного предмета в учебном плане

Программа учебного предмета «Русский язык» рассчитана на обучение с 1 по 4 класс. В 1 классе - 33 учебных недели по 4 часа в неделю (132 часа в год). С 2 по 4 класс - по 4 часов в   неделю, на 34 учебных недели (136 часов в год).

4 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

5 Результаты и основания

В результате изучения курса русского языка учащиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языкe и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
  • оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и со - относить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

6 Содержание предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий,  -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ш, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливние, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения- повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Обучение грамоте  - 97 ч

97

Фонетика

Звуки речи. Смыслоразличительные качества   звуков.   Единство         звукового состава   слова и   его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой      анализ      слова.      Число      и последовательность       звуков                    в слове. Изолированный звук. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (макрак), Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость             согласных             звуков

как смыслоразличительная функция. Согласные звонкие и глухие. Слог как минимальная произносительная единица.

Ударение

Слово   как единство значения   и звучания. Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова.

Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Дифференциация близких по акустико-артикуляционным           признакам

звуков. Число и последовательность звуков в         слове.          Сопоставление         слов,

различающихся одним звуком (макрак). Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Дифференциация парных по твердости-мягкости согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости-глухости звуков Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые—мягкие согласные звуки). Определять    наличие    заданного звука в слове.

Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков.

Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Характеризовать особенности гласных, согласных звуков.

Моделировать звуковой состав слова с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков

Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие за данной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных.

Сравнивать   модели  звукового  состава: находить сходство и различие. Контролировать           этапы           своей

работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по ею буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции. Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях. Русский алфавит.

Гигиенические требования при письме. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жнши, чаща,             чущу).  Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три— пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков

Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного. Функции букв е, ё, /о, я (йотированные). Буквы, обозначающие согласные звуки. Овладение способом чтения прямого слога. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Дифференциация букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки з, шж, сш, зж, рл, и—ч и т. д.). Дифференциация букв. имеющих оптическое и кинетическое сходство а, иу, пт, лм, хж, шт, вд и т. д.). Разные способы обозначения буквами звука [й"\. Функция букв ь и ь. Русский алфавит.

Отработка техники чтения. Работа над осознанностью чтения. Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Пространственная ориентация на листе тетради. Анализ начертаний письменных за образа обозначающей        его         буквы         и

двигательного образа этой буквы. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и

свободы    движения    руки.     Алгоритм

списывания с печатного и письменного

шрифта.   Письмо   под   диктовку   слов,

звуковой  и буквенный состав которых

совпадает.

Гласные после шипящих (жйши, ча

ща, чу—щу)

Соотносить звук и соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слове: буквы гласных как показатель                 твердости-мягкости

предшествующих согласных звуков. Анализировать разные способы обозначения буквами звука [й]. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Анализировать поэлементный состав букв.

Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Моделировать буквы из набора элементов, различных материалов (проволока, пластилин и др.). Анализировать          деформированные

буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Записывать под диктовку слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции. Соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, написанный печатными буквами.

Анализировать текст на наличие в нём слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу,   выписывать   слова   с   данными

буквосочетаниями.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы

Слово и предложение

Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение   (различение).    Работа   с предложением:        выделение        слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление)

Слово  как  объект  изучения,  материал для    анализа.     Различение    слова    и обозначаемого   им   предмета.   Значение слова. Наблюдение над значением слов. Активизация и расширение словарного запаса. Понимание значения слова в контексте. Включение слов в предложение. Слово     и     предложение.     Работа     с предложением:         выделение         слов, изменение их порядка, распространение и  сокращение  предложения.   Заглавная буква   в   начале   предложения.    Знаки препинания     в     конце     предложения. Заглавная буква в именах собственных.

Различать слово и обозначаемый им предмет.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия).

Объяснять значение слов (в том числе из контекста).

Моделировать предложения (в том числе в ходе игр), распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели.

Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.

Контролировать  правильность предложений,    корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.

Объяснять        случаи        употребления заглавной буквы.

Развитие речи

Составление      рассказов      по      серии сюжетных   картинок.   Сочинение   небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр,            занятий,            наблюдений). Восстановление         деформированного текста повествовательного характера

Составление      рассказов      по      серии сюжетных     картинок.     Использование прочитанных     слов     для     построения связного        рассказа.        Практическое овладение диалогической формой речи. Работа     над     речевым     этикетом     в ситуациях      учебного      и      бытового общения:       приветствие,       прощание,

Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок с правильной последовательностью, составлять рассказы с опорой на картинки.

Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок с нарушенной последовательностью: реконструировать события и объяснять ошибки художника,

извинение, благодарность, обращение с просьбой.        Сочинение        небольших рассказов повествовательного характера (по   материалам   собственных   игр,   занятий,    наблюдений).    Восстановление деформированного           текста           повествовательного характера.

составлять    рассказы    после    внесения изменений        в        последовательность картинок.

Сочинять    небольшие    рассказы    повествовательного       и       описательного характера (случаи из собственной жизни, свои     наблюдения     и     переживания). Составлять      рассказ      по      опорным словам.

Объяснять   уместность   (неуместность) использования  тех  или  иных  речевых средств     в     ситуациях     учебного     и бытового общения.

Участвовать     в     учебном     диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Систематический курс - 578 ч

Фонетика и графика  - 53 ч

31

12

4

6

Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы.  Гласные буквы  е,  ё,   ю,  я,  их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные     по     твердости—мягкости, звонкости—глухости.   Слог.   Ударение. Фонетический анализ слова

Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи  на письме.  Гласные и согласные звуки    и    их   буквы.    Отсутствие   при произнесении звука преграды в ротовой полости    как    отличительный    признак гласных звуков. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие (парные и непарные).       Обозначение       мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные).    Дифференциация    сходных звуков     и     обозначающих     их    букв. Пропедевтика замен букв. Слог. Деление слов на слоги. Роль ударения. Устный фонетический анализ слова. Частичный письменный фонетический анализ слова

Классифицировать     звуки     русского языка      по      значимым      основаниям (например, в ходе заполнения пропусков в таблице «Звуки русского языка»). Характеризовать       звуки       (гласные ударные - безударные;                 согласные твёрдые - мягкие, звонкие - глухие). Определять звук по его характеристике. Соотносить    звук    (выбирая    из    ряда предложенных)    и    его    качественную характеристику.

Группировать    звуки    по    заданному основанию.

Приводить   примеры   гласных звуков, твёрдых - мягких,  звонких - глухих согласных.

Группировать   слова   с   разным   соотношением    количества    звуков    и букв (количество звуков = количеству букв, количество звуков ).

Объяснять   принцип  деления   слов   на

слоги.

Выбирать  необходимый  звук  из  ряда

предложенных, давать его качественную

характеристику.

Оценивать    правильность    проведения

фонетического анализа слов, проводить

фонетический анализ самостоятельно по

предложенному алгоритму.

Состав слова (морфемика)  - 30 ч

19

5

6

Форма слова.       Окончание.       Основа слова.      Корень                              слова.

Однокоренные          слова. Чередование

согласных   в        корнях.         Суффикс.

Приставка.     Значение    суффиксов    и приставок.

Окончание  как  часть  слова.

Изменение     формы    слова.

Практическое             усвоение  способов

изменения формы слова. Корень как часть слова и общая часть родственных слов.           Однокоренные (родственные слова). Наблюдение над корнями слов с чередованием согласных. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс и приставка как части слова. Значение суффиксов и приставок. Разбор слова по составу (морфемный анализ).

Объяснять     способы       изменения формы слова,   действия   изменения   формы   слова.

Различать изменяемые и       неизменяемые слова,   включать   неизменяемые   слова   в предложения.

Контролировать правильность объединения слов в группу: уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).

Строить алгоритм разбора слова по составу, разбирать слова по составу в соответствии с предложенным                           алгоритмом.

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. Объяснять значение слова - давать развернутое толкование значения слова. Различать родственные слова и формы слова.

Объяснять роль и значение суффиксов/приставок.

Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, с заданными суффиксами. Моделировать слова заданного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в слове ..., приставка, как в слове ..., окончание, как в слове ...»)

Лексика – 23 ч

23

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы

        

Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и тексте. Слова однозначные  и многозначные.

Наблюдение за многозначными словами в предложениях. Слова-синонимы. Наблюдение за синонимами в тексте. Слова-антонимы

        

Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. В процессе практической деятельности осваивать принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Наблюдать за использованием в тексте синонимов.

Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, выбирая наиболее точный синоним.

Составлять (в процессе коллективной деятельности и самостоятельно) словарь устаревших слов по материалам работы со сказками.

Объяснять значение      фразеологизмов. Соотносить соответствующие им рисунки. Создавать шуточные рисунки, основанные на значения слов, фразеологизма.  

 Анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употреблено в прямом/переносном значении.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Морфология  - 80 ч

44

36

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение. Род и число имен существительных. Падеж. Падеж; и предлог: образование предложно-падежной                 формы.

Склонение имён существительных. Нахождение        собственных        имён существительных. Имя прилагательное: общее        значение.

Изменение имён прилагательных по родам, числам  и падежам.

Словообразование            имён прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение лычных местоимений.

Глагол как часть речи. Значение глагола,          глагольные         вопросы.

Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов   по   лицам   в   настоящем   и будущем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи

Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи. Род   имён                   существительных:

мужской, женский, средний. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы имен существительных. Склонение имён существительных: 1, 2 и 3-е склонение. Определение        склонения             имён

существительных по форме им. п. ед. ч. Нахождение   собственных         имён

существительных.        Морфологический

разбор имён существительных.

Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Связь (согласование) имени прилагательного с именем                        существительным.

Морфологический         разбор         имен

прилагательных.      Местоимение,      его значение, признаки, использование в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол, его значение, признаки, использование в речи. Начальная форма глагола. Глагольные вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени. I и II спряжение                                 глаголов.

Способы определения спряжения глаголов. Морфологический разбор глаголов.

Классифицировать слова по частям речи, объяснять основания для распределения слов на группы (части речи; самостоятельные и служебные части речи).

Находить основание для классификации слов (в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки. Например, по частям речи; для имён существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам, спряжениям).

Определять грамматические признаки имен существительных.

Группировать имена существительные по разным основаниям. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, находить в тексте (например,           поэтическом)          имя   существительное    с    заданными    грамматическими характеристиками.

Характеризовать имена существительные как часть речи. Находить в ряду имен существительных лишнее      имя      существительное      (не имеющее         какого-то         из         тех

грамматических признаков, которыми обладают остальные слова в группе). Находить грамматические признаки имен прилагательных. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени                         существительного;

составлять         словосочетания         имя

существительное + имя прилагательное. Осуществлять            контроль            за

выполняемыми действиями: проверять правильность согласования имен существительных              и              имен

прилагательных, находить ошибки, исправлять их.

Оценивать роль местоимений в тексте, выполнять замену повторяющихся в тексте          имен          существительных

соответствующими         местоимениями.

Определять                  (анализировать)

уместность употребления местоимений в тексте, обнаруживать речевые ошибки, связанные с неудачным употреблением местоимений.                       

Определять грамматические признаки глаголов. Соотносить глагол и его грамматические характеристики.

Группировать глаголы по разным основаниям                          (наклонение,

время, спряжение).

Моделировать  в  процессе коллективной                                работы алгоритм определения           спряжения  глаголов  с   безударными

личными          окончаниями,    следовать

данному               алгоритму               при

определении спряжения глагола. Анализировать текст     на     наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны. Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Обобщать      результаты      наблюдения над                   грамматическими характеристиками   глаголов                   в таблицах.       В      процессе наблюдения устанавливать              значение              и употребление       наречий       в       речи. Различать предлоги      и      приставки. Контролировать                 правильность проведения разбора слова      как части речи.

Оценивать свои возможности при выборе степени сложности предлагаемых упражнений.

Синтаксис  - 45 ч

7

21

17

Словосочетание. Предложение. Главные члены     предложения: подлежащее     и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.   Однородные      члены предложения.

Различение      простых      и     сложных предложений

Слово, словосочетание и предложение. Связь слов в словосочетании (главное и зависимое).                            Предложения повествовательные,        вопросительные, побудительные (по цели высказывания). Предложения       восклицательные        и невосклицательные      (по      интонации). Главные           члены           предложения: подлежащее              и               сказуемое. Второстепенные    члены    предложения: дополнение,                           определение, обстоятельство.      Однородные     члены предложения. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но,      или).      Простое      и      сложное предложения.     Синтаксический   анализ простого                               предложения: характеристика по цели высказывания и интонации, нахождение главных членов

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании.

Классифицировать    предложения    по цели высказывания,          находить        в тесте              повествовательные/побудительные/вопросительные   предложения. Соотносить            предложение            и его характеристики:         находить         в тексте   предложения   с          заданными характеристиками.

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Правописание  - 212 ч

25

67

68

52

Правописание   жи—ши,    ча—ща,

чу—щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная.

Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой). Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании (башня башенка, чашка — чашечка).

Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-.

Правописание падежных окончаний имен существительных.  Правописание  суффиксов имен существительных  -ок, -ец, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний  -ичк-,  -ечк-.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание частицы не с глаголами. Знаки препинания в конце предложения:  точка,  вопросительный  и восклицательный знаки. Постановка запятой при однородных   членах   (при   перечислении, при употреблении союзов и, а, но)

Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Перенос слов.

Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой).  Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка чашечка). Правописание приставок об-, от-, до-,  по-,  под-,  про, за-,  на-, над-. Правописание     существительных мужского и женского рода с шипящими на конце {рожь, нож, ночь, мяч, камыш, вещь). Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин) с использованием правила, таблицы, опорного слова. Правописание суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Правописание частицы не с глаголами.

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов и, а, но)

Находить в чужой  и собственной работе орфографические ошибки, объяснять их причины.

Устанавливать  наличие  в  словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать   наличие  определенных  орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в   слове.   Анализировать   разные способы проверки орфограмм. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Группировать слова  по месту орфограммы.

 Группировать слова по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников   информации:   уточнять написания слов по орфографическому словарю.

Классифицировать слова,  написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными пра вилами объяснить нельзя.

Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов.

Анализировать текст на наличие в нем слов с определенной орфограммой.  

Составлять собственные тексты диктантов на заданную орфограмму или набор орфограмм.

Оценивать соответствие написания слов   орфографическим   нормам, находить   допущенные   в   тексте ошибки.  

Оценивать правильность примененного  способа   проверки орфограммы,  находить ошибки  в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами.

Создавать   собственные  тексты   с максимальным количеством включенных в них словарных слов.

Оценивать свои возможности при выборе упражнений  на закрепление орфографического материала.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Развитие речи - 106  ч

12

36

28

30

Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

Практическое овладение диалогической    формой    речи.    Диалог (спор, беседа).  Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями  начать,  поддержать,   закончить   разговор,   привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение _с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими   высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. План текста.

Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте, Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану

Определять особенности ситуации общения:    цели,   задачи,   состав участников, место, время, средства коммуникации. Обосновывать целесообразность выбора языковых средств,  соответствующих цели  и условиям общения.

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать   правильность   выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. На  основе наблюдений  в  повседневной    жизни     анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру во  время общения.

Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нем другой стороны. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.

Соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана.

Составлять план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Сравнивать между собой  разные типы текстов: описание, повествование,   рассуждение,   осознавать особенности каждого типа. Анализировать  письменную  речь по  критериям:  правильность,  богатство, выразительность.

Составлять устные монологические высказывания: словесный отчет о выполненной  работе;  рассказ  на определенную тему с использованием  разных типов речи  (описание, повествование, рассуждение).

Сочинять письма, поздравительные открытки, записки.  Писать отзыв на прочитанную книгу.

Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки.  Корректировать тексты,  в которых допущены смысловые ошибки.

Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений)

Повторение - 29

6

23

Календарно-тематическое планирование курса русского языка для учащихся в 3 классах  (4 ч. в неделю, 136 ч. в год)


урока

Тема урока

Изучаемые вопросы

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Контрольная работа по теме «Повторение орфограмм корня».

Проверка применения полученных знаний.

 Пишут под диктовку текст с изученными орфограммами.

планируют свою деятельность; ставят цель, отбирают средства для выполнения задания.

14

15

16

17

18

Текущая контрольная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу».

Проверка знаний и умений по данной теме.

    учебно-организационные – умение планировать свою деятельность;

   ставить цель, отбирать средства для выполнения задания; Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

19

20

Деление текста на абзацы.

Заглавие текста, особенности абзаца. Восстановление последовательности в тексте.

   учебно-организационные – умение определять последовательность действий.

    договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

   Учатся работать по предложенному учителем плану. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Учатся понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

 

21

22

23

24

25

26

Сказуемое.

Определение сказуемого;

выделение  сказуемого в предложении.

    учебно-интеллектуальные – умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.

   проговаривать последовательность действий на уроке; Учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

    Учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя),  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

27

28

29

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Определение обстоятельства; нахождение  в предложении второстепенных членов; устанавливание связи слов в предложении.

    учебно-интеллектуальные – формирование приёмов мыслительной деятельности.

   определять и формулировать цель деятельности на уроке; Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

30

Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение».

Проверка применения полученных знаний.

    учебно-интеллектуальные – формирование приёмов мыслительной деятельности.

   осуществлять самоконтроль при выполнении работы.

 

31

32

33

Определение.

Определение определения;

его значение, вопросы к определению;

распознавание в предложении главных и второстепенных членов предложения; установление связи слов в предложении.

    учебно-интеллектуальные – формирование приёмов мыслительной деятельности.

   Учатся работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  Учатся понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

34

Определение.

Понятие «определения», как обозначается и на какие вопросы отвечает.

    учебно-интеллектуальные – формирование приёмов мыслительной деятельности.

   Учатся работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  Учатся понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

35

36

37

38

Итоговый диктант по теме «Все изученные орфограммы».

Контрольная работа по теме. Обучение приёмам самоконтроля.

     – написание под диктовку.

   осуществлять самоконтроль при выполнении работы.

 

39

Работа над ошибками. Применение правила написания буквы о, ё после шипящих в корне слова.

Написание букв о, ё после шипящих в корне слова. Применение правила. Выделение орфограммы в словах.

   учебно-организационная –  владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом.

   Учатся работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Учатся понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

40

41

Дополнение.

Определение дополнения;

определение в   предложении главных и второстепенных членов;

выбор  дополнения в предложении.

    учебно-интеллектуальные – формирование приёмов мыслительной деятельности.

   Учатся работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  Учатся понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

42

43

Текущая контрольная работа по теме «Члены простого предложения».

Работа с тестовыми заданиями.

    – написание тестовой работы.

   осуществлять самоконтроль при выполнении работы.

 

44

45

46

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Правила написания знаков препинания в предложениях с однородными членами;

постановка запятых в предложениях с однородными членами.

   учебно-интеллектуальные – формирование приёмов мыслительной деятельности.

   осуществлять самоконтроль при выполнении работы.

 

47

Диктант по темам «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящих», звук [ы] после звука [ц].

Проверка  применения полученных знаний.

     – написание под диктовку.

   осуществлять самоконтроль при выполнении работы.

 

48

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

Нахождение однородных членов предложения связанных союзами и интонацией. Составление предложений с однородными членами.

   учебно-организационные – умение определять последовательность действий. Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

   Учатся работать по предложенному учителем плану; осваивать начальные  формы  познавательной и личностной рефлексии.

   Учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

49

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Составлять предложения с однородными членами;

ставить знаки препинания в предложении с однородными членами.

   учебно-организационные – умение определять последовательность действий. Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

   Учатся работать по предложенному учителем плану; осваивать начальные  формы  познавательной и личностной рефлексии.

   Учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

50

Однородные члены предложения.

Предложения с союзами при однородных членах предложения. Связь между однородными членами.

   учебно-организационные – умение определять последовательность действий. Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

   Учатся работать по предложенному учителем плану; осваивать начальные  формы  познавательной и личностной рефлексии.

   Учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

51

52

53

Диктант по теме «Однородные члены предложения».

Проверка полученных знаний по изученной теме.

    – написание под диктовку.

   осуществлять самоконтроль при выполнении работы.

 

54

55

56

57

Имя существительное.

Определение имени существительного.

Нахождение  имён существительных в предложениях.

   учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности.

   Учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Учатся слушают и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

 

58

59

Контрольный диктант за I полугодие.

Проверка знаний, полученных при изучении частей речи. Письмо под диктовку.

    – написание под диктовку.

   осуществлять самоконтроль при выполнении работы.

 

60

61

Число имён существительных.

Изменение имён существительных по числам. Определение числа имен существительных в тексте. Категория числа имен существительных.

   умение определять последовательность действий.

   Учатся понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

62

63

64

65

Изменение имён существительных по числам.

Изменение числа имен существительных. Запись слов в нужной форме. Упражнение в определении рода и числа имен существительных.

   Определяют последовательность действий.

   Учатся работать по предложенному учителем плану.

   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

66

67

68

Падеж имен существительных. Падежные вопросы.

Знакомство с названием падежей и падежными вопросами. Обучение определению падежа имени существительного в предложении, распределению имен существительных по падежам.

   находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

   Учатся работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

   Учатся слушают и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

 

69

70

71

72

73

74

75

76

77

Проверочный диктант по теме «Суффиксы».

Проверка уровня знаний, полученных при изучении темы.

   Овладевают  способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом.

   осуществляют самоконтроль при выполнении работы.

 

78

79

80

81

Склонение имён существительных.

Понятие «несклоняемые имена существительные».

   Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

   Учатся слушают и понимать речь других.

   Учатся планировать, контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

82

Тест по теме «Склонение имен существительных».

Проверка уровня знаний, полученных при изучении темы.

   осуществлять самоконтроль при выполнении работы.

 

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

Образовывать имена существительные разными способами.

Словообразование. Ознакомление с приемами словообразования имен существительных при помощи тренировочных упражнений.

   Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

   Учатся слушают и понимать речь других.

   Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

93

94

Правописание падежных окончаний имён существительных 3-го склонения.

Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения.

Совершенствуют диалоговую речь; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

   Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

   Учатся слушают и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

 

95

96

97

Правописание безударных окончаний имен существительных.

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных l-го, 2-го и 3-го склонений.

   Ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

   Учатся планировать, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

98

Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных».

Проверка знаний, полученных при изучении темы.

 Овладевают способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом.

   Осуществляют самоконтроль при выполнении работы.

 

99

100

101

102

103

104

105

106

Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных.

Закрепление навыков написания безударных окончаний имен существительных.

   Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, овладевают способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом.

   Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

107

108

Качественные имена прилагательные.

Определение качественных прилагательных. Образование прилагательных с приставкой не-, с суффиксами -оват-, -еват-, -оньк-, -еньк-.

Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей.

Овладевают способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. формирование приёмов мыслительной деятельности.

   Учатся планировать, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

109

110

111

Правописание окончаний имён прилагательных.

Способы проверки окончаний имён прилагательных.

   Определяют последовательность действий.

   Учатся слушают и понимать речь других.

   Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

112

113

114

Правила правописания окончаний имён прилагательных.

Работа над развитием умений классифицировать слова с буквами «о» и «е» в окончании.

    Определяют последовательность действий.

   Учатся слушают и понимать речь других.

   Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

115

Контрольное списывание по теме «Окончания имен прилагательных».

Обучение списыванию текста.

   Определяют последовательность действий.

   Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

116

117

118

119

120

121

122

123

124

Притяжательные имена прилагательные.

Определение притяжательных прилагательных. Способы их образования. Различие качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

   Учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

   Учатся слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

 

125

126

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки».

Выполнение тестовых контрольных заданий.

   Определяют последовательность действий.

   Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

127

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Обучение выполнению работы над ошибками. Выделение ошибок в работе и их исправление.

   Учатся выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.

   определяют и формулируют цель деятельности на уроке; учатся планировать, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

128

129

130

Итоговая контрольная работа.

Проверка знаний и умений.

   умение определять последовательность действий.

   планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

131

132

Личные местоимения.

Понятие «личные местоимения»;

местоимения 1, 2 и 3-го лица. Обучение нахождению местоимений и слов, которые они заменяют.

Учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Учатся планировать, Контролируют и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

   Учатся слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

 

133

Правописание местоимений с предлогами.

Упражнение в замене имён существительных местоимениями.

   Учатся выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке; учатся планировать, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 Учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

134

135

136

Повторение пройденного за год.

Обучение устанавливанию связи изученного материала с ранее пройденным материалом.

Выделяют отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.

 Учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке; учатся планировать, Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

1. Иванов С.В. Русский язык: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений -М.: Вентана-Граф. 2011г.

2. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 -М.: Вентана-Граф. 2012г.

3. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 -М.: Вентана-Граф. 2012г.

4. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 -М.: Вентана-Граф. 2013г.

5. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 -М.: Вентана-Граф. 2013г.

2.

Словари по русскому языку

3.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.

2.Печатные пособия

4.

1. Иванов С.В. Программа четырёхлетней начальной школы по русскому языку.-М.: Вентана-Граф. 2012г.

2. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2011г.

3. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2011г.

4. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г.

5. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г.

6. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2013г.

7. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2013г.

8. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф. 2010г.

9. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф. 2010г.

3.Технические средства обучения

5.

Магнитная доска

1

6.

Интерактивная доска

1

7.

Компьютер

1

4.Экранно-звуковые пособия

5.Оборудование класса

14.

Таблицы по русскому языку

15.

Лента букв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Школа XXI века

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В. Иванова, А.О.Евдокимовой....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012..)....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века

В программе предоставлены: пояснительная записка, содержание программы, тематический план, результаты освоения программы, критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, литература...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс, Школа 21 века.

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс. УМК "Школа 21 века"....

Рабочая программа по русскому языку, 1 класс "Школа 21 века"

Рабочая программа составлена к учебнику 1 класса "Русский язык" - Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.  ,  "Пропись" -  М.М.Безруких, М.И.Кузнецова...