Конспект урока "Слова сочетания чу - щу, ча - ща" (1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по русскому языку на тему

Саттарова Луиза Хайдаровна

Цели:

  • развивать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; развивать речь и интерес к учёбе;
  • обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;
  • способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.

Планируемы результаты:

Предметные:

  • сознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове;
  • выделять в слове непарные твёрдые согласные (ж, ш), писать и после ж и ш; а после ч и щ, у после ч и щ;
  • называть ударные, безударные гласные;
  • выделять в слове орфограммы;
  • демонстрировать умение пользоваться средствами устного общения.

Личностные:

  • в изучении русского языка руководствуются важными и правильными мотивами, умеют их аргументировать.
  • проявлять знание основных моральных норм поведения, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников;
  • иметь представление о причинах успеха в учёбе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: ПК, проектор, учебник ПНШ по русскому языку 1 класс, презентация, рабочая тетрадь.

Метод обучения: продуктивный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slva.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: №95

Класс: 1-б, каб. 302

Дата: 28.04.17 г.

Время: 1 урок

Конспект урока по русскому языку.

Тема: «Слова сочетания чу - щу, ча - ща».

Цели:

  • развивать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; развивать речь и интерес к учёбе;
  • обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;
  • способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.

Планируемы результаты:

Предметные:

  • сознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове;
  • выделять в слове непарные твёрдые согласные (ж, ш), писать и после ж и ш; а после ч и щ, у после ч и щ;
  • называть ударные, безударные гласные;
  • выделять в слове орфограммы;
  • демонстрировать умение пользоваться средствами устного общения.

Личностные:

  • в изучении русского языка руководствуются важными и правильными мотивами, умеют их аргументировать.
  • проявлять знание основных моральных норм поведения, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников;
  • иметь представление о причинах успеха в учёбе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: ПК, проектор, учебник ПНШ по русскому языку 1 класс, презентация, рабочая тетрадь.

Метод обучения: продуктивный.

Этап урока

методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1) Организационный момент.

Словесный метод.

Практический: разминка руки, подготовка к письму, каллиграфическая минутка.

5 мин.

Повернитесь лицом друг к другу и начнем урок с пожелания добра.

Хором: Я желаю тебе добра,

             ты желаешь мне добра,

             мы желаем друг другу добра.

             Если будет трудно – я тебе помогу.

- Итак, все готовы к уроку. Сегодня мы повторим очень важные правила русского языка. Человека, не знающего этих  правил смело можно назвать неграмотным Я думаю, никто из вас не желает прослыть таким.

Желаю успеха!

2.Фонетическая зарядка.

- Скажите, как жужжат шмели? (ж – ж – ж )

1) Что вы можете рассказать об этом звуке?

                     ( согласный, звонкий, парный, всегда твердый)

2) Какой буквой обозначаем этот звук?

                              ж

- Как шипит змея? ( ш-ш-ш )

1) Что вы можете рассказать об этом звуке?

2) Какой буквой обозначаем этот звук?

                             Ш

- Какой звук издают ножницы при работе? (ч-чик )

Назовите первый звук.

1)        Что вы можете сказать об этом звуке?

2)        Какой буквой обозначаем этот звук?

                          Ч

- Как шипит масло на сковороде? ( щ-щ-щ)

1) Что вы можете сказать об этом звуке?

2) Какой буквой обозначаем этот звук?

                            Щ

( на доске открылись написанные буквы – ж ш ч щ )                                                

3.Физкультминутка для кистей рук.

4.Чистописание.

- Напишите буквы красиво и до конца строчки.

- На какие 2 группы можно разбить звуки, которые обозначают эти звуки?

                                     ( всегда мягкие и всегда твердые )

- Что объединяет эти звуки? (шипящие)

- Послушайте сказку про эти буквы.

Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я.  Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе:

 жы, шы, чя, щя, чю, щю.                                                                                                                                                                                                                                      

- А как же тогда нам писать эти слоги?

     жи   ча    чу

     ши   ща   щу                                                                                                                                                                                                                              

-Хором прочитать.

- Запишите на следующей строке эти сочетания букв.

      Жи ши ча ща чу щу

Готовятся к письму.

Пишут число и «классная работа».

Выполняют разминку рук.

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)

2) Актуализация знаний.

Словесный.

Практический: выполняют тест.

3 мин.

− Какую тему изучали на предыдущих уроках?

(Большая буква)

–Какая тема урока у нас сегодня будет? (слова словосочетания чу-щу, ча-ща)

- Что будем изучать? (будем учиться писать слова с сочетаниями жи ши ча ща чу щу)

На экране появляются картинки со словарными словами. Дети хором проговаривают, записывают и оформляют с комментированием.

- Придумайте предложение с одним из этих слов.

Одно из предложений записывается на доске и в тетрадях. Выполняется разбор предложения.

-Какое из словарных слов было лишним? Почему? (капуста, потому что овощ)

Отвечают на вопросы.

Строят алгоритм последующей работы.

Выбирают верное утверждение.

Пишут словарную работу.

Овладение умением применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

(Познавательные УУД).

Стремление к самоконтролю процесса и результатов деятельности. (Личностные УУД).

3) Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный.

Работа с учебником.

9 мин.

Попробуйте отгадать ребусы:

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 66 задание 30.

- Прочитайте про себя задание. Кто прочитает вслух?

- У вас на столах лежат веера, давайте мы будем читать по очереди и одновременно поднимать нужную букву на веере. Кто хочет начать читать?

(Нащи щеки чудо как хороши! Лежит щука в тенечке, щурится от удовольствия, леща рассматривает. А он от чайки прячется. Мимо краб бежит. Держи его, держи краба!)

Отрабатывают умение пользоваться оглавлением.

Формулируют цели урока.

Отвечают на вопросы.

Фиксируют тему урока.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком.

(Познавательные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

4) Решение частных задач.

Словесный.

Практический: выразительное чтение стихотворения.

10 мин.

7.Работа в парах.

 ( на парте у всех карточка)

Найди лишнее слово. Зачеркни его.

крыши                  роща                       грущу

стрижи                 щавель                    живет

туча                      часы                        стучу

ежи                       чугун                       ищу

 - Проверить, какие лишние слова нашли и объяснить.                                              

- Посмотрите внимательно на все слова и скажите какие орфограммы спрятались в этих словах?                                                                                      

 8. Работа в группах.

( раздать задания, каждое задание проверить)

1)        Из слов составить предложение.

(У нас живет пушистый кот.)                                                                                                                  

- Запишите предложение в тетрадь.

- Как мы пишем предложение?

- Разделим слово пушистый для переноса: пу-шистый, пушис-тый.                                                                                                                                                                

2)        Подобрать подходящие по смыслу слов.

3)        и 4)  Из слогов составить слова.                        

Отвечают на вопросы.

Выполняю задания.

Следят за чтением учителя.

Различают звуки по цветам.

Произносят хором гласные и согласные звуки.

Выводят различие парных звуков.

Характеризуют звуки.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической форме, использовать знаково-символичные средства для решения поставленных задач.

Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся. (Познавательные УУД).

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале. (Регулятивные УУД).

Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся. (Личностные УУД).

Обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); овладение умением применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (Познавательные УУД).Формирование умения корректно и равнозначно распределять работу с соседом по парте.

(Коммуникативные УУД)

5) Первичное закрепление.

Словесный: ответы на вопросы.

6 мин.

Спишите слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Подчеркните сочетания.

 

- Проверяем, какие слова вы выписали?

-Теперь проверим на экране.

Отвечают на вопросы.

Находят незнакомые слова.

Читают и запоминают правило.

Отгадывают слова и находят отличие пар слов.

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.(Коммуникативные УУД)

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

(Познавательные УУД)

6) Включение в систему знаний.

Практический: работа с учебником.

Словесный.

7 мин.

Посмотрите на экран. Прочитайте текст.

1 ряд списывает первое предложение;

2 ряд списывает третье предложение;

3 ряд списывает четвертое предложение.

-Подчеркните сочетания.

Проверка.

Откройте учебники на с.119,упр.3

-Прочитайте задание. Что надо выполнить в этом упражнение?

Выполняем задание самостоятельно, я соберу тетради и проверю.

Отвечать на вопросы.

Называют парные согласные по твердости-мягкости.

Анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

(Познавательные УУД)

Принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Регулятивные УУД).

7) Итог.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: характеристика звуков.

6 мин.

Какая цель была нами поставлена?

- Что надо помнить при написании буквосочетаний жи ши ча ща чу щу?

- Подведите итог урока по схеме:

Я – узнал                                                                                                      

    - научился

   - запомнил

Подводить итог урока.

Отвечать на вопросы.

Анализируют свои знания.

Строят речевое высказывание.

Осуществляют синтез (Познавательные УУД).

Осуществляют итоговый контроль (Регулятивные УУД).

8) Рефлексия.

Практический: поднимать соответствующую карточку.

Словесный.

2 мин.

Возьмите 2 карандаша, зеленый и желтый, вам нужно поднять тот карандаш, который соответствует вашему ответу:

Если да - то поднимайте зеленый, если нет - то желтый:

- активно ли вы вели себя сегодня на уроке?

- часто ли вы отвечали без ошибок?

- понравился ли вам урок?

Выполняют задание

Отвечают на вопросы учителя.

Проводить самоанализ, делают самооценку.

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

конспект урока на тему "Боги древних славян" 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, пораж...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...