Конспект урока Вводный урок. Наш новый предмет «Литература» 5-й класс
план-конспект урока по русскому языку на тему

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.

Основная цель данного урока состоит в том, чтобы учащиеся получили представление о литературе как об искусстве слова. Для этого необходимо, во-первых, познакомить их с тем, что означает слово «литература», во-вторых, наглядно продемонстрировать, в чём специфика литературы как вида искусства.

 

II. Актуализация знаний.

Дети уже имеют представление об устном народном творчестве.

– Как ещё называют народное творчество? (Фольклор.)

– Это слово пришло к нам из английского языка, означает «народная мудрость».

«Жизнь прожить – не поле перейти».

– Что это? (Пословица.)

Вспоминаем пословицы и поговорки (слайд 2).

Назовите основные жанры фольклора, с которыми вы уже знакомы.

Работа над составлением кластера по парам с последующей проверкой.

Песни, потешки, прибаутки, дразнилки, скороговорки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, игры, считалки. Былины о богатырях и героях.

– Что объединяет всё это богатство? (Фронтальная работа.) (То, что народный фольклор относится к какому-то определённому народу и передаёт его своеобразие, его образ мыслей, его принципы – ментальность.)

 

В чём особенность фольклора? (Слайды 3–6), проверяем себя (слайд 7).

В чём особенность сказки?

 

Что такое «народная сказка»?

Фронтальная работа.

Определение по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой – «повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях».

– В чём отличие народной сказки? (Автор не указан, автором является сам народ.)

Фронтальная работа.

– Почему сказку называют «маленькой дверью в большой мир»? (Слайд 8.) (Потому что в сказках в упрощённой, иносказательной, сказовой форме рассматриваются жизненные ситуации и поднимаются достаточно непростые жизненные вопросы.) Приводим примеры: анализируем несколько известных сказок, выделяя смыслы.

Работа по группам (слайды 9, 10, 11).

– В чём отличие авторского произведения?

(Фронтальная работа.) (Оно в большей степени универсально, то есть может быть воспринято всеми, всем человеческим сообществом.)

Какие знания, полученные в начальной школе, мы с вами уже повторили?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Слайд 12.)

 

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

 

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

 

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

 

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

 

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

 

 

 

 

 

III. Открытие новых знаний.

1. Формулирование темы урока.

 

– Как называется совокупность авторских произведений? (Литература.)

– Каким искусством можно назвать литературу? (Искусство слова.)

Сформулируйте тему урока: «Литература как искусство слова».

 

 

2. Постановка задачи.

1. – Давайте вместе проанализируем происхождение слова «литература». Ваши предположения? (Если учащиеся испытывают затруднение:

* старославянское слово;

* заимствование;

* словоформа.)

2. Групповая работа:

Выберите одно из предложений. Проработайте его в группе. Приготовьтесь представить результат вашей работы.

Сводим получившиеся варианты, пробуем с детьми построить логическую цепочку в виде подводящего диалога.

Для учителя. Если рассуждать логически, художественная литература в виде письменных источников появилась на Руси достаточно поздно. Значит, это, скорее всего, заимствование. Поскольку письменность на Руси связывают с именами монахов Кирилла и Мефодия, то это заимствование, скорее всего, из церковного языка. Церковными языками в то время считались арамейский, греческий и латынь. Литература происходит от латинского слова litera, то есть буква.

 

– Литература начинается с литеры – то есть с буквы. А наши встречи в мире литературы начинались с «Капелек солнца»

и завершились «Океаном света». Начальная школа научила нас быть грамотными читателями (слайд 13, 14).

А кто такой, на ваш взгляд, грамотный читатель? Формулируем вместе с детьми определение грамотного читателя. Фронтальная работа.

Вспоминаем, что грамотный читатель – тот, кто видит:

* фактуальную сторону текста – то, что написано прямо;

* подтекст – то, что можно прочитать между строк;

* может сформулировать концепт, то есть выделить главные мысли текста.

– Давайте теперь с точки зрения грамотных читателей рассмотрим выражение: «Литература как искусство слова». Как вы думаете, что оно обозначает?

 

 

3. Открытие и применение нового знания.

1. – Слово «литература» нам уже знакомо. Перейдём к слову «искусство». Какие виды искусства нам известны?

2. Работа в парах.

 

Пишем кластер, затем сверяем. Предлагаем детям к каждому виду (живопись, музыка, театр, архитектура и др.) написать, какие инструменты/выразительные средства/материалы используются в том или ином случае.

Представьте результаты работы группы. Сделайте вывод. Приходим к выводу, что в случае с литературой инструментом является слово (слайд 15, 16).

Учитель обращает внимание детей на то, как поэт или писатель

рисует картину словами, как музыкален и выразителен может быть язык, сколько возможностей для изображения жизни таится в СЛОВЕ (слайд 17, 18, 19).

3. Работа в тетради.

Задания 1 и 2 Рабочей тетради (с. 1–3). Индивидуальная работа.

Проверка с самооценкой по алгоритму технологии оценки образовательных успехов.

4. Знакомство с новым учебником.

Рассмотрите оглавление учебника для 5-го класса и найдите уже знакомые имена.

Фронтальная работа.

– С произведениями каких писателей вы уже знакомы?

– С какими новыми фамилиями встретились?

– Какие произведения уже читали самостоятельно?

– О каком из них вам захотелось рассказать другу?

– Какие произведения из содержания учебника вам уже сейчас захотелось прочитать?

Учителю важно вместе с детьми назвать «сквозных» авторов, которые вели диалог с учащимися на протяжении всех лет обучения в начальной школе и зафиксировать (либо в таблице, либо в виде схемы). Необходимость заключается в том, чтобы грамотный читатель увидел своих добрых знакомых, которые открывали ему мир литературы и помогали расти

Человеком (слайд 20, 21).

 

IV. Итог урока.

 

Что мы сегодня вспомнили из того, что изучали в начальной школе?

 

– Что нового открыли для себя? (Мы разобрали понятие «литература как искусство слова».)

– Чего вы ждёте от новой встречи с уже знакомыми авторами?

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

Прочитать предисловие авторов (письмо-обращение) в учебнике «Шаг за горизонт» (книга 1, с. 3), пролог (с. 4–9), а также побыть «наедине с книгой», т.е. рассмотреть её, чтобы начать с вопроса: отчего захватило дух, когда прикасались к каждой странице нового учебника литературы?

Групповая работа. Продуктивное чтение текста.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ

Литература

5-й класс

Урок 1.

Вводный урок. Наш новый предмет «Литература».

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.

Основная цель данного урока состоит в том, чтобы учащиеся получили представление о литературе как об искусстве слова. Для этого необходимо, во-первых, познакомить их с тем, что означает слово «литература», во-вторых, наглядно продемонстрировать, в чём специфика литературы как вида искусства.

II. Актуализация знаний.

Дети уже имеют представление об устном народном творчестве.

– Как ещё называют народное творчество? (Фольклор.)

– Это слово пришло к нам из английского языка, означает «народная мудрость».

«Жизнь прожить – не поле перейти».

– Что это? (Пословица.)

Вспоминаем пословицы и поговорки (слайд 2).

Назовите основные жанры фольклора, с которыми вы уже знакомы.

Работа над составлением кластера по парам с последующей проверкой.

Песни, потешки, прибаутки, дразнилки, скороговорки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, игры, считалки. Былины о богатырях и героях.

 Что объединяет всё это богатство? (Фронтальная работа.) (То, что народный фольклор относится к какому-то определённому народу и передаёт его своеобразие, его образ мыслей, его принципы ментальность.)

В чём особенность фольклора? (Слайды 3–6), проверяем себя (слайд 7).

В чём особенность сказки?

Что такое «народная сказка»?

Фронтальная работа.

Определение по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой – «повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях».

– В чём отличие народной сказки? (Автор не указан, автором является сам народ.)

Фронтальная работа.

– Почему сказку называют «маленькой дверью в большой мир»? (Слайд 8.) (Потому что в сказках в упрощённой, иносказательной, сказовой форме рассматриваются жизненные ситуации и поднимаются достаточно непростые жизненные вопросы.) Приводим примеры: анализируем несколько известных сказок, выделяя смыслы.

Работа по группам (слайды 9, 10, 11).

 В чём отличие авторского произведения?

(Фронтальная работа.) (Оно в большей степени универсально, то есть может быть воспринято всеми, всем человеческим сообществом.)

 Какие знания, полученные в начальной школе, мы с вами уже повторили?

 Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Слайд 12.)

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

III. Открытие новых знаний.

1. Формулирование темы урока.

– Как называется совокупность авторских произведений? (Литература.)

– Каким искусством можно назвать литературу? (Искусство слова.)

Сформулируйте тему урока: «Литература как искусство слова».

2. Постановка задачи.

1. – Давайте вместе проанализируем происхождение слова «литература». Ваши предположения? (Если учащиеся испытывают затруднение:

* старославянское слово;

* заимствование;

* словоформа.)

2. Групповая работа:

 Выберите одно из предложений. Проработайте его в группе. Приготовьтесь представить результат вашей работы.

Сводим получившиеся варианты, пробуем с детьми построить логическую цепочку в виде подводящего диалога.

Для учителя. Если рассуждать логически, художественная литература в виде письменных источников появилась на Руси достаточно поздно. Значит, это, скорее всего, заимствование. Поскольку письменность на Руси связывают с именами монахов Кирилла и Мефодия, то это заимствование, скорее всего, из церковного языка. Церковными языками в то время считались арамейский, греческий и латынь. Литература происходит от латинского слова litera, то есть буква.

– Литература начинается с литеры – то есть с буквы. А наши встречи в мире литературы начинались с «Капелек солнца»

и завершились «Океаном света». Начальная школа научила нас быть грамотными читателями (слайд 13, 14).

А кто такой, на ваш взгляд, грамотный читатель? Формулируем вместе с детьми определение грамотного читателя. Фронтальная работа.

Вспоминаем, что грамотный читатель – тот, кто видит:

* фактуальную сторону текста – то, что написано прямо;

* подтекст – то, что можно прочитать между строк;

* может сформулировать концепт, то есть выделить главные мысли текста.

– Давайте теперь с точки зрения грамотных читателей рассмотрим выражение: «Литература как искусство слова». Как вы думаете, что оно обозначает?

3. Открытие и применение нового знания.

1. – Слово «литература» нам уже знакомо. Перейдём к слову «искусство». Какие виды искусства нам известны?

2. Работа в парах.

Пишем кластер, затем сверяем. Предлагаем детям к каждому виду (живопись, музыка, театр, архитектура и др.) написать, какие инструменты/выразительные средства/материалы используются в том или ином случае.

Представьте результаты работы группы. Сделайте вывод. Приходим к выводу, что в случае с литературой инструментом является слово (слайд 15, 16).

Учитель обращает внимание детей на то, как поэт или писатель

рисует картину словами, как музыкален и выразителен может быть язык, сколько возможностей для изображения жизни таится в СЛОВЕ (слайд 17, 18, 19).

3. Работа в тетради.

Задания 1 и 2 Рабочей тетради (с. 1–3). Индивидуальная работа.

Проверка с самооценкой по алгоритму технологии оценки образовательных успехов.

4. Знакомство с новым учебником.

Рассмотрите оглавление учебника для 5-го класса и найдите уже знакомые имена.

Фронтальная работа.

– С произведениями каких писателей вы уже знакомы?

– С какими новыми фамилиями встретились?

– Какие произведения уже читали самостоятельно?

– О каком из них вам захотелось рассказать другу?

– Какие произведения из содержания учебника вам уже сейчас захотелось прочитать?

Учителю важно вместе с детьми назвать «сквозных» авторов, которые вели диалог с учащимися на протяжении всех лет обучения в начальной школе и зафиксировать (либо в таблице, либо в виде схемы). Необходимость заключается в том, чтобы грамотный читатель увидел своих добрых знакомых, которые открывали ему мир литературы и помогали расти

Человеком (слайд 20, 21).

IV. Итог урока.

Что мы сегодня вспомнили из того, что изучали в начальной школе?

– Что нового открыли для себя? (Мы разобрали понятие «литература как искусство слова».)

– Чего вы ждёте от новой встречи с уже знакомыми авторами?

V. Домашнее задание.

Прочитать предисловие авторов (письмо-обращение) в учебнике «Шаг за горизонт» (книга 1, с. 3), пролог (с. 4–9), а также побыть «наедине с книгой», т.е. рассмотреть её, чтобы начать с вопроса: отчего захватило дух, когда прикасались к каждой странице нового учебника литературы?

Групповая работа. Продуктивное чтение текста.

 

© Баласс, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением ЭОР по предмету окружающий мир , 1 класс, программа « Начальная школа 21 век» , "Как дикие животные готовятся к зиме"

Считаю важным использовать на уроке игровые моменты, наглядно -иллюстративный материал, поэтому урок построен как игра - путешествие на лесную поляну.Представленные фрагменты и интерактивная игра из к...

Презентация урока "Мир глазами эколога" по предмету Окружающий мир, 4 класс по программе "Школа России"

Презентация урока предназначена для изучения материала по теме урока....

Конспект урока английского языка «Твои новые друзья» (УМК «English», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование слухо -произносительных навыков Have you got a..?; формирование лексического навыка говорения; ввести и первично закрепить буквы Ss, Cc.Планируемые ...

Конспект урока изобразительного искусства «Выразительность формы предметов» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений о декоративном натюрморте; формирование умения учащихся рисовать декоративный натюрморт.Планируемые результаты:     Предметные...

Конспект урока математики «Путешествие» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Путешествие»Цели деятельности учителя: обобщение сведений о длине и времени. Планируемые результаты Предметные: - знать: терминологию: длина, ширина, час, продолжительность, минута....