Урок в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Давудова Ирина Михайловна

 

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

 Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме «Имя существительное» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Учитель начальных классов: Давудова И. М. 

Краткое описание урока: урок обобщения и закрепления знаний и способов универсальных учебных действий. Урок комбинированного типа.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

 Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме «Имя существительное»

Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический

Формы: работа в парах, групповая работа, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

 Цели: - обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного,

- закрепить умение определять род, число, падеж имён существительных,

- совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений,

- развивать мышление, культуру речи, творческие способности,

- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

Задачи: 1)познавательные: - Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о существительном, формировать умение применять изученные орфограммы при письме

 2) развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. 

3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе;

УУД, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через возможность применения полученных знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

УУД, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. 

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

 Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать умения писать имена существительные грамотно с учётом изученных ранее орфограмм.

Оборудование:

  • интерактивное оборудование ;
  • карточки, карточки индивидуальной работы для слабоуспевающих учащихся;
  • листы для самостоятельной работы, ключ к проверке работы;
  1. Организационный момент.

У.: Дорогие, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения.

2.Минутка чистописания.

У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:(Слайд №2)

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?

Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.

- Ребята, откройте тетради и запишите дату, классная работа. А с какой буквы начинается слово «доброта»? (д)

 Учитель показывает каллиграфическое написание букв Дд с соединением (учащиеся прописывают у себя в тетради) – Дайте характеристику звуку [Д]? (согл,, зв., пар., бывает маг.и твёрд.)

- Какая орфограмма в слове «доброта»? (безуд.глас. в корне слова ) У.: А какие пословицы о доброте вы знаете?(Слайд 3)

Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.

2. Доброе слово и кошке приятно.

3. Мир не без добрых людей.

4. Нет худа без добра.

5. Доброе слово лечит, злое калечит.

6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.


У.: А как вы понимаете пословицу (Слайд № 4) «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).

У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь.

На доске слова: доброта, добро, задобрить, добряк. (Слайд №5)

У.: А какое слово «лишнее»?



Д. Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; только в этом слове есть буква ь; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.

III. Определение темы урока.

1. Вставьте в текст пропущенные слова (Слайд №6, 7)

Имя----------- -древнейшая и важнейшая часть речи.

Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озёра, горы, государства. события- всё названо. Всё имеет своё ------------ , и все эти имена------------------ .

Почти каждое второе слово в нашей речи-

имя------------ .

- Определите тему урока, о чем мы будем говорить?

 - Поставьте цели на урок? Поделитесь своей целью соседом? с нами?

 У.: Сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем об имени существительном. (слайды  № 8-10)

2. Словарная работа

 У. Я описываю вам предмет, вы записываете как он называется одним словом в столбик по признаку одушевлённости.

  • сладкий на вкус, белый по цвету (сахар);
  • животное, верный друг человека (собака);
  • самая болтливая птица (сорока);
  • шестой день недели (суббота);
  • обувь для дождливой погоды (сапоги);
  • первый месяц осени (сентябрь);
  • сосуд для питья воды (стакан).

– Сверим точность записей друг у друга.  (Обмен тетрадями  – взаимопроверка).
– Оцените работу своего товарища по образцу
(Слайд11) 

поставив + на полях, у кого всё верно.
– На какие вопросы отвечают все эти слова? 
(Кто? или Что?)
(Все эти слова являются именами существительными, отвечают на вопросы кто? или что? и  являются одушевленными и неодушевленными)

IV. Работа по теме занятия

1.Игра «Определение рода имён существительного» (Слайд11)

Записывают слов с комментированием.

Мышь, дочь, шишка, плащ, зуб,  веселье, котёнок, сердце, Оля, мужество, небо, утро, чай.

(По одному от группы зачитывают слова с устным объяснением орфограмм)

2. Работа в парах.

Перед вами карточки со словами. (Слайд12)

– Давайте вспомним, как определить тип склонения?

Назовите по 3 слова. Приступайте к выполнению задания.

  • 1 группа называют существительные 1 склонения;
  • 2 группа – существительные 2 склонения;
  • 3 группа – существительные 3 склонения.

– Оцените свою работу. (+ на полях)

3.Найти соответствие и дать общее  названия словам

 (нарицательные и собственные имена существительные (Слайд 15)

Работа в парах.

Проверка по образцу (Слайд 16)

Повторение орфограммы написания имен собственных.

– Оцените свою работу. (+ на полях)

4. Повторение падежей на примере склонения слова «Доброта»

Задание выполняется устно.

5.Физминутка

– Сейчас мы отдохнём. Игра «Внимательный зверёк».
(Дети изображают животных). 
– Зайчики! (Скачут)
– Раки! (Пятятся назад)
– Лошадки! (Топают ногами)
– Птицы! (Машут руками)
– Цапли! (Стоят на одной ноге)
– Человек! (Садятся на места)
– Как можно назвать слова этой группы? (Имена существительные)
– На какие вопросы они отвечают? (Кто?)
– Какого они числа? (Множественного).

6. Уважаемые ребята, наступил момент выполнить работу, которая требует ваших профессиональных качеств: внимание, память, логическое мышление. (Слайд 18)

На улиц_  дома  в общественном мест_

Будь вежлив со старшими, помни о чест_.

В театр_ в трамва_ в читальн_  в кино

Веди себя скромно прилично умно.

 С.Я. Маршак

Дид. мат. Стр.46 упр.89

  Работу выполняют самостоятельно, вспомнив алгоритм по проверке падежных окончаний имен существительных.

Проверка по образцу (слайд 19)

– Оцените свою работу. (+ на полях)

7. Морфологический разбор существительного .

Найдите в тексте несклоняемое имя существительное и разберите его как часть речи.

Разбор у доски с самооценкой .

В кино (в чём?)- им. сущ. н.ф. кино неодушевленное, нарицательное, ср. рода, 2 склонения, ед. ч., предл. падеж. второстеп. чл. предложения.

8.Тестирование по вариантам с взаимопроверкой.

1вариант.

1.Какая часть речи отвечает на вопрос Кто? Что?

А )глагол    Б)  имя существительное  В)  имя прилагательное

2.Имя существительное кукле стоит в:

А) Д. п.    Б) П. п.    В) Т. П.

3. Укажите имя существительное 2-го склонения

А)  старость  Б) лето   В) вишня

4.Имена существительные ж. р. С нулевым окончанием относятся к:

А)   1 скл.    Б) 2 скл.   В) 3 скл.

5.Укажите словосочетание с именем существительным в Т. П.

А) подбежал к проруби  Б) пришел из кино   И) обожгло холодом

6. Укажите имя существительное в начальной форме

А) калиной   Б )снега   В) зима

7.Укажите имя существительное, которое употребляется только в единственном числе

А) картина    Б) смена   В) поляна

8. Укажи словосочетание в Д.п.

А) подошли к библиотеке  Б) катались на лодке   В) горжусь отцом

9. Изменятся ли окончания существительных кафе, какаду, пальто при их склонении

А) да   Б) нет, они несклоняемые

10. Имя существительное в предложении может быть

А) только главным членом предложения

Б) и главным и второстепенным членом предложения

2 вариант

1.Среди указанных вопросов выбери те, на которые отвечает имя существительное

А) Что делать?   Б) Кто? Что?   В) Какой? Какая?

2. Имя существительное птицей стоит в

А) Д. п.    Б) П. п.      В) Т. п

3.Укажи существительное 3-го склонения

А) старость   Б) лето    В) вишня

4.Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием относятся

А) 1 скл.   Б) 2 скл.  В) 3скл.

5.Укажи словосочетание с существительным в Д. п.

А) подбежал к проруби    Б)пришел из школы   В)обожгло холодом.

6.Укажи имя существительное в начальной форме

А) дождём   Б) луга   В) парта

7.Укажи имя  существительное которое употребляется только во множественном числе

А) вороны  Б) ножницы   В) тетради

8. Укажи словосочетание, стоящее в П. п.

А) подошли к библиотеке  Б) катались на лодке   В) горжусь отцом

9. Изменятся ли окончания существительных радио, такси, кенгуру при склонении

А) Да    Б) Нет, они несклоняемые

10.Имя существительное в предложении может быть

А) только главным членом предложения

Б) и главным, и второстепенным членом предложения.

Проверка по карточкам (Слайд 20)

V. Итог урока. «Незаконченные предложения» (Слайд 21)

Я на уроке запомнил….

Я на уроке узнал… ,научился… .

Мне понравилось….

Было интересно… .

VI. Самооценка

– Уважаемые ребята, я вас попрошу оценить свою работу за урок. (Учащиеся, которые набрали пять плюсиков, сигналят зелёными карточками.)

VII. Домашнее задание (Слайд 22)

Составить устный рассказ об имени существительном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...