Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Непозиционное чередование» (УМК "Эльконина-Давыдова")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме  «Непозиционное чередование» (УМК "Эльконина-Давыдова")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.17

Школа: 148(ф)                                                                                                                                                                                                        Методист: Кондратьева И.И                                               Класс: 2 «Б»                                                                                                                                                                                                     Студентка: Коновалова А., 36 гр.

Кабинет: 106                                                                                                                                            Учитель: Трашкова Е.В.

 

                                                                                                                                                                   

                                                             

                                                                           

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Непозиционное чередование»

Цель: формирование у учащихся представлений о непозиционном чередовании.

Планируемые результаты

Личностные:

  • ценностное отношение к процессу определения однокоренных слов;
  • осознание практической важности определения однокоренных слов;
  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Предметные:

  • владение способом определения корня слова, умение подбирать к слову однокоренные слова;
  • различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова, слова с омонимичными корнями.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование:  Проектор, презентация, учебник русского языка по программе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, 2 класс.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Организационный момент

(Словесный: слово учителя)

2 минуты

Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Николаевна. Я сегодня проведу у вас урок русского языка.

Проверьте, всё ли для урока у вас есть. Выпрямитесь.

Проверять рабочее место.

Личностные- положительное отношение к учебе, учебной деятельности.

II.

Мотивационный

2 минуты

Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему и пожелайте ему удачи! Ведь удача нам сегодня ой как пригодится!

Открываем свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. Не забываем о посадке во время работы с тетрадью.

Регулятивные -соблюдают правила поведения на уроке.

III.

Актуализация

Знаний

(Частичный словообразовательный разбор)

5 минут

-Ребята, вы уже знаете, что такое окончание, основа и корень слова. Давайте повторим, что же это такое.

-Скажите мне, что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

-Что такое основа слова? (Основа — неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение)

-Что такое корень слова? (Корень – главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов).

- Найдите корень у этих слов. (На слайде родственные слова, дети ищут корень)

Вода – водолаз - подводный (Вод)

Гусь – гусёнок - гусыня (Гус)

Лес – лесник - лесной (Лес)

Зима – зимующий - зимовка (Зим)

Охота – охотник – охотовед (Охот)

Остров – островитянин – островок (Остров)

-Трудно ли находить корни в этих словах?

-По каким признакам мы находим однокоренные слова? (Общая часть, общее значение)

-На примере любой группы докажите, что все слова однокоренные.

Ответить на вопросы учителя

Находить корень в родственных словах.

Познавательные -осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные- отвечать на вопросы.

IV.

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

Анализ материала

Динамическая пауза

V.

Решение частных задач

(первичное закрепление, повторение пройденного материала)

(Практический: выполнение упражнений)

Информация о домашнем задании

VI.

Итог урока,

Рефлексия

(Словесный: беседа)

13

Мин

1 мин

15 мин

5 мин

Сегодня мы разберем более сложные случаи, для этого  откройте учебник на странице 79 упр.298. Сейчас вы будете читать цепочкой по одному предложению.

-Ребята, как вы считаете, кто прав в этом споре? (Правы и Маша и Алеша, все слова образованы от слова снег.).

-Одинаковы ли последние согласные звуки в корне слов снег и снеговой? (Да) 

-С чем связана замена одного звука другим? (С чередованием)

-Как называется такое чередование звуков? (Позиционное чередование)

-Какие согласные в конце корня в словах снеговой и снежок? (Г и Ж)

-Отличаются ли позиции этих звуков в обоих словах?

-Можно ли считать это чередование звуков позиционным? (Нет)

-(На доске все слова из упражнения.) Давайте докажем, что все слова однокоренные. У них есть общее значение. Какое? (Снеговый-сделан из снега, снеговик-сделан из снега, снежок-маленький комочек снега, подснежник-цветок, который пробивается из-под снега).

-Правильно, ребята.  А вот если мы не можем назвать чередование звуков позиционным, тогда как мы это назовем? (Непозиционное чередование). Молодцы!

-Кто назовет тему нашего урока? Хорошо.

-Прочитайте высказывание ученого на стр.80.  

-Как обозначаются на письме позиционно чередующиеся звуки – одной и той же буквой или разными? (Одно и той же буквой)

-А непозиционно чередующиеся звуки? (Разными буквами). Да, действительно, непозиционно чередующиеся звуки обозначаются на письме разными буквами.

 

Видео

Сейчас давайте поучимся находить корни в более сложных случаях. Откройте упражнение 299. Кто хочет прочитать задание? Итак, кто может сказать мне, что такое однокоренные слова? Верно, однокоренные слова  - это слова с одинаковым корнем и с общим смыслом.

Ребята, прочитайте первые две пары слов у себя в тетрадях. Как вы думаете, какая из этих двух пар является однокоренными словами? Выпишите эту пару в тетрадь, кто хочет у доски?  Выдели, пожалуйста, корни у этих слов? Какие буквы чередуются в корнях? А я бы выписала вторую пару слов, у них ведь тоже есть общая часть. Вы согласны со мной? (Аналогично с другими четверками слов).

Откройте дневники, запишите домашнее задание. С.81, упр.300

Итак, наш урок подходит к концу, кто может сказать, что такое непозиционное чередование?

Ребята, сейчас на слайде вы увидите фразы, подумайте минутку, а затем я вас спрошу.  (На слайде фразы: мне понравилось, мне было трудно, после урока мне захотелось)

Выполнить поставленную задачу, ответить на вопросы.

Повторять движения за видео.

Выполнять упражнение по алгоритму:

1.Чтение задания;

2.Повторение теории;

3.Выполнение упражнения;

4.Итог.

Оценивать деятельность на уроке.

Личностные- решают поставленную задачу.

Регулятивные- выполнение физических упражнения по порядку

Личностные- применяют правило на данном упражнении

Личностны- заинтересованность и включение детей в работу.

Коммуникативные- отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...