Урок в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме «Имя существительное»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Учитель начальных классов: Давудова И. М.
Краткое описание урока: урок обобщения и закрепления знаний и способов универсальных учебных действий. Урок комбинированного типа.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме «Имя существительное»
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический
Формы: работа в парах, групповая работа, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Цели: - обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного,
- закрепить умение определять род, число, падеж имён существительных,
- совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений,
- развивать мышление, культуру речи, творческие способности,
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.
Задачи: 1)познавательные: - Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о существительном, формировать умение применять изученные орфограммы при письме
2) развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.
3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе;
. УУД, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через возможность применения полученных знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
УУД, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать умения писать имена существительные грамотно с учётом изученных ранее орфограмм.
Оборудование:
- интерактивное оборудование ;
- карточки, карточки индивидуальной работы для слабоуспевающих учащихся;
- листы для самостоятельной работы, ключ к проверке работы;
- Организационный момент.
У.: Дорогие, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения.
2.Минутка чистописания.
У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:(Слайд №2)
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.
- Ребята, откройте тетради и запишите дату, классная работа. А с какой буквы начинается слово «доброта»? (д)
Учитель показывает каллиграфическое написание букв Дд с соединением (учащиеся прописывают у себя в тетради) – Дайте характеристику звуку [Д]? (согл,, зв., пар., бывает маг.и твёрд.)
- Какая орфограмма в слове «доброта»? (безуд.глас. в корне слова ) У.: А какие пословицы о доброте вы знаете?(Слайд 3)
Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.
2. Доброе слово и кошке приятно.
3. Мир не без добрых людей.
4. Нет худа без добра.
5. Доброе слово лечит, злое калечит.
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
У.: А как вы понимаете пословицу (Слайд № 4) «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).
У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь.
На доске слова: доброта, добро, задобрить, добряк. (Слайд №5)
У.: А какое слово «лишнее»?
Д. Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; только в этом слове есть буква ь; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.
III. Определение темы урока.
1. Вставьте в текст пропущенные слова (Слайд №6, 7)
Имя----------- -древнейшая и важнейшая часть речи.
Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озёра, горы, государства. события- всё названо. Всё имеет своё ------------ , и все эти имена------------------ .
Почти каждое второе слово в нашей речи-
имя------------ .
- Определите тему урока, о чем мы будем говорить?
- Поставьте цели на урок? Поделитесь своей целью соседом? с нами?
У.: Сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем об имени существительном. (слайды № 8-10)
2. Словарная работа
У. Я описываю вам предмет, вы записываете как он называется одним словом в столбик по признаку одушевлённости.
- сладкий на вкус, белый по цвету (сахар);
- животное, верный друг человека (собака);
- самая болтливая птица (сорока);
- шестой день недели (суббота);
- обувь для дождливой погоды (сапоги);
- первый месяц осени (сентябрь);
- сосуд для питья воды (стакан).
– Сверим точность записей друг у друга. (Обмен тетрадями – взаимопроверка).
– Оцените работу своего товарища по образцу (Слайд11)
поставив + на полях, у кого всё верно.
– На какие вопросы отвечают все эти слова? (Кто? или Что?)
(Все эти слова являются именами существительными, отвечают на вопросы кто? или что? и являются одушевленными и неодушевленными)
IV. Работа по теме занятия
1.Игра «Определение рода имён существительного» (Слайд11)
Записывают слов с комментированием.
Мышь, дочь, шишка, плащ, зуб, веселье, котёнок, сердце, Оля, мужество, небо, утро, чай.
(По одному от группы зачитывают слова с устным объяснением орфограмм)
2. Работа в парах.
Перед вами карточки со словами. (Слайд12)
– Давайте вспомним, как определить тип склонения?
Назовите по 3 слова. Приступайте к выполнению задания.
- 1 группа называют существительные 1 склонения;
- 2 группа – существительные 2 склонения;
- 3 группа – существительные 3 склонения.
– Оцените свою работу. (+ на полях)
3.Найти соответствие и дать общее названия словам
(нарицательные и собственные имена существительные (Слайд 15)
Работа в парах.
Проверка по образцу (Слайд 16)
Повторение орфограммы написания имен собственных.
– Оцените свою работу. (+ на полях)
4. Повторение падежей на примере склонения слова «Доброта»
Задание выполняется устно.
5.Физминутка
– Сейчас мы отдохнём. Игра «Внимательный зверёк».
(Дети изображают животных).
– Зайчики! (Скачут)
– Раки! (Пятятся назад)
– Лошадки! (Топают ногами)
– Птицы! (Машут руками)
– Цапли! (Стоят на одной ноге)
– Человек! (Садятся на места)
– Как можно назвать слова этой группы? (Имена существительные)
– На какие вопросы они отвечают? (Кто?)
– Какого они числа? (Множественного).
6. Уважаемые ребята, наступил момент выполнить работу, которая требует ваших профессиональных качеств: внимание, память, логическое мышление. (Слайд 18)
На улиц_ дома в общественном мест_
Будь вежлив со старшими, помни о чест_.
В театр_ в трамва_ в читальн_ в кино
Веди себя скромно прилично умно.
С.Я. Маршак
Дид. мат. Стр.46 упр.89
Работу выполняют самостоятельно, вспомнив алгоритм по проверке падежных окончаний имен существительных.
Проверка по образцу (слайд 19)
– Оцените свою работу. (+ на полях)
7. Морфологический разбор существительного .
Найдите в тексте несклоняемое имя существительное и разберите его как часть речи.
Разбор у доски с самооценкой .
В кино (в чём?)- им. сущ. н.ф. кино неодушевленное, нарицательное, ср. рода, 2 склонения, ед. ч., предл. падеж. второстеп. чл. предложения.
8.Тестирование по вариантам с взаимопроверкой.
1вариант.
1.Какая часть речи отвечает на вопрос Кто? Что?
А )глагол Б) имя существительное В) имя прилагательное
2.Имя существительное кукле стоит в:
А) Д. п. Б) П. п. В) Т. П.
3. Укажите имя существительное 2-го склонения
А) старость Б) лето В) вишня
4.Имена существительные ж. р. С нулевым окончанием относятся к:
А) 1 скл. Б) 2 скл. В) 3 скл.
5.Укажите словосочетание с именем существительным в Т. П.
А) подбежал к проруби Б) пришел из кино И) обожгло холодом
6. Укажите имя существительное в начальной форме
А) калиной Б )снега В) зима
7.Укажите имя существительное, которое употребляется только в единственном числе
А) картина Б) смена В) поляна
8. Укажи словосочетание в Д.п.
А) подошли к библиотеке Б) катались на лодке В) горжусь отцом
9. Изменятся ли окончания существительных кафе, какаду, пальто при их склонении
А) да Б) нет, они несклоняемые
10. Имя существительное в предложении может быть
А) только главным членом предложения
Б) и главным и второстепенным членом предложения
2 вариант
1.Среди указанных вопросов выбери те, на которые отвечает имя существительное
А) Что делать? Б) Кто? Что? В) Какой? Какая?
2. Имя существительное птицей стоит в
А) Д. п. Б) П. п. В) Т. п
3.Укажи существительное 3-го склонения
А) старость Б) лето В) вишня
4.Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием относятся
А) 1 скл. Б) 2 скл. В) 3скл.
5.Укажи словосочетание с существительным в Д. п.
А) подбежал к проруби Б)пришел из школы В)обожгло холодом.
6.Укажи имя существительное в начальной форме
А) дождём Б) луга В) парта
7.Укажи имя существительное которое употребляется только во множественном числе
А) вороны Б) ножницы В) тетради
8. Укажи словосочетание, стоящее в П. п.
А) подошли к библиотеке Б) катались на лодке В) горжусь отцом
9. Изменятся ли окончания существительных радио, такси, кенгуру при склонении
А) Да Б) Нет, они несклоняемые
10.Имя существительное в предложении может быть
А) только главным членом предложения
Б) и главным, и второстепенным членом предложения.
Проверка по карточкам (Слайд 20)
V. Итог урока. «Незаконченные предложения» (Слайд 21)
Я на уроке запомнил….
Я на уроке узнал… ,научился… .
Мне понравилось….
Было интересно… .
VI. Самооценка
– Уважаемые ребята, я вас попрошу оценить свою работу за урок. (Учащиеся, которые набрали пять плюсиков, сигналят зелёными карточками.)
VII. Домашнее задание (Слайд 22)
Составить устный рассказ об имени существительном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)
План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....
Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"
17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...