Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Завьялкина Надежда Фёдоровна

Обобщение знаний о глаголе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Тема: Обобщение знаний о глаголе

Цели: 1) обобщить знания о глаголе как части речи, его морфологических признаках;

        продолжить работу по формированию умения различать части речи;

        совершенствовать умения правильно писать словарные слова;

        2) обогащать словарь учащихся;

        формировать навыки связной речи;

        3) воспитывать любовь к родному краю, учить видеть его красоту.

Ход урока

I. Организация начала урока

II. Сообщение темы и цели урока

III. Основная часть

1.Минутка чистописания

- Догадайтесь, какую букву будем писать.  

      - Дать характеристику звуку [с]

Запись в тетради:         Сзс сзс зсз зсз

зарубить на н.су

(Означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, что тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.)

-Давайте и мы сегодня на уроке зарубим на носу знания о глаголе.

-Какая орфограмма встретилась в слове носу? (безударная гласная)

-Её мы можем проверить, а в каких словах не проверяем? (в словарных)

        2. Словарная работа

 сев.р                                        

зап.д                                        - Выписать только пропущенные буквы

л.сица                                

е  а  и  е  е  о

пут.шествие
пр.красный                        
(Обмен тетрадями, взаимопроверка)

Р.ссия                                         

        3. Актуализация знаний

а) - Назвать «лишнее» слово.

(Прекрасный, т. к. – это имя прилагательное, все остальные – имена существительные)

    -Дать определение имени существительного. Назвать его морфологические признаки.

б) - А это какая часть речи?

Учитель по 2 секунды показывает карточки со словами:

гореть

найти

звенеть

продолжить

-Дать определение глаголу.

в) Составить словосочетания глагол+существительное.

4. Повторение и систематизация изученного

-Что объединяет эти глаголы? (н. ф.)

-На какие группы можем разделить? (сов. и несов. вид)

-Как отличить глаголы совершенного от несовершенного вида?

 Проверка индивидуального задания №1

        Индивидуальная работа

Проводится на протяжении всего урока по мере повторения морфологических признаков глагола

1

Почему же мне север и дорог и мил?

Никому объяснить я, наверно, не в силе.

Просто стал для меня этот маленький мир

Как трамплин на дороге к огромной России.

-Выписать инфинитив и образовать от него глаголы ед. ч.

2

Вновь идёт непогода с моря,

Но не так ли, друзья, всегда

Начинали свою историю

Заполярные города?

-Выписать глаголы, определить число.

3

В ночи майские солнце здешнее

Светит ласково до утра.

Сказкой кажутся  наши вешние

Заполярные вечера.

-Выписать глаголы, определить число.

4

Здесь июльскою ночью,

                      как в полдень светло.

Здесь к погоде сложилась

                       такая примета:

Если с севера ветры задуют

То, значит тепло.

Если с юга – то холода ждут

                  непременно.

   -Выписать глаголы, определить время.                         

                

                        5

Сопки выгнули спины –

Оголил листопад.

Сиротливо рябины,

Чуя зиму стоят.

-Выписать глаголы, определить время.

                

6

Отцвела да поспела на болоте морошка –

Вот и кончилось лето, мой друг!

И опять замелькал листопад за окошком,

Тучи тёмные вьются вокруг.

-Выписать глаголы прошедшего времени, определить род.

                

7

Я родился у самого края земли,

Там, где море волну об утёсы дробило.

Прямо в тундру из комнаты двери вели

И на Северный полюс окно выходило.

-Выписать глаголы. В единственном числе определить род.

8

Живу у гулких деревянных стен

И сам себя без Севера не мыслю.

Кричат весною гуси в синей выси

И носят сосны шапки набекрень.

-Выписать глаголы, определить лицо.

                                                

 Письмо по памяти

1 вариант

        Мурманская область находится на северо-западе России.

2 вариант

        Кольский полуостров омывают Белое и Баренцево моря.

(Учитель обращается к карте Кольского полуострова. Письмо сопровождается показом названных географических названий)

После записи предложений по памяти, производится самопроверка.

-Назвать глаголы, определить время.

-Время одно, а вопросы разные. В чём причина? (число)

Проверка индивидуального задания № 2, 3

         Работа с сорбонками

 Работа в парах по определению числа глагола.

        

Проверка индивидуального задания № 4, 5

        

         Работа с текстом

а) - Выписать глаголы, определить время.

Текст написан на доске.

Народ, который жил на Кольском полуострове, русские звали лопью или лопарями. История подтвердила, что сами себя они называли саамами.

«Вся эта страна пустынна, - говорилось в исследованиях, - только в немногих местах живут саамы, занимающиеся рыболовством и охотой».

жил

звали

подтвердила

называли

говорилось

живут

Учитель предлагает классу найти среди этих глаголов глагол, который соответствует схеме:

 

                                 


-Какой глагол «лишний»? (живут – наст. время)

-Остальные? (глаг. прош. вр.)

-Как изменяются глаголы прошедшего времени?

                        число

прош. вр.

                         род

Проверка индивидуального задания № 6, 7

б) - До наших дней сохранились некоторые вещественные памятники истории саамов, в частности сейды – священные камни, в прошлом покровители охоты и рыбной ловли. Саамы им поклонялись и приносили в качестве жертвы оленьи рога.

Сейд представляет собой большой валун, опирающийся на маленькие камни, таким образом, что под ним остаётся просвет.

По представлению саамов, сейд боится шума, может обидеться и улететь на другое место.

ФИЗМИНУТКА

в) - А как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

                                       

                                     число

наст. и буд. вр.

                                     лицо

        Работа в группах

                

а) - Какие животные обитают на Кольском полуострове?  (иллюстрации)

- Какое животное может про себя так рассказать?

Текст на доске.

В лесу я хожу по заячьим тропам, охочусь на глухаря, куропатку, полёвок. В голодные зимы я подхожу к жилью в поисках отбросов. Постоянных убежищ у меня нет, а отдыхаю я то в норе, то под ёлкой, то на большом камне.

Задание I группе:

списать текст, изменяя 1 лицо глаголов на 3.

б) Каких птиц можно встретить на территории Кольского полуострова?

(Клёст, оляпка, снегирь, кайра, гагарка, тупик, чайка, гага, зарянка, тетерев, глухарь, кукша, пищуха, рябчик, свиристели, кулик, утка-гоголь)

На доске картинки трёх птиц: кулика, утки-гоголя, зуйка.

Учитель зачитывает описание птиц, надо определить к какому из них оно подходит.

  • Самка, отложив в гнездо яйца, оставляет их на попечение самцу, а сама улетает к местам зимовок. Кулик

  • Очень напоминает чайку. Где рыбная ловля, где чистят рыбу, там кружатся эти птички.  Зуёк

*Слово зуёк – слово омоним. Зуйками называли в Поморье и мальчиков, идущих на Мурман в услужение, - обед готовить, посуду мыть, рыболовные снасти сушить.

  • Когда летит, слышен звук, похожий на звон. Отсюда и поморское название птицы: самка – звонуха, самец – звонок. Утка – гоголь

Задание II и III группе:

Выписать любой выделенный глагол, изменить его по лицам. II группе – в единственном числе, III группе – во множественном числе.

Проверка индивидуального задания № 8

        Диктант

-Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

-Как определить спряжение?

-Какие личные окончания у глаголов I и II спряжения?

-Величие природы Кольской земли изумляет. Заполярье так прекрасно, что не перестаёшь удивляться его красоте. Природа выбрала наш край, чтобы демонстрировать здесь полярное сияние, полуночное солнце, снегопад в летнюю пору, столетние берёзовые рощи, высотой в полметра, словом, многие из своих чудес.

Запись под диктовку:

Зимой в Заполярье властвует полярная ночь. А летом солнце дежурит круглые сутки. Оно решило наградить нас за долгую северную ночь.

У слабых ребят карточки – помогайки:

         

         в Заполярье                      .

А         солнце         круглые         .

                нагр.дить нас за долгую  

        .

-Назвать глаголы I спряжения.

         Скоропись

 -Ещё одно чудо севера – северное сияние.

Списать за 3 минуты.

Полнеба затянуто бледной дымкой. Медленно из этого лёгкого тумана возникают очертания гигантской дуги-арки. Концы её уходят за горизонт. Внезапно – как порывом ветра – тронуло дугу: в ней появились складки и петли, словно холодная горная река извивается по небу. Ещё мгновение – и длинные вертикальные нити-лучи помчались вдоль дуги.

IV. Домашнее задание

 Написать сочинение-миниатюру о нашем крае.

V. Итог

-Что нового узнали?

Люблю я Заполярный край

За крайности и за бескрайность,

За то, что чувство это вкралось

Другого чувства не украв.

Не заслоняя от меня,

Равнины моего рожденья,

Светло,

Почти без наважденья,

Отроги Кольские манят.

Люблю взойти на самый верх,

Взглянуть на Кольский полуостров,

Где всё затем и низкоросло,

Чтоб был высоким Человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...