"Развитие литературного творчества младших школьников" (из опыта: работа с одарёнными детьми)
учебно-методический материал по чтению по теме

Донскова Оксана Васильевна

Работая с младшими школьниками я столкнулась с проблемой, у многих детей слабо развита речь, им порой трудно выразить свою мысль. В рамках работы с одарёнными детьми стала организовывать "творческую мастерскую" (по литературному чтению).Где стали учиться сочинять стихи, рассказы, сказки, постигать красоту слова через произведения известных поэтов, писателей. В результате посещения "творческой мастерской" отмечается положительная динамика качественной успеваемости по литературному чтению. Также дети стали активно участвовать в различных конкурсах на различных уровнях. Занимают призовые места. Причём "творческую мастерскую" стали посещать не только литературно одарённые дети, но и остальные дети, которым было интересно заниматься  такой работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_literaturnogo_tvorchestva.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА  

           МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     (из опыта: работа с одарёнными детьми)

                     

                                             Автор: Донскова Оксана Васильевна

                                                          учитель начальных классов

 

                                               МКОУ «Новоозерская» СОШ

                                              Ст. Озёрки   Алтайский край

Особенностью ребёнка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Я решила использовать это в учебном процессе. Мои дети с желанием откликнулись.

Начала работу над развитием поэтического творчества детей уже в 1 классе. На уроках обучения грамоте при чтении слоговых слияний у детей стали рождаться первые рифмы:

На-на- на   - в лесу живёт сосна.

Со-со- со  - с горы скатилось колесо.

Предлагались игры со словами:

  • Дополни слоги до слов.

сло-  ?                ? -      нок

дро-                   ? –

  • Придумай рифму к слову:

Олень  (лень, тюлень).

  • Загадки на договаривание.  «Доскажи словечко».
  • Придумывание загадок- описаний.
  • Дополни четверостишие по предложенным двум строчкам.
  • Допиши стишок по его началу.

Популярен такой вид игры:

  • Подобрать из предложенных слов пропущенные рифмы во фрагменте стихотворения.

Проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов, которые составили содержание рукописного сборника. Конечно, стихи были очень разные и по уровню, и по соответствию нормам стихосложения, но главная задача рукописных книг в начальном звене- это поощрение детского творчества, совершенствование техники стиха.

На уроках чтения, русского языка создаю условия для организации творческой деятельности учащихся. Проводим «Минутки поэзии», где учимся сочинять стихи. Для многих детей стало открытием, что сочинять рифмованные строчки- это не так уж и сложно. Дети учат стихи любимых поэтов по своему желанию. Учимся анализировать стихи, что способствует совершенствованию собственного поэтического творчества. Так, из урока в урок, дети развивают свою речь, мышление, фантазию и воображение. Не все научатся писать стихи, но видеть в жизни и чувствовать прекрасное- надеюсь будут все. Так в классе была организована «творческая мастерская» (по литературному чтению).

Со 2 класса приступили к написанию стихов, сочинений на заданную тему. Работу проводим как на уроках развития речи, во внеурочной деятельности ,так и дома . В 3 классе начали использовать такой вид работы: в художественных книгах, в произведениях классиков вместе с детьми и родителями находим красивые, яркие, образные слова и выражения, которые заносим в тетрадь, а затем дети используют их  в своих стихах и сочинениях.

Также дети с удовольствием пишут сочинения,  сочиняют сказки. Свои творческие работы ученики записывают и оформляют на альбомных листах, дополняя рисунками и фотографиями. В течение года оформляем тематические выставки творческих работ учащихся. Приглашаем родителей, других учеников.

            Со  2 –го класса стали создавать рукописную книгу с творческими работами учеников. Выпустили сборник стихов «Родничок» и сборник сочинений, рассказов, сказок «Живое    слово». Эти сборники  постоянно пополняются работами детей.

В работе по развитию творческих способностей младших школьников развивается  также эстетический вкус, формируются патриотические чувства, воспитывается доброе отношение к окружающему их миру. Расширяется словарный запас детей.

 С каждым годом увеличивалась численность учащихся, посещающих творческую мастерскую. Причём творческую мастерскую стали посещать не только литературно одарённые дети, но и другие учащиеся, которым было интересно.

      В результате посещения творческой мастерской отмечается положительная динамика качественной успеваемости учащихся по литературному чтению.

Также в результате посещения творческой мастерской  дети участвовали в «Литературной гостиной», проводимой в школе.

    Посещение творческой мастерской позволило учащимся выйти не только на школьный уровень, но и на муниципальный, региональный и всероссийский уровень.

   Отмечается положительная динамика участий школьников в литературных творческих конкурсах

Также результатом активности учащихся в литературных творческих

конкурсах стало повышение качества участий. Возросло количество

призовых мест.

  Каждый год учащиеся принимают участие в двух районных литературных конкурсах и занимают призовые места:

1. «Души прекрасные порывы»

2. «Вдохновение»

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1. «Души прекрасные порывы»

2. «Вдохновение»

1.«Души прекрасные порывы»

2. «Вдохновение»

1. «Вдохновение»

3 участника

7 участников

3 участника.

5 участников

3 участника

2 победителя: Данилина и Казанцева

Данилина -2 место

Кедря- 3 место

Дрямин -1 место

Данилина- 3 место

Болтенко- 1 место

Рожков Д.-2 место

Колесниченко К.- 2 место

   Также учащиеся принимают участие в конкурсе литературных работ «Вдохновение» и на региональном уровне, занимают призовые места.

 

2010-2011

2011-2012

1.Конкурс литературных работ «Вдохновение»

1.Конкурс литературных работ «Вдохновение»

2 участника

1 участник

Кедря- 3 место

Болтенко С.- 3 место

     Дети активно принимают участие в творческих литературных конкурсах и на Всероссийском уровне

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1. «Звёзды Нового Века»

1.Конкурс «Через тернии к звёздам»

2. Творческий конкурс «День мамы»

3.Фестиваль Детского творчества «Звёзды Нового Века»

1«Звёзды Нового Века»

2.Международная детская творческая олимпиада

1. «Всероссийский поэтический конкурс «Радуга творчества»

2.«Всероссийский конкурс сочинений «Радуга творчества»

3. Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» в номинации «Литературное творчество»

10 участий

3 участника

8 участников

     25 участий

   

16 участий

18 участий

2 участника

2 участника

3 участника

 3 лауреата

Болтенко, Кедря, Сечкарь

Лауреаты -3 чел.

Участники

Лауреат 1

Лаурет 1

Лауреты и призёры- 4

Победитель- 1 место

Победитель- 3 место

Победители -2 место

 Победители

Сборник авторских стихов   «Пернатые наши друзья».Возвращение на Родину.

Пришла весна,

И природа ожила.

Птицы прилетают ,

Солнышко блестит.

Снег кругом весь тает,

Ручеёк бежит.

Скворчики на родину

Прилетели с юга.

Песни нам и радость

Принесли оттуда.

      Болтенко Света

      Снегирь.

Ах, до чего мороз сердит!

Кругом снежок лежит.

Снегирь на веточке сидит.

Снегирь пылает и горит,

Как маленький флажок.

И сад, и роща, и дома:

Всё в зимнем сне вокруг.

-О чём ты думаешь, снегирь?

-Конечно о весне!

               Сморода Настя

                Синица.

Синица-птица непростая,

Очень быстрая такая.

Любит прыгать и летать

И с птенцами поиграть.

А ещё она- заботливая мать,

Раз четыреста готова в день летать,

Чтобы птенчикам своим еды достать.

Вырастают птенчики, маму покидают.

Но никогда детёныши её не забывают.

Вспомнят птенцы: детство, маму и гнездо.

Как она кормила, обучала их,

Не забудут никогда крылышек родных.

                                        Дрямин Глеб

              Дятел.

Лишь только солнце заблестит,

На ветке дятел застучит.

С утра работой занятой,

Зовётся санитар лесной.

Всех вредных пауков, букашек он

Острым клювом истребит.

И потому с утра пораньше

Как молоточком он стучит.

                  Опарин Саша

          Соловушка.

Маленький соловушка спрятался в кустах.

Песенку волшебную сладостно поёт,

Вечерами тихими радует народ.

Спой мне колыбельную, чтоб уснула я.

Чтоб приснились дальние, дивные края.

Сказочная Нарния и её народ,

Лев король и Бемби побеждают зло.

Песенку за песенкой, пой-ка соловей,

И от этих песенок станет мир добрей.

                         Литовкина Полина

 Пернатые друзья.

Птичек очень я люблю

И зимою их кормлю.

Мы кормушки мастерили

И зерно в них положили.

Птички зёрнышки клюют

И песню звонкую поют.

Зёрна все они склевали

И спасибо нам сказали.

Песню нам они пропели

И в лесочек улетели.

Птичек надо уважать,

Их не надо обижать.

         Данилина Наташа

 Поддержите птиц!

Нам помашут крыльями,

Улетая на юг перелётные птицы.

Но останутся с нами зимой:

Воробьи, и чижи, и синицы.

Птицам сложно добыть

В холода для себя пропитанье.

Ветер, снег и мороз

Станут сильным для них испытаньем.

И пернатым друзьям

Мы кормушки построим с тобою,

Пусть слетаются к нам,

Мы закатим для них пир горою!

                            Кедря Даниил

     Кормушка.

Как-то утром на рассвете

Я проснулась от того,

Что под окнами щебечут

Воробьи между собой.

Они делят кусок хлеба

И не могут поделить.

И тогда я закричала:

«Папа, папа, посмотри!

Что за окнами творится.

Воробьи там ссорятся!»

И тогда смастерили

Мы кормушку,

Чтоб зимою воробышки

Прилетали, кушали.

Болтенко Света

                                                          Рассказ «Кеша»

         В одном городе жила девочка Оля. Она очень любила зверей, птиц, цветы и всю природу, которая её окружала. Однажды к ней на балкон прилетел воробей. Оля дала ему имя Кеша и стала его подкармливать.

        Возле Олиного балкона стояло дерево, на котором было воронье гнездо. В этом гнезде жила стара ворона. Кеша очень боялся вороны и старался поменьше с ней встречаться. Старался прилетать к Оле, когда вороны не было в гнезде.

  Один раз Кеша взял с балкона кусочек хлеба и полетел. В это время внизу по дороге скакала ворона. Кеша случайно уронил хлеб, а ворона подумала, что он с ней делится. Ворона была очень довольна.

      С тех пор воробей и ворона стали дружить. А Оля уже стала угощать и Кешу и ворону, которой дала имя Каркуша.

                                                                Кедря Даниил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

Развитие литературного творчества младших школьников

Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детс...

"Развитие исследовательских способностей младших школьников" (из опыта работы с одарёнными детьми)

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических ...

Статья по теме «Развитие литературного творчества младших школьников»

Уже во 2 классе у детей формируются чёткие знания о структуре и законах жанра сказки, что помогает им в знакомстве с мифами и позволяет «по всем правилам» создавать свои сказки, рассказы, даже басни. ...

Cтатья " Первые шаги в развитии речевого творчества младших школьников" ( из опыта работы и размышлений)

Эта статья - начало обобщений моего опыта работы по развитию речевого, литературного творчества учеников начальных классов. Это первая попытка рассказать о том, что, на мой взгляд, у меня получается, ...

Развитие творческих способностей младших школьников (из опыта работы )

Развитие творческих способностей младших школьников (из опыта работы )...