Устное сочинение. Работа с картинкой Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Супкарева Елизавета Петровна

Устное сочинение. Работа с картинкой Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx384.42 КБ

Предварительный просмотр:

                        муниципальное казенное образовательное учреждение «Кривомузгинская средняя общеобразовательная школа им. М.З. Петрова» Калачевского муниципального района Волгоградской области

 

 

«Разработка конспекта урока по русскому языку  для обучающихся 3 класса по УМК «Перспективная начальная школа»  

 

                                                                                                                                                                                   Выполнил: Супкарева Елизавета Петровна,

                                                                                                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                                                                                  МКОУ «Кривомузгинская СОШ»

                                                                                                                                                                  п. Волгодонской Калачевского района

 

                                                                                                  п. Волгодонской -  2013

 Предмет: Русский язык

Тема урока: Устное сочинение. Работа с картинкой Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Тип урока: Развития речи

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

 Личностные действия: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Регулятивные действия:  умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Познавательные действия: постановка  и решение проблемы;

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: портрет (В. Серова, М.Морозова), картина («Девочка с персиками», «Портрет Мики Морозова»), музыкальное произведение П.И. Чайковского «Мама» и «Игра в лошадки», карточки, проигрыватель музыки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений.

II. Актуализация знаний Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока.

3.  

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

IV. Первичное закрепление.

Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия.

V.Итог урока и рефлексия

 Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Домашнее

задание

II.  

- Прочитайте слова, с которыми к нам обращается Евдокия  Васильевна.

«Интересная работа ждет нас, друзья! Значит, лениться нам никак нельзя!» (запись на доске)

- Как понимаете эти слова?

На доске пословица:

На добрый привет – добрый ответ.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какое отношение она имеет к нашему уроку?

- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться общаться.

- Вспомните, чем мы с вами занимались на прошлом уроке развития речи?

- Какие типы текстов вы знаете?

- У вас у каждого на партах лежат тексты, прочитайте текст 1 внимательно и определите тип текста.

   

- Назовите основные признаки текстов, по которым вы определили, что это текст повествование?

 

На доску вывешивается  портрет Серова

- Прочитайте текст 2 внимательно и определите тип текста.

- Назовите основные признаки текстов, по которым вы определили, что это текст описание?

На доску вывешивается  картина «Девочка с персиками»

- Эту картину написал Валентин Серов и был награжден за нее премией Московского общества любителей художеств. Эта картина попала в коллекцию П. Третьякова  и сейчас она находится в Третьяковской галерее.

- Послушайте эти стихи:

    Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас, или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, летчик, или балерина, или Колька, твой сосед, обязательно картина называется ……

-Ребята, найдите в «Музейном Доме» «Портрет Мики Морозова» (учебник часть 2, страница 46), посмотрите внимательно и попробуйте определить, о чем мы будем сегодня говорить.

- Тема нашего урока: работа по картине  Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

- Давайте попробуем определить, чему мы научимся сегодня на уроке, работая с этой картиной. (цели обучающихся)

- Кто может объяснить значение  слова портрет?

 На доску вывешивается  картина В. Серова «Портрет Мики Морозова»

- Внимательно рассмотрите картину. Расскажите, кого вы увидели на этой картине

- Как вы думаете, что  за имя – «Мика»?

- Подходит ли оно мальчику?

- Сколько, на ваш  взгляд, ему лет? Почему?

- Какие детали на картине помогли вам определить возраст мальчика? Обратите внимание на кресло, где сидит мальчик? На  подушки, которые его окружают.

- В какое время суток художник писал Мику? Докажите. Обратите внимание на внешний вид мальчика – одежду, прическу.

- Попробуйте мысленно «оживить» образ мальчика. Как вам кажется, Мика  долго сможет  просидеть на одном месте? Или  создается впечатление, будто он в любой момент готов спрыгнуть, куда-то побежать?

- Ног мальчика не видно. Как вы думаете: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу?

- Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие черты характера вы знаете?

( игра в мячик)

- А сейчас в паре ответьте на вопрос: Какие черты характера приемлемы  для данного мальчика?

- Если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет?

- Как вы думаете, кем мог стать этот мальчик, когда вырос? Почему?

- Ребята, о том, что мы не ошиблись в своих суждениях, говорит  и рисунок художника в вашем учебнике на стр. 48, где уже изображен взрослый Мика.

 На доску вывешивается  портрет М. Морозова

- Кто такой Мики Морозов?

- Итак, о чем же нам может рассказать портрет?

- Ребята, помните ли вы себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на кого-то из вас в раннем детстве или нет?

- Скажите, пожалуйста, при помощи чего художники передают нам свои переживания, мысли и красоту окружающего мира и людей?

- А мы давайте попробуем изобразить при помощи разных движений, мимики и жестов следующие ситуации.

Мизкультминутка «Мимика и жесты»

- Ребята, выполните просьбу, с которой я обращусь к вам, используя жесты и мимику.

 Учитель поднимает обе руки ладонями вверх – дети встают. Учитель опускает руки – садятся.

- Вы без слов, только по жестам и мимике поняли меня. Значит, можно общаться без слов?

- Описать характер человека, его переживания, возраст, может не только художник, но и …..?

- Как вы думаете, мог ли композитор написать музыкальный портрет Мики Морозова? При помощи чего?

- Давайте послушаем два музыкальных произведений  Петра Ильича Чайковского. И вы постараетесь определить, какое из них соответствует к портрету Мики Морозова.

( Прослушивание «Игра в лошадки» и Мама» из Детского Альбома П. И. Чайковского)

- Почему вы так решили?

- А второе произведение можно считать музыкальным изображением Мики? Если вспомнить, кем он стал, его характер.

- Что нового вы узнали?

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке:                                                Лежат на парте яблоки ( желтые, красные, зеленые). На доске вы видите «Дерево успеха».  Кому на уроке удалось то, что он задумал, и кто достиг всех целей, поставленных на уроке, возьмите зеленое яблоко, и поместите его на «Дерево успеха».                                                        Кому удалось не все, возьмите желтое яблоко и прикрепите на «Дерево успеха»                          Кто сегодня много ошибался, и кто считает, что ему еще нужно поработать над данной орфограммой, возьмите красное яблоко и прикрепите на «Дерево успеха»

(Яблочки прикрепляются на «Дерево успеха». Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, интересные задания, а также задания, которые понятны всем.)

Принести свою фотографию, где вы такого же возраста, как Мики, а мы попробуем рассказать о вас.

- Мы знакомились с типами текстов

- Описание и повествование

    Текст 1.Валентин Серов родился в Петербурге. Его отец известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребенком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с жившим тогда в Париже художником Репиным И.Е

- Повествование.

- Описываются события в определенной последовательности.

   

Текст 2. Девочка – центр композиции, ее голова, лицо привлекают основное внимание художника. У нее мягкий овал лица, чистый лоб, обрамленный темными непокорными волосами, нежный румянец, ясные и искрящиеся глаза.

- Описание.

- Описывается признаки предметов, явлений, животных, человека.

 

 

- ПОРТРЕТ

- Работать по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова».

- Изображение, какого либо человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии.

- Мальчика.

- Домашнее имя

- Мальчик  маленький, поэтому имя уменьшительно – ласкательное, домашнее имя.

От 4 до 6 лет

 

 - По сравнению с большим креслом мальчик маленький, само кресло покрыто цветастыми подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность

- Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это поможет быть и ранним утром, и перед сном

- Мальчик сидит в кресле на краешке, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть и куда-то побежать.

- Судя по выражению лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме, любознательности

- Он умеет воображать и слушать.

Обсуждение детей

Дети читают текст  по учебнику стр.48

- Мики – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета.

- Портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека.

Обсуждение  детей

- Холста и красок.

- Да.

Мнения детей

- Музыкальных инструментов и нот.

- Первая мелодия подойдет к образу Мики.

Мнения детей.

- Вторая мелодия подойдет к образу Михаила Морозова.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные:

проблемная подача учебного материала.

Познавательные: самостоятельная  формулировка цели и задачи, планирование, прогнозирование

Познавательные:

включение обучающихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока;

обсуждение проблемных вопросов, формулировка собственного мнения и аргументирование его

 

Коммуникативные: работа с информацией, формулировка собственного мнения и аргументирование. познавательные: нахождение в тексте уменьшительно-  ласкательных слов с орфограмм по теме, объяснение правописания слов.

Предметные результаты:

формирование умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные:

формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.

Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Урок по  развитию устной и письменной речи...

Конспект урока по литературному чтению Валентина Серова "Мой дом"

Данный конспект разработан для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по литературному чтению Валентина Серова "Мой дом"

Данный конспект урока разработан для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по литературному чтению Валентина Серова "Мой дом"

Данный конспект разработан для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Разработка урока "Работа с картиной В.Серова «Портрет Мики Морозова». Устное сочинение"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа".Пользовалась пособием Н.М.Лавровой  «Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД" издательс...

РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ 3 КЛАСС ТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова».

РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ  3 КЛАССТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова»....

сочинение по картине В. А. Серова "Мика Морозов"

Русский язык 4 класс автор учебника Климанова Л. Ф. , Горецкий В. Г. УМК "Школа России"сочинение по картине В. А. Серова "Мика Морозов"...