Устное сочинение. Работа с картинкой Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Устное сочинение. Работа с картинкой Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 384.42 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное образовательное учреждение «Кривомузгинская средняя общеобразовательная школа им. М.З. Петрова» Калачевского муниципального района Волгоградской области
«Разработка конспекта урока по русскому языку для обучающихся 3 класса по УМК «Перспективная начальная школа»
Выполнил: Супкарева Елизавета Петровна,
учитель начальных классов
МКОУ «Кривомузгинская СОШ»
п. Волгодонской Калачевского района
п. Волгодонской - 2013
Предмет: Русский язык
Тема урока: Устное сочинение. Работа с картинкой Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»
Тип урока: Развития речи
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Личностные действия: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Регулятивные действия: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Познавательные действия: постановка и решение проблемы;
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование: портрет (В. Серова, М.Морозова), картина («Девочка с персиками», «Портрет Мики Морозова»), музыкальное произведение П.И. Чайковского «Мама» и «Игра в лошадки», карточки, проигрыватель музыки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений. II. Актуализация знаний Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока. 3. III. Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. IV. Первичное закрепление. Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия. V.Итог урока и рефлексия Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Домашнее задание II. | - Прочитайте слова, с которыми к нам обращается Евдокия Васильевна. «Интересная работа ждет нас, друзья! Значит, лениться нам никак нельзя!» (запись на доске) - Как понимаете эти слова? На доске пословица: На добрый привет – добрый ответ. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Какое отношение она имеет к нашему уроку? - Сегодня на уроке мы с вами будем учиться общаться. - Вспомните, чем мы с вами занимались на прошлом уроке развития речи? - Какие типы текстов вы знаете? - У вас у каждого на партах лежат тексты, прочитайте текст 1 внимательно и определите тип текста.
- Назовите основные признаки текстов, по которым вы определили, что это текст повествование?
На доску вывешивается портрет Серова - Прочитайте текст 2 внимательно и определите тип текста. - Назовите основные признаки текстов, по которым вы определили, что это текст описание? На доску вывешивается картина «Девочка с персиками» - Эту картину написал Валентин Серов и был награжден за нее премией Московского общества любителей художеств. Эта картина попала в коллекцию П. Третьякова и сейчас она находится в Третьяковской галерее. - Послушайте эти стихи: Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас, или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, летчик, или балерина, или Колька, твой сосед, обязательно картина называется …… -Ребята, найдите в «Музейном Доме» «Портрет Мики Морозова» (учебник часть 2, страница 46), посмотрите внимательно и попробуйте определить, о чем мы будем сегодня говорить. - Тема нашего урока: работа по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова» - Давайте попробуем определить, чему мы научимся сегодня на уроке, работая с этой картиной. (цели обучающихся) - Кто может объяснить значение слова портрет? На доску вывешивается картина В. Серова «Портрет Мики Морозова» - Внимательно рассмотрите картину. Расскажите, кого вы увидели на этой картине - Как вы думаете, что за имя – «Мика»? - Подходит ли оно мальчику? - Сколько, на ваш взгляд, ему лет? Почему? - Какие детали на картине помогли вам определить возраст мальчика? Обратите внимание на кресло, где сидит мальчик? На подушки, которые его окружают. - В какое время суток художник писал Мику? Докажите. Обратите внимание на внешний вид мальчика – одежду, прическу. - Попробуйте мысленно «оживить» образ мальчика. Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он в любой момент готов спрыгнуть, куда-то побежать? - Ног мальчика не видно. Как вы думаете: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу? - Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие черты характера вы знаете? ( игра в мячик) - А сейчас в паре ответьте на вопрос: Какие черты характера приемлемы для данного мальчика? - Если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет? - Как вы думаете, кем мог стать этот мальчик, когда вырос? Почему? - Ребята, о том, что мы не ошиблись в своих суждениях, говорит и рисунок художника в вашем учебнике на стр. 48, где уже изображен взрослый Мика. На доску вывешивается портрет М. Морозова - Кто такой Мики Морозов? - Итак, о чем же нам может рассказать портрет? - Ребята, помните ли вы себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на кого-то из вас в раннем детстве или нет? - Скажите, пожалуйста, при помощи чего художники передают нам свои переживания, мысли и красоту окружающего мира и людей? - А мы давайте попробуем изобразить при помощи разных движений, мимики и жестов следующие ситуации. Мизкультминутка «Мимика и жесты» - Ребята, выполните просьбу, с которой я обращусь к вам, используя жесты и мимику. Учитель поднимает обе руки ладонями вверх – дети встают. Учитель опускает руки – садятся. - Вы без слов, только по жестам и мимике поняли меня. Значит, можно общаться без слов? - Описать характер человека, его переживания, возраст, может не только художник, но и …..? - Как вы думаете, мог ли композитор написать музыкальный портрет Мики Морозова? При помощи чего? - Давайте послушаем два музыкальных произведений Петра Ильича Чайковского. И вы постараетесь определить, какое из них соответствует к портрету Мики Морозова. ( Прослушивание «Игра в лошадки» и Мама» из Детского Альбома П. И. Чайковского) - Почему вы так решили? - А второе произведение можно считать музыкальным изображением Мики? Если вспомнить, кем он стал, его характер. - Что нового вы узнали? - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? - Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке: Лежат на парте яблоки ( желтые, красные, зеленые). На доске вы видите «Дерево успеха». Кому на уроке удалось то, что он задумал, и кто достиг всех целей, поставленных на уроке, возьмите зеленое яблоко, и поместите его на «Дерево успеха». Кому удалось не все, возьмите желтое яблоко и прикрепите на «Дерево успеха» Кто сегодня много ошибался, и кто считает, что ему еще нужно поработать над данной орфограммой, возьмите красное яблоко и прикрепите на «Дерево успеха» (Яблочки прикрепляются на «Дерево успеха». Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, интересные задания, а также задания, которые понятны всем.) Принести свою фотографию, где вы такого же возраста, как Мики, а мы попробуем рассказать о вас. | - Мы знакомились с типами текстов - Описание и повествование Текст 1.Валентин Серов родился в Петербурге. Его отец известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребенком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с жившим тогда в Париже художником Репиным И.Е - Повествование. - Описываются события в определенной последовательности.
Текст 2. Девочка – центр композиции, ее голова, лицо привлекают основное внимание художника. У нее мягкий овал лица, чистый лоб, обрамленный темными непокорными волосами, нежный румянец, ясные и искрящиеся глаза. - Описание. - Описывается признаки предметов, явлений, животных, человека.
- ПОРТРЕТ - Работать по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова». - Изображение, какого либо человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии. - Мальчика. - Домашнее имя - Мальчик маленький, поэтому имя уменьшительно – ласкательное, домашнее имя. От 4 до 6 лет
- По сравнению с большим креслом мальчик маленький, само кресло покрыто цветастыми подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность - Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это поможет быть и ранним утром, и перед сном - Мальчик сидит в кресле на краешке, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть и куда-то побежать. - Судя по выражению лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме, любознательности - Он умеет воображать и слушать. Обсуждение детей Дети читают текст по учебнику стр.48 - Мики – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета. - Портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека. Обсуждение детей - Холста и красок. - Да. Мнения детей - Музыкальных инструментов и нот. - Первая мелодия подойдет к образу Мики. Мнения детей. - Вторая мелодия подойдет к образу Михаила Морозова. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: проблемная подача учебного материала. Познавательные: самостоятельная формулировка цели и задачи, планирование, прогнозирование Познавательные: включение обучающихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока; обсуждение проблемных вопросов, формулировка собственного мнения и аргументирование его
Коммуникативные: работа с информацией, формулировка собственного мнения и аргументирование. познавательные: нахождение в тексте уменьшительно- ласкательных слов с орфограмм по теме, объяснение правописания слов. Предметные результаты: формирование умения применять полученные знания на практике. Регулятивные: формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом. Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»
Урок по развитию устной и письменной речи...
Конспект урока по литературному чтению Валентина Серова "Мой дом"
Данный конспект разработан для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по литературному чтению Валентина Серова "Мой дом"
Данный конспект урока разработан для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по литературному чтению Валентина Серова "Мой дом"
Данный конспект разработан для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Разработка урока "Работа с картиной В.Серова «Портрет Мики Морозова». Устное сочинение"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа".Пользовалась пособием Н.М.Лавровой «Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД" издательс...
РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ 3 КЛАСС ТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова».
РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ 3 КЛАССТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова»....
сочинение по картине В. А. Серова "Мика Морозов"
Русский язык 4 класс автор учебника Климанова Л. Ф. , Горецкий В. Г. УМК "Школа России"сочинение по картине В. А. Серова "Мика Морозов"...