Конспект урока по русскому языку на тему: "Как собрать и разобрать слово"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Червинская Мария Сергеевна

Цель деятельности учителя:

- актуализирование знаний о понятии «родственные слова»;

- умение выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней.

Программа "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova._kak_sobrat_i_razobrat_slovo.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

                                                                                

Тема: Как собрать и разобрать слово.

Цель деятельности учителя:

- актуализирование знаний о понятии «родственные слова»;

- умение выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

Планируемые результаты:

предметные: 

- научатся называть части слова;

- выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

- образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса.

личностные: 

-продолжат развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-продолжат воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.

-продолжат формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам,       способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: программа УМК «Перспектива», автор Климанова Л.Ф. учебник по русскому языку 2 класс 2 часть, презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

Словесн.: приветствие

1 мин

- Здравствуйте, ребята.

- Урок хочу начать с небольшого стихотворения. Пожалуйста, послушайте.

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Подмигните тем, кто слева,

Подмигните тем, кто справа.

Помашите тем, кто слева,

Помашите тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Приветствовать учителя

Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся

1.

Мотивационный

Практич.: устное задание

Словесн: ответы на вопросы

6 мин

-  Сегодня мы с вами познакомимся с написанием нового словарного слова.

- Догадайтесь что это за слово: вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность … (спасибо) (слайд)

- Сооружение в виде ряда ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться … (лестница) (слайд)

- День недели, который следует за пятницей … (суббота) (слайд)

- Промышленное предприятие с производственным процессом … (завод) (слайд)

- Проём в стене для поступления света … (окно) (слайд)

(На слайде появляются слова и учащиеся проверяют)

- Подчеркните буквы и узнайте, с чем мы будем работать сегодня на уроке.

  • В первом слове – букву, которых в этом слове две;
  • Во втором – первая буква
  • В  третьем слове – букву, при написании которой используется всего 1 элемент;
  • В четвёртом  согласный в середине слова;
  • В пятом - гласную букву

- Что у вас получилось? (У нас получилось «слово») (слайд)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков и букв, из слогов)

- Молодцы, раз вы так много знаете, может, поможете нашим друзьям?

Выполнять задание по словарным словам.

Отвечать на вопросы учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесн: беседа, ответы на вопросы

Словесн.: определять тему и цели урока

Словесн: беседа, ответы на вопросы

Практич: выполнение упражнения

Словесн: беседа, ответы на вопросы

15 мин

Однажды Аня, Ваня и Совёнок играли в слова. Совёнок загадал ребятам загадку — шараду.

Начало слова ты найдёшь ОКРУГЕ.

Приставку только отдели

И смело с этой буквы

Ты меня пиши.

Мой корень ты найдёшь в ЦЕНЕ,

А суффикс есть в ЗАГАДКЕ.

Когда все части соберёшь,

То окончанье без труда ты подберёшь.

Ведь я живу в твоей тетрадке.

Аня и Ваня очень растерялись, они услышали много незнакомых слов и, конечно, не смогли разгадать загадку.

Ребята, можете ли вы по тексту этого стихотворения определить зашифрованное слово? Разгадать шараду.

- Что должны были сделать Аня и Ваня? (собрать слово)

- Из чего они должны были собрать слово? (из частей)
- Верите ли вы, что слово можно разобрать на части?

- Сформулируйте тему урока (состав слова) (слайд)

- Чему мы будем учиться? (собирать и разбирать слова) (слайд)

- Для чего нам это нужно? (для того, чтобы собирать интересные новые слова, а также видеть из чего состоят слова, когда их разберешь)

- Кто наем может помочь это узнать? (профессор Самоваров)

- Откройте учебник на с. 42. Как называется раздел? (Состав слова)

- Как звучит тема урока? (Как собрать и разобрать слово)

- Прочитаем сообщение профессора Самоварова. Какой секрет открыл профессор? (Слова можно разбить на части)

- Почему надо знать эти части? (Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать).

- О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?)

- Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор).

- Ребята, Совёнок предлагает нам  выполнить упр. 56 с.42

- Кто прочитает задание?

- Что нужно сделать? (Нужно прочитать песенку и ответить на ряд поставленных вопрос)

- Ребята, а какие слова повторяются  в этой песенке? (котя, котенька, коток, котик)

- К кому обращены эти слова? (они обращены к главному герою коту)

- А как вы думаете, сходны ли эти слова по значению? (Эти слова сходны, так как значение у этих слов одно, и тоже)

- Как вы думаете слова котя, котенька, коток, котик имеют ли они общую часть? (Да имеют, это общая часть КОТ)

- Выписываем слова и подчёркиваем общую часть.

КОТЯ,  КОТОК,  КОТИК, КОТЕНЬКА.

- Ребята, какую часть мы подчеркнули во всех словах? (общую)

- Можно ли выписанные слова назвать словами – родственниками? (можем, так как обозначают одно и тоже животное и у них есть общая часть)

- Знаем, как она называется? (нет)

- Кто может помочь? (профессор Самоваров)

- Прочитайте сообщение профессора Самоварова.

- О чём рассказал профессор? (ответы учащихся)

- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

- Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)

- Рассмотрим на примере: дуб, дубок, дубрава.

- Скажите, какая общая часть у этих родственных слов? (Общая часть ДУБ)

- Что общего имеют эти части слов? (Слова имеют части, которые одинаково пишутся и связаны по смыслу)

- Значит, родственные слова как бы вырастают из одного корня.

Пример: лес, лесной, перелесок, лесник.

- Мы видим, что слова имеют части, которые пишутся и связаны по смыслу это ЛЕС.

Анализировать.

Отвечать на вопросы учителя.

Определять тему и цель урока

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

Работать над упражнением.

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать вывод пр.Самоварова.

Отвечать на вопросы учителя.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

Динамическая пауза

Практич.: повторяют движения

3 мин

Видеофрагмент «Мистер Краб»

Повторять  движения.

Р:Контролировать свои действия

3.

Решение частных задач

Словесн: беседа, ответы на вопросы

 Практич: выполнение упражнения

Словесн: беседа, ответы на вопросы

 

Практич: выполнение упражнения

Практич: анализ схемы слов

15 мин

- Переходим к упражнению 58.

- Кто прочитает упражнение?

- Что нужно сделать? (Нужно выделить корень в родственных словах, поставить ударение)

- Для начала давайте найдем в тексте родственные слова. (Свет – светить, светлячки, светлые, светильник)

- Какая общая часть есть у этих слов? (Общая часть  у этих слов СВЕТ)

- Спешите, эти слова к себе в тетрадь и поставьте ударение.

- Ребята обратите внимание на ударение. Что вы можете сказать? (Что ударный и безударный гласный передается одной  и той же буквой  в каждом слове)

- Ребята, так какой вывод можно сделать? Могут ли слова иметь , кроме корня, и другие одинаковые части? (Могут, они имеют ударную и безударную гласную, которая передается одной  и той же буквой)

- Переходим к упражнению 59.

- Кто прочитает упражнение?

- Что нужно сделать? (Нужно записать слова, обозначить в них общую часть, которая стоит после корня)

 - Прочитайте слова про себя. А могут ли данные слова иметь ещё какие-то общие части после корня? (Да могут, общая часть во всех словах это конец слова ЁНОК)

- Так какая общая часть будет в данных словах? (В данных слова: лисенок, тигренок, котенок, мамонтенок, слоненок, страусенок, китенок, кенгуренок, олененок есть общая часть, она стоит после корня и это ЕНОК)

- А одинаково ли пишется эта часть во всех словах? (Во всех словах эта часть пишется одинаково)

- После какой части слова она стоит? (После корня)

- Выпишите эти слова к себе тетрадь и обозначьте в них общую часть, которая стоит после корня, подчеркиваем простым карандашом.

А посмотрите вот на эти слова: прилетели, приплыли, прибежали, пришли, приехали, примчались.

- Найдите общую часть в словах. (Общая часть в словах ПРИ)

- Одинаково ли она пишется в разных словах? (В разных словах она пишется одинаково)

- В прошлом упражнении мы сказали, что общая часть стоит после корня, а в этом задании, где общая часть стоит? (Общая часть может не только после корня, но и перед корнем)

- Так какой вывод мы можем сделать по двум упражнениям? (Мы может сказать что общие части в словах могут стоять после корня и перед корнем)

- Совершенно верно ребята. Слова могут иметь одинаковые части не только после корня, но и перед корнем.

- Но чтобы хорошо понимать смысл слова и овладеть правописанием, надо знать составные части слова: такие как приставку, корень, суффикс и окончание.

Работать над упражнением.

Сравнивать.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задание.

Отвечать на вопросы  учителя.

Работать над схемой.

П:  извлекают необходимую

 информацию из рассказа учителя, собственного опыта;

 -осуществляют поиск необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.:ответы на вопросы,самоанализ.

 

5 мин

- Подведем итог урока.

- Ребята, назовите тему урока ? (Тема урока: Как собрать  и разобрать слово)

- Какие новые или необычные слова вы встретили сегодня?

- Для чего нам это нужно уметь разбирать и собирать слова? (для того, чтобы собирать интересные новые слова, а также видеть из чего состоят слова, когда их разберешь)

Рефлексия.

Домашнее задание:

Упр 57 стр.43.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу.

Контролировать правильность записи.

Обобщать изученное.

РП.:Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка. Ее роль в слове" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить с приставкой, ее ролью, алгоритмом нахождения приставок в словах;Планируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку на тему "Общие грамматические признаки у слов каждой части речи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: обратить внимание детей на наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи; показать роль слов каждой части речи в словесно...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС

Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...