Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Непозиционное чередование» (УМК "Эльконина-Давыдова")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Непозиционное чередование» (УМК "Эльконина-Давыдова")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 11.04.17
Школа: 148(ф) Методист: Кондратьева И.И Класс: 2 «Б» Студентка: Коновалова А., 36 гр.
Кабинет: 106 Учитель: Трашкова Е.В.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Непозиционное чередование»
Цель: формирование у учащихся представлений о непозиционном чередовании.
Планируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения однокоренных слов;
- осознание практической важности определения однокоренных слов;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.
Предметные:
- владение способом определения корня слова, умение подбирать к слову однокоренные слова;
- различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова, слова с омонимичными корнями.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование: Проектор, презентация, учебник русского языка по программе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, 2 класс.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Организационный момент (Словесный: слово учителя) | 2 минуты | Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Николаевна. Я сегодня проведу у вас урок русского языка. Проверьте, всё ли для урока у вас есть. Выпрямитесь. | Проверять рабочее место. | Личностные- положительное отношение к учебе, учебной деятельности. |
II. Мотивационный | 2 минуты | Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему и пожелайте ему удачи! Ведь удача нам сегодня ой как пригодится! Открываем свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. Не забываем о посадке во время работы с тетрадью. | Регулятивные -соблюдают правила поведения на уроке. | |
III. Актуализация Знаний (Частичный словообразовательный разбор) | 5 минут | -Ребята, вы уже знаете, что такое окончание, основа и корень слова. Давайте повторим, что же это такое. -Скажите мне, что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении) -Что такое основа слова? (Основа — неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение) -Что такое корень слова? (Корень – главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов). - Найдите корень у этих слов. (На слайде родственные слова, дети ищут корень) Вода – водолаз - подводный (Вод) Гусь – гусёнок - гусыня (Гус) Лес – лесник - лесной (Лес) Зима – зимующий - зимовка (Зим) Охота – охотник – охотовед (Охот) Остров – островитянин – островок (Остров) -Трудно ли находить корни в этих словах? -По каким признакам мы находим однокоренные слова? (Общая часть, общее значение) -На примере любой группы докажите, что все слова однокоренные. | Ответить на вопросы учителя Находить корень в родственных словах. | Познавательные -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные- отвечать на вопросы. |
IV. Постановка учебной задачи Создание проблемной ситуации Анализ материала Динамическая пауза V. Решение частных задач (первичное закрепление, повторение пройденного материала) (Практический: выполнение упражнений) Информация о домашнем задании VI. Итог урока, Рефлексия (Словесный: беседа) | 13 Мин 1 мин 15 мин 5 мин | Сегодня мы разберем более сложные случаи, для этого откройте учебник на странице 79 упр.298. Сейчас вы будете читать цепочкой по одному предложению. -Ребята, как вы считаете, кто прав в этом споре? (Правы и Маша и Алеша, все слова образованы от слова снег.). -Одинаковы ли последние согласные звуки в корне слов снег и снеговой? (Да) -С чем связана замена одного звука другим? (С чередованием) -Как называется такое чередование звуков? (Позиционное чередование) -Какие согласные в конце корня в словах снеговой и снежок? (Г и Ж) -Отличаются ли позиции этих звуков в обоих словах? -Можно ли считать это чередование звуков позиционным? (Нет) -(На доске все слова из упражнения.) Давайте докажем, что все слова однокоренные. У них есть общее значение. Какое? (Снеговый-сделан из снега, снеговик-сделан из снега, снежок-маленький комочек снега, подснежник-цветок, который пробивается из-под снега). -Правильно, ребята. А вот если мы не можем назвать чередование звуков позиционным, тогда как мы это назовем? (Непозиционное чередование). Молодцы! -Кто назовет тему нашего урока? Хорошо. -Прочитайте высказывание ученого на стр.80. -Как обозначаются на письме позиционно чередующиеся звуки – одной и той же буквой или разными? (Одно и той же буквой) -А непозиционно чередующиеся звуки? (Разными буквами). Да, действительно, непозиционно чередующиеся звуки обозначаются на письме разными буквами.
Видео Сейчас давайте поучимся находить корни в более сложных случаях. Откройте упражнение 299. Кто хочет прочитать задание? Итак, кто может сказать мне, что такое однокоренные слова? Верно, однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем и с общим смыслом. Ребята, прочитайте первые две пары слов у себя в тетрадях. Как вы думаете, какая из этих двух пар является однокоренными словами? Выпишите эту пару в тетрадь, кто хочет у доски? Выдели, пожалуйста, корни у этих слов? Какие буквы чередуются в корнях? А я бы выписала вторую пару слов, у них ведь тоже есть общая часть. Вы согласны со мной? (Аналогично с другими четверками слов). Откройте дневники, запишите домашнее задание. С.81, упр.300 Итак, наш урок подходит к концу, кто может сказать, что такое непозиционное чередование? Ребята, сейчас на слайде вы увидите фразы, подумайте минутку, а затем я вас спрошу. (На слайде фразы: мне понравилось, мне было трудно, после урока мне захотелось) | Выполнить поставленную задачу, ответить на вопросы. Повторять движения за видео. Выполнять упражнение по алгоритму: 1.Чтение задания; 2.Повторение теории; 3.Выполнение упражнения; 4.Итог. Оценивать деятельность на уроке. | Личностные- решают поставленную задачу. Регулятивные- выполнение физических упражнения по порядку Личностные- применяют правило на данном упражнении Личностны- заинтересованность и включение детей в работу. Коммуникативные- отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...
Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ
Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ...
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...