Конспект урока "Слова сочетания чу - щу, ча - ща" (1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по русскому языку на тему
Цели:
- развивать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; развивать речь и интерес к учёбе;
- обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;
- способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.
Планируемы результаты:
Предметные:
- сознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове;
- выделять в слове непарные твёрдые согласные (ж, ш), писать и после ж и ш; а после ч и щ, у после ч и щ;
- называть ударные, безударные гласные;
- выделять в слове орфограммы;
- демонстрировать умение пользоваться средствами устного общения.
Личностные:
- в изучении русского языка руководствуются важными и правильными мотивами, умеют их аргументировать.
- проявлять знание основных моральных норм поведения, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников;
- иметь представление о причинах успеха в учёбе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: ПК, проектор, учебник ПНШ по русскому языку 1 класс, презентация, рабочая тетрадь.
Метод обучения: продуктивный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slva.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: №95
Класс: 1-б, каб. 302
Дата: 28.04.17 г.
Время: 1 урок
Конспект урока по русскому языку.
Тема: «Слова сочетания чу - щу, ча - ща».
Цели:
- развивать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; развивать речь и интерес к учёбе;
- обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;
- способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.
Планируемы результаты:
Предметные:
- сознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове;
- выделять в слове непарные твёрдые согласные (ж, ш), писать и после ж и ш; а после ч и щ, у после ч и щ;
- называть ударные, безударные гласные;
- выделять в слове орфограммы;
- демонстрировать умение пользоваться средствами устного общения.
Личностные:
- в изучении русского языка руководствуются важными и правильными мотивами, умеют их аргументировать.
- проявлять знание основных моральных норм поведения, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников;
- иметь представление о причинах успеха в учёбе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: ПК, проектор, учебник ПНШ по русскому языку 1 класс, презентация, рабочая тетрадь.
Метод обучения: продуктивный.
Этап урока методы и приемы | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1) Организационный момент. Словесный метод. Практический: разминка руки, подготовка к письму, каллиграфическая минутка. | 5 мин. | Повернитесь лицом друг к другу и начнем урок с пожелания добра. Хором: Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. - Итак, все готовы к уроку. Сегодня мы повторим очень важные правила русского языка. Человека, не знающего этих правил смело можно назвать неграмотным Я думаю, никто из вас не желает прослыть таким. Желаю успеха! 2.Фонетическая зарядка. - Скажите, как жужжат шмели? (ж – ж – ж ) 1) Что вы можете рассказать об этом звуке? ( согласный, звонкий, парный, всегда твердый) 2) Какой буквой обозначаем этот звук? ж - Как шипит змея? ( ш-ш-ш ) 1) Что вы можете рассказать об этом звуке? 2) Какой буквой обозначаем этот звук? Ш - Какой звук издают ножницы при работе? (ч-чик ) Назовите первый звук. 1) Что вы можете сказать об этом звуке? 2) Какой буквой обозначаем этот звук? Ч - Как шипит масло на сковороде? ( щ-щ-щ) 1) Что вы можете сказать об этом звуке? 2) Какой буквой обозначаем этот звук? Щ ( на доске открылись написанные буквы – ж ш ч щ ) 3.Физкультминутка для кистей рук. 4.Чистописание. - Напишите буквы красиво и до конца строчки. - На какие 2 группы можно разбить звуки, которые обозначают эти звуки? ( всегда мягкие и всегда твердые ) - Что объединяет эти звуки? (шипящие) - Послушайте сказку про эти буквы. Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: жы, шы, чя, щя, чю, щю. - А как же тогда нам писать эти слоги? жи ча чу ши ща щу -Хором прочитать. - Запишите на следующей строке эти сочетания букв. Жи ши ча ща чу щу | Готовятся к письму. Пишут число и «классная работа». Выполняют разминку рук. | Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД) |
2) Актуализация знаний. Словесный. Практический: выполняют тест. | 3 мин. | − Какую тему изучали на предыдущих уроках? (Большая буква) –Какая тема урока у нас сегодня будет? (слова словосочетания чу-щу, ча-ща) - Что будем изучать? (будем учиться писать слова с сочетаниями жи ши ча ща чу щу) На экране появляются картинки со словарными словами. Дети хором проговаривают, записывают и оформляют с комментированием. - Придумайте предложение с одним из этих слов. Одно из предложений записывается на доске и в тетрадях. Выполняется разбор предложения. -Какое из словарных слов было лишним? Почему? (капуста, потому что овощ) | Отвечают на вопросы. Строят алгоритм последующей работы. Выбирают верное утверждение. Пишут словарную работу. | Овладение умением применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. (Познавательные УУД). Стремление к самоконтролю процесса и результатов деятельности. (Личностные УУД). |
3) Постановка учебной задачи и ее решение. Словесный. Работа с учебником. | 9 мин. | Попробуйте отгадать ребусы: Работа с учебником. - Откройте учебник на странице 66 задание 30. - Прочитайте про себя задание. Кто прочитает вслух? - У вас на столах лежат веера, давайте мы будем читать по очереди и одновременно поднимать нужную букву на веере. Кто хочет начать читать? (Нащи щеки чудо как хороши! Лежит щука в тенечке, щурится от удовольствия, леща рассматривает. А он от чайки прячется. Мимо краб бежит. Держи его, держи краба!) | Отрабатывают умение пользоваться оглавлением. Формулируют цели урока. Отвечают на вопросы. Фиксируют тему урока. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком. (Познавательные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД) |
4) Решение частных задач. Словесный. Практический: выразительное чтение стихотворения. | 10 мин. | 7.Работа в парах. ( на парте у всех карточка) Найди лишнее слово. Зачеркни его. крыши роща грущу стрижи щавель живет туча часы стучу ежи чугун ищу - Проверить, какие лишние слова нашли и объяснить. - Посмотрите внимательно на все слова и скажите какие орфограммы спрятались в этих словах? 8. Работа в группах. ( раздать задания, каждое задание проверить) 1) Из слов составить предложение. (У нас живет пушистый кот.) - Запишите предложение в тетрадь. - Как мы пишем предложение? - Разделим слово пушистый для переноса: пу-шистый, пушис-тый. 2) Подобрать подходящие по смыслу слов. 3) и 4) Из слогов составить слова. | Отвечают на вопросы. Выполняю задания. Следят за чтением учителя. Различают звуки по цветам. Произносят хором гласные и согласные звуки. Выводят различие парных звуков. Характеризуют звуки. | Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической форме, использовать знаково-символичные средства для решения поставленных задач. Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся. (Познавательные УУД). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале. (Регулятивные УУД). Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся. (Личностные УУД). Обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); овладение умением применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (Познавательные УУД).Формирование умения корректно и равнозначно распределять работу с соседом по парте. (Коммуникативные УУД) |
5) Первичное закрепление. Словесный: ответы на вопросы. | 6 мин. | Спишите слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Подчеркните сочетания.
- Проверяем, какие слова вы выписали? -Теперь проверим на экране. | Отвечают на вопросы. Находят незнакомые слова. Читают и запоминают правило. Отгадывают слова и находят отличие пар слов. | Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.(Коммуникативные УУД) Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. (Познавательные УУД) |
6) Включение в систему знаний. Практический: работа с учебником. Словесный. | 7 мин. | Посмотрите на экран. Прочитайте текст. 1 ряд списывает первое предложение; 2 ряд списывает третье предложение; 3 ряд списывает четвертое предложение. -Подчеркните сочетания. Проверка. Откройте учебники на с.119,упр.3 -Прочитайте задание. Что надо выполнить в этом упражнение? Выполняем задание самостоятельно, я соберу тетради и проверю. | Отвечать на вопросы. Называют парные согласные по твердости-мягкости. | Анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; (Познавательные УУД) Принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров (Регулятивные УУД). |
7) Итог. Словесный: ответы на вопросы. Практический: характеристика звуков. | 6 мин. | Какая цель была нами поставлена? - Что надо помнить при написании буквосочетаний жи ши ча ща чу щу? - Подведите итог урока по схеме: Я – узнал - научился - запомнил | Подводить итог урока. Отвечать на вопросы. Анализируют свои знания. | Строят речевое высказывание. Осуществляют синтез (Познавательные УУД). Осуществляют итоговый контроль (Регулятивные УУД). |
8) Рефлексия. Практический: поднимать соответствующую карточку. Словесный. | 2 мин. | Возьмите 2 карандаша, зеленый и желтый, вам нужно поднять тот карандаш, который соответствует вашему ответу: Если да - то поднимайте зеленый, если нет - то желтый: - активно ли вы вели себя сегодня на уроке? - часто ли вы отвечали без ошибок? - понравился ли вам урок? | Выполняют задание Отвечают на вопросы учителя. Проводить самоанализ, делают самооценку. | Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
конспект урока на тему "Боги древних славян" 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, пораж...
Конспект урока по математике "Периметр многоугольника" для 2 класса .УМК "Начальная школа ХХI век"
конспект и презентация урока по математике...
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и ху...