Предложный падеж
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дутковская Алина Александровна

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhnyy_padezh.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Дата: 26.02.2018

Школа:

Класс: 3

Учитель:

Методист:

Студент: Дутковская А., 42гр.

Тема урока: «Предложный падеж»

Цель:

  • формировать представления о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении)

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • понимать для чего служит предложный падеж;
  • уметь находить слова, стоящие в предложном падеже (по его признакам);
  • знать признаки предложного падежа.

Личностные: 

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
  • научатся осознавать свои возможности в учении.

Тип урока: открытия нового знания

Оборудование: УМК Школа России; Русский язык: 3 класс, 2 часть, В.П. Канакина и В.Г. Горецкий, презентация, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1. Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь на свои места.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Проверять свое рабочее место

Приветствовать учителя

К: настрой на урок

2. Актуализация знаний

Практический: каллиграф.упр.

3 мин

Минутка чистописания

-.., выйди к доске и запиши слова через запятую, подчеркни орфограммы.

Кровать, около, трамвай, солома, рябина, однажды, комната, самолет, килограмм, пятница, праздник, шоссе.

-Молодец, садись.

Писать каллиграфически

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: формулирование темы и цели урока

3 мин

- Посмотрите на доску. Что вы заметили? (не верно поставлены вопросы)

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? (П.п)

- Какова тема нашего урока? (Предложный падеж)

- Какая будет цель урока? (Узнать подробнее о предложном падеже)

Отвечать на вопросы

Формулировать тему и цель урока

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

4. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: ответы на вопросы

Практический: письменное грамматическое упражнение

5. Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Практический: самостоятельная работа в парах

Словесный: ответы на вопросы

Практический:письм.граммат.упр

4 мин

5 мин

8 мин

2 мин

10 мин

5 мин

-Сейчас я расскажу вам краткую историю о предложном падеже.

- М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами)

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог)

- Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже.

 - На какой вопрос отвечает предложный падеж?(о ком? О чем?)

-С какими предлогами употребляется?(При, о, об, на, в, во)

-Чем является в предложении?(дополнение)

- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(и.п.) А какой только с предлогами? (п.п.)

Работа по учебнику. Найдите упр.97.

При солнце тепло, при матери добро

В словах ретив, а в делах ленив

На языке медок, а на сердце ледок

- Как вы понимаете смысл первого предложения?

-Найдите имена сущ. в П.п. Какие вопросы вы поставили к именам сущ в П.п?

- С какими предлогами употреблены имена существительные в П.п?

-Запишите пословицы, выделите окончания имен сущ. в П.п. и подчеркните предлоги.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

Физминутка

- А сейчас выполним упр.99

- Н., прочитай первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок? (сказка о царе салтане)

- Н, прочитай второй отрывок? (сказка о рыбаке и рыбке)

- Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование (злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани)

- Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ. в П.п.

- А сейчас поработаем в парах.

Найдем упр. 100. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить предложения)

- Н., расскажи, как будешь составлять из данных слов предложения? (Задавать вопрос от главного слова)

- Приведи пример, разберем первое предложение.  (Люди живут (в чём?) в домах)

- Хорошо. А теперь объединитесь в пары, составьте предложения из всех данных слов. Запишите три предложения.

Выделите окончания им. сущ. в П.п.

Составьте и запишите свои предложения на данную тему.

- В каких предложениях вы употребили слово живет, а в каких находится? Почему? (одушевленный им.сущ – живет, неодушевленный – находится)

Слушать учителя

Высказывать собственное мнение

Читать правило

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

Читать задание

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

Выполнять упражнение

Отвечать на вопросы

Работать в парах

Составлять и записывать предложения

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Л.: смыслообразование

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

П.: выполнение действий по алгоритму

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

П.: осознанное построение речевого высказывания

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Л.: смыслообразование

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

6. Итог урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание

2 мин

1 мин

-Какие учебные задачи стояли на уроке?

- С какими предлогами употребляются имена сущ.вП.п?

 - Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист:

Мне понравилось работать на уроке.

 Мне было трудно.

Запишите домашнее задание: упр.98 с.54

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы;

обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Правописаниеокончаний мужского и среднего рода в предложном и творительном падежах....

Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.

Работа над правописанием окончаний имёнприлагательных втворительном и предложном падежах....

Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса

Тема:  « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока:  1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...