Конспект урока по русскому языку на тему: "Как собрать и разобрать слово"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цель деятельности учителя:
- актуализирование знаний о понятии «родственные слова»;
- умение выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней.
Программа "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova._kak_sobrat_i_razobrat_slovo.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Как собрать и разобрать слово.
Цель деятельности учителя:
- актуализирование знаний о понятии «родственные слова»;
- умение выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
Планируемые результаты:
предметные:
- научатся называть части слова;
- выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
- образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса.
личностные:
-продолжат развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-продолжат воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.
-продолжат формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: программа УМК «Перспектива», автор Климанова Л.Ф. учебник по русскому языку 2 класс 2 часть, презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Орг. момент Словесн.: приветствие | 1 мин | - Здравствуйте, ребята. - Урок хочу начать с небольшого стихотворения. Пожалуйста, послушайте. В нашем классе все друзья: Я, ты, он, она. Улыбнитесь тем, кто слева, Улыбнитесь тем, кто справа. Подмигните тем, кто слева, Подмигните тем, кто справа. Помашите тем, кто слева, Помашите тем, кто справа. Вместе мы одна семья. Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | Приветствовать учителя | Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся |
1. | Мотивационный Практич.: устное задание Словесн: ответы на вопросы | 6 мин | - Сегодня мы с вами познакомимся с написанием нового словарного слова. - Догадайтесь что это за слово: вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность … (спасибо) (слайд) - Сооружение в виде ряда ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться … (лестница) (слайд) - День недели, который следует за пятницей … (суббота) (слайд) - Промышленное предприятие с производственным процессом … (завод) (слайд) - Проём в стене для поступления света … (окно) (слайд) (На слайде появляются слова и учащиеся проверяют) - Подчеркните буквы и узнайте, с чем мы будем работать сегодня на уроке.
- Что у вас получилось? (У нас получилось «слово») (слайд) - Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков и букв, из слогов) - Молодцы, раз вы так много знаете, может, поможете нашим друзьям? | Выполнять задание по словарным словам. Отвечать на вопросы учителя. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Словесн: беседа, ответы на вопросы Словесн.: определять тему и цели урока Словесн: беседа, ответы на вопросы Практич: выполнение упражнения Словесн: беседа, ответы на вопросы | 15 мин | Однажды Аня, Ваня и Совёнок играли в слова. Совёнок загадал ребятам загадку — шараду. Начало слова ты найдёшь ОКРУГЕ. Приставку только отдели И смело с этой буквы Ты меня пиши. Мой корень ты найдёшь в ЦЕНЕ, А суффикс есть в ЗАГАДКЕ. Когда все части соберёшь, То окончанье без труда ты подберёшь. Ведь я живу в твоей тетрадке. Аня и Ваня очень растерялись, они услышали много незнакомых слов и, конечно, не смогли разгадать загадку. Ребята, можете ли вы по тексту этого стихотворения определить зашифрованное слово? Разгадать шараду. - Что должны были сделать Аня и Ваня? (собрать слово) - Из чего они должны были собрать слово? (из частей) - Сформулируйте тему урока (состав слова) (слайд) - Чему мы будем учиться? (собирать и разбирать слова) (слайд) - Для чего нам это нужно? (для того, чтобы собирать интересные новые слова, а также видеть из чего состоят слова, когда их разберешь) - Кто наем может помочь это узнать? (профессор Самоваров) - Откройте учебник на с. 42. Как называется раздел? (Состав слова) - Как звучит тема урока? (Как собрать и разобрать слово) - Прочитаем сообщение профессора Самоварова. Какой секрет открыл профессор? (Слова можно разбить на части) - Почему надо знать эти части? (Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать). - О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?) - Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор). - Ребята, Совёнок предлагает нам выполнить упр. 56 с.42 - Кто прочитает задание? - Что нужно сделать? (Нужно прочитать песенку и ответить на ряд поставленных вопрос) - Ребята, а какие слова повторяются в этой песенке? (котя, котенька, коток, котик) - К кому обращены эти слова? (они обращены к главному герою коту) - А как вы думаете, сходны ли эти слова по значению? (Эти слова сходны, так как значение у этих слов одно, и тоже) - Как вы думаете слова котя, котенька, коток, котик имеют ли они общую часть? (Да имеют, это общая часть КОТ) - Выписываем слова и подчёркиваем общую часть. КОТЯ, КОТОК, КОТИК, КОТЕНЬКА. - Ребята, какую часть мы подчеркнули во всех словах? (общую) - Можно ли выписанные слова назвать словами – родственниками? (можем, так как обозначают одно и тоже животное и у них есть общая часть) - Знаем, как она называется? (нет) - Кто может помочь? (профессор Самоваров) - Прочитайте сообщение профессора Самоварова. - О чём рассказал профессор? (ответы учащихся) - Как называется общая часть родственных слов? (Корень) - Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные) - Рассмотрим на примере: дуб, дубок, дубрава. - Скажите, какая общая часть у этих родственных слов? (Общая часть ДУБ) - Что общего имеют эти части слов? (Слова имеют части, которые одинаково пишутся и связаны по смыслу) - Значит, родственные слова как бы вырастают из одного корня. Пример: лес, лесной, перелесок, лесник. - Мы видим, что слова имеют части, которые пишутся и связаны по смыслу это ЛЕС. | Анализировать. Отвечать на вопросы учителя. Определять тему и цель урока Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока Работать над упражнением. Отвечать на вопросы учителя. Анализировать вывод пр.Самоварова. Отвечать на вопросы учителя. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: обобщают. |
Динамическая пауза Практич.: повторяют движения | 3 мин | Видеофрагмент «Мистер Краб» | Повторять движения. | Р:Контролировать свои действия | |
3. | Решение частных задач Словесн: беседа, ответы на вопросы Практич: выполнение упражнения Словесн: беседа, ответы на вопросы
Практич: выполнение упражнения Практич: анализ схемы слов | 15 мин | - Переходим к упражнению 58. - Кто прочитает упражнение? - Что нужно сделать? (Нужно выделить корень в родственных словах, поставить ударение) - Для начала давайте найдем в тексте родственные слова. (Свет – светить, светлячки, светлые, светильник) - Какая общая часть есть у этих слов? (Общая часть у этих слов СВЕТ) - Спешите, эти слова к себе в тетрадь и поставьте ударение. - Ребята обратите внимание на ударение. Что вы можете сказать? (Что ударный и безударный гласный передается одной и той же буквой в каждом слове) - Ребята, так какой вывод можно сделать? Могут ли слова иметь , кроме корня, и другие одинаковые части? (Могут, они имеют ударную и безударную гласную, которая передается одной и той же буквой) - Переходим к упражнению 59. - Кто прочитает упражнение? - Что нужно сделать? (Нужно записать слова, обозначить в них общую часть, которая стоит после корня) - Прочитайте слова про себя. А могут ли данные слова иметь ещё какие-то общие части после корня? (Да могут, общая часть во всех словах это конец слова ЁНОК) - Так какая общая часть будет в данных словах? (В данных слова: лисенок, тигренок, котенок, мамонтенок, слоненок, страусенок, китенок, кенгуренок, олененок есть общая часть, она стоит после корня и это ЕНОК) - А одинаково ли пишется эта часть во всех словах? (Во всех словах эта часть пишется одинаково) - После какой части слова она стоит? (После корня) - Выпишите эти слова к себе тетрадь и обозначьте в них общую часть, которая стоит после корня, подчеркиваем простым карандашом. А посмотрите вот на эти слова: прилетели, приплыли, прибежали, пришли, приехали, примчались. - Найдите общую часть в словах. (Общая часть в словах ПРИ) - Одинаково ли она пишется в разных словах? (В разных словах она пишется одинаково) - В прошлом упражнении мы сказали, что общая часть стоит после корня, а в этом задании, где общая часть стоит? (Общая часть может не только после корня, но и перед корнем) - Так какой вывод мы можем сделать по двум упражнениям? (Мы может сказать что общие части в словах могут стоять после корня и перед корнем) - Совершенно верно ребята. Слова могут иметь одинаковые части не только после корня, но и перед корнем. - Но чтобы хорошо понимать смысл слова и овладеть правописанием, надо знать составные части слова: такие как приставку, корень, суффикс и окончание. | Работать над упражнением. Сравнивать. Отвечать на вопросы учителя. Выполнять задание. Отвечать на вопросы учителя. Работать над схемой. | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; -осуществляют поиск необходимой информации; - осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя. |
4. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесн.:ответы на вопросы,самоанализ.
| 5 мин | - Подведем итог урока. - Ребята, назовите тему урока ? (Тема урока: Как собрать и разобрать слово) - Какие новые или необычные слова вы встретили сегодня? - Для чего нам это нужно уметь разбирать и собирать слова? (для того, чтобы собирать интересные новые слова, а также видеть из чего состоят слова, когда их разберешь) Рефлексия. Домашнее задание: Упр 57 стр.43. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу. Контролировать правильность записи. Обобщать изученное. | РП.:Структурировать знания; Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; Осознавать качество и уровень усвоения; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс
Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Тип урока: открытие нового знания. Технология деяте...
конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс
в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка. Ее роль в слове" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить с приставкой, ее ролью, алгоритмом нахождения приставок в словах;Планируемые результаты:·...
Конспект урока по русскому языку на тему "Общие грамматические признаки у слов каждой части речи" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: обратить внимание детей на наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи; показать роль слов каждой части речи в словесно...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС
Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Безударные гласные в корне слова"
Безударные гланые в корне слова 3 класс...