Организация литературного творчества младших школьников
статья по русскому языку по теме

Алексеева Юлия Александровна

Будет полезна для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация литературного творчества младших школьников

В опыте учителей и методических руководствах, адресуемых им, отношение к сочетаниям достаточно одностороннее: они рассматриваются как объект обучения. Поэтому методика работы с ними свелась к простому научению. Отсюда – большая коллективная подготовительная работа: составление общего плана, обсуждение содержания каждого его пункта, устное составление будущего текста, выписывание на доске опорных слов, разбор написания трудных слов. И только после этого все приступают к записи работ в тетради. Таким образом, ученику остается просто воспроизвести только что услышанное. Узко методический подход к сочинению как к одному из упражнений по русскому языку мешает проявлению его специфики: единству содержания и формы, мысли и чувства.

Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Действующая сейчас в практике методика обучения написанию сочинений не только не дает в полной мере проявиться их возможностям дидактического характера, но не всегда приводит к положительным результатом и в умении учеников писать сочинения. Их низкое качество по содержанию и по форме отмечается во многих исследованиях письменной речи детей и в многочисленных статьях.

Существующий подход к сочинениям объясняют, как правило, беспомощностью учащихся начальных в письменной речи.

Если мы ставим перед сочинением задачу развития личности ребенка, интеграции знаний, представлений и опыта, которые он получает из различных источников, то и методика работы должна строиться на интегративной основе. Такой характер методики определяется особенностью речевого высказывания, продуктивность которого находится в теснейшей связи с комплексом внутренних факторов: мышлением, волей, чувствами, эмоциями человека; его физическим состоянием; состоянием психофизиологических функций (зрительным, слуховым анализом и синтезом, моторикой, артикуляцией, пространственной, временной и количественной ориентацией); широтой представлений об окружающем мире. Только в обучении, которое в своей целостности направлено на достижение оптимального общего развития учащихся, а значит, и названных факторов, можно добиться успехов в развитии речи школьников: ее содержательности, мотивации, обеспечить владение средствами языка. Таким образом, сочинение, как и связная речь в целом – это не только и не столько раздел русского языка и чтения, сколько отражение и результат характера всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания -  с первых дней обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Литературное творчество младших школьников

    Вопрос развития литературного творчества младших школьников меня интересовал уже давно. Учащиеся начальных классов любят сочинять, фантазировать, придумывать небылицы, ...

Развитие литературного творчества младших школьников

Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детс...

"Развитие литературного творчества младших школьников" (из опыта: работа с одарёнными детьми)

Работая с младшими школьниками я столкнулась с проблемой, у многих детей слабо развита речь, им порой трудно выразить свою мысль. В рамках работы с одарёнными детьми стала организовывать "творческую м...

Статья по теме «Развитие литературного творчества младших школьников»

Уже во 2 классе у детей формируются чёткие знания о структуре и законах жанра сказки, что помогает им в знакомстве с мифами и позволяет «по всем правилам» создавать свои сказки, рассказы, даже басни. ...

Сочинение как метод стимулирования литературного творчества младших школьников.

Стремление к творчеству присуще всем людям в той или иной степени, а школа помогает развивать творческие способности личности, а предмет литературного чтения является почвой для творческой деятельност...