Памятка по работе над ошибками по русскому языку
материал по русскому языку на тему

Короткова Виктория Ивановна

Памятка для учащихся начальной школы по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_k_rabote_nad_oshibkami.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка к работе над ошибками по русскому языку.

Орфограмма

Что нужно сделать

Образец

  1. Гласные в слабой позиции.

А). После шипящих (жи-ши, ча-ща,

чу-щу)

Выпиши слово, подчеркни гласную после шипящей, допиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Роща, щавель, удача, часы.

Берёзовая роща.

В добрых делах мне сопутствует удача.

Б). В корне слова гласные, проверяемые ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, подбери проверочное слово, допиши три однокоренных слова, выдели корень. Составь и запиши словосочетание и предложение с данным словом.

Село- сельский, поселковый, заселился, сёла.

Ближайшее село.

Наше село утопает в зелени садов.

В). В корне слова гласные, не проверяемые ударением.

Выпиши слово, поставь ударение и подчеркни безударную гласную, проверь по словарю.

Допиши три однокоренных слова. Составь и запиши словосочетание и  предложение.

Дорога – дорожная, подорожник, придорожный.

Дорожная сумка.

Дорога круто поднималась в гору.

Г). В приставках.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй три новых слова с этой приставкой. Составь и запиши словосочетание и предложение.

Находка, наезд, напомнил, навёл.

Удачная находка.

Саша принёс корзину белых грибов и порадовал своей находкой маму.

Д). В суффиксах.

Выпиши слово. Отметь суффикс. Запиши ещё три слова с данным суффиксом. Составь и запиши словосочетание и предложение.

Замочек – замочка, ключик – ключика, звоночек, дружочек.

Дверной замочек.

Замочек на моей куртке был сломан.

Е). В безударных окончаниях имён существительных.

Выпиши словосочетание; определи род, склонение, падеж существительного; подбери слово данного склонения с ударным окончанием. Запиши три других словосочетания с существительными данного склонения в этом же падеже. Запиши предложение.

Купался на речке – ж.р., 1-е скл., П.п., на земле, находился на даче, думал о погоде, заботился о мальчишке.

Федя с друзьями до позднего вечера купался на речке.

Ж). В безударных окончаниях имён прилагательных.

Выпиши словосочетание, поставь вопрос к прилагательному, определи окончание по вопросу. Запиши три словосочетания с прилагательными, отвечающими на этот вопрос. Запиши предложение.

Зелёная трава, трава (какая?) зелёная (ая-яя); зимняя погода, весёлая прогулка, радостная весть.

Зелёная трава блестела от капелек росы.

З). В безударных окончаниях глаголов.

Выпиши глагол, по неопределённой форме определи спряжение; вспомни, не является ли этот глагол исключением, определи окончание по спряжению. Запиши три глагола данного спряжения. Запиши предложение.

Играет: что делать? Играть – I спр., думает, знает, сочиняет.

Ира лучше всех играет в теннис.

  1. Согласные в слабой позиции.

А). Парные звонкие и глухие.

Выпиши слово, подбери к нему проверочное слово, запиши три родственных слова. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Зубки – зубок, зубастый, зубочистка, зубной.

Острые зубки.

У рыженькой белки острые зубки.

Б). Непроизносимые.

Выпиши слово, подбери проверочное слово, проверь по словарю. Запиши три однокоренных слова. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Поздно – опоздал, поздний, опоздавший, припозднился.

Встаёт поздно.

Зимой солнце встаёт поздно.

В). Двойные.

Выпиши слово, подчеркни двойную согласную, подбери три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Ранний, весенний, осенний, данный.

Раннее утро.

Ранним утром воздух особенно свеж и душист.

Г). В приставках.

Выпиши слово, выдели приставку. Вспомни правило, запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Развести, раздать, раздумывать, развесить.

Развести по домам.

Школьный автобус развёз детей по домам.

  1. Написание мягкого знака.

А). Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

Выпиши слово, подчеркни орфограмму, напиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

День, соль, мальчик, пальчик.

Новый день.

Каждый день утро надо начинать с зарядки.

Б). В именах существительных после шипящих.

Выпиши слово, определи род, запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Речь – ж.р., печь, мышь, рожь.

Длинная речь.

Наша речь состоит из слов.

В). В глаголах после шипящих всегда пишется мягкий знак.

Выпиши слово, запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Думаешь, пьёшь, занимаешься, поднимаешься.

Думаешь о лете.

Ты думаешь о предстоящих каникулах.

Г). В глаголах на

–тся, -ться.

Выпиши слово, задай вопрос, запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Что делать? – купаться.  Что делает? – купается.

Купаться, зачитаться, препираться, догадываться.

Купаться в речке.

Дети любят купаться в речке.

Д). Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово, выдели корень, подчеркни гласную после мягкого знака, запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Семья, листья, вьюга, Илья.

Дружная семья.

Этим летом наша семья отдыхала на море.

4.Написание разделительного твёрдого знака.

Выпиши слово, выдели приставку и корень, подчеркни гласную букву в начале корня, запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Съезд, подъём, съел, подъезд.

Съезд писателей.

На съезде писателей утвердили новый устав.

5.Написание приставок и предлогов.

А).Выпиши слово, выдели приставку и корень, подбери однокоренные слова, запиши три слова с такой приставкой. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Походка, ходил, заходит, приходит.

Повозка, повязка, поведение.

Красивая походка.

У Леночки очень грациозная походка.

Б). Поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Запиши три слова на это правило. Составь словосочетание.

По (какому?)лесу, по зелёному лесу; по дороге, на земле,

 в роще.

В тенистом лесу.

6. Перенос слов.

Выпиши слово, раздели на слоги, раздели для переноса. Запиши ещё три слова и раздели их на слоги и для переноса.

Заведение – за/ве/де/ни/е, за-веде-ние, заве-дение, заведе-ние.

Ужи - у/жи, ужи. Лужа - лу/жа, лу-жа.

Завод - за/вод, за-вод.

7. Сложные слова.

Выпиши слово, выдели корни и соединительную гласную. Запиши три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Самолёт, вертолёт, земледелие, камнеломка.

Реактивный самолёт.

Самолёт на Москву задерживается на два часа.

8. Заглавная буква в именах, кличках, названиях.

Выпиши слово, подчеркни заглавную букву, подбери три слова на это правило. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Кира, Лена, Дружок, Волга.

Девочка Кира.

Кира Иванова отлично выполнила домашнюю работу.

9.Однородные члены (перечисление).

Выпиши предложение, подчеркни однородные члены. Составь и запиши предложение с однородными членами. Правильно расставь знаки препинания.

Дети в школе пишут, читают, считают.

Таня, Марина и Оля слепили снеговика.

10.Пропуск и  замена букв, искажение слов.

Запиши слово правильно, раздели его на слоги и для переноса. Составь словосочетание. Запиши предложение.

Цветной - цвет/ной, цвет-ной.

Цветной телевизор.

Вчера мы купили цветной телевизор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...

Памятка " Как работать над ошибками по русскому языку" 2 класс

Проверяя работу в тетрадях по русскому языку, я выношу на поля номер, соответствующий ошибке. Пользуясь памяткой, дети учатся различать орфограммы и правильно выполнять работу над ошибками. Очень удоб...

памятка для работы над ошибками по русскому языку

Памятка как работать над ошибками.Лучше начинать работать над ошибками с 1 класса....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку.

Памятка предназначена для учащихся 2-3 классов для выполнения самостоятельной работы над ошибками по русскому языку....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку и предназначена для учащихся 1-4 классов. Удобна в обращении. Распечатав страницы, её очень легко превратить в книжку. Памятка ...

Памятка при работе над ошибками по русскому языку. 3 класс.

Памятка включает в себя все виды орфограмм, изучаемых в 3 классе. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками....