РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ 3 КЛАСС ТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кулабухова Ольга Витальевна

РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ  3 КЛАСС
ТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова».                                        Устное сочинение.
 Цель: Составить устный рассказ по картине
Задачи:
-формировать умение устно описывать  живописный портрет, пользоваться планом для устного рассказа;
-привлекать свой личный опыт ребенка для обострения живописного образа;
-развивать исследовательский интерес к живописному произведению;
-слушать музыкальные произведения и сопоставлять их по характеру с живописным произведением
 Методы и приемы: проблемно-репродуктивный метод, беседа, самостоятельная работа с учебником.
 Планируемые результаты:
- учащиеся составят  устный рассказ по картине с опорой на план.
Оборудование: Учебник русского языка 2 ч., литературного чтения, лупа, ЭФУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ  3 КЛАСС

ТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова».                                        Устное сочинение.

 Цель: Составить устный рассказ по картине

Задачи:

-формировать умение устно описывать  живописный портрет, пользоваться планом для устного рассказа;

-привлекать свой личный опыт ребенка для обострения живописного образа;

-развивать исследовательский интерес к живописному произведению;

-слушать музыкальные произведения и сопоставлять их по характеру с живописным произведением

 Методы и приемы: проблемно-репродуктивный метод, беседа, самостоятельная работа с учебником.

 Планируемые результаты:

- учащиеся составят  устный рассказ по картине с опорой на план.

Оборудование: Учебник русского языка 2 ч., литературного чтения, лупа, ЭФУ

ХОД УРОКА

  1. Орг.  момент

Учитель: У нас сегодня урок развития речи. Работа с картиной. Что нам понадобится на уроке?

 Учащиеся:Учебник русского языка 2 ч., учебник литературного чтения, лупа.

Проверьте, все ли у вас лежит на столах. Итак, мы начинаем

  1. Тема, цели урока

Тема сегодняшнего урока: « Работа с картиной. Устное сочинение. Найдите тему по содержанию учебника , откройте нужную страницу и переклейте закладку.

Как вы считаете, какие цели мы перед собой поставим?

-Мы рассмотрим картину, устно составим рассказ по картине

Посмотрите на условные обозначения к этой теме в учебнике и предположите, что еще будем делать?

Мы послушаем музыкальные произведения.

  1. Рассматривание картины

Прочитайте требование упражнения № 21, найдите картину, положите учебники так, чтобы перед глазами у вас была картина и  страница с вопросами.
Дети рассматривают картину с лупой.

4.Анализ картины по вопросам учебника

Как ты думаешь,  что это за имя « Мика»?

Дети высказывают свои предположения.

А уточнить наши предположения мы можем на с 48 учебника

Дети читают нужный абзац самостоятельно.

Можем ли мы теперь  точно сказать, что это за имя?

 Мика – уменьшительно ласкательное имя от имени Михаил.

Подходит ли имя мальчику?

Да, потому что мальчик еще маленький, его называют ласково.

Сколько, на ваш взгляд, мальчику лет?

( предположения детей от 4 до 6 лет)

Какие детали помогли вам определить возраст мальчика?

(Большое кресло, которое покрыто цветастыми подушками, чтобы мальчику было удобно)

 Можно ли по внешним деталям( по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток? Художник пишет Мику   утром? Днем? Вечером?

( Мнения учащихся:  Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны. Это может быть утром, или перед сном)

Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, что он может в любой момент спрыгнуть и  куда-то побежать?

Мальчик сидит на краешке кресла. Кажется, что он вот-вот спрыгнет и побежит. Руки его лежат на подлокотниках так, что создается впечатление, что мальчик  вот-вот встанет……

Что можно сказать о характере Мальчика, если судить по его позе и  внешнему виду:  он резвый или спокойный?

Мальчик резвый. Это видно по его позе и растрепанным волосам.

Ног мальчика не видно. Как вы думаете, Мика босой, в носочках или в тапочках?

(Мнения учащихся: Мальчик резвый, шустрый, скорее всего он сидит без тапочек)

Рассмотрите внимательно лицо мальчика( работа с лупой) Что можно сказать о характере мальчика по выражению его лица? Он бойкий и смышленый или тихий и нерешительный?

Мальчик бойкий и смышленый, т.к. у него горят глаза, на щеках румянец.

Он любознательный и впечатлительный, или он не знает, как себя занять?

Он любознательный и впечатлительны, т.к.взгляд у него внимательный и серьезный, рот полуоткрыт)

Как вы думаете, если Мике читать сказку,           он будет ее внимательно слушать или нет?

( варианты учащихся)

Мика способен сосредоточенно слушать, или он непоседливый ребенок, которому интереснее бегать и резвиться?

При том, что мальчик резвый, Мика будет сосредоточенно слушать, если ему будет интересно.

5.Слушание музыкальных произведений.

Учитель читает интригу в учебнике: Анишит Йокоповна предложила послушать две пьесы из « Детского альбома» П.И. Чайковского :  « Игра в лошадки», « Мама»

( дети слушают одну из пьес)

Как вы думаете, как называлась эта пьеса?

Игра в лошадки.

 Почему вы так решили? Что можно представить, слушая эту музыку?

( варианты детей)

Какая по характеру эта пьеса?

Резвая, веселая, задорная, бойкая, живая, энергичная.

 Похожа ли эта мелодия по характеру на мальчика Мику?

( варианты детей)

Послушайте вторую пьесу. Вы , конечно, догадались, что сейчас прозвучала пьеса…….

 Какая по характеру эта музыка?

 Нежная, ласковая, спокойная…..

 Почему, рассматривая портрет Мики Морозова, мы послушали пьесу « Мама»?

Мика живет в атмосфере любви, заботы, ласки

Помните ли вы себя в возрасте Мики? Этот мальчик похож на вас в раннем детстве?

( Высказывания учащихся)

6.Работа над сочинением

 Прочитайте последнее требование на с. 48.

Что вы должны будете сделать?

Давайте прочитаем план ( 1 человек читает, все следят)

А сейчас вы будете работать в парах. Договоритесь, кто  сначала будет задавать вопросы на голубом фоне, а кто отвечать. Затем поменяйтесь ролями.

А) Дети работают в парах.

Б) Попробуйте рассказать о Мике Морозове по плану( 1 человек рассказывает с места)

В)А теперь представим, что мы в музее и нам надо провести экскурсию: рассказать о картине « Портрет Мики Морозова»

1 человек рассказывает и показывает у доски

7. Рефлексия

Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Каких целей нам удалось достичь?

8. Д/З

Предположите, что нужно будет сделать дома?

Составить устный рассказ по картине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Сообщить сведения о художнике, необходимые для понимания идейного замысла картины; учить детей «читать» картину; развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность; обогащать словарный ...

Презентация к уроку русского языка во 2классе по теме "Сочинение по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе  по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....

Работа по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Урок по  развитию устной и письменной речи...

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

Устное сочинение. Работа с картинкой Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Устное сочинение. Работа с картинкой Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»...

Урок русского языка в 4 классе тема: образование имен прилагательных при помощи суффиксов учитель:Гаряева Валентина Борисовна

Урок русского языка 4 класс. Тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.»...

Разработка урока "Работа с картиной В.Серова «Портрет Мики Морозова». Устное сочинение"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа".Пользовалась пособием Н.М.Лавровой  «Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД" издательс...